Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема. Культура и цивилизация





План

1. Философское понимание культуры. Сущность, структура и социальные функции культуры. Типология культуры.

2. Развитие культуры. Традиции и новаторство в культуре.

3. Единство, многообразие и диалог культур.

4. Духовная культура и мир ценностей. Нравственные, эстетические, религиозные ценности.

Основная литература

1. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов-на-Дону, 2006. С. 456 – 461.

2. Дунаева Н.Н. Философия. – Ростов н/Д, 2004. С. 133 – 145.

3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 2002.- С. 202 – 205, 235 - 241.

4. Катаева О.В. Философия: учеб. пособие /О.В. Катаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – С. 231 - 242.

5. Основы философии в вопросах и ответах. – Ростов-на-Дону, 2001. - С. 372 - 384.

6. Спиркин А.Г. Философия.- 2 изд. – М., 2002. Тема 8.

7. Стрюковский В.И. Курс философии в схемах. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – С. 100 - 104.

8. Тихонравов Ю.В. Философия. – М., 2001. С. 167 - 212.

9. Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие / Е.В. Зорина, Н.Ф. Рахманкулова [и др.]; под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. – М., 2006. – С. 296 - 316.

9. Философия /под ред. В.П. Кохановского. – Ростов-на-Дону. 2003. - С. 343-389.



Дополнительная литература

1. Арефьев Г.С. Общество как объект социально-философского анализа. – М., 1995.

2. Бирюкова М.А. Глобализация: интеграция и дифференциация культур // Философские науки. 2001. №1. С. 33-42.

3. Валеев Д.Ж. О моделях этического поведения в различных сферах человеческой деятельности // Социально-гуманитарные знания. 2002. №2. С. 196 – 208.

4. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.

5. Григорьян Б.Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире. – М., 1986.

6. Задачи и упражнения в курсе философии. Темы: Общество. Культура и цивилизация. – Уфа, 2003 (состав. Т.Б. Мурдасова).

7. Кармин А. Философия культуры в информационном обществе: проблемы и перспективы // Вопросы философии. 2006. №2. С. 52 – 60.

8. Кравченко И.И. Политические и другие социальные ценности // Вопросы философии. 2005. №2.

9. Келле В.Ж. Интеллектуальная и духовная составляющая культуры // Вопросы философии. 2005. №2.

10. Киселев Г.С. Смыслы и ценности нового века // Вопросы философии. 2006. №4. С. 3 – 16.

11. Левикова С.И. Две модели динамики ценностей культуры (на примере молодежной субкультуры) // Вопросы философии. 2006. 2006. №4. С. 3 – 16.



12. Межуев М.В. Философия культуры как специфический вид знания о культуре // философские науки. 2003. №3. С. 34 – 39.

13. Миголатьев А.А. Философия культуры // Социально-гуманитарные знания. 2003. №3.С. 85 – 104.

14. Орешников И.М. Гуманитарная культура и инженер. – Уфа, 1992. 118 с.

15. Россия и Запад: взаимодействие культур // Вопросы философии. 1992. №6. С. 3 – 49.

16. Тоненкова М.М. Социально-духовные ценности и экология сознания // Социально-гуманитарные знания. 2002. №2. С. 240 – 259.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение культуре.

2. Какие существуют подходы к пониманию культуры?

3. Назовите основные функции культуры.

4. Назовите типы культуры.

5. Что такое субкультура? Массовая культура? Элитарная культура?

6. Что такое материальная культура?

7. В чем специфика духовной культуры?

8. Как соотносятся понятия «культура» и «цивилизация»? Дайте определение этим понятиям.

9. Что такое культурно-исторический тип в концепции Н.Я. Данилевского?

10. Как вы понимаете утверждение О. Шпенглера, что цивилизация – это смерть культуры?

11. Чем характеризуются различные фазы развития цивилизации у А. Тойнби?

12. Назовите особенности постиндустриального общества.

13. Какую роль играет культура в жизни человека?

14. Каково место личности в культуре?

