ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Учреждение образования
“Гродненский государственный университет имени Янки Купалы”
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета искусств и дизайна
______________ Л.О. Черниловская
___ ____________ 2011 г.
Регистрационный № УД- ________/р.
|
ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА
Учебная программа для специальности:
( рабочий вариант)
1 – 19 01 01 – 05 “Дизайн (костюма и тканей)
Факультет искусств и дизайна
Кафедра дизайна
Курс (курсы) 1
Семестр (семестры) 1
Лекции 34
| Экзамен ____1______
(семестр)
| Практические (семинарские)
занятия 16
|
Зачёт -
| Лабораторные
занятия
|
Курсовая работа (проект) -
| Всего аудиторных часов
по дисциплине 50
|
| Всего часов
по дисциплине 125
| Форма получения
высшего образования дневная
| Составил(а) преподаватель
Чайко Марина Петровна
|
|
2011 г.
Учебная программа (рабочий вариант) составлена на основе учебной программы “История дизайна” (рег. № ТД-С.032/тип. от 14.05.2010 г.)
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта
на заседании кафедры дизайна
_________________20___г., протокол N°__
Заведующий кафедрой
___________________ А.А. Лещинский
Одобрена и рекомендована к утверждению на заседании Методической комиссии по специальности (ям) 1-19 01 01- 05 “Дизайн (костюма и тканей)
_________________20___г., протокол N°__
Председатель
___________________ А.Б. Коженевская
(подпись) (И.О.Фамилия)
Одобрена и рекомендована к утверждению на заседании Совета факультета
Искусств и дизайна
_________________20___г., протокол N°__
Учёный секретарь
___________________ Т.Г. Барановская
(подпись) (И.О.Фамилия)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Цели и задачи учебной дисциплины
Программа курса «История дизайна» для специальностей 1-19 01 01-05 «Дизайн (костюма и тканей)»предусматривает последовательное рассмотрение основных вопросов истории дизайна, его основных направлений.
Студенты знакомятся с историей дизайна на лекциях, посвященных отдельным историческим периодам: предметный мир доиндустриальных цивилизаций, зарождение дизайна как новой универсальной творческой профессии, развитием дизайна в XXв.
Целью курса по истории дизайна является:
• приобретение, углубление и систематизация знаний по истории дизайна от канонической до проектной культуры;
• определение исторических предпосылок и художественных направлений оказавших непосредственное влияние на формирование дизайна;.
• изучение основных дизайнерских стилей, направлений и школ;
• освоение визуального материала по курсу.
Формы и методы обучения и воспитания
Преподавательский процесс осуществляется на дневной форме обучения, включающей лекционные занятия; практические занятия; самостоятельную работу студентов. В преподавании данной дисциплины используется информационная технология обучения.
1.3. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов включает навыки подготовки докладов, материалов к презентациям, использование глобальных информационных ресурсов.
Требования к компетентности (согласно образовательного стандарта специальности)
В результате изучения учебной дисциплины студент должен:
– знать:
· научные, методологические принципы исторического исследования в дизайне;
· исторические, социальные, культурные и экономические факторы становления дизайна;
· особенности и качественные характеристики основных периодов становления дизайна;
· основные теоретические концепции и школы мирового дизайна;
· особенности становления и развития дизайна в СССР;
· особенности становления и развития дизайна в Беларуси;
· организационные формы современного дизайна;
– уметь:
· проводить исторические исследования;
· работать с научно-исследовательской литературой;
· собирать, анализировать и систематизировать исторические факты в области дизайна;
· выявлять общие закономерности формирования парадигм дизайн-деятельности;
· устанавливать причинно-следственные связи явлений, оказавших влияние на развитие дизайна.
– владеть навыками:
· применения полученных знаний на практике;
· самостоятельной работы с литературными источниками и поиска дополнительной информации в области истории графического дизайна;
· идентификации и анализа проектов графического дизайна различных исторических эпох.
Распределение общих и аудиторных часов по семестрам
Для специальности 1-19 01 01-05 «Дизайн (костюма и тканей)» курс «История дизайна» рассчитан на 1 семестр и включает 50 часов, из них 34 лекционных и 16 практических, 2 часа консультации, 5 часов экзамен.
