Тема 3. Адаптация детей к школе
Виды адаптации к школе (физиологическая, психологическая и социальная или личностная) и ее продолжительность. Психологическая адаптация ребенка к школе, ее аспекты: личностно-мотивационная, волевая, учебно-познавательная. Индикаторы трудностей адаптации. Степени адаптированности детей. Этапы физиологической адаптации ребенка к школе: ориентировочный, неустойчивое приспособление, относительно устойчивое приспособление. Условия личностной, или социальной, адаптации.
Характеристика блоков оценки уровня школьной адаптации: показатели интеллектуального развития, эмоционального развития, сформированности коммуникативных навыков, уровеня школьной зрелости ребенка в дошкольный период. Методы и методики изучения эффективности адаптации детей к школе. Уровни социально-психологической адаптации к школе.
Проблема школьной дезадаптации. Причины и проявления дезадаптации. «Дидактогенный невроз». Дезадаптационные стили (аккомодационный, ассимиляционный и незрелый).
Основные виды трудностей, испытываемых первоклассниками и пути их преодоления. Младшие школьники «группы риска»: дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные), леворукие, дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (агрессивные, эмоционально расторможенные, застенчивые, тревожные, ранимые).
Психологические причины неуспеваемости младших школьников. Типология школьников с трудностями в обучении. Пути преодоления неуспеваемости младшего школьника.
Тема 4. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте
Отличительные особенности учебной деятельности по Д.Б. Эльконину. Строение учебной деятельности младшего школьника: мотивация, учебные ситуации (или задачи), учебные действия, контроль, оценка. Мотивы учения: внутренние и внешние, социальные и познавательные. Развитие мотивации достижения успехов. Особенности учебных ситуаций, учебных действий, действия контроля, действия оценки.
Проблема формирования учебной деятельности. Характеристика групп младших школьников, по-разному включенных в учебную деятельность: «группа прорыва», «резерв группы прорыва», «трудолюбивые» и «не проявившие себя» (Г.А. Цукерман).
Игровая и трудовая деятельность в младшем школьном возрасте. Коллекционирование как деятельность младшего школьника.
Основные новообразования ребенка младшего школьного возраста: произвольность, внутренний план действия и рефлексия.
Общая характеристика познавательных процессов младшего школьника
Проблема готовности детей к обучению в средней школе.
Тема 5. Развитие личности младшего школьника
Развитие самосознания младшего школьника по В.С Мухиной. Я-концепция и ее формирование в младшем школьном возрасте. Формирование чувства компетентности в младшем школьном возрасте.
Влияние школьного обучения на развитие самооценки ребенка. Виды самооценок младших школьников. Самооценка ребенка и школьная успеваемость: возрастные особенности взаимовлияния. Формирование заниженной самооценки. Возможности коррекции самооценки.
Особенности эмоционально-волевой сферы младшего школьника. Развитие чувств в младшем школьном возрасте. Социальные эмоции в младшем школьном возрасте: самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия, способность к сопереживанию. Проблема эмоциональной зрелостимладшего школьника.
Тема 6. Общение и взаимодействие младшего школьника со взрослыми и сверстниками
Основные сферы социальных отношений младшего школьника: «ребенок – дети», «ребенок – учитель» и «ребенок – родители».
Поведение в кругу сверстников, мотивация общения с ними. Круги общения младшего школьника. Групповая дружба в младшем школьном возрасте: гендерные различия и закономерности развития. Стадии развития дружеских отношений по Селману. Статус в группе сверстников. Конформность в группе сверстников.
Отношение «ребенок – учитель» как отношение «ребенок – общество». Роль учителя в развитии личности и самоотношения первоклассника. Динамика отношения к учителю в младшем школьном возрасте.
Взаимоотношения родителей и детей в младшем школьном возрасте.
Развитие компонентов социального познания в младшем школьном возрасте:социальный вывод, понимание ребенком социальной ответственности, понимание социальных предписаний.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
№
| Раздел
| Содержание
| Лит-ра
|
| Общая характеристика возраста
| 1. Анатомо-физиологические изменения в младшем школьном возрасте
2. Теоретические подходы к развитию личности в среднем детстве: понимание латентной стадии в психоанализе (З.Фрейд, Э.Эриксон); когнитивная теория развития (Ж. Пиаже и Л. Кольберг); теория социального научения
| 2, 3, 4, 8, 9, 10
|
| Проблема готовности ребенка к школе
| 1. Психолого-педагогический статус первоклассника как ориентир в диагностике готовности к школе.Критериальные и констатирующие характеристики, лежащие в его основе. Основные блоки, составляющие психолого-педагогический статус школьника.
2. Подготовка ребенка к вступительному собеседованию в школе.
| 2, 3, 4, 8, 9, 10, 11
|
| Адаптация детей к школе
| 1. Характеристика блоков оценки уровня школьной адаптации: показатели интеллектуального развития, эмоционального развития, сформированности коммуникативных навыков, уровеня школьной зрелости ребенка в дошкольный период.
2. «Дидактогенный невроз».
3. Психологические причины неуспеваемости младших школьников. Типология школьников с трудностями в обучении. Пути преодоления неуспеваемости младшего школьника.
| 2, 3, 4, 10, 11
|
| Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте
| 1. Отличительные особенности учебной деятельности по Д.Б. Эльконину.
2. Общая характеристика познавательных процессов младшего школьника
3. Проблема готовности детей к обучению в средней школе.
| 2, 4, 8, 9, 11
|
| Развитие личности младшего школьника
| 1. Развитие самосознания младшего школьника по В.С Мухиной.
2. Я-концепция и ее формирование в младшем школьном возрасте.
3. Развитие чувств в младшем школьном возрасте.
| 1, 4, 5, 10
|
| Общение и взаимодействие младшего школьника со взрослыми и сверстниками
| 1. Групповая дружба в младшем школьном возрасте: гендерные различия и закономерности развития.
2. Стадии развития дружеских отношений по Селману.
3. Взаимоотношения родителей и детей в младшем школьном возрасте.
| 2, 4, 5, 6, 7, 10
|
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература:
1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости : учебное пособие для вузов / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - Москва: Юрайт-М, 2001; Москва: Сфера, 2004, 2005.
2. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М., 2003, 2005.
3. Практическая психология образования: Учебное пособие / Под ред. И.В.Дубровиной. – СПб: Питер, 2007.
4. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология): учебник для вузов. - Москва: Гардарики, 2009.
Дополнительная литература:
5. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия / сост. и науч. ред.: В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - 6-е изд., стереотип. - Москва: Академия, 2007.
6. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, О.А.Карабанова и др. – М., 2002
7. Каданкова Н.Н., Пачина С.В., Шкрябина М.А. Основы деятельности вожатого (воспитателя) в летнем лагере. – Северодвинск, 2011.
8. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров. - Москва: Юрайт, 2013.
10. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
11. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология: краткий курс. - СПб. [и др.]: Питер, 2007.
Интернет-ресурсы (методические и др. разработки в электронном виде, компьютерные лабораторные или практические работы, компьютерные программы и т.п.):
http://www.koob.ru (педагогическая и психологическая литература)
http://psychlib.ru/mgppu (электронная библиотека МГППУ)
www.pedlib.ru (педагогическая библиотека с текстами учебных и методических материалов)
http://window.edu.ru/window/library
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|