15. Нужны ли национальные культуры?

16. Что понимается под общечеловеческими ценностями?

Глоссарий

1. Абсолютная идея – основная категория гегелевской философии, показывающая основу мира, творческое начало мира, неизменное, вечное, совершенное начало бытия.



2. Абсолютный дух - часть гегелевской философской системы, в которой описывается жизнь свободного духа, не ограниченного пространством и временем и проявляющегося в искусстве, религии и философии.

3. Автономная воля – категория в философии И.Канта, показывающая независимость нравственной воли от внешних обстоятельств, традиций, ценностей и т.п.

4. Агностицизм (греч. agnostos - непознаваемый) – отрицание возможности познания.

5. Аксиология (греч. axios - ценность, logos - учение) - учение о ценностях.

Акциденция (от лат. случай, случайность) – философский термин, обозначающий свойство, принадлежащее предмету, но несущественное.

6. Антиномии – противоречащие друг другу суждения.

7. Антропосоциогенез - происхождение человека как общественного существа.

8. Антропоцентризм – мировоззрение, оценивающее мир через человека, полагая его главной ценностью мироздания.

9. Апологетика – сочинение ранних христианских философов и богословов, направленные на защиту христианского учения от язычества.

10. Априорный – существующий до всякого опыта.

11. Будда (санскрит – пробуждать, познавать) – человек, обладающий пробужденным, просветленным сознанием.

12. Бытие – (греч. ousia , лат.esse) 1. все когда-либо существовавшее, ныне существующее (наличное бытие) и все имеющее внутренний потенциал к реализации в будущем. – Это «Мир в целом» или «Универсум». 2. исходное начало и основание нашего мира, его сущность, его метафизическая определенность. Философы часто его называют «абсолютным бытием» или абсолютом, единым, в развитых религиях – это Бог.

13. Веды (санскр. – знание) – древнеиндийские сакральные тексты, являющиеся священными для ведической религии, брахманизма и индуизма.

14. Верификация (лат. verus - истинный, facere - делать) установление достоверности высказываний опытным путем.

15. Время – форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем.

16. Всеединство – единство Вселенной, в которой вещи в их внутренней связи и взаимодействии образуют единое целое. Понятие всеединства встречается у элеатов – «Все есть единое», в особенности у неоплатоников. Учение о всеединстве занимает особенно важное место в пантеизме, монизме, а также у русских религиозных философов.

17. Гедонизм - этическое учение, считающее наслаждение высшим смыслом жизни.

18. Герменевтика – искусство понимания, искусство истолкования текстов. В отличие от неопозитивизма, герменевтика считает, что язык уже несет в себе миропонимание, поэтому достаточно его изучить, чтобы понять мир.

19. Гилозоизм, гилопсихизм ( от греч. hyle – материя и zoe - жизнь) – философское направление, рассматривающую всю материю с самого начала как живую (одушевленную).Представители: ионийские натурфилософы, Дж.Бруно, Дидро и др.

20. Гносеология (греч. gnosis – знание) – учение о познании, теория познания.

21. Глобалистика - научное направление, возникшее на стыке таких наук, как социология, экономика и философия, использующее методы математического моделирования для изучения глобальных (общепланетарных) проблем.

22. - Даосизм - религиозно-философское учение Китая, основоположником которого считается Лао-Цзы.

23. Движение – способ существования материи, изменение вообще.

24. Детерминизм – (лат. determino – определяю) – система философских взглядов об объективной, закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений окружающего мира.

25. Деизм (от лат. Deus – Бог) - учение, утверждающее, что хотя Бог и существует в мире как его первопричина, однако после сотворения мира развитие мироздания осуществляется без его участия.

26. Диалектика – учение о всеобщей связи и развитии.

27. Дуализм – учение, представители которого считают, что в основе бытия два равноправных начала: материальное и идеальное.

28. Дух – философское понятие, означающее невещественное начало в отличие от материального, природного начала.

