Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2. Имплицитная эстетика классического Востока





 

Имплицитная эстетика классического Востока и ее связь с развитием искусства как особого вида деятельности. Экфрасис и трактаты по мастерству.

Специфика индийских художественных практик: изначаль­ная связь с устным словом. Шастры и начало эстетической рефлексии. Учение о настроениях (rasa). Категории сходства и пропорции.

Специфика китайских художественных практик: тесная связь с иероглифическим письмом. Даосская доктрина художественного творчества "ветер и поток": деятельность художника как спонтанная и произвольная. Адекватное отражение "созвучия энергий" как основная цель художественного творчества.

 

 

Тема 3. Эстетика античности

 

Основные эстетические концепции античности.

Эстетика Платона: искусство как чувственное явление прекрасного. Прекрасное как абстрактное начало, указывающее путь к моральному и духовному совершенствованию.

Эстетические взгляды Аристотеля: искусство как изображение способа явления вещи. Произведение искусства как подражание универсальному целому. Воздействие искусства как очищение и побуждение к прекрасным (и тем самым благим) поступкам. Теория поэтического творчества. Искусство и наслаждение.



Эстетический аспект философии Плотина. Эстетический опыт как мистический.

Семинарские занятия (для студентов дневной формы обучения)

 

Основные проблемы античной эстетики
(текстовый семинар по фрагментам работ

Платона и Аристотеля)

1. Платоновское учение о прекрасном.

2. Платоновское учение о мере.

3. Платоновское учение о катарсисе.

4. Платон о подражании и живописи.

5. Аристотель о подражании.

6. Аристотелевское учение о катарсисе.

7. Аристотель о мере.

8. Аристотелевское учение окалокагатии.

 

Литература

 

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5 т. / редкол.: М. Ф. Овсянников (гл. ред.) [и др.]. – Т. I. – М., 1962. – С. 92–129.

Гилберт, К. Э. История эстетики / К. Э. Гилберт, Г. Кун. – 3-е изд. – СПб., 2000. – C. 32–103.

 

Тема 4. Эстетика в средние века

 

Имплицитный характер средневековой эстетики:разрешение круга эстетических проблем в рамках христианской философии. Решение эстетических проблем античности новыми средствами.



Средневековая эстетика пропорциональности. Августин: красота как "пропорциональность частей в сочетании с приятностью окраски". Перенесение доктрины Августина в сферу практики.

Средневековые эстетические концепции света. Идея Бога как света. Свет как метафора духовных реальностей. Роберт Гроссетесте: свет как величайшая из пропорциональностей.

Средневековая эстетика формы. Фома Аквинский: форма и гармония как характерные признаки красоты. Слияние света с энергией формы. Лучезарность как признак красоты.

Эстетическое переживание в средние века
(текстовый семинар по фрагментам работ

Августина и Фомы Аквинского)

 

1. Эволюция эстетических представлений Августина.

2. Августин о прекрасном и соответственном.

3. Августин о красоте и единстве.

4. Августин о красоте геометрических фигур.

5. Красота прямой линии.

6. Красота и число.

7. Понятие ratio у Августина.

8. Красота и соответствие.

9. Контрасты в природе и в искусстве.

10. Благо и красота у Фомы Аквинского.

11. Признаки прекрасного.

12. Понятие прекрасного.

13. Понятие совершенного.

14. Фома о художественной идее.

 

 

Литература

 

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5 т. / редкол.: М. Ф. Овсянников (гл. ред.) [и др.]. – Т. I. – М., 1962. – С. 258–277, 288–291.

Гилберт, К. Э. История эстетики / К. Э. Гилберт, Г. Кун. – 3-е изд. – СПб., 2000. – C. 137–179.

Эко, У. Искусство и красота в средневековой эстетике / У. Эко. – СПб.: Алетейя, 2003.

Эко, У. Эволюция средневековой эстетики / У. Эко. – СПб.: Азбука–классика, 2004.

 



Тема 5. Эстетика Возрождения

 

Роль магико-герметической традиции в культуре Ренессанса. Трансформация эстетических метафор в эпоху Возрождения. Метафора "зеркала". Метафора "завесы".

Трансформация понятия "искусства" и возвышение худо­жника в эпоху Возрождения. Поэзия, живопись и скульптура как "свободные профессии". Художник как философ и кри­тик.

