Сделай Сам Свою Работу на 5

Итоговый кроссворд по социологии





По горизонтали:1. Процесс включения личности в обществе. 5. Современный рос­сийский социолог. 10. Противодействие, противоречие. 11. Выдающийся немецкий социолог. 12. Основоположник советской социологии. 14. Об­щепринятое правило поведения. 16. Первичная социальная группа. 18. Ве­дущее направление в мировой социологии. 19. Английский ученый, классик социологической мысли. 20. Выдающийся русско-американский социолог. 21. Предположение о связи явлений, 23. Социальный субъект. 24. Первый директор Института конкретных социальных, исследований АН СССР.

По вертикали:2. Самая большая социальная группа. 3. Объект, спо­собный удовлетворить потребность. 4. Исходный пункт социологического исследования. 6. Инструмент для сбора информации, 7: Комбинация по­казателей изучаемого объекта. 8. Управление государственными и обще­ственными делами. 9. Состояние безнормности, ослабления правопоряд­ка в обществе. 10. Ученый, именем которого было названо социологи­ческое общество в России. 13..Метод сбора информации о фактах поведе­ния. 15. Периодическое социологическое исследование по определенной теме. 17. Склад ума человека, народа. 22. Метод изучения скрытых свойств объектов. 25. Современный российский социолог, директор Института социологии РАН.



Контрольные вопросы по дисциплине социология:

1. Социология как наука, ее предмет, структура и функции.

2. Основные парадигмы, категории и законы социологии.

3. Социология в системе социально - гуманитрного знания. Ее методы и задачи.

4. Предыстория социологии. Социальные условия и теоретические источники становления социологии как науки.

5. Отечественная социология и этапы ее развития. Основные школы и их представители.

6. О.Конт - основоположник социологии. Позитивистский проект науки об обществе.

7. Органическая теория Г. Спенсера: сущность и основные положения.

8. Основные направления и школы современной Российской социологии. Видные Российские социологи.

9. Социологические идеи К. Маркса.

10. Классический этап в истории западной социологии. Основные социологические школы и их представители.

11. Социологические концепции Э.Дюркгейма.

12. «Идеальные типы» и «понимающая социология» М. Вебера.



13. Основные направления зарубежной социологии конца ХХ – начала ХХI века.

14. Концепция социального обмена Д. Хоманса и П. Блау.

15. Феноменологическая социология А. Шюца.

16. Структурно-функциональный анализ Т. Парсонса и Р. Мертона.

17. Символический интеракционизм Дж. Мида, Ч. Кули, Г. Блумера.

18. Структуралистский конструктивизм П. Бурдье.

19. Постмодернистские теории: Н. Луман, Э. Гидденс.

20. Общество как объект социологии и социокультурная система. Понятие «социальное».

21. Признаки и типологии обществ.

22. Социальная структура общества, ее основные элементы.

23. Социальные институты: их структура и функции. Значение социальных институтов в жизни общества.

24. Семья как социальная группа и социальный институт. Семейные отношения и семейные роли.

25. Право как социальный институт.

26. Социальные группы. Основные виды социальных групп.

27. Социальные общности. Основные виды социальных общностей.

28. Этнические общности: понятие и особенности.

29. Квазигруппы: понятие, признаки и виды.

30. Социальные организации: понятие и теории. Виды и функции социальных организаций.

31. Социальная стратификация общества: понятие, признаки и критерии социальной стратификации. Типы стратификационных систем.

32. Концепция социальной стратификации П. А. Сорокина.

33. Социальная мобильность, ее виды и динамика.

34. Стратификация современного Российского общества. Основные подходы российских социологов.

35. Социологическое понимание гражданского общества.

36. Понятие общественного мнения, его структура, функции и управление.



37. Понятие личности в социологии: сущность, структура и типология.

38. Ролевая теория личности. Социальные статусы и социальные роли личности в обществе.

39. Социальные действия и взаимодействия. Формирование социальных отношений.

40. Процесс социализации личности: этапы и агенты социализации.

41. Правовая социализация личности: сущность, пути и методы. Правовой нигилизм и правовой идеализм.

