Сделай Сам Свою Работу на 5

Изучить рекомендованную учебную литературу





Основная литература

 

1. Социология: учебное пособие для бакалавров /отв. ред. Л.А. Демина.- Москва: Проспект, 2013. – С.275 -302

2. Бельский В.Ю., Кравченко А.И., Курганов С.И. Социология для юристов: Учеб. пособие для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп.- М.:ЮНИТА-ДАНА, Закон и право, 2011. С.356 -390.

3. Горшков М.К.Прикладная социология: методология и методы: учебное пособие /М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. - 416 с.

 

Дополнительная литература

 

1. Абруков В.С., Николаева Я.Г. Количественные и качественные методы: соединяем и властвуем. // СоцИс.- 2010.- №. 1.

2. Бутенко И. А. Использование новых технологий при опросах // СоцИс.- 2010. №10.

3. Давыдова А. А. Компьютерные технологии для социологии (обзор зарубежного опыта) // СоцИс.-. 2005. № 1.

4. Козлова, Н.Н. Методология анализа человеческих документов / Н.Н. Козлова // СОЦИС. 2004. №1. – С. 14-26.

5. Матовская А. В. Использование невербальной информации в личном интервью // СоцИс.- 2006 № 3.

6. Нохрина Н. Н. Тест как общенациональный диагностический метод // СоцИс.- 2005. № 1.

7. Олейник А. Н. Мнимые и действительные риски социолога при проведении исследования // Обществ. науки и современность.- 2006. - № 6.



8.Тавокин Е.П. Основы методики социологического исследования: учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2010. – 239 с.

9. Юдина Е. Н. Интерактивные опросы в теле - и радиоэфире: разработка сценария деловой игры // СоцИс.- 2005. № 1.

10. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учебное пособие для вузов. М.: Омега-Л, 2007. -567 с.

 

3.4. Самостоятельная работа студента

 

Самостоятельная работа призвана, прежде всего, дополнить теоретический лекционный материал примерами и анализом различных общесоциологических и конкретно-социологических теорий. Кроме того, на самостоятельное изучение вынесено ряд тем, не пройденных в лекционном курсе.

При изучении учебной дисциплины «социология» могут быть предусмотрены следующие виды самостоятельной работы студентов:

- Изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы к теме лекции и практического занятия по социологии;

- осмысление проблемных вопросов и проблемных ситуаций по тематике предстоящей лекции, практического занятия и выдвижение их для обсуждения;



- самостоятельно подготовить ряд вопросов и тем, не вошедших в лекционный курс, проработать лекции, подготовиться к письменному тестированию

- подготовить сообщения, доклады, эссе для вынесения их на обсуждение в ходе практического занятия;

- разработать и провести учебное микросоциологическое исследование или программу исследования по выбранной теме;

- написать отчет по социологическому практикуму с элементами социологического исследования по темам, определяемым преподавателем;

- чтение и составление конспекта-комментария первоисточника по социологии;

- подготовка и участие в дискуссии, круглом столе, диспуте, «свободной трибуне»;

- анализ конкретных ситуаций, в том числе профессиональных, связанных с применением социальных норм и ценностей в экспертной деятельности;

- подготовка и участие в студенческих теоретических конференциях по социологии;

- написание гидов-опросников по интересующим студентов темам;

- проведение интервью по самостоятельно разработанному вопроснику;

- подготовка сценария фокус-групп и апробация на реальной группе;

- развитие навыков проведения включенного наблюдения;

- подготовка к контрольному тестированию.

 

Модель (особенности) самостоятельной работы студентов по отдельным разделам и темам курса.

Особенности первого раздела курса предполагают регулярную и целенаправленную работу с первоисточниками социально-философского содержания. Важно подготовиться к подробному их разбору на практических занятиях. Это нужно для того, чтобы за самобытностью различных социологических подходов, в конечном счете, увидеть достаточно строгую совокупность социологических знаний и нормативных альтернатив.



