Сделай Сам Свою Работу на 5

Перечень программного обеспечения, используемого в учебном процессе (по видам занятий)





Кафедра информатики и вычислительной техники

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Начальник Первый проректор

учебно-методического отдела

______________ Картель Н.В. ______________Носиков А.С.

«______» ____________ 2008 г. «______» ____________ 2008 г.

Регистрационный № УД- /р.

«ТЕХНОЛОГИИ БАЗ ДАННЫХ И ЗНАНИЙ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

для студентов специальности

1-27 01 01 «Экономика и организация производства»

Объем нагрузки по учебному плану, аудиторная/самост. работа, ч., в том числе: 136 (54/82) 136 (12/124) 136 (12/124)
Распределение нагрузки на факультетах по семестрам
ЭФ ЗФ ЗФ (на базе ССО)
Аудиторные занятия, ч. Лекции 18/16 4/42 –/– 2/20 2/22
Лаборатор-ные 36/30 4/38 4/44 2/16 6/66
Объем материала, выносимый на контрольные точки, ч. Зачет
Экзамен 136 (100/36)

Могилев 2008


Рабочая программа по дисциплине «Технологии баз данных и знаний» составлена на основании учебной программы дисциплины, утвержденной «___» _______ 2008 г., регистрационный № УД- /р и на основании учебной программы для экономических специальностей высший учебных заведений «Технологии баз данных и знаний», утвержденной учебно-методическим объединением вузов Республики Беларусь по экономическому образованию, регистрационный № ТД – 270/тип.



Составитель: кандидат физ.-мат. наук В.Л. Титов

Рассмотрена и рекомендована в качестве рабочей на заседании кафедры “Информатика и вычислительная техника”

01июля 2008 г., протокол № 11

Заведующий кафедрой “Информатика и вычислительная техника”, кандидат физ.-мат. наук, доцент

Г.Н. Воробьев

“______” ____________ 2008 г.

Рекомендована к утверждению в качестве рабочей программы по дисциплине «Технологии баз данных и знаний»:

Учебно-методическим советом по специальности 1-27 01 01 “Экономика и организация производства”

протокол № от “” 2009 г.

Председатель УМСС, кандидат техн. наук, доцент

С.Л. Масанский

“______” ____________ 2008 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Технологии баз данных и знаний» является логическим продолжением дисциплины «Информатика». В нем изучаются современные технологии баз данных, широко применяемые для повышения эффективности во всех сферах бизнеса и экономической деятельности (производстве, торговле, маркетинге, финансах, бухгалтерском учете, менеджменте и др.); дается представление об исследованиях и разработках в области технологий баз знаний.



«Технология баз данных и знаний» является дисциплиной, обеспечивающей фундаментальную подготовку студентов по использованию современных компьютерных баз данных, современных информационных технологий по управлению работой экономических систем.

Цель курса – приобретение студентами теоретических сведений о современных технологиях организации, хранения и обработки данных в базах и практических навыков по созданию баз данных и работе с ними, а также ознакомление с достижениями в области технологий баз знаний.

1.1. Цель преподавания дисциплины

Целью преподавания дисциплины является получение студентами знаний об информационных системах и видах структур данных, о видах баз данных, составе и функциях систем управления базами данных (СУБД).

1.2. Задачи изучения дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

- представление экономической информации в автоматизированных информационных системах;

- классификацию моделей данных;

- этапы проектирования баз данных;

- модели распределенной обработки данных;

- направления развития СУБД, в частности превращение СУБД в системы управления базами знаний;

- возможности языка баз данных SQL;

- перспективные подходы к организации баз данных;

- особенности, основные преимущества и недостатки современных СУБД и программного обеспечения;



Студент, изучивший дисциплину, должен уметь:

- проектировать структуру базы данных;

- формировать запросы к базе данных;

- проектировать приложения базы данных – формы, отчеты, Web-страницы для публикации данных базы;

- макропрограммировать;

- управлять реляционной базой данных с помощью языка SQL;

- разрабатывать пользовательский интерфейс приложений, использующих базы данных.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание лекционного курса

В результате изучения лекционного курса по дисциплине “Информатика” студент должен:

знать:

- представление экономической информации в автоматизированных информационных системах;

- классификацию моделей данных;

- этапы проектирования баз данных;

- модели распределенной обработки данных;

- направления развития СУБД, в частности превращение СУБД в системы управления базами знаний;

- возможности языка баз данных SQL;

- перспективные подходы к организации баз данных;

- особенности, основные преимущества и недостатки современных СУБД и программного обеспечения.

