Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел II Опорно-двигательный аппарат





Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

Имени Франциска Скорины»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»

__________________ И.В. Семченко

«____» _______________ 2012 г.

Регистрационный № УД- ______ /р.

 

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА

Учебная программа для специальности

Биология (научно-педагогическая деятельность)»

(код специальности) (наименование специальности)

 

Факультет биологический____________________

(название факультета)

Кафедра физиологии человека и животных______

(название кафедры)

Курс (курсы) ______1,2________

Семестр (семестры) _____2,3_______

 

Лекции _____32/8_______ час. Экзамен _____2,3______

(количество часов) (семестр)

Практические (семинарские)

занятия _______-_______ час. Зачет ______-______

(количество часов) (семестр)

Лабораторные Курсовой проект,

занятия _____32/8______ час. работа _____-______

(количество часов) (семестр)

Всего аудиторных часов Форма обучения

по дисциплине _____64/16______ час. высшего образования

(количество часов) дневная/заочная

Всего часов

по дисциплине _____174_____ час.

(количество часов)

 

 

Составил Д. Н. Дроздов, доцент

Учебная программа дисциплины обязательного компонента составлена на основе типовой учебной программы по курсу «Анатомия человека» для высших учебных заведений по специальности 1-31 01 01 «Биология», утвержденной УМО ВУЗов РБ по естественнонаучному образованию 16 июня 2008 года. Регистрационный номер ТД-G. 144/тип.



 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры физиологии человека и животных

 

__________ 2012 г., протокол № ___

 

Зав. кафедрой

 

доцент __________ Л.А. Евтухова

 

 

Одобрена и рекомендована к утверждению Методическим советом биологического факультета

__________ 2012 г., протокол № ___

 

 

Заместитель председателя

методического совета

 

доцент __________ В.Н. Веремеев


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Анатомия человека относится к одной из фундаментальных дисциплин в системе биологического образования. Изучение анатомии человека является важным элементом образования студентов, оканчивающих университет по биологической специальности. Без глубоких знаний строения тела человека невозможно успешное освоение целого ряда основополагающих дисциплин, таких как физиология человека и животных, гистология, биофизи­ка, эмбриология и др. Получение систематических знаний в области анато­мии человека способствует формированию научного кругозора студента-биолога, его становлению как самостоятельного исследователя и педагога.



Актуальность курсасостоит в том, что позво­ляет студентам приобрести знания о строении систем органов и аппаратов человека, знакомит с основами органо- и морфогенеза, тем самым создает необходимую основу для успешного освоения знаний по другим биологиче­ским дисциплинам.

Целью дисциплины являетсяовладение студентами основ морфологического строе­ния организма человека, его орга­нов и систем.

Задачами дисциплины являются:

- овладение анатомической терминологией и методами исследования;

- усвоение знаний о строения человеческого тела на разных уровнях организации;

- формирование умений и навыков самостоятельной работы с анатоми­ческими препаратами.

В результате изучения дисциплины: выпускник должен знать:

- основные термины и понятия анатомии;

- методы анатомического исследования;

- строение органов, опорно-двигательного аппарата, пищеварительной и дыхательной систем, мочеполового аппарата, эндокринных желез, системы кровообращения, органов кроветворения и иммунной системы, нервной сис­темы и органов чувств, общего покрова тела - кожи;

выпускник должен уметь:

- дать описание строения и положения органов тела человека;

- определять структурные особенности органов и систем;



- использовать знание структурно-анатомических особенностей органов для оценки их физиологических функций.

Материал дисциплины «Анатомия человека» основывается на ранее по­лученных студентами знаниях по дисциплине «Цитология и гистология».

Дисциплина «Анатомия человека» изучается студентами 1 курса биологического факультета специальности 1-31 01 01 02 «Биология (научно-педагогическая деятельность)». Общее количество часов 174; аудиторное ко­личество часов для студентов очной формы обучения - 64, из них: лекции - 32 часов, лабораторные занятия - 32 ча­сов. Форма отчётности – экзамен во 2 семестре; для студентов заочной формы обучения – 16, из них лекций 8, лабораторных занятий 8 часов. Форма отчётности – экзамен в 3 семестре.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Раздел I Введение

Тема 1 Введение в курс анатомии человека.Предмет, задачи и методы анатомии человека. Связь анатомии с другими науками. Краткая история становления и развития анатомии как науки. Анатомия Древнего мира, периода эллинизма, Эпохи Возрождения; анатомия Нового времени, анатомия в 18-19 вв. Современный этап развития анатомии: рентгеноанатомия, ультразвуковое исследование внутренних органов, магнитный резонанс и компьютерная томография. Основные разделы анатомии: систематическая (нормальная), топографическая (хи­рургическая), патологическая, сравнительная, возрастная анатомия и т.п. Подходы, применяемые при изучении тела человека. Методы анатомического исследо­вания. Наблюдение и осмотр тела, вскрытие, заморозки-распила, наливки, коррозионный, рентгеноскопический, экспериментальный. Понятие об органе, системе органов и аппарате. Анатомическая номенклатура. Плоскости и оси тела человека: сагит­тальная, фронтальная, горизонтальная. Термины, применяемые для обозна­чения положения точек или линий в этих плоскостях, органов и частей ко­нечностей тела человека.