Во-втором разделе от студентовпотребуется знание основных характеристик элементов общества. Важно подняться до современного уровня понимания таких, к примеру, проблем, как социализация личности, брак и семья современном российском обществе, экстремизм, терроризм и последствия, этнические общности и проблема межнациональных отношений и т.п. При этом целесообразно прицельно выделять собственно социологические аспекты этих проблем.

Освоение материала третьего раздела потребует привлечения и осмысления различных материалов социологического характера с ориентацией на последующее использования их в практической деятельности. Разработка социологических проектов. Проведение разведовательных исследований по разработанной тематике среди студентов университета и интститутов.

Рекомендации при подготовки к практическим занятиям по отдельным темам.

Раздел 1. Теория и история социологической науки

 

Задания по подготовке к практическому занятию по теме «Социология в современном мире.

§ Студентам необходимоподготовить ответы на вопросы:

- В чем отличие объекта и предмета социологии.

- Какова структура современного социологического знания.

- В чем заключается сущность «социального».

- Какими методами пользуется социология при познании общества.

- Какое место занимает социология в системе общественных, социальных и правовых наук.

- Дайте характеристику основных функций социологии.

- Назовите основные категории и понятия социологической науки.

- Каким образом социология может способствовать разрешению тех или иных актуальных проблем современного российского общества.

-Раскройте этимологическое значение термина «социология».

- Почему существуют различные интерпретации предмета социологии

- Какое из нижеследующих утверждений является верным:

·социология изучает природу

·социология изучает внутренний мир человека

·социология изучает идею права

·социология изучает общество

- Известный современный американский социолог Н. Смелзер выделяет пять основных подходов, которые реализуются в социологии при изучении социальных явлений и процессов: демографический, психологический, коллективистический, выявление взаимоотношений, культурологический. Познакомьтесь с описанием этих подходов (Смезлер Н.Социология. М., 1994. С. 18–20) и объясните значение каждого их них для социологического объяснения социальной действительности.

- Чем можно объяснить существование в рамках социологии различных уровней социологического знания.

- Подумайте, чем отличается научный подход в изучении общества от объяснения общественной жизни, в рамках так называемого здравого смысла. (Для выполнения этого задания используйте учебники польского социолога П. Штомпки и американского Дж. Масиониса. См.: Штомпка П. Социология. М., 2005. С. 11–17; Масионис Дж. Социология. СПб., 2004. С. 54–70).

- Представьте, что экономист, психолог, юрист, социолог и фотокорреспондент стали свидетелями происшествия, того, что один человек спрыгнул с моста в воду, при этом им удалось обнаружить его «последнюю» записку. Чем с профессиональной точки зрения каждого из них заинтересует эта ситуация.

§ Проанализировать и прокомментировать статьи:

- Максимов Б.И. Четыре ступени развития социологии, или нужны ли социальные инженеры? // СоцИс. – 2010.- № 10.

- Романовский Н.В. О понятийном аппарате социологии // СоцИс. – 2011.- № 2.

- Титаренко Л.Г. Социология на перепутье. // СоцИс. – 2010.- № 3.

 

Задания по подготовке к практическому занятию по теме «История социологии: взгляд социологов Запада и Востока».

§ Студентам необходимоподготовить ответы на вопросы:

- В чём заключаются исторические и научные предпосылки возникновения социологии.

- В чём состоит вклад О. Конта в развитие социологии.

- Раскройте ключевые положения социологии Г. Спенсера.

- Дайте общую характеристику социологии Э. Дюркгейма.

- Как определял социальное действие М. Вебер? Какие типы социального действия он выделил.

- Расскажите о развитии русской социологии в конце XIX – начале XX веков.

- Раскройте основные положения функционализма в социологии.

- Раскройте постулаты теории социального действия Дж. Хоманса.

- Назовите наиболее видных представителей символического интеракционизма.

- Кто ввёл в научный оборот термин «габитус» и что он означает.

- Какие парадигмы социологического знания выделяются в современной социологии.

- Могла ли социология возникнуть не в 40–50 годы XIX века в Западной Европе, а, скажем в середине XV века. Составьте развёрнутый ответ.