Наименование тем лекционных занятий приведено в таблице 1.

Таблица 1 – Наименование лекционных тем по разделам, их содержание и объем в учебных часах

  Семестр 3 Наименование разделов и тем, их содержание Часы Часы
ЭФ (18/16 ч.) ЗФ (4/42 ч.)
ауд. самос. ауд. самос.
           

 

2.1.1. л 2.1.1.1. Общие сведения о СУБД Архитектура данных в СУБД. Физическая и логическая независимость от данных. Классификация моделей данных. 0,5 0,5 0,25 0,25
2.1.2.т 1.1.2.1.     1.1.2.2. 1.1.2.3.   1.1.2.4.   1.1.2.5.   1.1.2.6. Этапы проектирования реляционных баз данных Системный анализ предметной области. Семантическое моделирование. Этапы жизненного цикла базы данных. Основные понятия модели “сущность-связь”. Проблемы ER-моделирования. Логическое проектирование. Исключение особенностей, несовместимых с ER-моделью. Преобразование ER-модели в реляционную. Правила формирования отношений. Нормализация таблиц. Проверка применимости отношений для выполнения пользовательских транзакций. Определение ограничений целостности. Физические модели баз данных. Файловые структуры, используемые для хранения информации в базах данных. Индексные файлы. Модели физической организации данных при бесфайловой организации.           0,5     0,5 0,5       0,5 0,1     0,1 0,1   0,25   0,25   0,2          
2.1.3.т 2.1.3.1. Средства автоматизации проектирования баз данных Основные определения и перспективы применения CASE-средств. Классификация CASE-средств. 0,5 0,5 0,25 0,25
2.1.4.т 2.1.4.1.   2.1.4.2. 2.1.4.3. 2.1.4.4. 2.1.4.5. Управление реляционной БД с помощью SQL История развития SQL. Структура SQL. Типы данных. Оператор выбора SELECT. Применение агрегатных функций в операторе выбора. Вложенные запросы. Внешние объединения. Операторы манипулирования данными. Операторы создания представлений.   0,5 0,5 0,5   0,5 0,5 0,5 0,5 0,1   0,1 0,1 0,1 0,1  
2.1.5.т 2.1.5.1. 2.1.5.2. Модели представления знаний Знания. Их виды. Базы знаний. Модели представления знаний. Семантические сети. Виды отношений. Фреймы. Их примеры, виды, структура. Сети фреймов, наследование свойств. Примеры использования фреймов как модели представления знаний. 0,5 0,5 0,5 0,25 0,25
2.1.6.т 2.1.6.1.   2.1.6.2. Распределенная обработка данных Основные понятия. Модели архитектуры “клиент-сервер”. Двухуровневые модели распределения функций. Трехуровневая модель распределения функций. Управление распределенными данными. 0,5   0,5   0,5 0,25   0,25  
2.1.7. л 2.1.7.1. Основы администрирования баз данных Функции и задачи администратора данных и администратора базы данных. Защита базы данных. 0,5 0,5
2.1.8.т 2.1.8.1. Перспективные подходы к организации баз данных Документальные системы. Экспертные системы. Нейросетевые системы. Генетические алгоритмы. Параллельные базы данных. 0,5 0,5

 

  Семестр 3 Наименование разделов и тем, их содержание Часы
ЗФ (на базе ССО) (2/20 ч.)
ауд. самос.

