Сделай Сам Свою Работу на 5

Тематика заданий по различным формам контроля





Волгоградский государственный университет

Факультет истории, международных отношений, социальных технологий

УТВЕРЖДЕНО Учебно-методическим советом Протокол № ______ от «_____» __________________2012 г. УТВЕРЖДАЮ Декан факультета __________________ «______» _______________2012 г.

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Основной образовательной программы (магистратура)

 

Зачетные единицы

Составитель рабочей программы:

д. филос. н., профессор Пигалев А.И. ___________________________

 

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «____» _______2012 г.,

протокол № ________

 

Зав. кафедрой Н.В. Омельченко

 

Волгоград 2012

РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.1. Требования к студентам(исходный уровень компетенций, знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению данной дисциплины)

  • знание различных методов научного и философского исследования и умение их использовать в профессиональной деятельности;
  • владение методами и приемами логического анализа, умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями;
  • знать основные концепции современной философии;
  • владеть понятийным аппаратом базовых дисциплин по своей специальности.

1.2. Краткая характеристика данной дисциплины, ее особенности(место и роль данной дисциплины, как составной части образовательно-профессиональной ступени высшего профессионального образования)



Основной целью курса является формирование у студентов понимания проблем современной философии и методологии науки, философских вопросов естествознания и техники, философских и психологических проблем научного творчества. Изложение строится в широком контексте, предусматривающем рассмотрение истории формирования философских представлений о науке, технике и научно-техническом творчестве. Курс позволяет магистрантам усвоить основные понятия современной философии и методологии науки. Большое внимание уделяется анализу специфики современных концепций естествознания.

 

1.3. Цели изучения дисциплины(в том числе воспитательная)



  • изучение эволюции философского подхода к науке, технике;
  • изучение основных подходов к исследованию проблем научно-технического прогресса;
  • воспитание навыков самостоятельного анализа философских и методологических проблем, встречающихся в научно-теоретической и практической деятельности.

1.4. Учебные задачи дисциплины(в результате изучения дисциплины студент должен овладеть компетенциями, знать, уметь)

 

  • способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, самостоятельно обучаться новым методам исследования;
  • способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности;
  • способность проявлять творческую активность, инициативу, ответственность в ходе решения профессиональных задач;
  • знание современных проблем философии, умение предлагать и аргументировано обосновывать способы их решения;
  • готовность вести научные исследования, соблюдая все принципы академической этики, и понимание личной ответственности за цели, средства, результаты научной работы.

 

1.5. Формы работы студентов

 

Лекции, опрос, тестирование

Виды контроля

  • текущий (контроль за посещаемостью и активностью на семинарских занятиях, опрос);
  • промежуточный (опрос, тестирование);
  • итоговый (зачет, экзамен).

 

Методика формирования результирующей оценки

 

Результирующая оценка (зачет) формируется на основе текущей успеваемости и ответа на экзамене.

РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



Всего часов (общая трудоемкость в часах)
в том числе  
Аудиторных занятий
Из них лекций  
семинарских/практических занятий  
лабораторных занятий  
Практикумов  
Самостоятельных занятий
изучение основной и дополнительной литературы
написание курсовых работ, эссе, рефератов,
выполнение письменных домашних заданий, расчетов, проектов  
выполнение контрольных работ, тестов  
Подготовка к зачету, зачет 100 часов

 


РАЗДЕЛ 3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Тема Содержание (перечень дидактических единиц) Вид занятий (аудиторные, самостоятельные) Форма занятий (лекции, семинары, практические занятия, изучение основной и дополнительной литературы, электронных библиотечных ресурсов, выполнение письменных домашних работ, учебно-тренировочное тестирование и т.д.) Количе-ство часов Форма контроля (опрос, проверка домашних заданий, защита проектов, контрольное тестирование и т.д.)
Философия и ее роль в научном познании     Наука и философия в социокультурном контексте   Аудиторные Лекция  
Наука как социокультурный феномен   Аудиторные Лекция Опрос
Основные этапы и общие закономерности развития науки   Аудиторные Лекция Опрос Тестирование
Парадигмы естествознания: сущность и эволюция     Аудиторные Лекция Опрос Тестирование
Наука и философия в социокультур-ном контексте   Самостоятельные Изучение основной и дополнительной литературы  