- Сформулируйте основные черты, присущие различным направлениям зарубежной социологической мысли XIX века. (История социологии в Западной Европе и США. М., 2009. С. 1–24).

- Какое из двух высказываний принадлежит Э. Дюркгейму, а какое М. Веберу.

(Кравченко А. И. Социология. Хрестоматия для вузов. М.; Проспект, 2008. С. 19, 591).

Чем отличаются их подходы в изучении социальных явлений, общества.

• «социальные явления суть предметы, и о них нужно рассуждать как о предметах. Для того чтобы доказать это положение, не обязательно философствовать об их природе. Достаточно указать, что для социолога они представляют единственное данное (datum). Вещью же является всё то, что дано, представлено или, точнее, навязано наблюдению… Социальные явления бесспорно, обладают таким признаком. Нам дана не идея, создаваемая людьми о стоимости, – она не доступна наблюдению, – а даны стоимости, реально обмениваемые в сфере экономических отношений».

• «социология…есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие».

- Можно ли утверждать, что русская социология XIX – начала XX веков в идейно-теоретическом плане была «вторичной» по отношению к зарубежной социологии. Обоснуйте свой ответ, опираясь на положения концепций, нескольких выбранных Вами русских социологов.

§ Студентам надлежит, распределившись на подгруппы сторонников функционализма, интеракционизма, теории социального обмена, участвовать в дискуссии о достоинствах и «слабых местах» каждого их этих интеллектуальных направлений социологической мысли.

§ Проанализировать и прокомментировать статью:

- Романовский Н.В. Современная социология: детерминанты перемен. //СоцИс. - 2009.- № 12.

 

Задания по подготовке к практическому занятию по теме «Общество XXI в зеркале социологии. Социологические модели современного общества».

§ Студентам необходимоподготовить ответы на вопросы:

- По каким признакам принято определять общество. Приведите определение общества.

- В чём заключается существо системного понимания общества.

- Какие типологии обществ Вам известны. Дайте им краткую характеристику.

- В чём заключается отличие аграрного общества от индустриального. Индустриального от постиндустриального.

- К какому типу Вы бы отнесли современное российское общество и почему. Изложите Ваш взгляд как должно российское общество трансформироваться.

§ Студентам необходимо сопоставить теории общества К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Ленски и ответьте на вопрос о том, что, по мнению этих учёных, объединяет некоторую совокупность людей в общество. (При работе над этим заданием используйте учебник Дж. Масиониса. (Масионис Дж. Социология. СПб., 2004. С. 139–169).

§ Выяснить, быть готовым доложить и дать свою оценку критериям положенных в основу классификации человеческой истории. Выделение доиндустриального, индустриального и постиндустриального (информационного) обществ является в социологии и социальных науках распространённой типологией обществ.

§ Проанализируете и обоснуйте своё мнение, перемены, которые произошли в российском обществе в 90-е годы XX столетия, Вы рассматриваете как эволюционные изменения, как реформу, как революцию.

§ Прокомментируйте следующее утверждение: «Природа не может управлять обществом. Она не может мыслить. Природа не управляет людьми, а действует на них как слепая сила».

§ Можно ли согласиться с утверждением: «Нет прогресса вне гуманизма, и нет гуманизма вне общественного прогресса». Сформулируйте развёрнутый ответ.

 

Задания по подготовке к практическому занятию по теме «Социологический подход к изучению личности. Социализация личности и девиантное поведение как проблемы современного общества».

§ Студентам необходимоподготовить ответы на вопросы:

- Приведите определение личности. Отличается ли определение личности в социологии от понимания личности в других науках.

- Что такое социальный статус и социальная роль

- Приведите определение социализации. Какие этапы процесса социализации можно выделить. Заканчивается ли социализация детством или подростковым возрастом человека.

- Что означает термин «ресоциализация». Приведите примеры ресоциализации личности.

- Кто такие агенты социализации и кого к ним относят.

- Дайте общую характеристику «ролевой теории личности» и теории «зеркального Я»

- Что понимается под девиантным поведением.

- Какие виды девиантного поведения принято выделять.