 

2.1.1. л 2.1.1.2. Общие сведения о СУБД Архитектура данных в СУБД. Физическая и логическая независимость от данных. Классификация моделей данных. 0,25 0,25
2.1.2.т 1.1.2.7.     1.1.2.8. 1.1.2.9.   1.1.2.10.   1.1.2.11.   1.1.2.12. Этапы проектирования реляционных баз данных Системный анализ предметной области. Семантическое моделирование. Этапы жизненного цикла базы данных. Основные понятия модели “сущность-связь”. Проблемы ER-моделирования. Логическое проектирование. Исключение особенностей, несовместимых с ER-моделью. Преобразование ER-модели в реляционную. Правила формирования отношений. Нормализация таблиц. Проверка применимости отношений для выполнения пользовательских транзакций. Определение ограничений целостности. Физические модели баз данных. Файловые структуры, используемые для хранения информации в базах данных. Индексные файлы. Модели физической организации данных при бесфайловой организации. 0,1     0,1 0,1   0,25   0,25   0,2          
2.1.3.т 2.1.3.2. Средства автоматизации проектирования баз данных Основные определения и перспективы применения CASE-средств. Классификация CASE-средств. 0,25 0,25
2.1.4.т 2.1.4.6.   2.1.4.7. 2.1.4.8. 2.1.4.9. 2.1.4.10. Управление реляционной БД с помощью SQL История развития SQL. Структура SQL. Типы данных. Оператор выбора SELECT. Применение агрегатных функций в операторе выбора. Вложенные запросы. Внешние объединения. Операторы манипулирования данными. Операторы создания представлений. 0,5 0,1   0,1 0,1 0,1 0,1  

 

  Семестр 4 Наименование разделов и тем, их содержание Часы
ЗФ (на базе ССО) (2/22 ч.)
ауд. самос.

 

2.1.5.т 2.1.5.3. 2.1.5.4. Модели представления знаний Знания. Их виды. Базы знаний. Модели представления знаний. Семантические сети. Виды отношений. Фреймы. Их примеры, виды, структура. Сети фреймов, наследование свойств. Примеры использования фреймов как модели представления знаний. 0,5 0,25 0,25
2.1.6.т 2.1.6.3.   2.1.6.4. Распределенная обработка данных Основные понятия. Модели архитектуры “клиент-сервер”. Двухуровневые модели распределения функций. Трехуровневая модель распределения функций. Управление распределенными данными. 0,5 0,25   0,25  
2.1.7. л 2.1.7.2. Основы администрирования баз данных Функции и задачи администратора данных и администратора базы данных. Защита базы данных. 0,5 0,5
2.1.8.т 2.1.8.2. Перспективные подходы к организации баз данных Документальные системы. Экспертные системы. Нейросетевые системы. Генетические алгоритмы. Параллельные базы данных. 0,5 0,5

 

Лабораторные занятия

В результате выполнения заданий на практических занятиях студент должен:

уметь:

- проектировать структуру базы данных;

- формировать запросы к базе данных;

- проектировать приложения базы данных – формы, отчеты, Web-страницы для публикации данных базы;

- макропрограммировать;

- управлять реляционной базой данных с помощью языка SQL;

- разрабатывать пользовательский интерфейс приложений, использующих базы данных.

Наименование тем лабораторных занятий приведено в таблице 2.

Таблица 2 – Наименование тем лабораторных занятий и объем в учебных часах

  Семестр 3 Наименование занятия Часы
ЭФ (36/30ч.)
ауд. самос.

 

2.2.1. Лабораторная работа № 1 Создание структуры базы данных. Ввод и редактирование данных.
2.2.2. Лабораторная работа № 2 Отбор информации с помощью функций поиска, фильтра и сортировки.
2.2.3. Лабораторная работа № 3 Создание многотабличной базы данных. Организация связи. Экспорт и импорт данных. Объединение таблиц.
2.2.4. Лабораторная работа № 4 Создание запросов различных типов
2.2.5. Лабораторная работа № 5 Обобщение материала лабораторных работ 1–4.
2.2.6. Лабораторная работа № 6 Режим форма в БД. Подчиненная форма.
2.2.7. Лабораторная работа № 7 Настройка форм.
2.2.8. Лабораторная работа № 8 Создание и настройка отчетов.
2.2.9. Лабораторная работа № 9 Создание SQL-запросов.
2.2.10. Лабораторная работа № 10 Создание и использование макросов в MS Access 2003.
2.2.11. Лабораторная работа № 11 Создание главной кнопочной формы в БД.
2.2.12. Лабораторная работа № 12 Создание дополнительных панелей инструментов и меню MS Access 2003.

 

  Семестр 3 Наименование занятия Часы
ЗФ (4/38ч.)
ауд. самос.