42. Социология права: предмет, структура и соотношение с юридическими науками и философией права.

43. Социология права в Европе и в России.

44. Социальная обусловленность права.

45. Понятие социальной нормы и отклонения в социологии. Социальный контроль.

46. Теории девиантного поведения. Социальные корни, сущность и особенности девиатного поведения в России.

47. Социальные изменения и процессы их виды.

48. Социальные движения, их природа и типология. Характеристика основных социальных движений в российском обществе.

49. Методология и методика конкретных социологических исследований.

50. Социологическое исследование: сущность, этапы и основные виды.

51. Программа социологического исследования: цель, задачи, этапы исследования.

52. Методы сбора первичной социологической информации.

53. Метод социологического опроса: специфика, виды.

54. Анкетный опрос как метод социологического исследования. Композиция анкеты.

55. Пилотажные исследования. Метод экспертной оценки.

56. Метод анализа документов. Контент-анализ.

57. Метод социологического наблюдения.

58. Метод социологического эксперимента.

59. Выборочный метод в социологии.

60. Методы обработки и анализа результатов социологических исследований.

6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСОВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:

 

№ п/п Наименование раздела (темы) учебной дисциплины Коды формируемых компетенций Планируемый результат обучения (в т.ч. знания, умения, владение компетенциями)
1. Раздел I. Теория и история социологической науки Социология как наука и учебная дисциплина. История становления и развития социологии. Современные социологические парадигмы. Общество в социологическом рассмотрении. Общество как социокультурная система Социология личности. Личность как социальный тип и деятельностный субъект. Процесс социализации личности. Статусно-ролевые теории личности.   ОК: 1,2,4, 5, 10   В результате изучения 1 раздела дисциплины «Социология» обучающийся должен знать: Предмет социологии, ее роль и место в человеческой культуре; о границах социологии и ее истории; уровни социологического знания: макросоциологичесие и микросоциологические теория; онтологические, эпистемологические, этические и институционально-организационные критерии социологического знания; иметь представление об основных парадигмах и школах современной социологии; об основных отраслях социологического знания – микросоциология, макросоциология; основные теоретические модели и методы социологии. Структуру личности и законы развития личности; Уметь: Ориентироваться в системе социологического знания как целостного представления об обществе; Понимать роль социологии в формировании ценностных и профессиональных ориентаций личности; давать социологическую характеристику личности на основе ее социального статуса, положения в системе социальных координат и особенностей социализации; анализировать девиантного поведения личности; анализировать социально-правовые тексты, выявлять теоретически ценные идеи, мысли, подходы, а также творчески применять социологические знания в событиях, требующих личностного и гражданского участия в совершенствовании общественных структур, а прежде всего в области права, и общества в целом; производить, отбирать, обрабатывать и анализировать данные о социальных процессах и социальных общностях. Владеть: Способностью использования фундаментальных социологических знаний на практике; навыками социологического анализа различных социальных и правовых явлений; навыками получения профессиональной информации из различных типов источников, включая Интернет.
2. Раздел II. Социальная структура и процессы Социальная структура и стратификация Социальные общности и социальные группы. Социальные институты и социальные организации. Социальный контроль и социальное управление. Гражданское общество и общественное мнение. ОК: 3,6,9,11,16 ПК: 10,11,12, 13, В результате изучения 2 – го раздела обучающийся должен знать: Законы развития общества; современные социологические подходы к проблемам общества, социальных групп и общностей, социальных институтов и организаций; основные закономерности протекания комплексных социальных процессов и механизмы функционирования основных социальных общностей; закономерности социально-экономических, политических, управленческих и правовых процессов, основные подходы к их изучению, а также особенности их применения в России; Принципы и особенности гражданского общества; Структуру и функции общественного мнения. Уметь: Применять социологические знания к анализу социально значимых проблемы и процессы; обосновывать собственную точку зрения о социальных процессах в обществе; уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; анализировать «аномия» в обществе; нетерпимого отношения к коррупционному поведению, экстремизму и национализму; использовать результаты социологического анализа в юридической практике. Анализировать причины возникновения и функционирования гражданского общества и общественных движений. Управлять общественным мнением и массовыми движениями. Владеть: культурой мышления и поведения; навыками использования социологических методов для анализа тенденций современного развития общества и личности, социально-правового анализа; социологическими основаниями правового воспитания на принципах социально-правового государства;
3. Прикладная социология Специальные и отраслевые теории. Социология права. Виды и типы социологического исследования. Экспертный метод. Основные направления и методы исследования правовых явлений. ОК: 6,7,10, 15,16 ПК: 3, 11, 12, 19, 20, 21 В результате изучения 3 раздела дисциплины «Социология» обучающийся должен знать: Теория среднего уровня, специальная социологическая теория; основные теоретические модели и методы исследования; экспертный метод; методологические основания социологического исследования, основные методы сбора и анализа социологической информации; этапы социологического исследования. Предмет и структуру социологии права; социальную обусловленность права; методологию социологического познания и социологические основы юридического мышления.   Уметь: Анализировать социально-правовые тексты, выявлять теоретически ценные идеи, мысли, подходы, а также творчески применять социологические знания в событиях, требующих личностного и гражданского участия в совершенствовании общественных структур, а прежде всего в области права, и общества в целом; производить, отбирать, обрабатывать и анализировать данные о социальных процессах и социальных общностях; применять соответствующие целям конкретного исследования методы сбора и анализа данных, учитывать их ограничения, оценивать качество (валидность и надежность) социологической информации; участвовать в проектных формах работы и реализовывать самостоятельные пилотажные проекты; использовать основные положения и методы социологии при решении социальных и профессиональных задач. Владеть: Способностью использования фундаментальных социологических знаний на практике; навыками социологического анализа различных социальных и правовых явлений; навыками применения инструментарий конкретных социологических исследований к изучению правовых событий и фактов; методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; экспертным методом; Техникой и методиками социологического исследования правовых явлений.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература:

