Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 10. Судебно-психологическая экспертиза





 

Общее представление о судебной экспертизе. Виды экспертиз: дополнительная, повторная, комплексная. Права и обязанности эксперта. Назначение и производство экспертизы, требования к форме и содержанию заключения и выводов эксперта.

Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) как одна из главных форм практического применения специальных психологических познаний в уголовном процессе. Предмет, объекты, задачи, поводы и основания СПЭ. Основные особенности психики человека, исследование которых является необходимым для установления истины по уголовным делам. Назначение, производство СПЭ и оформление ее результатов. Пределы компетенции, права и обязанности эксперта-психолога.

Методы и методики проведения СПЭ. Экспертиза эмоциональных состояний, индивидуально-психологических особенностей личности, несовершеннолетних обвиняемых и потерпевших. Функции и принципы взаимодействия следователя с экспертом-психологом. Характер и причины трудностей и возможных ошибок, встречающихся при подготовке, назначении, производстве СПЭ, а также при интерпретации ее результатов.

Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних; лиц страдающих сенсорными недостатками; совершеннолетних для установления их психических процессов и свойств. Судебно-психологическая экспертиза по установлению психического состояния.



Роль заключения эксперта-психолога в процессе доказывания. Взаимодействие эксперта-психолога со следователем при производстве экспертизы.

Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. Правовые основы применения психолого-психиатрической экспертизы. Значение устанавливаемых с помощью психолого-психиатрической экспертизы фактических данных для реализации задач уголовного судопроизводства.


ЛИТЕРАТУРА

 

Основная

 

Агафонов Ю.А., Попов М.Ю., Калашников Ю.В. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД: Учебно-практическое пособие. - Краснодар: Краснодар: ЮИ МВД России, 1996.

Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 1998.

Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. - М.: Юристъ, 1996.



Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб.: Питер, 2000.

Еникеев М.И. Общая и юридическая психология: Учебник. - В 2-х ч.: - М.: Юрид. лит., 1996.

Квинн В. Прикладная психология. - СПб.: Питер, 2000.

Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000.

Крысько В.Г., Деркач А.А. Этнопсихология: Теория и методология: Учебное пособие. - В 2-х ч. - М.: Институт молодежи, 1992.

Кудрявцев И.А. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза: Научно-практическое руководство. - М.: МГУ, 1999.

Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1996.

Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. - М.: Просвещение. ВЛАДОС, 1999.

Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И.Рогов. - М.: Владос, 1995.

Петровский А.В. Введение в психологию: Учебное пособие. - М.: Академия, 1995.

Психология. Педагогика. Этика: Учебник для вузов // Под. ред. Ю.В.Наумкина. – М.: Закон и право. Юнити, 1999.

Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. - М.: Юристъ, 1998.

Следственные действия: Процессуальная характеристика, тактические и психологические особенности. - М.: УМЦ при ГУК МВД России, 1994.

Современная психология: Справочное руководство. - М.: ИНФРА-М, 1999.

Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста: Практическое пособие. - М.: Юрайт, 2000.

Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

Шиханцов Г.Г. Юридическая психология: Учебник для вузов. - М.: Зерцало, 1998.

 

Дополнительная

 

Абрамова Г.С. Практическая психология. - Изд. 3-е, стер. - Екатеринбург: Деловая книга, 1998.

Алферов Ю.А. Пенитенциарная социология: Аудиовизуальная диагностика (татуировки, жаргон, жесты): Учебное пособие. - В 2-х ч. - Домодедово: РИПК МВД России, 1994.



Антонян Ю.М. Преступная жестокость: Монография. - М.: ВНИИ МВД России, 1994.

Антонян Ю.М. Преступность среди женщин. - М.: Издательство Российское право, 1992.

Антонян Ю.М. Психология убийства. - М.: Юристъ, 1997.

Антонян Ю.М., Бойко И.Б., Верещагин В.А. Насилие среди осужденных: Учебное пособие. - М.: ВНИИ МВД России, 1994.