 

2.2.1. Лабораторная работа № 1 Создание структуры базы данных. Ввод и редактирование данных. 0,5
2.2.2. Лабораторная работа № 2 Отбор информации с помощью функций поиска, фильтра и сортировки. 0,5
2.2.3. Лабораторная работа № 3 Создание многотабличной базы данных. Организация связи. Экспорт и импорт данных. Объединение таблиц.
2.2.4. Лабораторная работа № 4 Создание запросов различных типов 0,5
2.2.5. Лабораторная работа № 5 Обобщение материала лабораторных работ 1–4. 0,5
2.2.6. Лабораторная работа № 6 Режим форма в БД. Подчиненная форма.

 

  Семестр 4 Наименование занятия Часы
ЗФ (4/44ч.)
ауд. самос.

 

2.2.7. Лабораторная работа № 7 Настройка форм.
2.2.8. Лабораторная работа № 8 Создание и настройка отчетов.
2.2.9. Лабораторная работа № 9 Создание SQL-запросов. 0,5
2.2.10. Лабораторная работа № 10 Создание и использование макросов в MS Access 2003. 0,5
2.2.11. Лабораторная работа № 11 Создание главной кнопочной формы в БД. 0,5
2.2.12. Лабораторная работа № 12 Создание дополнительных панелей инструментов и меню MS Access 2003. 0,5

 

  Семестр 3 Наименование занятия Часы
ЗФ (на базе ССО) (2/16 ч.)
ауд. самос.

 

2.2.13. Лабораторная работа № 1 Создание структуры базы данных. Ввод и редактирование данных. 0,5
2.2.14. Лабораторная работа № 2 Отбор информации с помощью функций поиска, фильтра и сортировки. 0,5
2.2.15. Лабораторная работа № 3 Создание многотабличной базы данных. Организация связи. Экспорт и импорт данных. Объединение таблиц.

 

  Семестр 4 Наименование занятия Часы
ЗФ (на базе ССО) (6/66 ч.)
ауд. самос.

 

2.2.16. Лабораторная работа № 4 Создание запросов различных типов 0,5
2.2.17. Лабораторная работа № 5 Обобщение материала лабораторных работ 1–4. 0,5
2.2.18. Лабораторная работа № 6 Режим форма в БД. Подчиненная форма.
2.2.19. Лабораторная работа № 7 Настройка форм.
2.2.20. Лабораторная работа № 8 Создание и настройка отчетов.
2.2.21. Лабораторная работа № 9 Создание SQL-запросов. 0,5
2.2.22. Лабораторная работа № 10 Создание и использование макросов в MS Access 2003. 0,5
2.2.23. Лабораторная работа № 11 Создание главной кнопочной формы в БД. 0,5
2.2.24. Лабораторная работа № 12 Создание дополнительных панелей инструментов и меню MS Access 2003. 0,5

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

3.1. Основная литература

3.1.1. Информатика. Базовый курс. 2-е издание / Под ред. С.В.Симоновича.- СПб.: Питер, 2004. – 640 с.: ил.

3.1.2. Информатика. Общий курс: Учебник / А.Н. Гуда и др. / Под ред. академика РАН В.И. Колесникова. – М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и Ко”; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2007. – 400 с.

3.1.3. Кренке Д. Теория и практика построения баз данных. 8-е изд. / Д. Кренке. СПб.: Питер, 2003. – 800 с.: ил. – (Серия “Классика computer science”).

3.1.4. Хансен Г. Базы данных: разработка и управление: Пер. с англ. / Г. Хансен, Д. Хансен.– М.: ЗАО “Издательство БИНОМ”, 1999. – 704 с.: ил.

3.1.5. Малыхина М.П. Базы данных: основы, проектирование, использование. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004. – 512 с.: ил.

3.1.6. Дейт К. Дж. Введение в системы баз данных, 6-е издание: Пер. с англ. – К.; М.; СПб.: Издательский дом “Вильямс”, 1999. – 848 с.: ил. – Парал. Тит. англ., уч. пос.

3.2. Дополнительная литература

3.2.1. Чекалов А.П. Базы данных: от проектирования до разработки приложений. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003. – 384 с.: ил.

