Сделай Сам Свою Работу на 5

ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Знание языка, на котором передается сообщение — необходимое условие правильного понимания. Нельзя понять смысла картины, не зная языка живописи. Основные закономерности, смысл символов, существующих во всех культурах, являются общими для многих культур и составляют основу языка изобразительного искусства. Расположение предметов на плоскости, размеры, используемые цвета, особенности прорисовки — все это имеет значение для понимания смысла целостного изображения (“того, что хотел сказать художник”).

Значение цвета.Тесная связь цвета с психикой, способность воздействовать на эмоции и физиологические функции человека была замечена еще в древности. Психологические особенности восприятия цвета человеком сформировались в результате взаимодействия с окружающей средой в ходе длительного исторического развития.

Первым цветовым делением времени было разделение на день и ночь. Желтый цвет – цвет солнца - соответствовал светлому времени суток и требовал активных действий, был насыщен новыми впечатлениями, ночь предназначалась для отдыха. Это цвет золота, которое с древних времен ассоциировалось с силой и могуществом. Синий - цвет неба, воды, а темно-синий – цвет ночи – ассоциируется с покоем, стабильностью. Темно-синий – самый консервативный цвет (именно такого цвета большинство форменных одежд).

Красный цвет - цвет крови и пламени - появляется в ситуациях, требующих мобилизации сил, оказывает возбуждающее действие. Активность, опасность, жар, любовь, агрессивность и сексуальность связываются именно с красным цветом.

Зеленый - цвет листьев, травы, весеннего обновления — символизирует саму жизнь. В средние века зеленый цвет стал ассоциироваться с землей, пассивным женским началом (в противоположность мужскому — активному красному).

Белый — цвет чистоты и покоя. С древности символизировал очищение, божественность, целомудрие. И в то же время — цвет небытия и абсолютного покоя, пустоты и смерти (погребальный саван, траурные одежды у некоторых народов – белого цвета).

Черный цвет поглощает все остальные цвета, соответствует мраку, злу, страданию, смерти. И одновременно — цвет земли, которая дает жизнь всему и принимает все после смерти, цвет женственности, связанной с образом матери-земли.

Художники могут не знать символического значения цвета, но они его чувствуют. «Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы… И эти цветы очень отчетливо выделялись на ее черном весеннем пальто… И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!». Тест Люшера истолковал бы выбранное Маргаритой сочетание цветов так: отчаяние и суицидальные мысли.

Особенности изображения человеческой фигуры в картине отражают психологические особенности персонажа и отношение автора к нему.

Голова – средоточие разума, прорисовка головы говорит об интеллекте персонажа.

Лицо — самая выразительная часть, определяющая личность. Отсутствие деталей лица, нечеткая прорисовка, затемнение в этой области характерно для изображения “плохих” людей либо указывает на проблемы с лицом. Глаза и уши предназначены для приема информации и показывают готовность персонажа к ее приему. Рот говорит о речевой активности персонажа. “Хорошие” герои улыбаются, а рты “плохих” обозначаются либо тонкой линией, либо оскаливаются рядом острых зубов.

Руки отражают степень дееспособности, умелости, в руках заключена сила человека и способность что-то создать, поэтому у добрых персонажей руки длинные, мощные, со множеством пальцев (часто чуть ли не вдвое больше, чем нужно), у злых — тонкие, короткие, с непрорисованными пальцами.

Ноги служат опорой и дают возможность передвигаться в пространстве; они характеризуют степень устойчивости и активности персонажа.

Волосы - символ красоты и жизненной силы.

Характер линий. Мягкие, округлые линии подчеркивают доброту героя, а острые, угловатые линии, о которые можно «уколоться», используются для изображения агрессивных персонажей. К угловатым линиям могут добавляться угрожающие элементы (например, всклокоченные волосы, напоминающие шипы).

Тщательность прорисовки деталей говорит об отношении к персонажу. Чем подробнее прорисован герой, тем более позитивно отношение автора к нему; нечеткая прорисовка и неудобное размещение достаются “плохим” (иногда они оказываются буквально “загнанными в угол”). Важные герои удостаиваются хорошей прорисовки, второстепенные изображаются нечетко.

