Подведение итогов практики
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Утверждена на совете факультета
Протокол № ____ от « ___»_______2012_
декан факультета _______Ефремова Г.И.
(Ф.И.О.)
___________________________
(подпись)
|
| Утверждена на заседании кафедры
Протокол № _1_ от «30»__сентября_2008_
зав. кафедрой _Кузнецова Л.В.__
(Ф.И.О.)
____________________________________
(подпись)
|
ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
КУРСА
По специальности: 030302.65 - клиническая психология
Авторы:
Зав. кафедрой специальной и клинической психологии
профессор, к.психол.наук. Кузнецова Л.В.
Москва 2012
Программа учебной практики по специальности 030302.65 «Клиническая психология» подготовлена зав. кафедрой специальной и клинической психологии, кандидатом психологических наук, профессором Кузнецовой Людмилой Вениаминовной и кандидатом психологических наук, доцентом кафедры специальной и клинической психологии Феофановым Василием Николаевичем.
Программа рассмотрена на заседании кафедры специальной и клинической психологии «__» ___________ 2012 г. (протокол № __).
Общие положения практики.
В соответствие с ГОС стандартом ВПО по специальности 030302.65 – «клиническаяпсихология» практика является неотъемлемой составной частью профессиональной подготовки клинического психолога.
Именно в процессе прохождения практик будущий специалист может приобретать и совершенствовать свои умения и навыки, необходимые для успешной реализации основных направлений психологической службы в образовании, для оказания специальной психологической помощи лицам с отклонениями в развитии.
Практика осуществляется с учетом основных видов профессиональной деятельности, к которым должен быть готов клинический психолог (психологическая диагностика, психологическая профилактика, консультирование, психологическая коррекция).
В процессе прохождения практики будущий специалист приобретает опыт работы с детьми и подростками разного возраста, обучающимися в различных типах специальных (коррекционных) образовательных учреждений, со взрослыми (родителями, педагогами, а также с лицами, нуждающимися в специальной психологической помощи).
Практика – вид учебной работы, направленной на закрепление теоретических и практических знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретение и совершенствование практических навыков по избранной специальности.
Основу содержания ознакомительной практики составляют познавательная деятельность студента, организуемая, прежде всего, как часть системной деятельности образовательного процесса.
Цели и задачи практики
Учебная практика преследует следующую цель: познакомить студентов с различными клиническими и реабилитационными учреждениями и сформировать общее представление о профессии «клинический психолог» и задачах психологического сопровождения в общей системе лечебно-реабилитационных мероприятий и в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Учебная практика студентов предполагает групповую форму посещений детских учреждений.
Учебная практика организуется для решения следующих учебных задач:
Ø знакомство студентов с типами детских клиническихи реабилитационных учреждений;
Ø ознакомление с задачами, стоящими перед коллективами посещаемых учреждений и подходами к их решению;
Ø знакомство с функциональными обязанностями психолога в образовательных и реабилитационных учреждениях;
Ø знакомство с контингентом образовательных и реабилитационных учреждений;
Ø ознакомление с базовой психологической документацией учреждения;
Ø самостоятельный подбор имеющихся видеоматериалов и печатной продукции, в которой дается представление о различных видах психического дизонтогенеза.
Место и время проведения практики
Требованиями Государственного стандарта на первом курсе предусмотрена учебная практика - 1 неделя.
Типы учреждений, в которых будущие специалисты проходят практику, определяются потребностями и возможностями региона. В соответствии с учебным планом ознакомительная практика по специальности «клиническая психология» организуется на базе клинических и реабилитационных учреждений города Москвы, на основании долгосрочных договоров о сотрудничестве с Российским государственным социальным университетом, заключаемых кафедрой специальной и клинической психологии.
Требования к организации и руководству практикой
Распределение студентов для прохождения ознакомительной практики по специальности проводится за 12 - 14 дней до начала практики.
Прохождение ознакомительной практики непосредственно курируется руководителем практики от кафедры и руководителем практики от учреждения.
Перед началом ознакомительной практики проводится установочная конференция, на которой студенты знакомятся с распоряжением об организации практики и совместно с руководителем практики от кафедры определяют круг вопросов, на которые следует обратить внимание при посещении запланированных детских учреждений.