3.2.2. Хомоненко А.Д. Базы данных: Учебник для высших учебных заведений / А.Д. Хомоненко, В.М. Цыганков, М.Г. Мальцев / Под ред. проф. а.Д. Хомоненко. – 4-е изд., доп. и перераб. – СПб.: КОРОНА принт, 2004. – 736 с.

3.2.3. Хомоненко А.Д. Microsoft Access. Быстрый старт / А.Д. Хомоненко, В.В. Гридин – СПб.: БХВ-Петербург, 2002. – 304 с.: ил.

Методическое указание

3.3.1. Система управления базами данных MS Access 2002: Лабораторный практикум / В.Л. Титов. – Могилев: МГУП, 2006. – 52 с. (электронный вариант).

Перечень программного обеспечения, используемого в учебном процессе (по видам занятий)

3.4.1. СУБД MS Access 2002.


3.5. Учебно-методическая карта дисциплины

Номер недели Номер занятия Наглядные и методические пособия Самостоятельная работа студентов Форма конт-роля знаний
Номер раздела лекцион- ного курса Лабо- ратор- ные за- нятия [Источник] – номер страницы Часы
             

 

Семестр 3 (лекций 18 ч., лабораторных занятий 36 ч., самостоятельная работа 46 ч.)
2.1.1 2.2.1 3.3.1 [3.1.1] c. 340-374, [3.1.2] с. 206-209, [3.1.3] c. 24-51, [3.1.4] c. 19-56, [3.1.5] c. 5-61, [3.1.6] c. 14-58  
- 2.2.1 3.3.1 [3.1.3] c. 52-80, [3.1.4] c. 356-369, [3.1.5] c. 184-209, [3.2.1] c. 39-54 защита лаб. раб.
2.1.2 2.2.2 3.3.1 [3.1.2] с. 220-221, [3.1.3] c. 81-164, [3.1.4] c. 84-118, [3.1.5] c. 63-107, [3.1.6] c. 59-82 защита лаб. раб.
- 2.2.3 3.3.1 [3.1.3] c. 330-344  
2.1.2 2.2.3 3.3.1 [3.1.4] c. 121-188, [3.1.5] c. 108-129 защита лаб. раб.
- 2.2.4 3.3.1 [3.1.5] c. 310-328, [3.2.3] c. 128-162  
2.1.2 2.2.4 3.3.1 [3.1.3] c. 165-172; 206-303, [3.1.5] c. 130-151 защита лаб. раб.
- 2.2.5 3.3.1 [3.2.3] c. 25-84  
2.1.3, 2.1.4 2.2.5 3.3.1 [3.1.3] c. 172-205, [3.1.4] c. 189-232, [3.1.5] c. 152-184, [3.1.6] c. 288-349 защита лаб. раб.
- 2.2.6 3.3.1 [3.2.3] c. 85-117  
2.1.4 2.2.6, 2.2.7 3.3.1 [3.1.4] c. 407-453, [3.1.5] c. 210-235 защита лаб. раб.
- 2.2.7 3.3.1 [3.1.3] c. 344-352  
2.1.4, 2.1.5 2.2.7, 2.2.8 3.3.1 [3.1.2] с. 210-211, [3.2.2] c. 187-212, [3.1.3] c. 304-311, [3.1.4] c. 274-291, [3.1.5] c. 261-292 защита лаб. раб.
- 2.2.8 3.3.1 [3.1.3] c. 352-356, [3.2.1] c. 102-109, [3.2.3] c. 163-179 защита лаб. раб.
2.1.6, 2.1.7 2.2.9 3.3.1 [3.2.2] c. 187-212, [3.1.2] с. 212-219, [3.1.3] c. 304-311, [3.1.4] c. 274-291 защита лаб. раб.
- 2.2.10 3.3.1 [3.1.3] c. 311-323, [3.1.4] c. 291-326; 372-386, [3.2.3] c. 221-233 защита лаб. раб.
2.1.8 2.2.11 3.3.1 [3.1.4] c. 386-406, [3.1.5] c. 292-309 защита лаб. раб.
- 2.2.12 3.3.1 [3.1.3] c. 323-329, [3.1.4] c. 327-344 защита лаб. раб.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.