Итоговый кроссворд по социологии
По горизонтали:1. Процесс включения личности в обществе. 5. Современный российский социолог. 10. Противодействие, противоречие. 11. Выдающийся немецкий социолог. 12. Основоположник советской социологии. 14. Общепринятое правило поведения. 16. Первичная социальная группа. 18. Ведущее направление в мировой социологии. 19. Английский ученый, классик социологической мысли. 20. Выдающийся русско-американский социолог. 21. Предположение о связи явлений, 23. Социальный субъект. 24. Первый директор Института конкретных социальных, исследований АН СССР.
По вертикали:2. Самая большая социальная группа. 3. Объект, способный удовлетворить потребность. 4. Исходный пункт социологического исследования. 6. Инструмент для сбора информации, 7: Комбинация показателей изучаемого объекта. 8. Управление государственными и общественными делами. 9. Состояние безнормности, ослабления правопорядка в обществе. 10. Ученый, именем которого было названо социологическое общество в России. 13..Метод сбора информации о фактах поведения. 15. Периодическое социологическое исследование по определенной теме. 17. Склад ума человека, народа. 22. Метод изучения скрытых свойств объектов. 25. Современный российский социолог, директор Института социологии РАН.
Контрольные вопросы по дисциплине социология:
1. Социология как наука, ее предмет, структура и функции.
2. Основные парадигмы, категории и законы социологии.
3. Социология в системе социально - гуманитрного знания. Ее методы и задачи.
4. Предыстория социологии. Социальные условия и теоретические источники становления социологии как науки.
5. Отечественная социология и этапы ее развития. Основные школы и их представители.
6. О.Конт - основоположник социологии. Позитивистский проект науки об обществе.
7. Органическая теория Г. Спенсера: сущность и основные положения.
8. Основные направления и школы современной Российской социологии. Видные Российские социологи.
9. Социологические идеи К. Маркса.
10. Классический этап в истории западной социологии. Основные социологические школы и их представители.
11. Социологические концепции Э.Дюркгейма.
12. «Идеальные типы» и «понимающая социология» М. Вебера.
13. Основные направления зарубежной социологии конца ХХ – начала ХХI века.
14. Концепция социального обмена Д. Хоманса и П. Блау.
15. Феноменологическая социология А. Шюца.
16. Структурно-функциональный анализ Т. Парсонса и Р. Мертона.
17. Символический интеракционизм Дж. Мида, Ч. Кули, Г. Блумера.
18. Структуралистский конструктивизм П. Бурдье.
19. Постмодернистские теории: Н. Луман, Э. Гидденс.
20. Общество как объект социологии и социокультурная система. Понятие «социальное».
21. Признаки и типологии обществ.
22. Социальная структура общества, ее основные элементы.
23. Социальные институты: их структура и функции. Значение социальных институтов в жизни общества.
24. Семья как социальная группа и социальный институт. Семейные отношения и семейные роли.
25. Право как социальный институт.
26. Социальные группы. Основные виды социальных групп.
27. Социальные общности. Основные виды социальных общностей.
28. Этнические общности: понятие и особенности.
29. Квазигруппы: понятие, признаки и виды.
30. Социальные организации: понятие и теории. Виды и функции социальных организаций.
31. Социальная стратификация общества: понятие, признаки и критерии социальной стратификации. Типы стратификационных систем.
32. Концепция социальной стратификации П. А. Сорокина.
33. Социальная мобильность, ее виды и динамика.
34. Стратификация современного Российского общества. Основные подходы российских социологов.
35. Социологическое понимание гражданского общества.
36. Понятие общественного мнения, его структура, функции и управление.
37. Понятие личности в социологии: сущность, структура и типология.
38. Ролевая теория личности. Социальные статусы и социальные роли личности в обществе.
39. Социальные действия и взаимодействия. Формирование социальных отношений.
40. Процесс социализации личности: этапы и агенты социализации.
41. Правовая социализация личности: сущность, пути и методы. Правовой нигилизм и правовой идеализм.
42. Социология права: предмет, структура и соотношение с юридическими науками и философией права.
43. Социология права в Европе и в России.
44. Социальная обусловленность права.