- Чем вторичная девиация отличается от первичной. Кто является автором этих терминов.

- Раскройте значение термина «аномия». Кто ввёл этот термин в научную лексику. Чем различаются определения аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона.

- Раскройте типологию девиантного поведения, разработанную Р. Мертоном.

- Что понимается под социальным контролем, и в чём заключаются его функции.

§ Студенты должны быть готовыми к обсуждению:

- Является ли правильным утверждение, что в социологии термин личность используется в отношении тех, кого можно было бы назвать выдающимся человеком (выдающейся личностью).

- Является ли Маугли, герой литературного произведения Р.Киплинга, человеческой личностью.

- Как Вы понимаете выражение, что человек как в зеркало смотрится в другого человека.

- Можно говорить об обыденном понимании термина «роль», а также выделять его интерпретацию в социальной психологии и социологии. (Кравченко А. И. Социология. Хрестоматия для вузов. М.; Екатеринбург, 2002. С. 545–547). Чем в смысловом отношении отличаются друг от друга все эти трактовки роли. Специфика социологического понимания социальной роли.

- Высказывание американского социолога П. Бергера, который говорит, что с точки зрения ролевой теории: «Неверно, что каждое общество имеет тех людей, которых оно заслуживает. Скорее общество производит таких людей, которые ему нужны». (Кравченко А. И.Социология. Хрестоматия для вузов. М.; Екатеринбург, 2002.- С. 537).

- Социализация подавляет личностный потенциал индивида или способствует его развитию.

- Различаются по своему смысловому значению следующие два определения девиантного поведения:

• под девиантным понимается отклоняющееся от принятой в обществе системы ценностей и норм поведение индивидов, групп;

• под девиантным понимается отклоняющееся от принятой в обществе системы ценностей и норм поведение индивидов, групп, которое влечёт за собой принудительное лечение этих людей и членов этих групп, их изоляцию от общества, тюремное заключение или иное наказание.

- Американский социолог Н. Смелзер в своём учебнике по социологии пишет о происшествии, которое произошло 5 ноября 1986. Суть его состояла в том, что двое заключённых совершили дерзкий побег из федеральной тюрьмы в Плезантоне (штат Калифорния). Речь идёт о влюблённых друг в друга 42-летнем Рональде Макинтоше, осуждённом за мошенничество, и 37-летней Саманте Лопес, виновной в ограблении банка.

Вроде бы очевидно, отмечает Н. Смелзер, что этот случай является ярким примером девиации, поскольку двое преступников, которых суд признал виновными, совершили побег из мест заключения. Однако это событие было неоднозначно оценено различными социальными кругами. Так, в частности, репортёры-журналисты зафиксировали, что одни считали их своего рода народными героями, а другие преступниками. (Смелзер Н. Социология. М.: «Феникс», 1994. С. 197).

Так кто же они – герои или преступники? Почему людские мнения разошлись по поводу этого побега преступников из тюрьмы?

- Современное российское общество аномичное или нет. Обоснуйте свою позицию.

- Место и роль институтов права в системе социального контроля.

Раздел 2. Социальная структура и социальные процессы общества

 

Задания по подготовке к практическому занятию по теме «Социальная структура общества. Этнические общности и проблемы межнациональных отношений в России».

§ Студентам необходимоподготовить ответы на вопросы:

- Понятие социальной структуры общества в широком и

узком значениях.

- Основные элементы социальной структуры общества?

- Что такое социальный институт.

- Какие бывают социальные общности и группы.

- Понятие социальной организации.

- Каковы явные и латентные функции институтов.

- Каковы отличительные признаки ролевой и нормативной структуры институтов.

- Как осуществляется процесс формирования основных социальных институтов современного общества.

§ Студентам необходимо:

- Прочтить главу № 9 учебника по социологии П. Штомпки (Штомпка П.Социология. М., 2005. С. 209–235) и выделите наиболее значимые основания классификации социальных групп и статью: Арутюнян Ю.В. О социальной структуре общества постсоветской России // Социс, 2002. - №9 и назовите основные элементы социальной структуры современной России.

