Сделай Сам Свою Работу на 5

РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ





Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

ВПО «Московский государственный юридический университет

Имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

С.1. Б.5 СОЦИОЛОГИЯ

Разработчик рабочей программы: КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

 

Направление подготовки: 031003 СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

 

 

Квалификация (степень) выпускника: СПЕЦИАЛИСТ

Форма обучения: ОЧНАЯ

 

Москва 2013


I. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

- Виды профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка:

· экспертная;

· технико-криминалистическая;

· информационная;

· организационно-управленческая;

· организационно-методическая;

· научно-исследовательская;

· профилактическая.

- Профессиональные задачи, к выполнению которых готовится студент:

· экспертная деятельность;

· правоприменительная деятельность: производство судебных экспертиз по уголовным, гражданским делам и по делам об административных правонарушениях; производство исследований по заданиям правоохранительных органов и других субъектов правоприменительной деятельности.



· технико-криминалистическая деятельность: исследование вещной обстановки мест происшествий в целях обнаружения, фиксации, изъятия материальных следов правонарушения, а также их предварительного исследования; участие в качестве специалиста в оперативно-розыскных мероприятиях; участие в качестве специалиста в гражданском и арбитражном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях.

· информационная деятельность: участие в организации и введение экспертно-криминалистических учетов, справочно-информационных и информационно- поисковых систем.

· организационно-управленческая деятельность: организация работы малых коллективов и групп исполнителей в решения конкретных профессиональных задач.

· организационно-методическая деятельность: обучение и консультирование сотрудников правоохранительных органов и субъектов правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства судебных экспертиз, а также возможностям применения криминалистических средств и методов в установлении фактических обстоятельств расследуемого правонарушения; обучение сотрудников судебно-экспертных учреждений приемам работы с материальной обстановкой мест происшествий и методикам производства судебных экспертиз; распространение и внедрение современных достижений наук, техники, отечественной и зарубежной судебно-экспертной практики;



· научно-исследовательская деятельность: проведение прикладных научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности.

· профилактическая деятельность: выявление на основе анализа и обобщения экспертной практики причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработка предложений, направленных на их устранение.

- Формирование общекультурных и профессиональных компетенций.

ОК:

· способность действовать в соответствии с Конституцией РФ, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);

· способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии (ОК-2);

· способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия, проявлять уважение к людям (ОК-3);

· способность ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, происходящих в обществе, уважительно и бережно относиться к историческому наследию, культурным традициям и толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-4);



· способность понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, готовность к выполнению гражданского и служебного долга, профессиональных задач в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5);

· способность проявлять непримиримость к коррупционному поведению; высокий уровень правосознания и правовой культуры (ОК-6);

· способность к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, готовность к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-7)

· способность проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния (ОК-8);

· владеть культурой мышления, способность логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);

· способность нестандартно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проблемные ситуации, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя ответственность (ОК-10);

· способность самосовершенствоваться, критически переосмысливать накопленные знания и опыт, повышать свою профессиональную квалификацию и общую культуру (ОК-11);

· готовность организовывать свою жизнь в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни, готовность к повышению адаптационных резервов, укреплению здоровья, достижению и поддержанию должного уровня физической подготовленности, необходимого для обеспечения социальной активности и полноценной профессиональной деятельности (ОК-12);

· способность к письменной и устной коммуникации на русском языке, публичным выступлениям и дискуссиям, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-13);

· способность к деловому общению, готовность к профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков, чтению и переводу текстов профессиональной тематики (ОК-14);

· способность применять естественнонаучные и математические методы при решении профессиональных задач, использовать средства измерения (ОК-15);

· способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, прикладные программные средства, современные средства телекоммуникации, автоматизированные информационно-справочные, информационно-поисковые системы, базы данных, автоматизированные рабочие места (ОК-16);

ПК:

 - в экспертной деятельности:

· готовность использовать знания теоретических, методических, процессуальных и организационных основ судебной экспертизы, криминалистики при производстве судебных экспертиз и исследований (ПК-1);

· способность применять методики судебных экспертных исследований в профессиональной деятельности (ПК-2);

· способность использовать естественнонаучные методы при исследовании вещественных доказательств (ПК-3);

· готовность применять технические средства при обнаружении, фиксации и исследовании материальных объектов – вещественных доказательств в процессе производства судебных экспертиз (ПК-4);

· способность применять познания в области материального и процессуального права (ПК-5).