Раздел II Опорно-двигательный аппарат

Тема 2 Строение осевого скелета тела человека.Опорно-двигательный аппарат: активная и пассивная части. Скелет ивыполняемые им функции. Классификация и строение костей. Трубчатые, губчатые, плоские, смешанные и воздухоносные кости. Строение кости: ор­ганическая и неорганическая части. Осевой и добавочный скелет. Особенности строения скелета человека в связи с выполняемыми функциями. Осевой скелет: позвоночный столб, груд­ная клетка, череп. Строение позвонков, особенности позвонков разных отде­лов позвоночника. Рёбра и грудина. Кости мозгового и лицевого отделов че­репа, отверстия в черепе и их назначение. Строение внутреннего и наружного основания черепа.

Тема 3 Строение скелета конечностей.Добавочный скелет: пояс свободной верхней конечности, кости верхней конечности. Особенности строения лопатки и ключицы, строение плечевой кости, костей предплечья, запястья и фаланг пальцев. Добавочный скелет: пояс свободной нижней конечности, кости нижней конечности. Особенности строения тазовых костей, бедренной кости, костей голени, предплюсны, плюсны и фаланг пальцев.

Тема 4 Соединение костей.Понятие о соединении костей. Непрерывные соединения: фиброзные, хрящевые, костные. Фиброзные соединения: синдесмозы - связки и межко­стные перепонки, швы и вколачивания. Хрящевые соединения: синхондрозы - постоянные и временные. Прерывные соединения (суставы). Строение и классификация суставов по числу и форме суставных поверхностей. Анатомо-физиологическая классификация. Вспомогательные образования в суста­вах. Диски и мениски, суставные губы и сумки. Полусуставы (симфизы).

Тема 5 Мышцы головы и туловища.Общая характеристика и классификация мышц. Оболочки мышц (эндомизий, перимизий, эпимизий). Классификация мышц по форме, положению, функци­ям. Вспомогательный аппарат мышц: фасции, синови­альные сумки и влагалища. Общий обзор мышечной системы человека. Мышцы головы и шеи. Жевательные и мимические мышцы. Мышцы ту­ловища: мышцы груди, живота и спины.

Тема 6 Мышцы конечностей.Мышцы плечевого и тазового поя­сов. Мышцы свободной верхней и нижней конечностей.

Раздел III Спланхнология

Тема 7 Пищеварительная система.Строение ротовой полости, ее границы и органы в ней расположенные. Строение зубов, зубная формула и ее изменение с возрастом. Строение языка. Расположение слюнных желез. Нёбо: мягкое и твердое нёбо, мышцы нёба. Глотка и ее отделы, мышцы глотки. Пищевод, особенности строения стенки. Желудок: отделы и части, строение стенки, слизистая, железы желудка, краткая характеристика выполняемых функций. Строение тонкого и толстого отдела кишечника. Особен­ности строения слизистой оболочки желудка и кишечника. Пищеварительные железы. Печень: макро- и микроструктура. Кровоснабжение и организация печеночной дольки. Воротная система печени. Жёлчный пузырь: отделы и протоки. Поджелудоч­ная железа: расположение в брюшной полости, отделы и выводные протоки. Краткая характеристика функций пищеварительных желёз. Строение, происхождение и функции брюшины. Листки брюшины: па­риетальный и висцеральный. Понятие о брыжейке.

Тема 8 Дыхательная система.Носовая полость: носо­вые ходы, обонятельная и дыхательная области. Пересечение дыхательного и пищеварительного пути в глотке. Гортань: ее отделы, хрящи и мышцы. Пар­ные и непарные хрящи гортани. Мышцы гортани: расширители и суживатели голосовой щели, мышцы, напрягающие голосовые связки. Голосовые связки и звукообразование. Трахея: топография в грудной полости и строение стен­ки. Бронхи: главные бронхи (строение стенки и топография), ветвление бронхиального дерева. Макроскопическое и микроскопическое строение легких. Понятие легочной ацинус. Плевральные оболочки и полость. Понятие о средостении.