Две мощные разделительные линии ограничивают зоны человеческого тела. Шея отделяет голову от туловища, средоточие мысли, интеллекта — от подчиняющегося чувственным побуждениям тела. Подчеркнутая граница головы и тела (тонкая шея, воротники, украшения) говорит о сильном контроле “темных” телесных импульсов со стороны разума. Талия отделяет сферу духовного от сферы телесного. Верх – голова и грудь - вместилище разума и души, добрых чувств. Нижняя часть туловища живет земной, плотской жизнью, требует пищи и сексуального удовлетворения. Отсутствие на картине нижней части говорит либо об отказе от удовлетворения телесных желаний, либо невозможности или трудности их осуществления.

Размер фигуры связан с главенством, силой, степенью уверенности героя.

Задания

1. Расскажите о характере героини “Портрета камеристки инфанты Изабеллы” П.Рубенса. О чем говорят детали картины: выражение лица, одежда, прическа?

2. Сравните изображения детей на двух обложках букварей. Какая из них вам больше нравится и почему?

 



 

Символическое значениемногих предметов является универсальным для разных культур. Собака часто обозначает верность и преданность; сладости – удовольствие, «сладкую жизнь»; решетки, даже декоративные – несвободу и ограничения. Согласно З.Фрейду, все предметы удлиненной формы (палки, зонты, шесты, оружие, деревья, инструменты, рыбы и т.п.) обозначают мужское начало, а предметы округлые или полые (пещеры, сосуды, бутылки, раковины, карманы, туфли, подковы, фрукты) — женское начало. Образы, связанные с рождением, сопровождает вода — среда, в которой зародилась жизнь на Земле и в которой начинается существование каждого человека. Образ дороги в западноевропейской живописи часто символизировал путь жизни. Значение одних символов буквально лежит на поверхности, для понимания других могут потребоваться определенные усилия.

Пространство картины.Понятия времени и пространства тесно связаны друг с другом. Изображение событий на плоскости позволяет передать течение времени. В тех культурах, где пишут слева направо, левая часть рисунка воспринимается как зона прошлого, а правая часть — как зона будущего — время течет слева направо. Соответственно голова или туловище персонажа, обращенные в левую сторону свидетельствует о его поглощенности событиями прошлого, а вправо — о том, что строит планы на будущее. Движение персонажей вправо или влево указывает на то, является ли это продвижением вперед или отступлением к прошлому. В середине листа (холста) происходят события настоящего. В восточных культурах, где принято обратное направление письма, зоны прошлого и будущего меняются местами, поэтому изображенные события читаются в обратном порядке.

Мера освоения пространства говорит об отношениях автора с миром. Стремление расширять свою сферу влияния, уверенность отражается в использовании всей поверхности листа или холста. Большие свободные от событий площади говорят о скованности, тревожности, желании остаться незамеченным.

По вертикали пространство картины включает три области: зоны земли, зона неба и средняя зона, в которой происходят все изображаемые события. В земле, ниже уровня ее поверхности, скрыты темные, таинственные силы; земля рождает все живое и в землю же возвращается все прекратившее физическое существование. Земля — это и грязь, и телесное начало, и источник жизни, и опора. Небесное пространство связано с воздухом, чистотой, свободой, высокими помыслами. Это место обитания Бога, ангелов, душ праведников, здесь — солнце и небесные светила, все светлое, разумное, духовное. Наличие — отсутствие небесной зоны в изображении (хотя бы в виде падающего из невидимого окна света) часто указывает на то, хорошие или дурные дела происходят в пространстве картины. Так, присутствие окна с пейзажем указывает на добродетельность происходящего, а картины совращения, пьянства, обмана сопровождает искусственное освещение — свеча, камин. В западноевропейской живописи XY-XYII веков встречался такой прием, как деление пространства на “добрую” (обычно правую) и “злую” половины. Каждая половина соответственно маркировалась: по обеим сторонам симметрично располагались цветущая лужайка — мрачный обрыв, павлин — сова, прекрасный замок — руины, грозовые тучи — голубое небо и т.п.

Задания

1. И. Репин «Бурлаки на Волге». В каком направлении двигаются бурлаки? Какие приметы прошлого и будущего художник расположил в левой и правой части картины?

2. В. Суриков «Боярыня Морозова». В какую сторону едет боярыня Морозова? Что у нее впереди? Куда смотрит большинство людей на картине?