45. Понятие социальной нормы и отклонения в социологии. Социальный контроль.
46. Теории девиантного поведения. Социальные корни, сущность и особенности девиатного поведения в России.
47. Социальные изменения и процессы их виды.
48. Социальные движения, их природа и типология. Характеристика основных социальных движений в российском обществе.
49. Методология и методика конкретных социологических исследований.
50. Социологическое исследование: сущность, этапы и основные виды.
51. Программа социологического исследования: цель, задачи, этапы исследования.
52. Методы сбора первичной социологической информации.
53. Метод социологического опроса: специфика, виды.
54. Анкетный опрос как метод социологического исследования. Композиция анкеты.
55. Пилотажные исследования. Метод экспертной оценки.
56. Метод анализа документов. Контент-анализ.
57. Метод социологического наблюдения.
58. Метод социологического эксперимента.
59. Выборочный метод в социологии.
60. Методы обработки и анализа результатов социологических исследований.
6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСОВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
№
п/п
| Наименование раздела (темы) учебной дисциплины
| Коды формируемых
компетенций
| Планируемый результат обучения (в т.ч. знания, умения, владение компетенциями)
| 1.
| Раздел I. Теория и история социологической науки Социология как наука и учебная дисциплина. История становления и развития социологии. Современные социологические парадигмы.
Общество в социологическом рассмотрении. Общество как социокультурная система
Социология личности. Личность как социальный тип и деятельностный субъект. Процесс социализации личности. Статусно-ролевые теории личности.
| ОК: 1,2,4, 5, 10
| В результате изучения 1 раздела дисциплины «Социология» обучающийся должен знать:
Предмет социологии, ее роль и место в человеческой культуре; о границах социологии и ее истории; уровни социологического знания: макросоциологичесие и микросоциологические теория; онтологические, эпистемологические, этические и институционально-организационные критерии социологического знания; иметь представление об основных парадигмах и школах современной социологии; об основных отраслях социологического знания – микросоциология, макросоциология; основные теоретические модели и методы социологии. Структуру личности и законы развития личности;
Уметь:
Ориентироваться в системе социологического знания как целостного представления об обществе; Понимать роль социологии в формировании ценностных и профессиональных ориентаций личности; давать социологическую характеристику личности на основе ее социального статуса, положения в системе социальных координат и особенностей социализации; анализировать девиантного поведения личности; анализировать социально-правовые тексты, выявлять теоретически ценные идеи, мысли, подходы, а также творчески применять социологические знания в событиях, требующих личностного и гражданского участия в совершенствовании общественных структур, а прежде всего в области права, и общества в целом; производить, отбирать, обрабатывать и анализировать данные о социальных процессах и социальных общностях.
Владеть:
Способностью использования фундаментальных социологических знаний на практике; навыками социологического анализа различных социальных и правовых явлений; навыками получения профессиональной информации из различных типов источников, включая Интернет.
| 2.
| Раздел II. Социальная структура и процессы
Социальная структура и стратификация
Социальные общности и социальные группы. Социальные институты и социальные организации.
Социальный контроль и социальное управление.
Гражданское общество и общественное мнение.
| ОК:
3,6,9,11,16
ПК:
10,11,12, 13,
| В результате изучения 2 – го раздела обучающийся должен знать:
Законы развития общества; современные социологические подходы к проблемам общества, социальных групп и общностей, социальных институтов и организаций; основные закономерности протекания комплексных социальных процессов и механизмы функционирования основных социальных общностей; закономерности социально-экономических, политических, управленческих и правовых процессов, основные подходы к их изучению, а также особенности их применения в России; Принципы и особенности гражданского общества; Структуру и функции общественного мнения.
Уметь:
Применять социологические знания к анализу социально значимых проблемы и процессы; обосновывать собственную точку зрения о социальных процессах в обществе; уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; анализировать «аномия» в обществе; нетерпимого отношения к коррупционному поведению, экстремизму и национализму; использовать результаты социологического анализа в юридической практике. Анализировать причины возникновения и функционирования гражданского общества и общественных движений. Управлять общественным мнением и массовыми движениями.