- познакомтесь статьей

- Подумать, и ответь, являются ли те, кто, не имея личного знакомства, но регулярно общаются между собой в Интернете социальной группой.

- Продемонстрировать в чём заключаются истоки групповой конформности, что об этом говорит эксперимент С. Милгрэма. (Масионис Дж. Социология. СПб., 2004. С. 229–230).

- Составить сравнительную таблицу черт первичных и вторичных групп.

- Познакомиться с работой Катанзаро Р. «Мафия» и дать общую характеристику социальных связей мафиозных групп. (Кравченко А. И. Социология. Хрестоматия для вузов. М.; Екатеринбург, 2002. С. 198–206).

- Прочитать статьи: Дробижева Л.М. Этничность в современном обществе: новые подходы, старые мифы, социальные практики; Щеголькова Е.Ю. Политическая нация и этничность в неспокойном современном обществе // Вестник Института социологии.- 2010.- № 1.- С. 420-442. Проведите анализ этнических конфликтов в Москве 2010-2011 годов. Какие на Ваш взгляд причины этнических конфликтов.

- Уяснить место и роль толерантности в межнациональных отношениях. Ознакомиться с монографией: Ильинской С.Г. Толерантность как принцип политического действия: история, теория, практика.- М.: Парксис, 2007.- 288 с.

- Составить сравнительную таблицу характеристик основных социальных институтов.

- Выяснить черты эволюции социальных институтов? (Шабанова М. А. Экономический и социологический анализ институциональных изменений // Обществ. науки и современность. -2006. - № 6). А в чём своеобразие изменений правовых институтов.

 

Задания по подготовке к практическому занятию по теме «Стратификационные процессы в современном российском обществе и социальная мобильность: новейшие тенденции».

§ Студентам необходимоподготовить ответы на вопросы:

- Чем характеризуется стабильность социальной структуры общества.

- Что понимается под социальной стратификацией.

- Дайте характеристику четырёх исторических систем стратификации: рабства, каст, сословий и классов.

- Дайте классификацию социальных слоев и групп.

- Что понимается под критериями стратификации.

- Сравните стратификацию К. Маркса, М. Вебера, П.Сорокина, Э.Гидденса. В чем их различие.

- В чем сущность социальной мобильности. Какие ее разновидности вы знаете.

- Расскажите об особенностях стратификационной иерархии и процессах социальной мобильности в современной России.

- Что такое социальная маргинальность.

§ Студентам необходимо:

- Объяснить, почему социальная стратификация – это порождение общества, а не просто отражение индивидуальных различий, существующих между отдельными людьми.

- Ответить. Согласно тезису Дэвиса-Мура, директор колледжа должен зарабатывать больше, чем преподаватели этого учебного заведения или секретарь. Что произойдёт, если всем служащим будут платить одинаково.

- Задать вопрос. Если бы Вы попытались определить социальный класс, к которому принадлежит некоторый человек, и могли бы задать ему только один вопрос, то о чём бы Вы его спросили и почему.

- Обосновать свой ответ, следует ли в нашем обществе предоставлять людям из семей с низким достатком льготы при поступлении в вуз или приёме на работу.

- Прочитать работу «Социальный класс и социальная структура» Л. Уорнера (КравченкоА. И.Социология. Хрестоматия для вузов. М.; Екатеринбург, 2002. С.480–499), определить какие классы в Янки-сити были им выделены и по каким критериям. Почему стратификационную модель Л. Уорнера называют репутационной.

- Обосновать свой ответ, нужен ли для России закон, как в некоторых западноевропейских странах регламентирующий необходимость присутствия представителей обоих полов в государственных учреждениях (парламентах).

§ Проанализировать и прокомментировать статьи:

- Горшков М.К. Социальные неравенства как вызов современной России. // Вестник Института социологии.- 2010.-№ 1.- С. 24-47.

- Кармадонов О.А. Социальная стратификация в дискурсивно-символическом аспекте.// СоцИс.-2010.- № 6.- С. 3-14.

 

Задания по подготовке к практическому занятию по теме «Социальный контроль и общественное мнение в системе социального управления».