3. П.Поттер «Цепная собака». Куда направлен взгляд собаки? Какими изображены прошлое, настоящее и будущее в этой картине? Где художник поставил свою подпись?

4. Д.Веласкес «Завтрак». Объясните расположение старика и юношей на картине.

5. Тициан «Кающаяся Мария Магдалина». Сравните правую и левую половины. Что в прошлом и что в будущем у Марии?

 

Целостный анализ изображения включает поэтапный ответ на следующие вопросы.

1. Кто нарисован (и что нарисовано)? Называются персонажи в следующем порядке: люди (если присутствуют); животные; растения; неживые предметы; надписи (если есть); фон; границы изображения (рама).

2. Какие они? Перечисляются признаки всех персонажей: размер, расположение в пространстве, цвет, характер линий, использованные цвета, освещенность, наличие и прорисовка деталей (для человеческой фигуры – отсутствие или сокрытие частей тела); символическое значение предметов (например, сладости как символ сладкой жизни, собака – символ преданности).

3. В каких они отношениях? Взаимное расположение персонажей и предметов: вместе или порознь, впереди – позади, выше - ниже, есть ли противопоставление; что означает такое размещение в пространстве. Наличие общих признаков у героев картины указывает на их связь либо схожесть.

4. Что это значит? Итоговое понимание смысла изображения складывается из перечисления особенностей элементов картины и чувств и мыслей, которые зритель проецирует на то, что находится перед его глазами (каждый видит то, что хочет).

Примеры анализа картины

А.Матисс «Разговор»

1. Как вам кажется, что здесь происходит? О чем, как вам кажется, разговор?

2. Кто и что нарисовано?

3. Какой мужчина? Почему он не вместился в пространство картины, часть головы и ног «срезаны» рамой? Может ли он покинуть синюю комнату? О чем говорит полосатая пижама?

4. Какая женщина? Легко ли ей встать с кресла? Что будет, если она встанет? О чем говорят цвета: цвет лица женщины, цвет платья? Что обозначает странное черное пятно у нее на лбу?

5. Губы героев плотно сжаты. Как же они разговаривают?

6. Какие предметы на картине связаны с мужчиной, какие – с женщиной?

7. Что изображено за окном?

8. Что, на ваш взгляд, происходит в другой синей комнате на заднем плане?

 

Г.Терборх «Бокал лимонада»

1. Перечислите персонажей картины.

2. Что можно сказать про молодую женщину? Почему на ней золотое парадное платье и черная косынка? Что лучше прорисовано – лицо или тело и о чем это говорит? К какому сословию она принадлежит? О чем говорит ее поза?

3. Каков мужчина? Почему он не снял шляпу? Хорошо ли видно ли его лицо, глаза? В какой позе он сидит? Какие цвета использованы для изображения мужчины? Что, по вашему мнению, он говорит девушке?

4. Какова роль пожилой женщины? Видны ли ее глаза? Сравните белый цвет в одежде всех троих персонажей. На чьей стороне старушка?

5. Какое освещение в комнате? Какая сторона светлее, левая или правая, и почему?

6. Картина называется «Бокал лимонада» (лимонад в то время готовили из воды, лимонов и сахара). Если предметы имеют общий признак, они связаны. С каким персонажем связан бокал, с каким – лимон? Что символизирует срезанная кожура лимона? И выжатый ломтик лимона на тарелке? Каковы намерения мужчины? Согласна ли девушка взять бокал?

 

Задание

Проанализируйте любую картину (рисунок, рекламный плакат), используя приведенный алгоритм анализа.

 

Литература

1. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. Роман (любое издание).

2. Зазыкин В. Г. Психология в рекламе. – М.: ДатаСтром, 1992.

3. Серов Н.В. Лечение цветом. - СПб.: ЛИСС, 1993.

4. Мифологические, исторические и литературные сюжеты в произведениях западноевропейской живописи и скульптуры. [Путеводитель. Автор текста и сост. Р.И.Русакова, Г.И.Шрамкова]. – М.:. Изобраз. искусство, 1994.

5. Раушебах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. – М: Интерпракс, 1994.

6. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. – СПб.: Речь, М.: Сфера, 2001. (Психологический практикум).

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.