29. Душа – понятие, выражающее исторически изменяющиеся воззрения на психику и внутренний мир человека; в религии и ряде философских течений – понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела.

30. Закон – общая, существенная, необходимая, устойчивая, повторяющая связь между явлениями. Существуют законы функционирования и законы развития.

31. Законы диалектики – законы, являющиеся общими принципами развития природы, общества и мышления. У Гегеля сформулированы три основные закона диалектики: единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количества в качество и качества в количество, закон отрицание отрицания.

32. Идеализм – философское направление, признающее первичным духовное (сознание).

33. Идеальное – отражение действительности в формах духовной деятельности, способность человека духовно-мысленным образом воспроизводить вещь. Существуют различные точки зрения на понимание идеального.

34. Индетерминизм - концепция, которая либо отвергает причинность вообще, либо отрицает ее всеобщий характер.

35. Индивид – отдельный представитель человеческого рода с учетом социальной группы. Индивидуальность – совокупность специфических свойств человека, позволяющая отличать его от других людей.

36. Интеллигибельный (от лат. умопостигаемый) – философский термин, обозначающий объект, постигаемый только умом и не доступный чувственному восприятию.

37. Иррационализм – направление в философии, которое в противоположность рационализму, ограничивает, либо вообще отрицает возможность разумного постижения реальности и делает основой миропонимания нечто недоступное разуму, утверждая трем самым, что само бытие иррационально. Он на первый план выдвигает волю (волюнтаризм), интуицию (интуитивизм), инстинкты (бессознательное).

38. Истина – знание, соответствующее действительности (классической подход или теория корреспонденции). Абсолютная истина – знание абсолютно полное, абсолютно точное, абсолютно верное. Конкретность истины – это зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются.

39. Категория – (греч. kategorien –выказывать) – формы мышления, отражающие наиболее общие и существенные стороны, связи и отношения действительности.

40. Категории диалектики – наиболее общие основные понятия, характеризующие всеобщие свойства развивающегося мира (возможность и действительность, необходимость и случайность и т.п.).

41. Качество – существенная определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не другим объектом.

42. Количество – общее в вещах, которое безразлично к конкретному содержанию и качественной определенности объекта.

43. Конфуцианство - религиозно- философское течение, основывающееся на взглядах Конфуция.

44. Концепция – основополагающая мысль, основная точка зрения.

45. Космоцентризм - воззрение, в центре которого Космос, характерно для античной философии.

46. Коэволюция – взаимосогласованное развитие человека и природы.

47. Критерий - мерило, мера оценки.

48. Критический рационализм - направление в философии, занимающееся выработкой некой «чистой» модели рациональности, верной для всех и во все времена.

49. Креационизм (от лат. creatio – созидание) – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего, характерен для иудаизма, христианства и ислама.

50. Логика (греч. logos – слово, понятие, мысль, наука) – наука о законах мышления.

51. Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующая индивида как члена того или иного общества или общности.

52. Майевтика (от греч. – повивальное искусство) - так называл свой метод Сократ, видевший свою задачу в том, чтобы в процессе дискуссии, ставя все новые и новые вопросы, побуждать своих собеседников самим находить, «рождать» истину.

53. Материализм – философское направление, признающее материю первичной и независимой от сознания, а сознание вторичным.

54. Ментальность (лат.) – образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы.

55. Мера – философская категория, выражающая диалектическое единство количественных и качественных характеристик объекта, граница, в пределах которой количественные изменения не влекут за собой качественных изменений.

56. Метафизика (греч. – то, что за физическим) -1. философия, предметом которой являются сверхчувственные первые причины и предельные основания мира вещей и явлений, включая человека; 2. метод, противоположный диалектическому.

57. Метод – способ деятельности субъекта в любой ее форме; способ познания, система регулятивных принципов, направляющих практическую и познавательную деятельность. Методы всеобщие (философские): диалектика, метафизика, интуитивный, аналитический, герменевтика, феноменология. Методы общелогические: анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, идеализация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, системный подход, структурно-функциональный метод. Методы теоретического познания:формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному. Методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение.