Владеть:
культурой мышления и поведения; навыками использования социологических методов для анализа тенденций современного развития общества и личности, социально-правового анализа; социологическими основаниями правового воспитания на принципах социально-правового государства;
| 3.
| Прикладная социология
Специальные и отраслевые теории. Социология права.
Виды и типы социологического исследования. Экспертный метод.
Основные направления и методы исследования правовых явлений.
| ОК: 6,7,10, 15,16
ПК: 3, 11, 12, 19, 20, 21
| В результате изучения 3 раздела дисциплины «Социология» обучающийся должен знать:
Теория среднего уровня, специальная социологическая теория; основные теоретические модели и методы исследования; экспертный метод; методологические основания социологического исследования, основные методы сбора и анализа социологической информации; этапы социологического исследования. Предмет и структуру социологии права; социальную обусловленность права; методологию социологического познания и социологические основы юридического мышления.
Уметь:
Анализировать социально-правовые тексты, выявлять теоретически ценные идеи, мысли, подходы, а также творчески применять социологические знания в событиях, требующих личностного и гражданского участия в совершенствовании общественных структур, а прежде всего в области права, и общества в целом; производить, отбирать, обрабатывать и анализировать данные о социальных процессах и социальных общностях; применять соответствующие целям конкретного исследования методы сбора и анализа данных, учитывать их ограничения, оценивать качество (валидность и надежность) социологической информации; участвовать в проектных формах работы и реализовывать самостоятельные пилотажные проекты; использовать основные положения и методы социологии при решении социальных и профессиональных задач.
Владеть:
Способностью использования фундаментальных социологических знаний на практике; навыками социологического анализа различных социальных и правовых явлений; навыками применения инструментарий конкретных социологических исследований к изучению правовых событий и фактов; методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; экспертным методом;
Техникой и методиками социологического исследования правовых явлений.
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература:
1. Бельский В.Ю., Кравченко А.И., Курганов С.И. Социология для юристов: Учеб. пособие для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп.- М.:ЮНИТА-ДАНА, Закон и право, 2011. - 400 с.
2. Социология для бакалавров: учебное пособие / под ред. Л.А. Деминой. – Москва: Проспект, 2013. – 320 с.
3. Социология: учебник /Бердюгина О.В., Глазырин В.А.- М.: Юрайт-Издат, 2011.- 399 с.
Дополнительная литература:
1. Аверин, Ю.П. Теоретическое построение количественного социологического исследования: учеб. пособие / Ю.П. Аверин. – М.: Кн. Дом «Университет», 2009. – 440 c.
2. Антонов А.И. Социология семьи: учебник.- М.: ИНФРА-М, 2010.- 637 с.
3. Волков Ю.Г. Социология: учебник.- М.: Кнорус, 2011.- 320 с.
4. Гилинский, Я.И. Девиантология: Социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» / Я.И. Гилинский. –2-е изд. – СПб.: Изд-во Р. Асланова: Юрид. центр Пресс, 2007. – 518 с.
5.Горшков М.К.Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. -416 с.
6. Исаев Б.А. Социология в схемах и комментариях: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.- 244 с.
7. Ксенофонтов В.Н. Социология права.- М., 2005.- 200 с.
8. Кравченко А.И. Социология: учебник. – М.: Проспект, 2012. – 544 с.
9. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М., 1995.- 320 с.
10. Кучерена А.Г. Гражданское общество в России: проблемы становления и развития: учеб. пособие / А.Г. Кучерена, Ю.А. Дмитриев. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 255 с.
11. Лапаева В. В. Социология права. - М.: Норма, 2008. - 336 с.
12. Медников Р.Л., Мякотина А.В., Романов В.В. Краткий курс по социологии права. - М.: Окей-книга, 2009.- 107 с.
13. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура / Пер. с англ.- М.: АСТ Хранитель, 2006.- 873 с.
14. Просветов Г.И. Социологические исследования: задачи и решения: учеб. пособие / Г.И. Просветов. – М.: Альфа-Пресс, 2009. – 208 c.
15. Романовский Н.В. Историческая социология. - М.: "Канон +" РООИ "Реабилитация", 2009. - 320 с.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|