Антонян Ю.М., Ткаченко А.А. Сексуальные преступления: Научно-популярное исследование. - М.: Анальтея, 1993.

Баев О.Я. Тактика следственных действий: Учебное пособие. - Воронеж: ВГУ, 1992.

Балабанова Л.М. Судебная патопсихология: Вопросы определения нормы и отклонений. - Д.: Сталкер, 1998.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - СПб.: Лениздат, 1992.

Буданов А.В. Обучение сотрудников правоохранительных органов тактике и методам обеспечения личной безопасности: Учебно-практичес­кое пособие. - М.: МЦ при ГУК МВД России, 1997.

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1997.

Веретехин Е.Г. и др. Практикум по юридической психологии. - Казань: КГУ, 1991.

Гаврилова Н.И. Ошибки в свидетельских показаниях: Происхождение, выявление, устранение: Методическое пособие. - М.: Всесоюзный ин-т по изуч. причин и разработки мер предупреждения преступности, 1983.

Гарибян С. Школа памяти. - СПб.: Максима, 1993.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. - М.: МГУ, 1988.

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. - М.: Мир, 1992.

Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогика индивидуальности: Учебное пособие. - Калининград: КГУ, 2000.

Диденко Б.А. Цивилизация каннибалов. – М.: Поматур, 1999.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М.: Че Ро, 1997.

Драгунский В.В. Цветовой личностный тест: Практическое пособие. - Минск: Харвест, 1999.

Зорин Г.А. Криминалистическая эвристика: Учебное пособие: В 2-х т. - Гродно: Министерство народного образования Республики Беларусь. Гродненский госуниверситет, 1994.

Изард К.Э. Психология эмоций / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 1999.

Ильин Е.П. Психология воли. - СПб: Питер, 2000.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб: Питер, 2000.

Кандыба В. М. Криминальный гипноз: Примеры технологий криминального психовоздействия. - СПб.: Лань, 1999.

Кандыба В.М. Криминальный гипноз: Что такое криминальный гипноз и пр. - СПб.: Лань, 1999.

Лапп Д. Улучшаем память – в любом возрасте. - М.: Мир, 1993.

Матюгин И.Ю. и др. Как развивать память. - Донецк: Сталкер, 1997.

Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И., Слоненко Т.Б. Как запоминать лица. - Донецк: Сталкер, 1997.

Папкин А.И. Личная безопасность сотрудников ОВД: Тактика и психология безопасной деятельности. - М.: Академия МВД России, 1996.

Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи: Криминальная субкультура. - Тверь: Приз, 1994.

Прозоров А.В. Криминальная психология: Курс лекций: в 2 ч. - Калининград: КЮИ МВД России, 2000.

Пронников В.А., Ладанов И.Д. Язык мимики и жестов. - М.: Транслесиздат, 1998.

Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел: В 5-ти ч. - М.: Профессиональное образование. Инновация, 1992.

Психология эмоций: Тексты / Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гинпен­рейтер. - М.: МГУ, 1993.

Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000.

Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для учителей и родителей. - М.: Академия, 1997.

Сухарев В.А., Сухарев М.В. Психология народов и наций. - Донецк: Сталкер, 1997.

Тактика и психологические основы допроса (опроса): Учебное пособие (опорные схемы). - Домодедово: РИПК МВД России, 1994.

Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности / Пер. с англ. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.

Хрестоматия по социальной психологии: Учебное пособие для студентов. - М.: Международная педагогическая академия, 1994.

Чалдини Р. Психология влияния. - СПб.: Питер, 1999.

Чуфаровский Ю.В. Психология в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов. - М.: Право и Закон, 1996.

Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой: Искусство менеджера. - Минск: Амалфея, 1996.

Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. - Минск: Амалфея, 1997.

Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. - Минск: Амалфея, 1997.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Рекомендуемое распределение учебного времени
по темам и видам занятий

 

№ п\п Наименование разделов и тем Все- го ча- сов Аудиторные занятия (час.) Само- стоят. работа
Лек- ции Семи- нары Практ. занятия
1. Введение в учебную дисциплину "Юридическая психология"    
2. Психология личности. Применение знаний о личности в профессиональной деятельности следователя
3. Психические познавательные процессы, применение знаний о них в деятельности следователя
4. Эмоции, чувства и воля, их значение в деятельности следователя
5. Социально-психологические явления в деятельности следователя
6. Профессиональное общение следователя
7. Криминальная психология
8. Психологическое изучение личности на предварительном следствии
9. Психология следственных действий
10. Судебно-психологическая экспертиза
Итого

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Примерная тематика рефератов
и курсовых работ

 

Мотивация преступного поведения.

Криминальная субкультура.

Психологические типологии преступников.

Соотношение социального и биологического факторов в формировании личности преступника.

Роль семьи и семейного воспитания в формировании личности преступника.

Составление психологического портрета преступника.

Проблема агрессивного поведения личности в работах Э. Фромма.

Психология серийного убийцы.

Психологический анализ сексуальных преступлений.

Психологическая характеристика женщин-преступников.

Психологические особенности несовершеннолетних преступников.

Психология наемного убийцы.

Психологические особенности воров.

Психологические особенности мошенников.

Психологические особенности убийц.

Психологические особенности насильников.

Психологические особенности преступников с корыстно-насильствен­ной направленностью.

Психологические особенности неосторожных преступников.

Психология хулиганских групп.

Психология преступных групп и организаций.

Психологические особенности личности алкоголика.

Психологические особенности личности наркомана.

Самоубийство как психологическая проблема.

Экспериментальное изучение акцентуаций характера.

Психологическая характеристика общения (по Э. Берну, Д. Карнеги
и др.).

Психодиагностика лжи в следственной работе.

Психологические вопросы применения детектора лжи.

Изучение и учет темперамента в профессиональной деятельности следователя.

Проблема виктимности в криминальной психологии.

Теория и практика нейролингвистического программирования (НЛП) в следственной работе.

Характеристика отдельных видов судебно-психологической экспертизы.

Профессиональная деформация следователя: причины, механизмы, профилактика.

Вопросы профессиональной адаптации следователя.

Психология осмотра места происшествия.

Психология допроса свидетеля и потерпевшего.

Психология допроса подозреваемого и обвиняемого.

Психология обыска.

Психология допроса несовершеннолетнего.

Психология очной ставки.

Психология предъявления для опознания.

Психология воспроизведения показаний на месте.

Психология следственного эксперимента.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Примерный перечень вопросов
для подготовки к экзамену

 

1. Юридическая психология: ее предмет и методы исследования. Роль знаний по психологии в деятельности следователя.

2. История становления и развития юридической психологии.

3. Психика: современные проблемы понимания. Психические процессы, состояния и свойства человека.

4. Сознание. Сознательное и бессознательное. Бессознательное в преступном деянии.

5. Индивид, личность, индивидуальность: соотношение понятий. Личность как субъект и объект деятельности органов внутренних дел.

6. Теории личности в современной отечественной и зарубежной психологии.

7. Проблема формирования личности в современной отечественной и зарубежной психологии.

8. Потребности, интересы и мотивы деятельности как социально-психологические феномены. Мотивы преступного деяния в свете психологического анализа.

9. Понятие о темпераменте. Типы темперамента, использование знаний о типах нервной системы человека в деятельности следователя.

10. Понятие о характере. Индивидуальное и типическое в характере человека. Использование следователем знаний о характере.

11. Ощущения и восприятия. Использование знаний о них в деятельности следователя.

12. Понятие памяти. Процессы и виды памяти. Профессиональная память и методики ее развития.

13. Мышление: его общая характеристика, операции, формы и виды. Интеллектуальная сфера следователя.

