Сделай Сам Свою Работу на 5

Детский церебральный паралич (ДЦП)





ДЦП— заболевание, связанное с поражением формирую­щегося головного мозга в период внутриутробного развития, в родах, в ранний постнатальный период. Заболеваемость ДЦП имеет тенденцию к увеличению и составляет 1,88 случая на 1000 детей. Этиология данного заболевания многообразна — на сегодняшний день известно свыше 400 вредных факторов. Особенно неблагоприятными считаются: гипоксия, вирусные, соматические заболевания в первой трети беременности, стре­мительные роды, стимуляция родовой деятельности, высокая масса новорожденного, возраст мамы старше 35 лет (особенно при первой беременности), инфекции или травмы в ранний постнатальный период.

ДЦП изучается с 1853 г. (хирург-ортопед Литтл). За это время предложено несколько классификаций данного заболе­вания. В нашей стране наиболее широко используется класси­фикация К. А. Семеновой (1978). В соответствии с данной клас­сификацией выделяют 5 клинических форм детского цереб­рального паралича: двойная геииплегия, спастическая дипле-гия,гемипаретическая форма,гиперкинетическая, атонически-астатическая форма.

Для всех форм характерны двигательные нарушения реф­лекторного характера. Движения возможны, но они не управ­ляются ребенком: присутствуют компенсаторные движения и порочный двигательный стереотип, нарушена координация, повышен тонус мышц.



Детский церебральный паралич не прогрессирует. По мере роста и развития ребенка могут отмечаться уменьшения кли­нических симптомов болезни.

С.А. Бортфельд, Е.С. Ульрих в течении всех форм ДЦП различают 4 периода восстановления двигательной сферы и социальной ориентации больного ребенка.

1. Острый период длительностью 7—14 дней. Отмечается прогрессирующее течение заболевания, выраженные двигатель­ные расстройства, в ряде случаев — наличие периодических су­дорожных приступов.

2—3. Восстановительный период (ранний — до 2 месяцев, поздний — до 1—2 лет) характеризуется выраженным ранним тоническим рефлексом, который сохраняется дольше нормаль-


ных сроков, сдерживая своевременное появление установочных рефлексов и развитие движений. Страдают или отсутствуют врожденные рефлексы.



4. Период остаточных явлений начинается с двухлетнего возраста и продолжается в детстве и юношестве, а при тяже­лых формах — пожизненно. Качество восстановительных ме­роприятий в этом периоде во многом зависит от предшествую­щего систематического лечения. Отсутствие раннего лечения вызывает формирование порочных поз и движений, затрудняя нормализацию двигательной сферы ребенка.

Лечение детей с ДЦП комплексное и включает медикамен­тозное, физиотерапевтическое, ортопедическое, логопедичес­кое лечение, гидрокинезотерапию, электростимуляцию мышц в покое и ходьбе. Особое значение в физической реабилитации таких детей имеет лечебная физическая культура и массаж. В настоящее время разработано много методов моторного пере­обучения детей с данным заболеванием (методы Бобат, Кэбот, Фелис, Темпи—Фэй, Семеновой и др.). Массаж является неза­менимым средством восстановительного лечения детей с ДЦП. Релаксирующий массаж снижает мышечный тонус, противо­действует развитию контрактур. Нормализация мышечного тонуса является обязательным фоном для занятий ЛФК. Для стимуляции развития движений применяется как общий, так и точечный массаж по тормозному методу.

Трудотерапия необходима ребенку для развития основных приемов самообслуживания, приобретения определенных тру­довых навыков, необходимых для социализации личности.

Для получения положительного реабилитационного эффек­та у детей с ДЦП необходима продолжительная и упорная ра­бота. Задачи ЛФК в период остаточных явлений:

— снижение гипертонуса приводящих мышц и мышц сги­
бателей, укрепление ослабленных мышц;



— улучшение подвижности в суставах, коррекция порочных
установок ОДА;

— улучшение координации движений и равновесия;

— стабилизация правильного положения тела, закрепление
навыка самостоятельного стояния, ходьбы;

— расширение общей двигательной активности ребенка, тре­
нировка возрастных двигательных навыков;


— обучение совместно с воспитателями и родителями са­
мообслуживанию, усвоению основных видов бытовой де­
ятельности с учетом умственного развития ребенка.