КСР – 75 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Номер раздела
(темы, занятия)
| Название раздела
(темы, занятия)
| Содержание в соответствии с типовой учебной программой (учебной программой)
|
| Дизайн и его вклад в культуру XX в.
| История формирования «Дизайна», как самостоятельного вида изобразительного искусства. Дизайн и его место в культуре XX в. Современные формы организации дизайнерской деятельности.
|
| Зарождение дизайна как новой универсальной творческой профессии.
| Проблема художественного кризиса в ремесленных и производственных изделиях вызванных промышленным переворотом XIX века и поиск в области теории и практики формообразования на рубеже XIX – начала XXвв.
|
| Промышленные выставки XIX в. и их вклад в развитие дизайна.
| У истоков дизайн-образования: школа А. Ван де Вельде. Появление нового архитектурного стиля Модерн, развитие ремесел, новых строительных технологий
|
| Промышленный переворот XIX в. Примитивность форм промышленной продукции.
| Переход от ремесленного и мануфактурного производства к машинному. Утрата индивидуального почерка и обезличивание продукции.
|
| Первые теории дизайна: теория и практика
| Первые попытки теоретического осмысления дизайна как принципиально нового вида проектной деятельности. Воспитание художественного вкуса У. Моррисом и его эстетическая концепция.
|
| Модерн
| Первый синтетический стиль в искусстве. Стилистика и эволюция модерна. «Ар Нуво», «Арт Деко», «Либерти», «Сецессион». Истоки и теоретики модерна.
|
| Мастера Модерна: А. Ван де Вельде и Ч. Р. Макинтош
| Декоративизм и орнаментальность мебели, новаторская конструктивность линии модерна.
|
| Конструктивизм. Северный модерн.
| Век индустрии, функционализма и массового производства. Возрождение ремёсел, культ ручного труда. Рождение конструктивизма, его развитие как реакции на флореальные и растительные мотивы.
|
| Петер Беренс – первый промышленный дизайнер.
| Творчество Петера Беренса и его роль в формировании промышленной культуры. Сочетание художественной образности формы и её соответствием функции и технологической естественностью.
|
| Немецкий Веркбунд – первый союз промышленников и художников.
| Деятельность немецкого Веркбунда неотъемлемая часть истории европейского дизайна XX в. художественный опыт Мутезиуса, Ван де Вельде, Беренса, Ле Корбюзье и др.
|
| Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна
| Баухауз – первая крупная школа промышленного проектирования, эстетика промышленной продукции. Разработка для индустрии типов и моделей, утилитарных вещей повседневного обихода по новейшим достижениям техники.
|
| Россия в международных промышленных выставках. Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX – нач. XX в.
| Увеличение мощности промышленного производства. Возможность показа своих достижений, высоких качеств машин и приборов на международных выставках.
|
| Развитие дизайна в XXв.
| Смена художественного центра в мировой культуре. Массовая эмиграция прогрессивных дизайнерских кадров в США. Влияние опыта западно-европейских школ на формирование американского дизайна.
|
| Становление промышленного дизайна в США. Пионеры американского дизайна.
| «Индустриальный дизайн», эстетическое освоение новых индустриальных форм. Роль дизайна в формировании общества массового потребления. Специфические особенности творчества промышленного дизайна.
|
| Раймонд Лоуи – пионер коммерческого дизайна.
| Творческая практика Лоуи – концепция конкурентоспособности. Дизайн как отрасль современного производства и неотъемлемая часть индустрии, быта, торговли.
|
| Дизайн в США в послевоенные годы.
| Разделение послевоенного дизайна на две противоположные тенденции. Новые направления в дизайне. Творчество Виктора Папанека и Бакминстера, Фуллера.
|
| Дизайн в странах Западной Европы во второй половине XXв.
| Дизайн в послевоенной Европе в Англии, Германии, Италии, Франции. Возникновение Дизайн-интеръеров. Поднятие внутренней экономики государства путем конкурентоспособности товаров на внешних рынках.
|
| Белорусский корень мирового дизайна.
| Первая школа в Белоруссии ориентированная на проектную культуру. Творчество Казамира Малевича, идейная основа объединения «УНОВИС» и их вклад в развитие мирового дизайна.
|
| Современный белорусский дизайн.
| Белорусский союз дизайнеров и его основные направления деятельности. Дизайн конца XX начала XXI в. Ведущие специалисты республики и их профессиональная деятельность.
|
| Предметный мир доиндустриальных цивилизаций.
| Ремесла Древнего Египта и его материальная культура. установление норм сознательной творческой деятельности. Древнеегипетский стиль.
Каноническая культура эпохи Античности: Греция и Рим, колыбель европейской культуры. Гармоничное сочетание жизнеподобия и меры, эстетизм и рациональная конструкция.
