Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел I. История эстетики





ЭСТЕТИКА

 

 

Программа курса и учебные материалы

 

Минск 2011

Разработал

Х. С. Гафаров, доктор философских наук, профессор кафедры философии Белорусского государственного университета культуры и искусств

 

 

Рецензенты

Я. С. Яскевич,доктор философских наук, профессор, ди­ректор Института социально-гуманитарного образования Бе­лорусского государственного экономического университета;

В. Р. Языкович, кандидат философских наук, доцент, за­ве­дующий кафедрой педагогики Белорусского государствен­ного аграрного технического университета

 

Рекомендовано к изданиюпрезидиумом учебно-методи­че­ского совета Белорусского государственного университета культуры и искусств (протокол № 8 от 08. 05. 2007 г.)


ВСТУПЛЕНИЕ

Цель дисциплины “Эстетика” заключается в том, чтобы раскрыть специфику прекрасного в природе и искусстве и охарактеризовать особенности восприятия прекрасного. В сферу эстетических исследований входит также вопрос объективности критериев восприятия прекрасного. Эстетика исследует условия возникновения искусства, его структурные и формальные признаки, а также его воздействие, восприятие и оформление в эстетических суждениях о ценностях и вкусе со стороны наблюдателя. Она занимается как взаимодействием формы и содержания произведения искусства, так и связью произведения искусства и социально-исторического контекста.



Основная задача преподавания данной дисциплины заключается в том, чтобы сделать феномен искусства доступным для восприятия с помощью точных понятий и адекватных категорий. Поскольку эстетика охватывает сумму всех теорий искусства,она выступает как философская критика искусствоведения, основание для самопонимания художника.

Кроме того, задачей преподавания эстетики является такое преподнесение материала по теории и истории предмета, которое создает максимально благоприятные условия для воспитания студентов, прежде всего, субъектами культуры. Преподавание эстетики в этой аудитории не должно сводиться к трансляции заранее предписанных знаний и продуцированию изначально заданной горизонтали мышления.



Курс “Эстетики”, читаемый для студентов, должен способствовать решению самими студентами вопроса о том, существуют ли объективные критерии восприятия прекрасного, или же они должны быть оформлены только субъективно, исходя из опыта соответствующего созерцающего индивида; призван помочь оформлению студентами собственных эстетических суждений о ценностях и вкусе; может содействовать каждому студенту в формировании оснований для идентификации самого себя как художника.

В результате изучения курса “Эстетика” студент должен знать:

– ключевые концептуальные модели, представленные в истории эстетической мысли;

– основные проблемы и категории эстетической теории;

– ведущих представителей эстетического знания;

– прикладные аспекты эстетического знания.

уметь характеризовать:

– специфические черты эстетического предмета;

– особенности художественного творчества и эстетического восприятия;

– социокультурную обусловленность эстетических принципов.

уметь анализировать:

– современное состояние эстетического знания в Беларуси и за рубежом;

– связь произведения искусства и социально-истори­че­ско­го контекста;

– место и роль эстетических установок в жизни человека;

– собственные эстетические предпочтения.

приобрести навыки и качества:

– понимания и различия эстетических направлений, норм и установок;

– умения воспринимать и осмысливать эстетические нормы иных культур;

– полемики и диалога по поводу эстетических предпочтений и оценок.

В структуре курса лекции выступают в качестве информационно-аналитических, проблемных оснований, создающих возможности свободной интерпретации материала по истории и теории эстетического знания в самостоятельной работе студентов.



Освоение основных стратегий, предлагаемых эстетической мыслью, невозможно без чтения и интерпретации оригиналь­ных текстов. Первым шагом на этом пути является изучение работ наиболее значимых авторов. Именно поэтому семинарские занятия по эстетике организованы в режиме тек­стовых семинаров. Для изучения предлагаются фрагменты наиболее репрезентативных текстов, которые студенты долж­ны проработать в соответствии с поставленными вопросами, в чем им призвана помочь учебная и дополнительная литература, списками которой снабжены все темы.

Перечень дисциплин, необходимых для изучения “Эс­тетики”: “Философия”, “Культурология”, “Религиоведение”, “Социология”.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(для студентов дневной формы обучения)

 

  Названия разделов и тем Количество часов
лекции семинарские занятия самост. работа
Тема 1. Эстетика как философская дисциплина. Предмет эстетики    
Раздел I. История эстетики
Тема 2. Имплицитная эстетика классиче­ского Востока    
Тема 3. Эстетика античности  
Тема 4. Эстетика в средние века  
Тема 5. Эстетика Возрождения    
Тема 6. Эстетика нового времени: эстетические модели классицизма и Просве­щения  
Тема 7. Эстетические идеи немецкого рационализма и классического идеализма. Эстетика романтизма    
Тема 8. Эстетические концепции XIX века    
Тема 9. Эстетика ХХ в.
Раздел II. Основные проблемы эстетической теории
Тема 10. Структура эстетического акта    
Тема 11. Структура эстетического предмета    
Тема 12. Эстетические категории    
Тема 13. Теория художественного творчества  
Тема 14. Теория художественного произведения  
Тема 15. Художник и общество    
Всего ...

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(для студентов заочной формы обучения)

 

  Названия разделов и тем Количество часов
лекции семинарские занятия
Тема 1. Эстетика как философская дисциплина. Предмет эстетики  
Раздел I. История эстетики  
Тема 2. Имплицитная эстетика классического Востока    
Тема 3. Эстетика античности    
Тема 4. Эстетика в средние века    
Тема 5. Эстетика Возрождения    
Тема 6. Эстетика нового времени: эстетические модели классицизма и Просвещения    
Тема 7. Эстетические идеи немецкого рационализма и классического идеализма. Эстетика романтизма    
Тема 8. Эстетические концепции XIX века    
Тема 9. Эстетика ХХ в.    
Раздел II. Основные проблемы эстетической теории  
Тема 10. Структура эстетического акта    
Тема 11. Структура эстетического предмета    
Тема 12. Эстетические категории    
Тема 13. Теория художественного творчества    
Тема 14. Теория художественного произведения  
Тема 15. Художник и общество    
Всего ...


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Эстетика как философская дисциплина.
Предмет эстетики

 

Парадокс становления эстетики. Принцип антропной пластичности. Вопрос о сущности прекрасного.

Имплицитный и эксплицитный способы исторического бытия эстетики. Оформление самостоятельного статуса эстетики. Баумгартен: эстетика как учение о чувственном пости­жении мира.

Эстетика как философская дисциплина.

Специфика эстетического отношения человека к миру. Эстетическое отношение и познавательное отношение. Эстетическое отношение и нравственное отношение. “Соблазн эстетизма”.

Задачи философской эстетики. Онтология искусства. Экспликация понимаемости искусства. Эстетика как критика.

 

Раздел I. История эстетики

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.