- в технико-криминалистической деятельности:

· готовность применять технико-криминалистические методы и средства поиска,обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследованияматериальных объектов, вещественных доказательств при осмотре местапроисшествия (ПК- 6);

· способность к участию в качестве специалиста в следственных и других процессуальных действиях и не процессуальныхдействиях (ПК-7);

- в информационной деятельности:

· способность вести экспертно-криминалистические учеты, принимать участиев организации справочно-информационных и информационно-поисковыхсистем, предназначенных для обеспечения различных видов экспертнойдеятельности (ПК-8);

· способность соблюдать в профессиональной деятельности требования правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности (ПК-9);

-в организационно-управленческой деятельности:

· способность организовывать работу группы специалистов и комиссии экспертов (ПК-10);

· способность организовывать профессиональную деятельность в соответствии с требованиями федерального законодательства, ведомственных правовых актов, функциональных обязанностей и основ делопроизводства (ПК-11);

· способность выявлять и устранять причины и условия, способствующие коррупционным проявлениям в служебном коллективе готовность составлять планы и отчеты по утвержденным формам (ПК-12);

· способность составлять планы и отчеты по утвержденным формам (ПК-13);

· способность выявлять, распространять и внедрять передовой опыт использования научно-технических методов и средств в правоприменительной практике (ПК-14);

· способность к организации и осуществлению мероприятий по технической эксплуатации, поверке и использованию технических средств в экспертной практике (ПК – 15);

· способность выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач (ПК – 16);

- в организационно-методической деятельности:

· способность обучать сотрудников правоохранительных органов приемам и методам выявления, фиксации, изъятия следов и вещественных доказательств и использования, последних в раскрытии и расследовании правонарушений (ПК-17);

· способность консультировать субъектов правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства судебных экспертиз, а также возможностям применения криминалистических методов и средств в установлении фактических обстоятельств расследуемых преступлений (ПК-18);

- научно-исследовательской деятельности:

· готовность к проведению прикладных научных исследований по судебно-экспертной тематике, а также к анализу использования современных достижений науки и техники, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-19);

· способность применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов (ПК-20);

· способность обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты, публикации по результатам выполненных исследований (ПК-21);

- профилактической деятельности:

· способность выявлять на основе анализа и обобщения экспертной практики условия и причины, способствующие (могущие способствовать) совершению правонарушений, разрабатывать предложения, направленные на их устранение (ПК-22).

 

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

- Учебная дисциплина «Социология» относится к базовому гуманитарному, социальному и экономическому циклу ООП (Код УЦ ООП - С.1.Б.5).

- Требования к уровню подготовки студента (входные знания):

· владение знаниями по курсам истории России;

· владение знаниями предмета и содержания курса «Обществознание»;

· наличие общих представлений об экспертной деятельности, основных лингвистических дисциплинах;

· владение знаниями в области деловой документации;

· владение мировоззренческими и методологическими основами логического мышления;

· устойчивое владение знаниями по предмету, основным вехам развития и современному состоянию философии, основным философским принципам, законам, категориям, а также их содержанию и взаимосвязи;

· наличие устойчивых представлений о роли философии в формировании ценностных ориентаций в экспертной деятельности;

· владение знаниями о человеке и его особенностях, экономических основах общества и человека, общее понимание личностного измерения культуры и конкретной профессии.

- Предшествующие дисциплины:

История России, экономика, философия, правоохранительные органы, безопасность жизнедеятельности, логика

- взаимосвязь с последующими дисциплинами:

В свою очередь, изучение и освоение учебной дисциплины «Социология», непосредственно связано с дисциплинами:

Риторика; язык и мышление; теория языковой типологии; математика и информатика; теория государства и права; административное право; гражданское право; криминология; профессиональная этика и служебный этикет; конституционное право.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

  • Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах и часах составляет:

2 зачетные единицы, 72 академических часа.