1. Бельский В.Ю., Кравченко А.И., Курганов С.И. Социология для юристов: Учеб. пособие для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп.- М.:ЮНИТА-ДАНА, Закон и право, 2011. - 400 с.

2. Социология для бакалавров: учебное пособие / под ред. Л.А. Деминой. – Москва: Проспект, 2013. – 320 с.

3. Социология: учебник /Бердюгина О.В., Глазырин В.А.- М.: Юрайт-Издат, 2011.- 399 с.

Дополнительная литература:

1. Аверин, Ю.П. Теоретическое построение количественного социологического исследования: учеб. пособие / Ю.П. Аверин. – М.: Кн. Дом «Университет», 2009. – 440 c.

2. Антонов А.И. Социология семьи: учебник.- М.: ИНФРА-М, 2010.- 637 с.

3. Волков Ю.Г. Социология: учебник.- М.: Кнорус, 2011.- 320 с.

4. Гилинский, Я.И. Девиантология: Социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» / Я.И. Гилинский. –2-е изд. – СПб.: Изд-во Р. Асланова: Юрид. центр Пресс, 2007. – 518 с.

5.Горшков М.К.Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. -416 с.

6. Исаев Б.А. Социология в схемах и комментариях: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.- 244 с.

7. Ксенофонтов В.Н. Социология права.- М., 2005.- 200 с.

8. Кравченко А.И. Социология: учебник. – М.: Проспект, 2012. – 544 с.

9. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М., 1995.- 320 с.

10. Кучерена А.Г. Гражданское общество в России: проблемы становления и развития: учеб. пособие / А.Г. Кучерена, Ю.А. Дмитриев. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 255 с.

11. Лапаева В. В. Социология права. - М.: Норма, 2008. - 336 с.

12. Медников Р.Л., Мякотина А.В., Романов В.В. Краткий курс по социологии права. - М.: Окей-книга, 2009.- 107 с.

13. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура / Пер. с англ.- М.: АСТ Хранитель, 2006.- 873 с.

14. Просветов Г.И. Социологические исследования: задачи и решения: учеб. пособие / Г.И. Просветов. – М.: Альфа-Пресс, 2009. – 208 c.

15. Романовский Н.В. Историческая социология. - М.: "Канон +" РООИ "Реабилитация", 2009. - 320 с.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.