Сделай Сам Свою Работу на 5

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ РОССИИ Х1Х - НАЧАЛА XX вв.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В России середины XIX - начала XX вв. (1861-1917) происходили кардинальные изменения в социально-экономической, политической и культурной сферах. После поражения русской армии в Крымской войне в 1856 гг. России, оказавшейся в дипломатической изоляции грозила потеря статуса великой державы. Финансовый кризис в стране и признаки разложения крепостничества, рост социальной напряженности в российском обществе заставили правящие верхи и помещиков пойти на отмену в 1861 г. крепостного права и проведение других реформ – морских и военных, местного управления, суда, образования и цензуры, бюджетной и податной и других областях государственного управления. Реформы 60-70-х годов XIX в. создали более благоприятные условия для быстрого социально-экономического развития страны: утверждения капитализма во второй половине XIX в. и перехода его в монополистический капитализм в начале XX в., формирования новых социальных слоев населения – предпринимательского класса и работников наемного труда в промышленности, сельском хозяйстве, торговле. Ранее отсталая крепостная Россия превратилась перед первой мировой войной в сильную аграрно-индустриальную державу. Значительно возросли и ее экономические связи с другими странами: в начале XX века Россия прочно вошла в мировую экономическую систему. XIX - начало XX вв. - время расцвета русской культуры. Новым явлением характерным для России XIX - начала XX вв. было возникновение и развитие освободительного движения, начиная с декабристов. В России нa рубеже XIX-XX вв. возникают политические партии. Начало XX в. является временем крупнейших социальных потрясений в России - революций 1905-1907 гг. и февральской 1917 г., которая приводит к окончанию имперского периода российской истории.

Программа курса истории России XIX - начала XX вв. строится по хронологически-проблемному принципу. В соответствии с особенностями социально-экономического и общественно-политического строя выделяются периоды: 1861-1895 гг. пореформенный период в России - времени утверждения и развития домонополистического капитализма; 1895-1917 гг.- Россия эпохи монополистического капитализма. В рамках каждого из указанных периодов выделяются темы по социально-экономическому развитию, внутренней и внешней политике, освободительному движению и общественно-политической мысли.

Целью настоящего учебного курса является презентация авторского варианта курса «История России Х1Х – начало ХХ века» с аргументацией следующих параметров:

содержательного выбора преподавателя: отбора фактического, событийного материала и его структурирование;

методологических оснований и теоретических посылок курса: понятийного аппарата, ключевых понятий, в которых описывается история России в новое время;

методических позиций автора: акцент на способы подачи материала и активизацию познавательной деятельности студента через интерактивные способы деятельности преподавателя и студентов..

В процессе преподавания курса решаются следующие задачи:

накопление системы знаний для целостного восприятия глобальных проблем общественно-исторического развития Российской империи в новое время и способов их решения,

вовлечение студентов в осознанный поиск научной информации – содержательной основы самостоятельных исследований: курсовых и дипломных работ,

развитие критического мышления: переоценка накопленного ранее знания с учетом современного состояния отечественной и зарубежной исторической науки,

развитие способностей использования современные образовательные технологии, учитывая современное состояние науки и изменяющуюся социальную практику.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

студент способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, относящиеся к периоду новой истории России,

читать, использовать научную литературу, совершенствуя знания в области библиографии,

овладеть методами сбора, хранения и обработки информации и применения ее в сфере профессиональной деятельности преподавателя истории – учителя,

овладеть современными методиками научного исследования: навыками проектной деятельности в области отечественной истории на основе системного подхода, использование методов моделирования и других, ранее изученных им в курсе «Основы научного исследования», «Теория и методология истории», «Источниковедение».

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛ 1. ПОРЕФОРМЕННАЯ РОССИЯ

ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА

Александр II как реформатор. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы. Влияние Крымской войны. Рост крестьянского движения. Общественно-политический подъем в России в конце 50-х годов XIX века. Революционная демократия и либеральная оппозиция: заграничная печать Л.И. Герцена и Н.П. Огарева. «Современник» Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова. Дворянские либеральные «адреса» царю и проекты отмены крепостного права.

Разработка законодательных актов отмены крепостного права. Речь Александра11 московскому дворянству в 1856 г. Образование в 1857 г. Секретного (с 1858 г. Главного) комитета по крестьянскому делy. Рескрипты царя об образовании губернских комитетов «Об улучшении быта помещичьих крестьян». Подготовка проекта в Редакционных комиссиях. Обсуждение его в Государственном совете.