14. Общая характеристика воображения. Процессы и виды воображения. Воображение следователя.

15. Эмоции и чувства. Эмоциональные состояния. Аффект. Стресс. Высшие чувства.

16. Понятие о воле. Анализ сложного волевого действия. Типология людей по степени развития волевых качеств.

17. Способности и задатки. Структура и виды способностей, профессиональная пригодность и профессиональный отбор.

18. Внимание: его общая психологическая характеристика, виды и свойства. Типология людей по особенностям внимания. Наблюдательность как профессионально значимое качество следователя.

19. Понятие группы в социальной психологии. Психология малых групп в отечественной и зарубежной психологии. Применение знаний об этом в деятельности следователя.

20. Взаимоотношения людей в социальных группах. Социально-психологический феномен лидерства. Использование знаний об этом в деятельности следователя.

21. Психология толпы. Психологические методы управления людьми в толпе.

22. Понятие об общении. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения. Особенности профессионального общения следователя.

23. Нейролингвистическое программирование и возможности его использования в следственной работе.

24. Психологическая идентификация человека. Визуальная психодиагностика, язык жестов (общие преставления, зоны и территории).

25. Психология конфликта. Пути решения конфликтов. Использование знаний об этом в деятельности следователя.

26. Деятельность и поведение. Структура деятельности следователя.

27. Этнопсихология как отрасль психологического знания, использование этнопсихологических знаний в следственной работе.

28. Гендерные различия в свете современной психологии, использование знаний о них в следственной работе.

29. Психологические особенности корыстных преступников.

30. Психологические особенности насильственных преступников.

31. Психологические особенности корыстно-насильственных преступников.

32. Психологические особенности неосторожных преступников.

33. Проблема психологического воздействия и психологического насилия в процессе раскрытия и расследования преступления.

34. Психологические основы применения полиграфа в следственной работе.

35. Психодиагностика лжи на допросе и при осуществлении иных следственных действий.

36. Установление психологического контакта с допрашиваемым. Психологическое воздействие на него в целях получения правдивых показаний.

37. Психологическая характеристика преступных групп: общая характеристика, типология, феномен лидерства, конфликты. Психология расследования групповых преступлений.

38. Допрос как социально-психологический феномен. Психологические особенности допроса как следственного действия. Важнейшие принципы психологии тактики допроса.

39. Психология тактики допроса свидетеля и потерпевшего.

40. Психология тактики допроса подозреваемого и обвиняемого.

41. Психология допроса малолетнего свидетеля и потерпевшего.

42. Психология допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого.

43. Психологические особенности осмотра места происшествия. Установление личностно-психологических качеств преступников в процессе осмотра места происшествия.

44. Психология очной ставки: сущность, особенности, тактика.

45. Психологическая сущность опознания. Психологические особенности предъявления для опознания как следственного действия. Психология тактики предъявления для опознания.

46. Психологические особенности обыска как следственного действия. Психология обыскиваемого и обыскивающего. Психология тактики обыска.

47. Психология воспроизведения показаний на месте: сущность, особенности, тактики.

48. Психологическая сущность и особенности следственного эксперимента. Психология тактики следственного эксперимента.

49. Судебно-психологическая экспертиза: общая характеристика.

50. Характеристика отдельных видов судебно-психологической экспертизы.


Для заметок

Юридическая ПСИХОЛОГИЯ
(психология в деятельности
следователя)

 

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

 

для образовательных учреждений
высшего профессионального образования МВД России


 

 

Редактор С. Г. Борисовский

Технический редактор Т. Н. Овсянникова

 

 

Оригинал - макет ОКНИиРИД ИМЦ

Подписано в печать 21.02.2002

 

Формат 60 х 84 1/16   Бумага офсетная
Печ. л. – 1,75 Тираж 1000 экз. Заказ

 

ГУП "Типография МВД России"

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.