58. Методология – 1. система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности. 2. учение об этой системе, общая теория метода.

59. Мировоззрение – система наиболее общих взглядов человека на мир, на место человека в нем, на отношение человека к окружаю- щей действительности и к себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

60. Модусы – свойства.

61. Монизм (от греч . monos – один) – философское учение, признающее основой всего существующего одно начало, либо материю (материалистический монизм), либо дух (идеалистический монизм).

 

62. Младогегельянцы – последователи философии Гегеля, взявшие на вооружение его диалектический метод.

63. Натурфилософия – философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.

64. Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний, наука выступает как знание, деятельность по получению знаний, как социальный институт.

65. Неопозитивизм – направление в философии ХХ века, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием современной науки – роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания. Продолжает традиции субъективно-идеалистического эмпиризма, но в отличие от XIX века сводит задачи философии к анализу языковых форм познания

66. Неотомизм – философия современного католицизма, претендующая на универсализм, на синтез веры и разума. Философию считает служанкой богословия.

67. Неофрейдизм – направление в современной философии, которое соединяет классический психоанализ с социологическими и этнографическими теориями. В отличие от биологизма З.Фрейда неофрейдизм считает, что личность детерминируется обществом и культурой.

68. Номинализм – учение, согласно которому реально существует лишь единичное, а общие понятия – только имена.

69. Ноосфера – сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разум становится главным, определяющим фактором развития.

70. Общество - система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности.

71. Объективный дух – часть гегелевской системы, в которой отражены воззрения философа на социально-историческую жизнь человечества, проявляющуюся в праве, семье, государстве.

72. Объективный идеализм – философское направление, считающее первичным дух, Мировой разум, Бога, идею (сознание человека).

73. Объективная истина – такое содержание знаний, которое определяется самим объектом.

74. Онтология (от греч. ontos –сущее, logos – слово, учение, наука) – учение о сущем, о бытии.

75. Относительная истина – знание относительно полное, относительно верное, относительно точное.

76. «Осевое время» (ввел экзистенциалист К.Ясперс в работе «Истоки истории и ее цель») – своеобразный центр истории, ограничено промежутком между 8 и 2 вв. до н.э. и пятью территориями (Китай, Индия, Персия, Израиль, Греция), где этносы независимо друг от друга создали такие культуры, где впервые появляется «подлинный человек в его духовной открытости миру»., «осевая культура» обладает особыми чертами: универсальностью, рефлексивностью, гуманистичностью

77. Отражение – свойство материальных систем воспроизводить в своей структуре структуру внешнего воздействия. Формы отражения: в неживой природе – следовые явления, в живой природе – раздражимость, рефлексы, зоопсихика, в обществе – управление.

78. Отчуждение – категория гегелевской философии, означающая процесс делания чего-либо (труда, личности) чужим для человека.

79. Пантеизм (греч. pan –все и theos - Бог), учение о том, что все есть Бог, учение, обожествляющее Вселенную, природу.

80. Панбиологизм - течение, абсолютизирующее биологическое (природ- ное) в человеке.

81. Пансоциологизм – течение, абсолютизирующее социальное в человеке.

83. Патристика – учение отцов церкви (III –V вв.).

84. Персонализм – теистическое направление в философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности – Бога.

85. Плюрализм – (от лат. pluralis – множественный) – философское учение, утверждающее (в противоположность монизму), что в основе бытия лежит множество независимых начал; множественность, многообразие чего-либо.

86. Позитивизм – философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, позитивное знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения, и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

87. Понятие – форма мысли, отражающая мир в обобщенных и существенных признаках.

88. Постпозитивизм – термин, обозначающий ряд философских концепций науки, возникших в 1950 – 70-х гг. в процессе критики и самокритики неопозитивизма. Т.Кун выдвинул концепцию научных революций, содержанием которых является смена парадигм. И.Лакатос выдвинул положение, что история науки – борьба научно-исследовательских программ.

