VI. ИММУНИТЕТ К ИНФЕКЦИОННЫМ ЗАБОЛЕВАНИЯМ
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
________________ И.В. Семченко
(подпись)
____________________
(дата утверждения)
Регистрационный № УД-____________/р.
Основы иммунологии
Учебная программа для специальности
Биология ( научно-педагогическая деятельность)»
Факультет биологический
Кафедра физиологии человека и животных
Курс (курсы) 4 / 4,5
Семестр (семестры) 7 / 8,9
Лекции 36 / 8 часов Экзамен 7 семестр / 9 семестр
Лабораторные занятия 12 / 8 часов Зачет -
Курсовой проект (работа) нет
Всего аудиторных
часов по дисциплине 48 / 16 часов
Всего часов Форма получения высшего
по дисциплине - 148 часов образования дневная / заочная
Составила Л.А.Евтухова к.с.-х.н., доцент
Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы для высших учебных заведений по специальности 1-31 01 01 Биология,
утвержденной 18 июля 2011 г., регистрационный номер ТД- G. 373/ тип.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры физиологии человека и животных
3 мая 2012г., протокол № 10
Заведующая кафедрой
доцент ___________ Л.А.Евтухова
Одобрена и рекомендована к утверждению Методическим советом биологического факультета
15 мая 2012 г., протокол № 9
Зам.председателя
доцент ______________ В.Н.Веремеев
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Основы иммунологии» является обязательной дисциплиной в системе 6иологического образования. В рамках данного курса студенты получают представление о строении и функционировании иммунной системы млекопитающих. В курсе рассматриваются основные составляющие иммунной cистемы (oрганы, клетки и молекулы) и их роль в защите внутренней среды организмов oт проникновения чужеродных антигенов. Дается представление об антигенных свойствах органических молекул, описываются основные механизмы взаимодействия клеток иммунной системы и ходе развития иммунных ответов. Кроме того, приводятся сведения о молекулярном строении иммуноглобулинов и их свойствах с целью обоснования их роли как защитных молекул и понимания возможностей их применения в методическом арсенале современной биологии.
Цель курса:формирование у студентов, вне зависимости от их узкой специализации, общего представления о естественных факторах защиты организма млекопитающих от возбудителей инфекционных заболеваний и о механизмах, определяющих индивидуальность на клеточном и молекулярном уровнях. Курс также должен послужить основой для осмысленного применения слушателями в своей дальнейшей научной деятельности тех современных методов исследования, которые базируются на применении антител.
Задача курса –дать современное представление о значении и роли иммунной системы, а также о возможностях современных методов биологических исследований, основанных на применении иммуноглобулинов.
Поскольку материал курса включает сведения об особенностях развития, строения и функционирования органов, клеток и молекул, то он базируется на знаниях, полученных студентами при изучении таких дисциплин, как «Биохимия», «Цитология и гистология», «Генетика», «Анатомия человека», «Физиология человека и животных».
В результате изучения дисциплины обучаемый должен:
знать:
-развитие, строение, функционирования и роль органов ( первичных и вторичных), клеток ( моноцитов и других макрофагов, нейтрофилов, эозинофилов, базофилов, T-и В-лимфоцитов), регуляторных молекул(интерлейкинов, цитокинов , хемокинов) иммунной системы;
- характер взаимодействия клеток и роль белков главного комплекса гистосовместимости в развитии иммунных ответов: механизмы возникновения гиперчувствительности немедленного и замедленного типов:
- механизм возникновения и реализации иммунной памяти как основы активных форм приобретённого иммунитета к инфекционным болезням; фун-
кционирование конститутивных защитных факторов как основы врожденного (видового) иммунитета;
-общие свойства молекул, обладающих антигенными свойства; химическую структуру и классификацию иммуноглобулинов, генетические основы формирования их специфичности по отношению антигенам;
- принципы получения поли- и моноклоннальных антител и постановки реакций с ними (агглютинации, преципитации, реакций с участием комплемента, иммуноферментного и радиоиммунологического анализов);
уметь:
- объяснить роль и значение иммунной системы человека;
- использовать полученные в курсе знания в научно-исследовательской работе;
- осуществлять ориентировочную и развёрнутые реакции агглютинации и преципитации, определять фагоцитарное число и фагоцитарный индекс.
Дисциплина обязательного компонента «Основы иммунологии» изучается студентами 4 курса биологического факультета и 4-5 курсов заочного факультета специальности 1-31 01 01 - 02 «Биология (научно-педагогическая деятельность).
Общее количество часов –148;
- аудиторное количество часов для дневной формы обучения — 48, из них: лекции —28, лабораторные занятия — 12, контролируемая самостоятельная работа – 8 Форма отчётности — экзамен в 7 семестре.