Тема 9 Мочеполовая система.Общая характеристика и функции мочевыделительной системы. Моче­вые органы. Топография и фиксирующий аппарат почек. Макроструктура почки: поверхности, края, полюса. Почечные ворота. Внутреннее строение почки: корковое и мозговое вещество. Почечные сегменты, и доли, корковые дольки. Нефрон, как структурно-функциональная единица почки, его органи­зация и строение. Пути тока крови и мочи. Классификация нефронов. Сосу­дистое русло почек. Пути выведения мочи. Почечные чашки и лоханка, форникальный аппа­рат почки и его назначение. Мочеточник: строение стенки и топография. Мо­чевой пузырь: отделы и строение стенки. Мужской и женский мочеиспуска­тельный каналы. Половые системы. Внутренние и наружные мужские половые органы. Строение мужских половых желёз: яичко и система семенных канальцев. Придаток яичка. Семенные пузырьки, бульбоуретральные железы, предста­тельная железа. Топография в тазовой полости. Наружные половые органы: половой член и мошонка. Опускание яичек в мошонку, формирование се­менного канатика. Внутренние и наружные женские половые органы. Строение женских половых желёз: яичник (макроструктура и топография, внутреннее строение и понятие о фолликуле). Маточные трубы и их части, матка, влагалище. Наружные половые органы: женская по­ловая область и клитор.

Тема 10 Эндокринная система.Классификация эндокринных органов. Гипоталамо-гипофизарная система. Строение и функции щито­видной и паращитовидных желез, надпочечников, гипофиза и эпифиза. Железы смешанной секреции. Инсулярная часть поджелудочной железы. Половые железы как эндок­ринные органы.

Раздел IV Ангиология

Тема 11 Кровеносная система.Строение артерий, вен, капилляров, микроциркуляторное русло. Строение стенки артерий: артерии мышечного, эластичного и сме­шанного типов. Ветвление артерий: магистральный и рассыпной, ветвление в паренхиматозных и трубчатых органах. Коллатеральные сосуды и их типы. Сердце как основной двигатель крови. Топография и строение сердца. Положение сердца в грудной полости, его форма, размеры поверхности. Ка­меры сердца: строение предсердий и желудочков. Ток крови в сердце. Клапа­ны сердца (предсердно-желудочковые, аортальные и легочного ствола). Строение стенки сердца (эндокард, миокард и эпикард). Проводящая система сердца. Строение перикарда (околосердечной сумки). Кровоснабжение и иннервация сердца. Сосуды малого круга кровообращения. Кровообращения плода. Перестройка системы кровообращения при рождении.

Тема 12 Сосуды большого круга кровообращения.Сосуды большого круги кровообращения. Аорта и ее ветви: плечеголовной ствол, грудная часть, брюшная часть аорты. Вены большого круга кровообращения. Систе­мы верхней и нижней полых вен, система воротной вены. Лимфатическая система как дополнительное звено венозного русла. Со­став системы: лимфатические капилляры, сосуды, правый и грудной лимфа­тические протоки. Лимфатические узлы и их строение. Органы кроветворения и иммунной системы. Центральные органы красный костный мозг и тимус. Периферические органы - миндалины, лимфоидные и лимфатические узлы, селезёнка. Печень в плодный период.

Раздел V Неврология

Тема 13 Центральная нервная система.Топография и строение спинного мозга. Утолщения спинного мозга. Сегменты спинного мозга их строение и номенклатура. Организация серого и белого вещества. Микроструктура серого вещества: ядра спинного мозга и их расположение. Проводящие пути спинного мозга. Передний, боковой и зад­ний канатик спинного мозга. Собственный сегментарный аппарат мозга. Строение отделов головного мозга: продолговатый мозг, задний (мост и мозжечок), средний мозг, промежуточный. Внешнее и внутреннее строение – распределение белого и серого вещества. Топография ядер черепно-мозговых нервов. Внешнее и внутреннее строение мозжечка. Поверхности конечного мозга: основные борозды и извилины, локализация функций. Оболочки спинного и головного мозга: твердая, паутинная и сосудистая.

Тема 14 Периферическая и автономная нервная система.Черепно-мозговые нервы: ядра и области ин­нервации. Спинно-мозговые нервы: сплетения, области иннер­вации. Общий обзор строения вегетативной нервной системы. Особенности ор­ганизации и выполняемые функции. Структура рефлекторной дуги вегета­тивного рефлекса. Симпатическая и парасимпатическая части автономной (вегетативной) нервной системы. Симпатиче­ский ствол и его отделы, вегетативные сплетения брюшной полости и таза (чревное, верхнее и нижнее подчревные). Головной и крестцовый отделы па­расимпатической части. Области иннервации.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.