Для решения поставленных задач используются следую­щие группы упражнений:

— упражнения на расслабление, ритмичное пассивное по­
тряхивание конечностей, маховые движения, динамичес­
кие упражнения;

— пассивно-активные и активные упражнения из облегчен­
ных исходных положений (сидя, лежа), упражнения на
мяче большого диаметра;

— упражнения с предметами под музыку, переключение на
новые условия деятельности, развитие выразительности
движений; упражнения в различных видах ходьбы: вы­
соко, низко, «скользко», «жестко», с подталкиванием; уп­
ражнения для головы в и.п. сидя, стоя;

 

— принятие правильной осанки у опоры со зрительным кон­
тролем; упражнения в различных исходных положениях
перед зеркалом;

— упражнения для развития и тренировки основных возра­
стных двигательных навыков: ползание, лазание (по ска­
мейке), бег, прыжки (вначале на мини-батуте), метания;
упражнения в движении с частой сменой исходного по­
ложения;

— игровые упражнения: «как я одеваюсь», «как я причесы­
ваюсь» и т. д.

Формирование движений должно производиться в строго определенной последовательности, а именно: начиная с голо­вы, затем идут руки—туловище, руки— туловище—ноги и со­вместные двигательные действия. При этом движения руками и ногами должны выполняться сначала в крупных суставах (плечевом и тазобедренном), затем постепенно захватывать средние суставы (локтевой и коленный) и далее смещаться к лучезапястному и голеностопному. При наличии сопутствую­щих деформаций ОДА (контрактуры, укорочение конечностей, остеохондропатия, сколиозы, остеохондрозы), соматических заболеваний спектр задач расширяется с учетом имеющейся патологии.


В период остаточных явлений расширяется комплекс средств лечебной физкультуры. В программу физической реабилита­ции включены массаж, прикладные виды физических упраж­нений, трудотерапия, гидрокинезотерапия, физиотерапия (теп­лолечение, электрофорез, УВЧ), иппотерапия, ортопедия (ходь­ба в лонгетах, ортопедических ботинках, космическом костю­ме «Адели»).

Объем суточной двигательной активности детей по мере роста и развития постепенно возрастает. Двухлетний ребенок должен использовать различные формы двигательной актив­ности в объеме 2 ч 30 мин в день, а в возрасте 3—7 лет — 6 ч, при этом объем недельной нагрузки составляет соответственно 19 и 43 ч.

Физическая реабилитация детей с ДЦП в условиях детского сада в период остаточных явлений.Дети 4—7 лет с сохранен­ным интеллектом посещают детские дошкольные учреждения с логопедическими группами, так как двигательные дефекты сочетаются с нарушением речи (дизартрия, аламия и т. д.). По­сещая детский сад, ребенок с ДЦП получает необходимое об­щение со сверстниками, расширяется его естественная потреб­ность в движении, возрастают речевые контакты со взрослыми и детьми, прививая маленькому человеку опыт социального взаимодействия, повышая уровень самооценки.

Физическая реабилитация детей с ДЦП в детском саду включает: занятия лечебной гимнастикой, массаж, упражне­ния в воде, занятия физической культурой, игры. Лечебная гимнастика проводится в течение всего года, исключение со­ставляют вынужденные перерывы, вызванные сезонными за­болеваниями ОРВИ. Занятия с методистом ЛФК проводятся через день, в остальные дни недели ребенок занимается с ро­дителями. Занятия лечебной гимнастикой проводятся в любое время дня. Достаточно эффективны занятия после дневного сна, на фоне относительного снижения мышечного тонуса, хоро­шего настроения. Преимущественные исходные положения: стоя на четвереньках, лежа на спине, животе, боку, в ходьбе. Каждое упражнение повторяется не меньше 8—12 раз. Темп — медленный и средний, общая длительность занятия 30—45 мин. На занятиях лечебной гимнастикой используется весь ар­сенал предметов, особенно распространенного в последнее время


крупного оборудования: мячи, физиоролы, следы, дорожки разной жесткости и т. д. Массаж проводит медсестра ежеднев­но или через день курсами по 15—20 процедур с перерывами в 1 месяц. Занятия физической культурой и плавание использу­ются по 2 раза в неделю, круглогодично. В воде ребенок вы­полняет специальные упражнения.

Воспитатель осуществляет контроль за правильной осан­кой в режиме дня, тренирует мелкую моторику ребенка, ис­пользуя метод Монтессори.

Игры. Наиболее подходящими являются спартианские игры, в которых ребенок раскрывает свои двигательные, интеллекту­альные и художественные возможности вместе со здоровыми сверстниками. В более старшем, школьном возрасте детям ре­комендуют занятия доступными видами спорта с учетом сте­пени дефекта.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.