§ Студентам необходимоподготовить ответы на вопросы:

- Понятие, структура и принципы социального управления.

- Основные факторы, влияющие на социальное управление.

- Элементы и механизм социального контроля.

- Сравнительную харак­теристику понятий «общественное мнение», которые существуют в социоло­гии.

- Природа, сущность и структура общественного мнения.

- Структура и тенденции взаимодействия общественного мнения и

власти.

- Функции ОМ по отношении институтов власти.

- Социальные функции ОМ: экспрессивная, контрольная, консультативная, директивная.

- Управление и манипулирование общественным мнением.

§ Проблемные задания для студентов:

1. Подберите ряд синонимов слову «общественность» (публика, аудитория, контактная группа и т. д.). В чем состоит их сходство и различие?

2. Считается, что общественность это те, кто: а) имеет собственное мнение, б) способен его высказать, в) чье мнение важно для принятия управленческих решений. Попробуйте уточнить данные положения и добавить новые определяющие признаки общественности.

3. Подумайте, какую роль играет понятие «общественность» в деле изучения природы, структуры, функций, возникновения и функционирования общественного мнения.

4. Ю. Хабермас отмечает, что «об общественном мнении в строгом смысле слова речь может идти только по отношению к Англии конца XVII века». Что имеет в виду немецкий ученый?

5. Согласно П. Н. Милюкову, начало «непрерывной истории интеллигентского общественного мнения в России (Т. 3, с. 337) падает на 1770–1780-е годы». Прокомментируйте данное высказывание в свете разбираемой темы.

6. Проанализируйте характер (сходство и различие) общественности в царской России, Советском Союзе и современной России.

7. Каковы характер, структура и тенденции взаимодействия общественного мнения и власти?

8. Какие методы использует власть для формирования общественного мнения?

10. Перечислите и проанализируйте каналы выхода и выражения общественного мнения (местные и общенациональные выборы, прямое участие масс в различных формах общественно-политической деятельности, опросы общественного мнения и т. д.).

11. Используя работы Д. П. Гавра, попытайтесь описать формы взаимодействия общественного мнения и власти в Москве.

12. Раскройте основные положения закона РФ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ».

§ Проанализировать и прокомментировать статьи:

- Гавра Д. П. Общественное мнение и власть: режимы и механизмы взаимодействия // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. № 4.

- Иванов О. И. Общественное мнение и власть // Общественно - политический журнал. 1993. № 7.

 

Раздел 3. Прикладная социология.

 

Задания по подготовке к практическому занятию по теме «Понятие и классификация отраслевых и специальных социологических теорий. Социологии права: диалог юристов и социологов».

§ Студентам необходимоподготовить ответы на вопросы:

- Определение теория среднего уровня.

- Историю возникновения специальной социологической теории.

- Типологию специальных социологических теорий.

- Понятие эмпирическая социология, прикладная социология, практическая социология.

- Определение социологии права (юридической социологии), её объекта и предмета.

- Особенности социологического подхода в изучении права и правовых отношений.

- Структура социологии права ( юридической социологии) как научной дисциплины.

- Содержание функций социологии права (юридической социологии).

- Учёные, внесшие наибольший вклад в развитие социологии права.

- Общая характеристика направлений исследований в современной российской социологии права

§ Студентам необходимо быть готовыми:

- Сформулировать своё аргументированное мнение по вопросу: социология права некоторыми учёными рассматривается юридической дисциплиной, а другими социологической.

- Согласились бы Вы с пониманием социологии права как «отражающем зеркале», показывающим праву его «недостатки», как об этом говорит Ж.Карбонье. Ж. Карбонье – крупнейший современный специалист в области социологии права (юридической социологии), раскрывая функции социологии права, в частности, выделяет критическую функцию социологии права по отношению к догматической юриспруденции. Ознакомьтесь с этой его позицией и аргументацией французского юриста и социолога. (Карбонье Ж.Юридическая социология. М.: Прогресс, 1986. С.299–300).

