Сделай Сам Свою Работу на 5

Список основной литературы





ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Поморский государственный университет имени М.В.Ломоносова»

(ПГУ имени М.В.Ломоносова)

 

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

УТВЕРЖДЕНА протоколом заседания кафедры от «___»_______200__ №_____

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Общая психология : МОТИВАЦИЯ, ЭМОЦИИ, ВОЛЯ.

 

 

1. Пояснительная записка.

Раздел общей психологии «Мотивация. Эмоции. Воля» изучается в течение одного семестра, состоит из 3 частей, соответствующих частям 2 и 3 раздела 2 «Психология субъекта деятельности» единой программы по общей психологии, разработанной проф. Г.М.Андреевой (МГУ) для психологических специальностей университетов.

Учебный курс предполагает следующие виды работы студента: лекции, семинарские занятия, выполнение обязательных самостоятельных заданий, экзамен по итогам освоения курса.

Лекционные занятия решают задачу введения в научную проблему мотивации, эмоции, воли, ознакомления с основными понятиями, теориями и направлениями фундаментальных исследований психологии мотивации, эмоций и воли.



Семинарские занятия решают задачу углубления и систематизации знаний по изучаемым проблемам фундаментальной психологии изучаемого раздела. На занятиях студенты выступают с докладами по изучаемым темам, участвуют в дискуссии по отдельным вопросам тем, решают задачи, работая в микрогруппах.

Освоение курса предполагает активную самостоятельную подготовку, не только в чтении научной литературы по фундаментальным проблемам мотивации, эмоций и воли, но и в освоении материалов конкретных эмпирических исследований по изучаемым темам. Самостоятельная подготовка студента опирается на изучение ряда учебных пособий ведущих авторов отечественной фундаментальной психологии и освоение целого ряда научных монографий и статей.

Результаты самостоятельной работы представляются в форме индивидуальных отчетов и оцениваются преподавателем по интервальной шкале от 0 до 11, полученные баллы учитываются при итоговом контроле знаний.



 

2. Содержание дисциплины по разделам, подразделениям и темам

 

Психология мотивации.

Тема №1. Понятие мотива и мотивации в психологии

Основные проблемы и понятия психологии мотивации. Потребности и мотивы. Историческая природа потребностей человека.

 

Тема №2. История и современное состояние психологии мотивационных процессов.

Основные подходы к изучению мотивации. Специфика исследования мотивации в бихевиоризме. Психоанализе, гуманистической психологии, когнитивной психологии. Проблема мотивации в отечественной психологии.

 

Тема №3. Основные проблемы психологии мотивации

Проблема определения сущности и природы мотива, дифференциации ведущих понятий. Проблема классификации мотивов, авторские классификации. Проблема измерения мотивов как устойчивых свойств личности, трудности эмпирического исследования мотивации.

 

Тема №4. Особенности человеческой мотивации. Мотивационная сфера человека.

Биологическая мотивация человека. Психологический и физиологический аспекты изучения биологической мотивации. Инстинктивное и основанное на научении удовлетворение потребностей. Филогенетическое и онтогенетическое развитие биологической мотивации.

Специфика мотивационной сферы человека. Социальная детерминированность и опосредованность интеллектом мотивации человека. Проблема базовых потребностей человека. Биологическое и социальное в развитии мотивации человека.

Строение и основные характеристики мотивационной сферы человека.

Тема № 5. Механизмы и факторы развития мотивации. Онтогенетическое развитие мотивации



Биологическая основа развития мотивации. Понятие мотивационного опосредствования, сдвиг мотива на цель. Принятие мотива личностью. Потребности и социальный статус как факторы развития новых мотивов личности. Принятие мотива личность. Развитие мотивации «сверху» и «снизу».

Онтогенетическое развитие мотивов личности. Потребности возраста и ведущий вид деятельности как факторы развития мотивации. Возрастной и мотивационный кризис.

Тема №6. Ситуативное развитие мотивации.

Мотивы и цели деятельности. Проблема смыслообразования. Изучение ситуативного развития мотивации в западной психологии.

Роль установок в ситуативном развитии мотивации.

Влияние мотивации на продуктивность деятельности. Понятие оптимума мотивации. Закон Йеркса-Додсона.

 

Тема №7. Мотивация отдельных видов деятельности.