89. Практика (греч. - деятельный, активный) – предметно-чувственная (материальная, преобразующая) деятельность человека, выражающая специфику его бытия в мире. Является ключевым в диалектико-материалистической философии. Виды практики: 1. материальное производство (труд), преобразование природы, «естественного бытия» ; 2. социальное действие - преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений (революция, реформы, войны, изменение форм управления и т. п.); 3. научный эксперимент.

90. Праксиология (гр. praktikos - деятельный, logos - учение) - учение о практике.

91. Прогресс - направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

92. Провиденциализм (от лат. providentia - провидение) – религиозно-идеалистическое воззрение, считающее, что ход истории, развитие мира – промысел Божий.

93. Пространство – форма бытия материи, ее атрибут, характеризующий протяженность материи, ее структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах.

94. Развитие – необратимое, направленное, качественное изменение материальных и идеальных объектов.

95. Разум (диалектическое мышление) – философская категория, выражающая высший уровень рационального познания, для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия).

96. Рассудок (статичное, формальное мышление) – философская категория, выражающая исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит, как правило, в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта.

97. Рационализм (лат. rationalis - разумный) – направление в философии, признающее в противоположность эмпиризму разум решающим источником истинного знания.

98. Реализм (позднелат. realis вещественный) – направление в средневековой схоластике (противоположное номинализму), признававшее объективную реальность общих понятий – универсалий, существующих независимо от отдельных вещей.

99. Регресс – тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему. Содержанием регресса являются процессы деградации, понижения уровня организации, застой, возвращение к изжившим себя формам и структурам.

100 Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – способность челове-ческого сознания, мышления осознавать свои собственные формы и со-держание, критически анализировать предпосылки и методы познания.

101. Римский клуб – неформальная организация ученых, общественных деятелей, занимающаяся исследованием глобальных проблем.

102. Самосознание – акт непосредственного обращения сознания к самому себе (выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей), предполагает самопознание, самооценку, самоконтроль. Исторические формы развития самосознания: самочувствие, осознание себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, сознание.

103. Связь – философская категория для обозначения взаимообусловленности явлений, разделенных в пространстве и (или) времени.

104. Сенсуализм – направление в философии, представители которого считают, что только чувства дают истину.

105. Синергетика (греч. synergeia – сотрудничество, содружество) – теория самоорганизации открытых, нелинейных, сильно неравновесных систем.

106. Скептицизм – (от греч. - рассматривающий) – философская позиция, сторонники которой сомневаются в возможности истинного и одно-значного познания действительности.

107. Соборность – объединяющее начало в сознании, поведении, требующее коллективного обсуждения при принятии решений, выборе путей развития общества.

108. Содержание - философская категория, выражающее внутреннее единство образующих данный предмет элементов, сторон, свойств.

109. Солипсизм (лат. solus – единственный ipse – сам) – доведенный до крайних выводов субъективный идеализм, признание единственной реальностью только своего «я», индивидуального сознания, отрицание существования внешнего мира.

110. Субстанция - (от лат. – сущность, то, что лежит в основании) – 1. первоначало, не имеющее внешней причины существования; 2. реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства, предельного основания. В зависимости от того, признается ли возможность одной, двух или нескольких субстанций, различают философский монизм, дуализм, плюрализм.

111. Субъективный идеализм – философское направление, признающее первичным сознание человека или его ощущения.

112. Сущность – философская категория, отражающая внутренние, глубинные связи, основу предмета, либо воплощенные в его главной, определяющей стороне, либо представленные в виде внутреннего единства, совокупности всех его различных форм (единство многообразного).

113. Схоластика – «школьная философия», наука, зависимая от теологии, обосновывающая, защищающая логическим путем религиозные догматы и систематизирующая их.

114. Сциентизм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной цен-ности.

115. Теизм (греч. theos - Бог) – религиозно-философское учение, считающего Бога абсолютной бесконечной личностью.

116. Теология – богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога.

117. Теоцентризм – направление средневекового мышления, согласно которому реальностью, определяющей все сущее, является Бог.