 

  • Тематический план (очная форма обучения)

 

№ п/п   Раздел (тема) учебной дисциплины Семестр Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) Образовательные технологии Формы текущего контроля
лекции ПЗ   СРС    
Раздел I. Теория и история социологической науки Социология как наука и учебная дисциплина. История становления и развития социологии. Современные социологические парадигмы. Общество в социологическом рассмотрении. Общество как социокультурная система Социология личности. Личность как социальный тип и деятельностный субъект. Процесс социализации личности. Статусно-ролевые теории личности.   (6-И) презентация проекта; компьютерные симуляции; деловые и ролевые игры; разбор конкретных ситуаций; тренинги; обучающая игра;   Устный и письменный опрос Тестирование
Раздел II. Социальная структура и социальные процессы общества Социальная структура и стратификация Социальные общности и социальные группы. Социальные институты и социальные организации. Социальный контроль и социальное управление. Гражданское общество и общественное мнение. (6-И) презентация проекта; компьютерные симуляции; деловые и ролевые игры; разбор конкретных ситуаций; тренинги; обучающая игра; Устный и письменный опрос Тестирование
Раздел 3. Прикладная социология Специальные и отраслевые теории. Социология права. Социологические исследования как инструмент социального управления и познания общества. Виды и типы социологического исследования. Методология и методика социологических исследований. Экспертный метод. Техника социологического исследования.   (8-И) презентация проекта; работа в малых группах; разбор конкретных ситуаций; тренинги; «кейс-стади»; обучающая игра; обсуждение социологических проектов Социологический проект Тестирование Устный и письменный опрос
  ВСЕГО   22 (20)   Зачет

· «И» - занятия, проводимые в интерактивной форме, - всего 20 часов (55% от общего количества аудиторных занятий)

3.1 Содержание дисциплины (программа курса)

Учебная дисциплина «Социология» включает изучение истории социологии и основных проблем социологии.

РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

 

Лекции – 6 часов. Практические занятия – 8 часов.

Тема 1. Социология как наука и учебная дисциплина: история становления и современность

 

Социология как отрасль научного знания и как учебная дисциплина. Определение социологии, ее объекта и предмета. Теория и метод социологии. Понятие «социальное» и его роль в социологическом познании. Связь социологии с естественнонаучными дисциплинами (математика, информатика) и статистикой. Социология в системе наук об обществе: история, социальная философия, правоведение, политология, экономика, этика и др. Социология и теория судебной экспертизы.

Функции и структура социологического знания. Основные уровни знания и отрасли социологии. Макросоциология и микросоциология. Законы и категории социологии. Необходимость знаний отраслевой социологии для профессиональной социализации специалиста- судебного эксперта, для реализации научного регулирования социальными процессами и в повседневной жизни. Границы и условия применения социологического подхода в правовой и экспертной деятельности.

Объективные социальные и научные предпосылки возникновения социологии. Становление научной социологии в ХIХ в. и основные этапы ее развития. Социологический проект О. Конта.

Классический этап развития социологии: основные концепции и подходы.

Понятие социологической парадигмы и их многообразие. Основные парадигмы, школы и их представители. Эмпиризация социологии в 20-е гг. ХХ века. Структурный функционализм и его критика социологами субъективистской ориентации в неклассической социологии. Современные западные социологические теории. Постнеклассический этап: от модерна к концепциям постмодерна. Попытки создания интеграционных теорий (Э. Гидденс, П. Бурдье, Ю. Хабермас). Теория глобализации современного общества И. Валлерстайна. Коммуникативная теория Н. Лумана.