- аудиторное количество часов для заочной формы обучения — 16, из них: лекции — 8, лабораторные занятия — 8. Форма отчётности — экзамен в 9 семестре.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
I. ВВЕДЕНИЕ
История формирования представлений об инфекционных заболеваниях и невосприимчивости к ним. Работы Э. Дженнера по оспопрививанию. Исследования Л.Пастера и Р.Коха как основа для формирования научного представления о характере резистентности млекопитающих к инфекционным болезням. Создание теорий гуморального (П.Эрлих) и клеточного (И.Мечни-ков) иммунитетов. Формирование представлений о характере ответов иммун-ной системы на антигены различного происхождения.
Развитие иммунологии в 20 веке: открытие групп крови человека (К.Ландштейнер), изучение явления гиперчувствительности (Рише) и системы комплемента (Ж.Борде); формирование представлений об иммунотолерантности (Ф.Бернет, П.Медавар) и гистосовместимости (Дж.Снелл, Ж.Доссе, Б.Бенацерраф); изучение молекулярной структуры иммуноглобулинов (Р.Портер, Дж.Эдельман) и выяснение генетических механизмов формирования их разнообразия (С.Тонегава), определение роли поверхностных молекул лимфоцитов в развитии иммунных ответов (Р.Цинкернагель, П.Догерти).
Предмет и задачи современной иммунологии, ее место в биологии и медицине, значение иммунологических исследований для развития естественных наук.
II. ХАРАКТЕРИСТИКА ИММУННОЙ СИСТЕМЫ
МЛЕКОПИТАЮЩИХ
Общее представление об иммунной системе млекопитающих как совокупности специфических органов, клеток и молекул. Строение и функции красного костного мозга и тимуса как центральных (первичных) органов иммунной системы. Строение и функции периферических (вторичных) органов иммунной системы: селезенки, лимфоузлов, Пейеровых бляшек и лимфоидных скоплений.
Характеристика клеток иммунной системы. Развитие, локализация в организме и роль фагоцитирующих клеток, Т-лимфоцитов и В-лимфоцитов.
Характеристика интерлейкинов и других цитокинов как регуляторных молекул, определяющих функционирование иммунной системы.
Характеристика интерлейкинов и других цитокинов ростовых факторов как регуляторных молекул, определяющих функционирование иммунной системы.
III. АНТИГЕНЫ
Понятие об антигене. Общие свойства антигенов, полные и неполные антигены. Зависимость антигенных свойств от молекулярной структуры. Понятие об антигенных детерминантах и валентности антигенов. Типы антигенной специфичности.
IV. АНТИТЕЛА
Физико-химические свойства и молекулярная структура антител. Антигенные свойства иммуноглобулинов, понятие об аллотипах, идиотипах и изотипах. Разделение иммуноглобулинов млекопитающих на классы, структурные и функциональные особенности иммуноглобулинов разных классов.
Гены, кодирующие вариабельные и константные домены цепей иммуноглобулинов. Генетические механизмы формирования классов иммуноглобулинов и разнообразия их антигенсвязывающих участков.
V. ФАКТОРЫ ЗАЩИТЫ ОРГАНИЗМА МЛЕКОПИТАЮЩИХ
ОТ ЧУЖЕРОДНЫХ АНТИГЕНОВ
Понятие о конститутивных и индуцибельных защитных факторах, их различия и единство. Защитная функция кожи и слизистых оболочек, роль нормальной микрофлоры в защите от инфекции. Воспалительная реакция, характер ее развития и роль в освобождении организма от чужеродных агентов. Фагоцитоз, его этапы и механизмы внутриклеточной инактивации возбудителей инфекционных заболеваний. Система комплемента и пути ее активации. Механизм разрушения чужеродных клеток под действием системы комплемента.
Иммунный ответ как индуцибельный защитный механизм. Характеристика антигенпредставляющих клеток. Процессинг антигена. Взаимодействие антигенпредставляющих клеток и Т-лимфоцитов в ходе развития иммунного ответа. Взаимодействие Т- и В-лимфоцитов при развитии ответа на тимусзависимые антигены. Роль белков главного комплекса гистосовместимости и других поверхностных антигенов в развитии иммунных ответов. Влияние гуморальных факторов на клетки, обеспечивающие иммунный ответ. Формирование клонов плазматических клеток и клеток иммунной памяти. Первичный и вторичный иммунный ответы, их особенности.
VI. ИММУНИТЕТ К ИНФЕКЦИОННЫМ ЗАБОЛЕВАНИЯМ
И ЕГО ФОРМЫ
Понятие о видовом (врожденном) и индивидуальном (приобретенном) иммунитетах и факторы, их определяющие. Естественный иммунитет и его формы. Искусственный иммунитет и его формы. Пути и цели создания искусственного иммунитета. Вакцины и сыворотки, их использование для профилактики и терапии инфекционных болезней.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|