118. Томизм – учение Фомы Аквинского.

119. Трансцендентальный (от лат.- выходящий за пределы) – термин философии Канта – изначально, априорно присущий рассудку, априорный не приобретенный из опыта и не обусловливающий его, предшествующий опыту.

120. Трансцендентный – выходящий за пределы внешнего созерцания, внутреннего возможного опыта, потусторонний.

121. Упанишады (от санскрит upa – рядом и sad – сидеть с учителем) –древнеиндийское произведение религиозно-философского характера, примыкающие к Ведам и определявшие духовное развитие древнеиндийской культуры приблизительно с 800 до 500 г. до н.э. Развивая темы и понятия Вед (космологическая тематика, идея единства всего сущего и т.д.), Упанишады вводят их в рамки более последовательной монистической системы и переносят центр тяжести с внешней на внутреннюю сторону явлений.

122. Утопия (от греч. ou – не и topos – место) – страна, которой нет, течение, изображающее идеальное состояние совместной жизни людей, преимущественно с гуманитарно-коммунистической окраской, произвольно сконструированный идеал желаемого общества. Слово и понятие «утопия» введены Т. Мором (Utopis, 1516).

123. Философия – теоретически сформулированное мировоззрение.

124. Философские методы: диалектика, метафизика, герменевтика, аналитический, интуитивный, феноменогия и др.

125. - Фидеизм (от лат. – вера) – утверждение приоритета веры над разумом.

126. Феноменология – философское направление, стремившееся освободить философское сознание от натуралистических установок, достигнуть собственной области философского знания – рефлексия сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить изначальные основы познания, человеческого существования и культуры.

127. Философская антропология – направление, занимающееся изучением человека, его природы и сущности.

128. Форма - философская категория выражающая : а) способ существования определенного содержания; б) внутреннюю организацию содержания, его структуру; в) внешний облик предмета как продолжение внутреннего единства формы и содержания. Формы научного познания – результат познания, «ставшее» знание: факт, проблема, гипотеза, теория, идея, концепция.

129. Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение.

130. Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

131. Эвдемонизм – (от греч. – блаженство) – античный принцип жизнепонимания, по которому счастье и блаженство являются высшей целью человеческой жизни.

132. Эволюция – синоним развития. Чаще связывается с постепенными количественными изменениями или с развитием качеств, в целом не разрушающих единство и определенность систем и структур.

133. Эмпиризм - направление в гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником истинного знания.

134. Эпистемология (греч. episteme – знание) – учение об истине и способах ее достижения, теория познания, научное познание.

135. Эсхатология – учение о конечных судьбах мира и человека.

СОДЕРЖАНИЕ

Предмет философии……………………………………………………………

История философии. Основные направления и школы философии в ее историческом развитии. Философские учения Древнего Востока ………………………………………………

История философии. Античная философия……………………………………………………….

История философии. Философия Средневековья и

эпохи Возрождения …………………………………………………………....................................

История философии. Философия Нового и

Новейшего времен ………………………………………………………….……………………….

Онтология. Бытие ……………………………………………………………………………………

Человек………………………………………………………………………………………………..

Сознание………………………………………………………………………………………………

Познание……………………………………………………………………………………………..

Научное познание …………………………………………………………………………………

Общество…………………………………………………………………………………………….

Личность……………………………………………………………………………………………..

Культура и цивилизация…………………………………………………………………………….

Глоссарий……………………………………………………………………………………………

 

 

Редактор Матвеева Л.А.

 

Изд. Лиц. ЛР №020267 ОТ 22.11.96

Подписано в печать 30.06.10. Бумага офсетная №2. Формат 60x84 1/25

Гарнитура «Таймс». Печать офсетная. Усл.-печ. л. 1,5.

Тираж 50 экз.

 

Издательство Уфимского государственного нефтяного технического университета

Адрес издательства:

450062, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1.

Отпечатано методом ризографии.

Адрес типографии:

Г. Стерлитамак,

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.