Мотивация учебной и трудовой деятельности. Изучение в современной экспериментальной психологии мотивации достижения, агрессии, аффилиации, помощи. Проблема отклонений в мотивационном развитии человека. Мотивация девиантного и преступного поведения.

 

Психология эмоций

Тема №8. Общая характеристика эмоций.

Специфика психического отражения в эмоциях. Биологическая целесообразность эмоций. Свойства и функции эмоций. Проблема классификации эмоциональных явлений.

 

Тема №9. Теоретические подходы к психологии эмоций.

Развитие представлений об эмоциях в истории психологии. Учение об аффектах Б.Спинозы. Концепция чувств В.Вундта. Представления Ч.Дарвина о выражении эмоций. Физиологические теории эмоций.

Развитие представлений об эмоциях в отечественной психологии. Идеи Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, П.В.Симонова, Л.М.Веккера.

 

Тема №10. Основные проблемы психологии эмоций.

Обусловленность эмоций потребностями и ситуацией, проблема критерия эмоционального. Эмоции и познавательные процессы. Динамика эмоций.

Разновидности эмоциональных явлений. Основания классификаций эмоций.

 

Тема №11. Эмоциональные состояния

Понятие психического состояния и эмоционального состояния. Эмоции, эмоциональные состояния и чувства. Проблема классификации эмоциональных состояний. Аффекты. Стресс. Фрустрация. Настроение. Страсть.

 

Тема №12. Эмоциональная сфера человека и ее развитие.

Ситуативные эмоции как регулятор деятельности и устойчивые эмоциональные отношения. Чувства и способности человека. Чувства и характер. Амбивалентность чувств. Воспитание чувств.

 

Психология воли

Тема №13. Общая характеристика воли.

Понятие воли, волевого действия, волевой регуляции. Критерии выделения волевых действий и волевой регуляции. Соотношение волевой и произвольной регуляции. Функции воли.

 

Тема №14. Теории воли.

Различные подходы к пониманию и исследованию воли. Тенденции в развитии представлений о воле а истории науки. Философские и психологические теории воли.

Современные тенденции в развитии проблемы воли.

 

Тема №15. Психологические механизмы волевой регуляции.

Роль различных психологических процессов в волевой регуляции. Волевое усилие как механизм волевой регуляции. Концепция волевой регуляции психической деятельности В.А.Иванникова.

 

Тема №16. Волевая сфера личности.

Развитие волевой регуляции в онтогенезе. Волевые свойства личности. Структура волевых качеств. Диагностика уровня развития волевых качеств человека. Воспитание и самовоспитание воли Волевая сфера личности

 

Тема №17. Эмпирические исследования мотивации, эмоций, воли.

Современные исследования различных аспектов мотивации, эмоций и воли.

 

 

4. Литература.

Список литературы включает основную и дополнительную литературу. Отсутствие единого учебника по курсу заставляет обратиться к учебным пособиям разных авторов. Студентам рекомендуется избыточный список литературных источников, среди которых особо отмечены те, которые есть в библиотеке ПГУ или методкабинете факультета.

 

Список основной литературы

1. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М., 1986.

2. *Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. М., 2006.

3. *Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М., 1991.

4. *Веккер Л.М. Психика и реальность. М.. 1998.

5. Выготский Л.С. Проблемы эмоций // «ВП» 1958. №3.

6. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978.

7. *Зейгарник Б.В. Теория личности К.Левина. М., 1981.

8. *Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1998.

9. *Изард К. Психология эмоций. СПб., 1999.

10. *Ильин Е.П. Психология воли. СПб., 2000.

11. *Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.

12. *Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

13. * Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. (лекции 43-50) М., 2001.

14. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека // Мерлин В.С. Психология индивидуальности. Москва – Воронеж, 1996.

15. Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1995.

16. *Психические состояния. Хрестоматия. /п.ред. Л.В.Куликова СПб., 2000.

17. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. М., 2003.

18. Психология эмоций : Тексты / Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. М., 1993.

19. *Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.

20. *Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989, Т.2, С.182-200.

21. Симонов П.В. Мотивированный мозг. М., 1987.

22. Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология: Вып.5 / Ред.-сост. П.Фресс, Ж.Пиаже. М., 1975.

23. *Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986.

24. *Асеев В.К. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976.

25. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.

26. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.