 

Особенности и структура научного знания       Структура, модели и методология науч-ного познания Аудиторные Лекция Опрос
Основные модели научного познания   Аудиторные Лекция Опрос
Методология научного познания   Аудиторные Лекция Опрос
Концепции детерминизма и индетер-минизма в научном познании Аудиторные Лекция  
Фундаментальные законы и концепции естествознания   Аудиторные Лекция  
Структура, модели и методология научного познания Самостоятельные Изучение основной и дополнительной литературы Опрос  
Естественнонаучные концепции развития     Основные философские и методологи-ческие проблемы современной науки и техники     Аудиторные Лекция Опрос
Объяснение, понимание, предсказание в науке     Аудиторные Лекция Опрос
Научная истина и способы ее проверки Аудиторные Лекция Опрос
Современная научная картина мира   Аудиторные Семинар Опрос
Философские аспекты научно-техни-ческого творчества   Аудиторные Лекция Опрос
Этика науки Аудиторные Лекция Опрос
Основные философские и методоло-гические проблемы современной науки и техники   Самостоятельные Изучение основной и дополнительной литературы Опрос Тестирование

Краткое содержание тем

Тема 1.Философия и ее роль в научном познании

 

Кризис представлений о философии как «наук и наук» и предпосылки формирования современных представлений о взаимосвязи философии и науки. Сциентизм и антисциентизм. Трансцендентально-аналитический подход к осмыслению понятия науки: понимание науки в качестве особой структуры сознания. Основной вопрос трансценденально-аналитического подхода к осмыслению науки: как наука реально «есть». Синтетически обобщающий подход к осмыслению понятия науки: эмпирическое исследование науки в качестве особой социокультурной реальности, опирающееся на метанаучные разработки (логика науки, история науки, социология науки, науковедение и др.). Основной вопрос синтетически обобщающего подхода к осмыслению науки: как наука реально «возможна». Понятия философии и методологии науки. Значение современных философско-методологических исследовании для развития научного познания.

 

Тема 2. Наука как социокультурный феномен

 

Особенности взаимосвязи науки, общества и культуры. Интернализм и экстернализм как концепции развития науки. Факторы, обусловливающие возникновение и развитие научного познания. Организационные формы науки. Научное сообщество как социальная группа. Статус науки в обществе: проблемы легитимации и свободы. Наука и практическая деятельность. Наука и религия. Наука и искусство. Влияние вненаучных факторов на мировоззрение ученых. Наука в общем культурной проекте. Значение социологии науки для понимания сущности научного познания и его социальных последствий. Философско-социологические аспекты преемственности научных знаний.

 

Тема 3.Основные этапы и общие закономерности развития науки

 

Этапы развития науки: древневосточная преднаука (вавилонская, шумерская, египетская, древнеиндийская, древнекитайская); античная наука; средневековая европейская наука; новоевропейская классическая наука; неклассическая наука; постнеклассическая наука. Социокультурные предпосылки формирования новоевропейской классической науки. Классическая наука как специфический тип знания, опирающийся на особые процедуры его получения и проверки. Социокультурные предпосылки становления неклассической и постнеклассической науки.

 

Тема 4.Парадигмы естествознания: сущность и эволюция

 

Понятие научной парадигмы и его значение для осмысления развития науки. Понятия «нормальной науки» и «научной революции». Причины научных революций. Роль учебников в формировании «нормальной науки». Основные научные революции и их особенности. Механизмы смены научных парадигм и изменение философско-методологических оснований науки. Концептуально-методологические сдвиги в естествознании конца XX – начала XXI вв. Научная рациональность и ее главные характеристики: логико-математическая рациональность (идеальная предметность, конструктивная однозначность, формальная доказательность, аналитическая верифицируемость); естественнонаучная рациональность (эмпирическая предметность, наблюдательно-экспериментальная однозначность, частичная логическая доказательность, опытная верифицируемость); инженерно-технологическая рациональность («вещная» предметность, конструктивная системность, эмпирическая проверяемость, системная надежность, практическая эффективность; социально-гуманитарная рациональность (социально-ценностная предметность, рефлексивность, целостность, культурологическая обоснованность, адаптивная полезность). Научно-исследовательская программа, ее структура и функции.