5. Обязанности студентов во время прохождения практики
Во время практики каждый студент обязан:
· явиться на установочную конференцию, проводимую руководителями практики;
· ознакомиться с программой практики;
· своевременно прибыть на место прохождения практики;
· находиться на практике согласно индивидуальному плану;
· выполнять все задания, предусмотренные программой практики;
· проявлять организованность, вежливость, трудолюбие;
· подчиняться правилам внутреннего распорядка учреждения, распоряжениям администрации и руководителей практики;
· своевременно подготовить отчет по практике.
Студенты имеют право:
· получить консультативную помощь по всем вопросам, возникшим во время прохождения практики.
На период практики один из студентов назначается старостой группы, в обязанности которого входит помощь руководителю группы и руководителям базового учреждения в организации работы студентов-практикантов, учет и общая организация работы, оповещение о коллективных консультациях и семинарах, о необходимости выполнения поручений руководителей практики.
Студент, пропустивший дни практики или работа которого признана неудовлетворительной, из-за невыполнения требований может быть отстранен от дальнейшего прохождения практики, а его работа признана неудовлетворительной, что считается невыполнением учебного плана. При уважительной причине по разрешению декана ему может быть назначено повторное прохождение практики.
Задания для прохождения практики
1. Ознакомление с функциями и содержанием работы клинического психолога;
2. Знакомство с организационной структурой медико-психолого-педагогической службой лечебного учреждения;
3. Ознакомление с кабинетом клинического психолога учреждения;
4. Участие в обследовании, изучение личных дел, анамнеза контингента лечебного учреждения;
5. Участие в плановых мероприятиях лечебного учреждения.
6. Структура и содержание практики
Ознакомительная практика студентов 1-го курса включает знакомство со спецификой лечебного (реабилитационного) учреждения, его историей, с целями и задачами, стоящими перед сотрудниками учреждения, с положением о медицинском и психолого-педагогическом сопровождении детей. Основной деятельностью студентов во время практики является наблюдение и формирование своего профессионального кругозора. Студенты могут выполнить определенную работу с детьми, в которой нуждается учреждение.
Ознакомительная практика по специальности «клиническая психология» предполагает преобладание активных форм наблюдения: знакомство со спецификой клинического учреждения, с медицинским и психолого-педагогическим обследованием детей, с направлениями психокоррекционной работы, представленными в учреждении. В случае необходимости студенты могут оказать посильную помощь учреждению, например в оформлении актового зала, газеты, сопровождение детей на экскурсии и т.п.
Кроме выше указанных форм деятельности студенты в ходе прохождения практики должны помогать сотрудникам лечебногоучреждения в решении конкретных проблем этого учреждения, помогать готовить дидактические пособия, оказывать помощь в оформлении выставок работ детей и т.п.
В процессе посещения учреждений собранная информация обобщается в письменных отчетах по каждому учреждению.
В ходе прохождения ознакомительной практики студенты должны:
а) посетить одно из двух предложенных учреждений.
б) составить письменно «портрет» посещенного учреждения;
в) сформулировать свое отношение к увиденному;
г) сформировать каталог просветительской продукции по пониманию людей с ОВЗ.
д) в последний день ознакомительной практики подводятся итоги работы, оформляются отчеты, другие материалы, перечисленные в разделе «Подведение итогов практики».
В процессе прохождения практики студенты собирают материал в папку «Это меня удивило»(мои первые впечатления от профессии).
Подведение итогов практики
По окончании практики студент должен представить отчет:
Оформление титульного листа отчета.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Отчет о прохождении
ознакомительной практики
по специальности «клиническая психология»,
проходившей с ________ по ________ 200__ г.,
студента I курса очной формы обучения
кафедры специальной и клинической психологии
факультета психологии
(фамилия, имя, отчество студента)
Руководитель от кафедры: Ф.И.О (полностью)
Руководитель от учреждения: Ф.И.О. (полностью)
|
На титульном листе проверенного отчета должна быть подпись руководителя практики от кафедры.
Форма отчета.
В отчете должны найти отражение:
- страница после титульного листа – «Содержание» отчета, в котором указываются разделы и страницы основных разделов отчета;
- далее по разделам:
«Характеристика учреждения» включает адрес, ФИО руководителя учреждения; цели и задачи учреждения; круг специалистов, работающих в учреждении; контингент; основные направления и формы работы, реализуемые в учреждении; используемые программы;
«План практики» - это самостоятельный документ. Он составляется вначале практики и является ориентировочным распределением по времени объема заданий на практику. План практики оформляется в виде таблицы следующим образом.