Развитие отечественной социологии. Основные теоретические направления в конце XIX–в начале XX вв. Теория социальной стратификации и социальной мобильности П.А. Сорокина. Социологическое обоснование доктрины культурно-исторических типов в теории Н.Я. Данилевского. Натуралистическое направление в отечественной социологии. «Юридическая школа» и ее социологическая концепция (Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин). Социологические идеи теоретиков анархизма (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин). Психологическое направление (Е.В. де Роберти, Л.И. Петражицкий). Субъективная школа в русской социологии (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев). Генетическая (позитивистская) социология М.М. Ковалевского. Марксистское направление в русской социологии (Г.Плеханов, В. Ленин, «легальные марксисты» П. Струве, М. Туган-Барановский). Эмпирическая социология (К.М. Тахтарев).

Советская социология, ее основные достижения. Развитие Отечественной социологии в современных условиях и её представители (В.Ф. Анурин, Ю.Г. Волков, В.А. Глазырин, З.Т. Голенкова, М.К. Горшков, Т.И. Заславская, А.Г. Здравомыслов, В.И. Добреньков, А.И. Кравченко, В.Н. Лавриненко, Л.Н. Москвичев, Ж.Т. Тощенко, Г.В. Осипов, С.С. Фролов, В.А. Ядов и др.).

Роль социологии в современном обществе. Состояние и перспективы развития социологии в условиях глобализации.

Значение социологического знания для развития инновационных процессов в современной России и для формирования и развития социально-личностных и социально-профессиональных компетенций выпускников МГЮУ имени О.Е. Кутафина.

Тема 2. Общество как социетальная и социокультурная система

 

Понятие об обществе как системном образовании. Основные понятия “система” и “общество” и их соотношение. Понятие социальной системы и социальной структуры. Основные признаки общества. Типологические характеристики обществ. Важнейшие подсистемы общества. Общество как социокультурный организм и как социально-экономическая система. Административно-правовые реформы и социальная структура Российского общества.

Культура как социальное явление. Проблемы социокультурных отношений современного общества. Объективные закономерности функционирования и развития общества как социокультурной системы.

Культура как система ценностей и норм, регулирующих взаимосвязи в обществе. Культурные парадигмы и их содержание. Способы организации общества и типы культур. Основные компоненты культуры как системы: ценности, нормы, обычаи, верования, язык, техника.

Специфика отдельных культур. Многонациональная Российская культура и ее компоненты. Функции культуры. Типы культур. Традиции российской культуры и их влияние на развитие современного российского общества. Молодежная субкультура.

Понятие культурного развития и культурной деградации. Теория культурного отставания. Социальная культура и культура социальной жизни. Социокультурные ориентации в современном российском обществе. Влияние культуры на национальную безопасность.

Тема 3. Социологические теории личности и социализация

Социологический подход к понятию «личность». Структура ее социальных качеств. Автономность личности и ансамбль общественных отношений. Личность как социальный тип. Индивид в родовом, традиционном, индустриальном и информационном обществах. Парадигмы развития личности в социологии (парадигма “социального поведения”, символического интеракционизма, конфликта). Типологии личностей.

Личность как деятельный субъект. Понятия социального статуса, престижа, социальной роли, ранга. Статусно-ролевая концепция личности. Связь социального статуса с правами и обязанностями. Статус юриста и виды его социальных ролей.

Личность как субъект и цель социального развития. Взаимодействие общества и личности. Характеристика личности юриста.

Социальная среда, активность и социализация личности. Понятие «социализация» как социологическая категория. Социализация как социокультурный процесс: его особенности и стадии. Формы социализации. Этапы социализации. Первичная социализация, десоциализация и ресоциализация (вторичная социализация). Агенты социализации, их функции. Институциональная и внеинституциональная социализация человека. Правовая социализация личности. Социализация российской молодежи. Социокультурные ориентации современной молодежи в Российской Федерации. Социальная роль. Социальный статус личности. Личностное самосознание и социальный статус. Социализация и аномия.

Социальное поведение личности. Типология социального действия в социологии М.Вебера. Концепция диспозиционной регуляции поведения личности (В.А. Ядов). Ролевое и статусное поведение личности.

Социальный контроль и девиантное поведение личности. Профилактическая работа юриста по выявлению и устранению условий, способствующих совершению преступлений. Институты контроля и санкции.

Социализация и социальная адаптация личности в условиях общественных преобразований в современной России как фактор укрепления национальной безопасности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.