Обнародование Манифеста и «Положений» 19 февраля 1861 г. и их содержание. Правовое положение крестьян. Крестьянские учреждения: крестьянское самоуправление, мировые посредники – их состав и функции, съезды мировых посредников, губернские по крестьянским делам присутствия, Главный комитет об устройстве сельского состояния.

Условия освобождения крестьян: уставные грамоты, временнообязанное положение, крестьянский надел, повинности временнообязанных крестьян выкупная операция.

Крестьянские волнения в связи с проведением реформы 1861 г.: протест крестьян весной-летом 1861 г против невыгодных для них условий реформы, крестьянская идея «слушного часа» и массовый отказ крестьян от подписания уставных грамот в 18б2 г.

Освобождение удельных крестьян в 1858 г. из-под власти Удельного ведомства и Положение 1863 г. об их поземельном устройстве.

«Положение» 1866 г. о поземельном устройстве государственных крестьян. Особенности проведения крестьянской реформы в Закавказье и Бессарабии.

Значение отмены крепостного права для социально-экономического развития пореформенной России.

РЕФОРМЫ 1860-1870 –х гг. в РОССИИ

Реформы в области местного самоуправления: «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 1 января 1864 г., «Городовое положение» 1870 г., состав и функционирование земских и городских выборных учреждений.

Судебная реформа. «Судебные уставы» 20 ноября 18б4 г. Коронный и мировой суды. Адвокатура. Судебная реформа в армии. Отмена телесных наказаний по приговорам гражданских и военных судов.

Реформы в области народного образования и печати: университетский устав 18 июня 1863 г., «Положение о начальных народных училищах» и «Устав гимназий и прогимназий» 1864 г., введение частных высших женских курсов, “Временные правила о печати” 1865 г.

Финансовые реформы: отмена системы откупов, учреждение Государственного банка, частные банки. Закон 1862 г. о новом порядке составления государственного бюджета. Изменения в податной (налоговой) системе.

Морские и военные реформы. Роль морского министра вел. кн.. Константина Николаевича и военного министра Д.А. Милютина. Реформы морской администрации и военного управления: преобразование Военного министерства, введение окружной системы управления войсками в мирное время. Реформа морских и военно-учебных заведений. Военно-судебный устав 18б7 г. Устав 1 января 1874 г. о всесословной воинской повинности. Программа строительства военно-морского флота. Перевооружение армии. Русская армия во второй половине XIX века.

Значение реформ 60-70-х гг.Х1Х века.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ

Проблема развития капитализма в пореформенной России как ведущего социально - экономического процесса.

Новые тенденции в развитии сельского хозяйства: изменения в земледелии и землепользовании, рост торгового земледелия, повышение агротехнического уровня, применение наемного труда.

Сельская пореформенная община. Социальное расслоение крестьянства. Уровень жизни и быт крестьян. Крестьянская семья, увеличение семейных разделов. Проблема «аграрного перенаселения». Крестьянин и город. Неземледельческий отход крестьян.

Пореформенное помещичье хозяйство: отработочная система ведения помещичьего хозяйства, переход помещиков к сельскохозяйственному предпринимательству. Сельскохозяйственные капиталистические экономии.

Промышленность после реформы 1861 г.: дальнейшее развитие мелкой промышленности и распространение ее на новые территории, рост крупной промышленности и ее размещение, появление новых отраслей фабрично - заводского производства; «фабрика идет к мужику»- возникновение фабрично-заводских поселков. Завершение промышленного переворота. Формирование промышленной буржуазии и пролетариата. Корпоративные объединения промышленников в 70-е -90-е годы.

Рост железнодорожной сети, парового речного и морского транспорта. Экономическое и стратегическое значение железных дорог.

Пореформенный город. Изменения в его социальной структуре. Быт пореформенного города.

Развитие внутреннего и внешнего рынка. Структура экспорта и импорта товаров.

Капиталистический кредит и банки. Акционерные общества. Иностранный капитал и его роль в экономике России.

Проблема “развития капитализма вширь” Крестьянские переселения в южные степные районы, в Сибирь и на Дальний Восток.

Социальный состав населения по переписи 1897 г.

Особенности социально-экономического развития пореформенной России.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.