ПЛАН
ознакомительной практики
студента 1 курса очной формы обучения
ФИО
Дата
| Время
| Содержание деятельности
| Ответственные
| Примечание
|
|
|
|
|
|
В Плане расписываются все дни практики, кроме воскресных и праздничных дней. Субботы и дни свободные от посещений учреждений, отводятся для оформления собранных материалов, общению с психологом и сотрудниками учреждения.
Папка «Это меня удивило (мои первые впечатления от профессии)» содержит материалы увиденных и полученных от специалистов занятий и методик.
«Результаты практической работы» - в этом разделе представляются все материалы, связанные с участием в мероприятиях учреждения по форме:
Название мероприятия________________________________________________
Контингент _________, Количество присутствующих _______ Дата _________
Аспекты наблюдения
1.
2.
Краткие выводы.
«Дневник практики» - это отражение того, что удалось сделать в соответствии с планом, и что не удалось.
Титульный лист дневника.
Дневник
ознакомительной практики по специальности
с ___________________ по ____________________ 200__ г.,
студента I курса очной формы обучения
(фамилия, имя, отчество студента)
Руководитель от учреждения: Ф.И.О. (полностью)
|
На титульном листе проверенного дневника должна быть подпись руководителя практики от учреждения.
Оформляется Дневник в табличной форме.
Дата
| Время
| Содержание деятельности
| Анализ выполненного
|
|
|
|
|
В Дневнике должны быть отмечены все дни в соответствии с планом. Содержание деятельности может значительно отличаться от плана в силу объективных обстоятельств, которые следует отметить в дневнике (например, заболели дети, изменились условия практики, поступил запрос от психолога и т.п.). Делаются заметки об интересных с точки зрения студента методиках и программах диагностической и коррекционной работы с детьми.
В графе «время» указывается начало и конец мероприятий, в которых студент принимал участие: 12.10 – 13.00.
В «Содержании деятельности» коротко отражаются мероприятия дня: наблюдение за работой психолога в группе детей с нарушениями моторики; посещение занятия; оформление отчета о посещении; участие в мероприятии и т.п.
В Анализе отмечаются количественные и качественные итоги мероприятия: занятие проходило в кабинете психолога, присутствовало 2 ребенка, выполнено 2 упражнения из 3, дети устали и попросили поиграть в игры, присутствовал психолог учреждения, проведен разбор занятия.
«Краткий отчет о практике» - это краткое перечисление того, что удалось сделать, перечисление мероприятий и их количество (оформляется в свободной форме), подписывается руководителем от учреждения, например:
знакомство с учреждением и сотрудниками (без количества);
посещено 5 групп детей в условиях коррекционно-развивающего занятия;
проведено игровых занятий – 2;
присутствовал на занятиях психолога – 3 (их название) и т.п.
Оформление краткого отчета по практике выполняется на отдельном листе.
Отчет
о прохождении
ознакомительной практики
с ____________ по ________ 200__ г.,
студента I курса очной формы обучения
кафедры специальной и клинической психологии
факультета психологии, социальной медицины
и реабилитационных технологий
(фамилия, имя, отчество студента)
В отчете должны быть указаны:
- номера и типы учреждений;
- категории детей, с которыми работает учреждение;
- посещение различных диагностических, коррекционно-развивающих занятий;
- помощь, оказанная учреждению.
Отчет должен быть подписан студентом и иметь дату.
Критерии оценки работы студента во время прохождения ознакомительной практики.
Результаты практики оцениваются по следующим критериям:
- отношение к практике в целом с учетом участия в установочной и итоговой конференциях;
- проявление активности, дисциплинированности и ответственности в ходе практики;
- мера самостоятельности и творчества в мероприятиях;
- объем выполненной работы и ее качество;
- уровень общей подготовки, умение оперировать полученными в процессе обучения в университете знаниями;
- качество подготовки отчетной документации и своевременность ее сдачи;
- наличие фотографий, видеоматериалов, интересных работ детей и методических находок, с которыми можно познакомить сокурсников и преподавателей кафедры.
План оценки рабочего места:
a) общее впечатление от кабинета;
b) планировка помещения (деление на “зоны”, оснащение мебелью, дизайн, особенности интерьера);
c) наличие необходимых технических средств;
d) наличие систематизированных диагностико-коррекционных и методических материалов;
e) наличие документации, позволяющей фиксировать и контролировать наиболее значимую для работы информацию.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|