Изменение отношения к природе в эпоху Ренессанса. Природа как "скрытая сущность". Математизация понятия пропорции. Категория перспективы.

Красота. Понятие гармонии и композиции. Идея проекта и проективности. Понятие удовольствия. Понятие подражания. Поэзия как подражание.

 

Тема 6. Эстетика нового времени:
эстетические модели классицизма и Просвещения

 

Рационально-проективный характер эстетических воззрений XVII–XVIII вв. Противостояние идей новой механической науки и магико-герметической традиции. Полемика между сторонниками гармонического проекта Ренессанса и идей универсальной рациональности.

Эстетика классицизма. Декарт: требование строгой систематизации и ориентация на выработку канонов и правил. Теория литературы и искусства: развитие декартовской эстетики и реализация идеала гармоничности. Ориентация на классические образцы. Трактат "Поэтическое искусство" Никола Буало.

Эстетика Просвещения. Принцип универсальной регламентации. Проблема воспитания и самовоспитания человека. Идея воспитательного значения искусства.

 

Эстетика нового времени
(текстовый семинар по фрагментам работ

Баумгартена и Канта)

 

1. Объект эстетики в философских размышлениях Баумгартена.

2. Определение предметного поля эстетики.

3. Отличительные черты совершенной эстетики.

4. Понятие эстетической дисциплины.

5. Метафора подражания природе.

6. Эстетическая истина и истина эстетикологическая.

7. Поэтическая фантазия и поэтический вымысел.

8. Иммануил Кант: вкус и гений. Красота в природе, красота в искусстве.

9. Прекрасное и идеал красоты.

10. Бескорыстность эстетического наслаждения.

11. Эстетическое удовольствие как игра познавательных способностей. Искусство и познание.

12. Внутренняя и внешняя целесообразность в искусстве.

13. Возвышенное.

 

Литература

 

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5 т. / редкол.: М. Ф. Овсянников (гл. ред.) [и др.] – Т. 2. – М., 1964. – С. 449–465; Т. 3. – М., 1964. – С. 58–82.

Гилберт, К. Э. История эстетики / К. Э. Гилберт, Г. Кун. – 3-е изд. – СПб., 2000. – C. 307– 389.

Гулыга, А. Эстетика Канта / А. Гулыга // Критика способности суждения / И. Кант. – М., 1994.

 

Тема 7. Эстетические идеи немецкого рационализма
и классического идеализма.
Эстетика романтизма

 

Эстетические идеи немецкого рационализма. А. Г. Баум­га­ртен: введение понятия "эстетика" (1735), выделение эстети­ки в отдельную философскую науку. И. И. Винкельман, Г. Э. Лес­синг, И. Г. Гердер: специфика различных народов и культур, историческая изменчивость явлений искусства.

Эстетические теории немецкого классического идеализма. Эстетика Иммануила Канта. Понятие способности суждения. Способность суждениякак опосредование феноменов природы и свободы, рассудка и разума, способности познания и желания, чувства удовольствия и неудовольствия. Рефлектирующая способность суждения как способность субсумации. "Эстетическая" способность суждения и "телеологическая" способность суждения. Понятия прекрасного и возвышенного. Прекрасное как предмет незаинтересованного любования. Классификация искусств: механические, эстетические, изящные.

Эстетические взгляды Фихте. Понимание искусства. Проблема гениальности. Влияние Фихте на эстетику романтизма.

Эстетика Гегеля. Искусство как явление абсолютного в форме созерцания. Срединное положение искусства. Гегель о видах искусства и принципах классификации: символическая, классическая и романтическаяформы искусства.

Эстетика романтизма. Иенские романтики. Август Вильгельм Шлегель, Фридрих Шлегель: понятие бесконечного, понятие иронии, понятие гения. "Магический идеализм" Новалиса: принципиальная "фрагментарность" мышления. Фри­дрих Шиллер: понятие прекрасной души. "Игровой инстинкт" как опосредование материального инстинкта и инстинкта формы. Идея эстетического воспитания.

Систематизация романтических идей в эстетике Фридриха Шеллинга. Понятие прекрасного в творчестве Шеллинга. Классификация искусств по Шеллингу.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.