- Выделить черты, отличающие современную юридическую социологию от классической правовой социологии. (Карбонье Ж.Юридическая социология. М.: Прогресс, 1986. С. 102–140).

- Дать аналитические комментарии утверждению французского социолога Э. Дюркгейма. Э. Дюркгейм утверждал, что преступность – это не социальная патология, а социальная норма. (Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии М.: Наука, 1990. С. 462–471).

- Объяснить, как вы понимаете следующие высказывания:

· В. Швебеля «Управлять при помощи законов легче всего тогда, когда следствием их несоблюдения являются угрызения совести».

· Д. Галифакса «Если бы законы могли говорить вслух, они бы первым делом пожаловались на законников».

· Фридриха Великого «Дурные законы в хороших руках исполнителей – хороши; и самые лучшие законы в руках дурных исполнителей – вредны».

§ Студентам надлежит проанализировать и прокомментировать статьи:

-Глазырин В.А. Социология права: методологические основания и правовая парадигма в социологической науке // Проблемы права. - 2005. - №. 2. - С. 90 – 94.

- Масловская Е.В. Эволюция западных концепций социологии права и гражданской сферы. // СоцИс.- 2010. - №11. – С. 70-78

 

Задания по подготовке к практическому занятию по теме «Методология и методика проведения социологических исследований».

§ Студентам необходимоподготовить ответы на вопросы:

- Что понимается под социологическим исследованием. Виды социологических исследований.

- Что понимается под программой социологического исследования. Из каких разделов она состоит, и в чём заключаются её функции.

- Что такое репрезентативная выборка.

- Перечислите основные методы сбора информации в социологии и назовите основные нормативные требования к ним.

- Какие основные этапы эксперимента вы знаете.

- Знаете ли Вы основные критерии классификации документов.

- Какие способы изучения социальных установок разработали Богардус, Терстоун, Лайкерт, Гуттман. Кого ещё Вы можете назвать.

- Какие методы социологической обработки информации Вы знаете, и назовите основные нормативные требования к ним.

- Перечислите основные методы анализа результатов социологического исследования и назовите основные нормативные требования к ним.

§ Студентам необходимо по учебнику Н. Смелзера (Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 14–16) познакомьтесь с описанием одного из социальных обследований и ответьте на вопрос: «Можно ли его рассматривать в качестве примера социологического исследования»

§ Студенты должны выяснить и обосновать свой ответ на вопрос: является ли целью всякого социологического исследования подтверждение сформулированных в нём гипотез.

§ Математические законы гласят, что случайная выборка с высокой вероятностью отображают генеральную совокупность. Подумайте, являются ли данные опроса репрезентативными, если осуществлялся «случайный» отбор респондентов на каком-либо городском перекрёстке, а результаты исследования были представлены в качестве суждений, отражающих мнения всех жителей этого города.

§ Студентам проанализировать, чем объясняются различия в результатах ответов на следующие вопросы, раскрывающих отношение опрашиваемых на проблему допустимости абортов. Один вопрос звучал так: «Считаете ли Вы лично, что аборт – это зло?» В этом случае 57% респондентов сказали «Да», а 36% – «Нет» (остальные либо не были уверены, либо не стали отвечать). Другой вопрос был составлен так: «Независимо от Вашего личного отношения к абортам, предпочитаете ли Вы или отвергаете, чтобы женщина в этой стране (США) имела выбор и могла сделать аборт по рекомендации врача?» Теперь за легальные аборты высказалось 69% и только 24% были против. (Масионис Дж. Социология. СПб., 2004. - С. 76).

§ Студентам составить опросный лист, в котором бы рассматривался вопрос об отношении студентов к изучению социологии в сравнении с какой-либо юридической дисциплиной (дисциплинами).

§ Студентам составить анкету для выяснения мотивов выбора студентами 1курса профессии судебного эксперта, юриста.

 

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

При освоении учебной дисциплины «Социология» используются интерактивные образовательные технологии. Это позволит студентам развивать навыки оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения социальных норм и ценностей, знаний предмета, истории и различных разделов социологии; овладеть навыками проведения социологических исследований правовых явлений.

