Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2. Специфические свойства художественной литературы. Художественный образ.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

РАЗДЕЛ

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XI–XVIII вв.

Учебная программа для специальности

071201 «Библиотечно-информационная деятельность»

Кемерово

 

Утверждено на заседании кафедры литературы и русского языка
17 ноября 2010 г., протокол № 3.

Утвержден на заседании кафедры литературы и русского языка

Сентября 2012 г., протокол №1

 

 

Теория и история литературы (Раздел «История русской литературы XI–XVIII вв.): Учебная программа для специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» / Сост. А. В. Шунков. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2011. – 20 с.

 

 

Составитель:

канд. филол. наук, доцент

Шунков А.В.

Введение

Включение в учебный план специальности «Библиотековеде­ние и библиография» дисциплины «Теория и история литературы» обусловлено необходимостью дать будущим специалистам библиотечной системы основы знаний о развитии мирового литературного процесса, об этапных произведениях выдающихся писателей мира и особом месте классической русской литературы в мировой культуре. Главная цель при этом - привить профессиональные навыки работы с художественными произведениями будущим информационным работникам, направленные на повышение общей культуры читателей. Сформулированная цель определяет следующие задачи курса:

1. Раскрыть основные положения теории литературы, помочь студентам овладеть навыками анализа художественного текста, научить разбираться в важнейших художественных методах, стилях и течениях, раскрыть роль литературной критики, взаимосвязь литературы с другими видами искусства, что особенно актуально в академии искусств и культуры.

2. Утвердить принцип гуманизации обучения: произведения художественной культуры непосредственно участвуют в духовной жизни различных народов мира, через них, главным образом, человечество осознает собственный опыт.

3. Приобрести знания и навыки сугубо профессионального характера: способность самостоятельно анализировать произведения писателей-классиков и писателей новых поколений, что выпускнику факультета информационных технологий необходимо для правильного формирования информационных ресурсов, более точной оценки художественных достоинств подбираемых в библиотечный фонд источников, для профессиональной, соответствующей последним достижениям литературоведческой мысли работы с читателем.

Данная программа построена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и включает следующие разделы:

1. Введение в литературоведение.

2. История русской литературы Х-XVIII веков.

Изучение курса тесно связано с такими дисциплинами, как «Библиотековедение», «Библиография». «История книги».

Курс «Теория и история литературы» общим объемом 36 часов читается в течение 1 семестра.

Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских и практических занятий. Значительное место занимает самостоятельная работа студентов по чтению и анализу художественных произведений и литературоведческих источников.

В ходе изучения курса студенты сдают зачет. Рубежный контроль знаний предполагает освоение теоретического материала курса и непосредственное знакомство с литературными произведениями (список художественных текстов, обязательных к прочтению, дан в приложении к программе).

Тематический план курса

«Теория и история мировой литературы»

4.1. Русская литература

Дневное отделение

Наименование разделов и тем курсов всего часов лекц. сем.
Раздел 1. Введение в литературоведение      
1.1. Содержание литературоведения, его методология и состав.
1.2. Специфические свойства художественной литературы. Художественный образ.
1.3. Художественное пространство и художественное время
1.4. Сюжет и композиция в литературном произведении.
1.5. Авторская позиция и способы ее выражения в литературном произведении.
1.6. Литературный процесс. Литературные роды и жанры
Итого по разделу  
Раздел 2. История русской литературы X–XVIII веков      
2.1. Возникновение древнерусской литературы
2.2. Литературные памятники XI–XII веков.
2.3. Эмоционально-экспрессивный стиль.
2.4. Литература XVI–XVII веков.
2.5. Литература XVIII века.  
2.6. Классицизм как литературное направление
2.7. Сентиментализм как литературное направление XVIII века.
Итого по разделу
Всего

Содержание курса

«Теория и история мировой литературы»

Раздел I. Введение в литературоведение

Тема 1. Содержание литературоведения, его методология и состав.

Литературоведение как наука, устанавливающая принципы изучения, специфику, происхождение и развитие словесно-художественного творчества, исследующая идейную и эстетическую ценность и структуру литературных произведений, исторические и эстетические закономерности литературного процесса прошлых и современной эпох.

Методология литературоведения как понимание закономерностей историчесюго развития художественной литературы и определение общих принципов и способов ее исследования. Основополагающее значение трудов русских и зарубежных философов, филологов, литературоведов (Аристотель, Н. Буало, Г. В. Ф. Гегель, В. Г. Белинский, Н. А. Веселовский, А. А. Потебня, Ю. Н. Тынянов, М. М. Бахтин, Л. С. Выготский, Ю. М. Лотман, Д. С. Лихачев и др.) для методологии современного литературоведения. Основные принципы литературоведения: 1) изучение художественных произведений в единстве их формы и содержания; 2) выяснение социально-эстетической природы литературы в ее историческом развитии.

Структурные части литературоведения как науки: теория литературы, история литературы и литературная критика. Теория литературы как отдельная дисциплина литературоведения, изучающая общие законы развития словесно-художественного творчества, отвечающая на вопросы о сущности литературы, об особенностях ее содержания и формы и общественном значении; система научных понятий, которые разрабатывает теория литературы. История литературы – дисциплина, изучающая возникновение, смену и развитие литературных направлений и методов, а также творчество отдельных писателей как закономерно-обусловленный процесс; взаимосвязь и взаимодействие истории литературы и теории литературы. Связь теории и истории литературы с литературной критикой, имеющей своей задачей оценку общественного и художественного своеобразия литературных произведений на основе их значения для современности.

Дисциплины, близкие литературоведению (вспомогательные): библиография, палеография, текстология, источниковедение, историография. Их место и роль в общей системе литературоведческих дисциплин.

Взаимосвязь литературоведения с другими видами научного знания: философией, эстетикой и искусствознанием, историей, психологией, языкознанием. Многосторонний характер воздействия литературоведения на образование отдельной личности и интеллектуальное, гуманистическое развитие общества.

Тема 2. Специфические свойства художественной литературы. Художественный образ.

Предмет и содержание художественной литературы. Художественная литература как вид искусства. Искусство – специфическая форма отражения действительности общественным сознанием. Отличие художественного познания от научного по предмету изучения и способу обобщения. Человек в его многосторонних связях с природой и обществом – основной предмет искусства. Пути определения роли и значения искусства в жизни общества. Синкретизм как этап развития искусства. Нерасчлененность труда и искусства в дофеодальном обществе. Г. В. Ф. Гегель о назначении искусства.

Вклад А. А. Потебни в разработку теории художественного образа. Сравнение как основа структуры художественного образа. Язык, речь и их этимологическая образность. Сравнение – универсальное средство образности в широком смысле. Художественный образ – всеобщая категория художественного творчества, способ и форма познания жизни.

Тезис В. Г. Белинского «художник мыслит образами». Художественный образ как единство общего и индивидуального, выраженное через единичное, неповторимое.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.