 

Тема 5.Особенности и структура научного знания

 

Уровни научного знания и их особенности. Структура эмпирического знания. Эмпиризм и схоластическое теоретизирование. Структура теоретического знания. Соотношение эмпирии и теории. Единство эмпирического и теоретического, практики и теории. Метатеоретический уровень научного знания и его строение. Знаково-символические аспекты науки и ее структура. Математизация научного знания и его структура. Теорема К. Гёдёля о неполноте и идеал структурного совершенства формализованных систем знания.

 

Тема 6. Основные модели научного познания

 

Основные модели научного познания: индуктивизм, гипотетико-дедуктивизма, трансцендентализм, конструктивизм. Позитивизм как модель научного знания и его ограниченность. Развитие позитивистских подходов к осмыслению сущности научного познания и закономерностей его развития. Постпозитивистские модели развития научного познания (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, М. Полани, Ст. Тулмин, П. Фейерабенд). Рост научного знания: разрывы и преемственность. Идеал объективности научного познания и роль «личностного знания» в познавательной деятельности. Социокультурные контексты научного познания. Научное познание и техника.

 

Тема 7.Методология научного познания

 

Проблема соотношения эмпирического и теоретического уровней научного познания.Основные методы эмпирического познания. Наблюдение и измерение как методы научного познания. Эксперимент, его виды и функции в научном познании. Научная теория и ее структура. Основные методы теоретического познания. Формализация как метод теоретического познанияДедукция как метод науки и его функции. Идеализация как основной способ конструирования теоретических объектов. Индукция как метод научного познания. Индукция и вероятность. Моделирование как метод научного познания. Системный метод познания в науке. Основные требования системного метода. Философские аспекты синергетики как методологии исследования сложных систем. Понятия хаоса и порядка и их роль в современной науке

 

Тема 8. Концепции детерминизма и индетерминизма в научном познании

 

Понятие о естественном законе как основа классической науки. Причинность в законах природы. Несущественность, случайность и статистические законы. Случайность и роль понятия вероятности в научном познании. Детерминизм и индетерминизм в науках о неживой и о живой природе. Механицизм в науке и «лапласовский детерминизм». Квантовая механика и изменения в понимании сущности причинности. Проблема причинного объяснения квантовой теории. Споры о детерминизме и индетерминизме в физике XX в. (А. Эйнштейн и Н. Бор). Детерминизм и квантовомеханический «принцип дополнительности». Случайные и необходимые причинные связи. Современные интерпретации квантовой механики и проблема целостности мира. Обратимость и необратимость законов природы. Проблема наблюдателя в квантово-релятивистской физике и неклассическая концепция реальности. Технические приложения неклассического понимания реальности.

 

Тема 8. Фундаментальные законы и концепции естествознания

 

Закон как необходимая связь между событиями, явлениями, внутренними состояниями объектов, определяющая их устойчивость, выживание, развитие или разрушение. Основные типы научных законов: причинные, динамические, статистические, структурные, функциональные, Объективность и повторяемость как характеристики научного закона. Фундаментальные законы пространства, времени и движения. Принцип относительности и его значение для современной науки. Космогонические и космологические представления и их философские аспекты. Корпускулярно-волновой дуализм как основа неклассического понимания реальности. Философские аспекты современных физических концепций микромира.

 

Тема 9. Естественнонаучные концепции развития

 

Сущность концепции развития. Структура и эволюция Вселенной. Синергетика как один из источников эволюционных идей в физике. Детерминированный хаос и эволюционные проблемы. Концепция развития в современных естественнонаучных знаниях о веществе. Перспективные химические процессы и современные материалы. Современные научные представления о зарождении жизни. Структура и функции белков, строение и разновидности клеток. Предпосылки и основные особенности идеи биологической эволюции. Дарвинизм в свете современных эволюционных представлений. Человек и его эволюционные перспективы. Философские проблемы генетики и молекулярной биологии.