Эпоха Возрождения. Разделение искусства на «чистое и прикладное». Процесс дифференциации профессии. Технические изобретения, рост художественного вкуса, предметный мир эпохи Возрождения.
|
| Феномен японского дизайна.
| Синтез национальных традиций многовековой культуры и лучших мировых достижений в области дизайна. Характер прогрессивного развития японского дизайна. Японская ассоциация художественного проектирования окружающей среды в век промышленного производства.
|
| Современное искусство и дизайн. Поп-арт и Хай тек.
| Поп-арт и идеи постмодернизма. Творчество Энди Уорхола и его вклад в развитие рекламы. Хай тек, как новое направление в искусстве архитектуры. Центр Жоржа Помпиду «Бобур». Эстетика материала.
|
| Производственное искусство в Советской России: теория и практика.
| Авангардные течения первого десятилетия XX в. как истоки дизайна в России. Формирование движения – «Производственное искусство».
|
| Реформы художественного образования в Советской России. ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН.
| Подготовка художников-мастеров высшей квалификации для промышленности. Реформа художественного образования.
|
| Дизайн в Советском Союзе в 1960-1980 гг.
| Художественное конструирование и художественное проектирование, как два основных направления 1960-х г. Внесение эстетического начала в предметную среду и попытки перенятия опыта западного дизайна.
|
| Развитие дизайна ткани в начале XX века.
| Конструктивизм и текстильное производство. Творческие эксперименты Степановой и Поповой на текстильной фабрике в Москве. Орнамент как основной художественный элемент текстиля 20-30 г. XX века.
|
| Проблемы современного этапа развития дизайна.
| Бурное развитие научно-технического прогресса и вызванные им социальные и экологические проблемы. Возникновение в 1970 г. экологического подхода в дизайне. Формирование культурологического подхода в дизайне.
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Номер раздела(темы, занятия)
| Название разделы (темы, занятия);
перечень изучаемых вопросов[2]
| Количество аудиторных часов
| Методические пособия, средства обучения (оборудование, учебно-наглядные пособия и др.)
| Литература
| Формы контроля знаний
| лекции
| практические (семинарские) занятия
| лабораторные занятия
| управляемая (контролируемая) самостоятельная работа студента
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Дизайн и его вклад в культуру XX в.
|
| | | | | №1-6
| |
| Зарождение дизайна как новой универсальной творческой профессии
|
| | | | | №5,7
| |
| Промышленные выставки XIX в. и их вклад в развитие дизайна.
|
| | | | | №5
| |
| Промышленный переворот XIX в. Примитивность форм промышленной продукции.
| | | |
| | №5
| |
| Первые теории дизайна: теория и практика
|
| | | | | №5-6
| |
| Модерн
|
| | | | | №6
| |
| Мастера Модерна: А. Ван де Вельде и Ч. Р. Макинтош
|
| | | | | №6
| |
| Конструктивизм. Северный модерн
|
| | | | | №1,2
| |
| Петер Беренс – первый промышленный дизайнер
|
| | | | | №7
| |
| Немецкий Веркбунд – первый союз промышленников и художников.
| | | |
| | №3,6
| |
| Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна
|
| | | | | №3,5
| |
| Россия в международных промышленных выставках. Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX – нач. XX в.
| | | |
| | №8
| |
| Развитие дизайна в XX в.
|
| | | | | №9
| |
| Становление промышленного дизайна в США. Пионеры американского дизайна
|
| | | | | №4,8
| |
| Раймонд Лоуи – пионер коммерческого дизайна
|
| | | | | №10
| |
| Дизайн в США в послевоенные годы
|
| | | | | №3,6
| |
| Дизайн в странах Западной Европы во второй половине XX в.
|
| | | | | №3,9
| |
| Белорусский корень мирового дизайна
|
| | | | | №6
| |
| Современный белорусский дизайн
|
| | | | | №6
| |
| Предметный мир доиндустриальных цивилизаций
| |
| | | | №6
| |
| Феномен японского дизайна
| |
| | | | №6
| |
| Современное искусство и дизайн. Поп арт и Хай тек.
| |
| | | | №1,5
| |
| Производственное искусство в Советской России: теория и практика.
| | | |
| | №1,2
| |
| Реформы художественного образования в Советской России. ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН.
| | | |
| | №1,2
| |
| Дизайн в Советском Союзе в 1960-1980 гг.
| |
| | | | №1,2
| |
| Развитие дизайна ткани в начале XX века.
| |
| | | | №1,2
| |
| Проблемы современного этапа развития дизайна.
| |
| | | | №9
| |
|
| | | | | | | |
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|