Важную роль призвана сыграть технология обучения как исследования, технология коллективной мыследеятельности, иные информационные технологии и формы:

 

Семестр   Вид занятия     Используемые интерактивные образовательные технологии   Количество часов
Лекции Ø Компьютерная презентация проекта; Ø компьютерные симуляции; Ø мастер-класс; Ø фасилитация; Ø мотивационная речь; Ø интеллектуальные паузы (вкрапленные задания); Ø проблемные лекции; Ø лекция-встряска (дебрифинг); Ø лекция-беседа; Ø лекция – дискуссия; Ø лекция с разбором конкретных ситуаций; Ø лекция с заранее запланированными ошибками; Ø лекция-пресс-конференция; Ø активное резюме; Ø партисипаторные и мотивирующие эффекты.   8 ч
Практические занятия ü Обучающие игры: сюжетные игры, ролевые игры, деловые игры, образовательные игры; ü дискуссии:свободные,среднеструктуированные, четкоструктуированные; ü творческие задания; ü работа в малых группах; ü эвристическая беседа; ü обсуждение и разрешение проблем: «мозговой штурм», ПОПС-формула, «дерево решений», «анализ казусов», «переговоры и медиация», «лестницы и змейки»; ü имитации; ü технология портфолио; ü тренинги; ü метод кейсов: кейс-метод, кейс-стади, метод конкретных ситуаций; ü решение кроссвордов; ü использование социологических и правовых текстов; ü компьютерные презентации; ü обсуждение социологических проектов. 20 ч
Итого:

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Для осуществления контрольно-оценочной деятельности рекомендуется использовать инструментарий, предусматривающий разноуровневый характер обучения и применяемый комплексно. В качестве одного из элементов, рекомендуемого для выявления уровня учебных достижений студента, используются критериально-ориентированные тесты. Они представляют собой совокупность тестовых заданий закрытой формы с одним или несколькими вариантами правильных ответов; заданий на установление соответствия между элементами двух множеств с одним или несколькими соотношениями и равным или разным количеством элементов во множествах; заданий открытой формы с формализованным ответом; заданий на установление правильной последовательности. Во-вторых, выполнение по выбору студента, индивидуально или группой студентов, проектных социологических заданий по актуальным вопросам развития России и образовательного процесса в академии. В-третьих, для измерения степени соответствия учебных достижений студента требованиям образовательного стандарта также рекомендуется использовать проблемные, творческие задачи, предполагающие эвристическую деятельность и неформализованный ответ.

Особое внимание при проверке учебных достижений студента следует уделить оценке степени сформированности профессиональных и социально-личностных компетенций, которые обеспечивают самоопределение выпускников МГЮУ имени О.Е. Кутафина как граждан России в условиях современного общества. Данные компетенции представлены следующими способами деятельности:

 компетенции культурно-ценностной и личностной ориентации связаны с умением формулировать собственные мировоззренческие принципы с учётом системы ценностей, общепринятых в современном российском обществе; соотносить перспективы личностной жизнедеятельности с перспективами развития российского общества и общечеловеческими нормами;

 компетенции гражданственности и патриотизма проявляются в готовности своей профессиональной деятельностью содействовать укреплению правопорядка и законности РФ; оценивать актуальные проблемы развития российского общества на основе знания эволюции исторических явлений и соотнесения их с современностью; осуществлять мировоззренческий выбор с учётом знания основ правовой идеологии российского государства;

 компетенции социального взаимодействия предусматривают умение обосновать своё отношение к социальным нормам и ценностям на основе ориентации в социокультурном опыте российского общества и общечеловеческих ценностей.

Контрольные задания предполагают проверку различных аспектов знаний, глубину понимания учебного материала студентами, их умение творчески применять полученные знания к анализу правовой практики российского общества. Они представлены тремя типами заданий, выбор которых определяется как уровнем подготовки студентов, так и профилем вуза, интересами студентов.

Аналитические работы выполняются на основе статей из профессиональных социологических журналов, предлагаемых преподавателем.

Социологические опросы студентов (с последую

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.