 

Тема 10. Объяснение, понимание, предсказание в науке

 

Объяснение как рассуждение, выявляющее основания определенного факта, гипотезы, закона или теории. Синтаксический, семантический и прагматический аспекты объяснения. Объяснение как подведение объясняемого под общие законы или гипотезы. Феноменологическое и сущностное, динамическое и статистическое, достоверное и гипотетическое объяснение. Генетические и телеологические объяснения и их роль в научном познании. Понимание как операция мышления, обеспечивающая усвоение нового содержания путем его включения в систему устоявшихся идей и представлений на основе некоторого образца, стандарта, нормы, принципа. Истолкование как поиск стандарта оценки объясняемого содержания. Герменевтика как наука об истолковании. Предсказание как предвидение будущих явлений, событий, ситуаций. Проблема надежности научных предсказаний. Самоисполняющиеся предсказания в свете принципов научного прогнозирования Научные и вненаучные предсказания.

 

Тема 11. Научная истина и способы ее проверки

 

Научная истина как множество эмпирических и теоретических утверждений в науке, соответствие содержания которых своему предмету удостоверено научным сообществом. Критерии адекватности научной истины. Гносеологическая, логическая и прагматическая адекватность научного знания. Практика как критерий истинности научного познания. Два основных способа удостоверения научной истины: соответствие результатам систематических, статистически обработанных данным наблюдения и эксперимента; условное полагание такого тождества у исходных аксиом и выведение из них всех логических следствий, истинность которых гарантируется корректным применением соответствующих правил логики.

 

Тема 12. Современная научная картина мира

 

Научная картина мира как совокупность общих представлений науки определенного исторического периода о фундаментальных законах строении и развития объективной реальности. Определяющая роль физики в формировании картины мира. Онтологический статус «физической реальности» и физической картины мира. Механическая, электромагнитная и современная квантово-релятивистская картины мира как этапы развития физического познания. Частицы и поля как фундаментальные абстракции современной физической картины мира и проблема их онтологического статуса. Онтологический статус виртуальных частиц. Типы взаимодействий в физике и природа взаимодействий. Физический вакуум и поиски новой онтологии. Стратегия поисков фундаментальных объектов и идеи бутстрапа. Теория струн и «теория всего» (ТОЕ): возможности и проблемы обоснования.

 

Тема 13. Философские аспекты научно-технического творчества

 

Творчество как деятельность, благодаря которой появляется нечто качественно новое Особенности научного творчества. Творчество в системе внутренних ценностей научного сообщества. Универсализм, коллективизм, бескорыстность и организованный скептицизм как основы научного творчества. Научное творчество, его сущность, механизмы и основания. Социально-психологические предпосылки научного творчества. Логика и интуиция в научном открытии. Концепция логики научного открытия и ее границы. Возможности обучения научному творчеству. Творчество в сфере техники. Цели и методы современной инженерной деятельности. Соотношение философии науки и философии техники. Практически-преобразовательная (предметно-орудийная) деятельность, техническая и инженерная деятельность, научное и техническое знание. Роль техники в становлении классического математизированного и экспериментального естествознания. Образы техники в культуре: традиционная и проектная культуры. Перспективы и границы современной техногенной цивилизации.

 

Тема 14. Этика науки

 

Понятие этики науки. Моральный выбор и моральная ответственность в сфере науки. Ограниченность тезиса о ценностной нейтральности науки. Внутренняя и внешняя этика науки. Ценностные и моральные установки «большой» и «малой» науки. Ценности науки и проблема социальной ответственности. Свобода исследования и социальная ответственность. Философские аспекты проблемы этического регулирования научных исследований. Моральные санкции научного сообщества на нарушителей этических норм в сфере науки. Технический императив как суждение, согласно которому все, что становится технически осуществимым, неизбежно будет реализовано. Этические проблемы взаимодействия ученого со средствами массовой информации.

 

Тематика заданий по различным формам контроля

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.