Методические рекомендации для преподавателя
Историко-лингвистический факультет
Утверждена
на заседании Совета историко-лингвистического факультета
«___»___________ 2013 г., протокол № __________
Декан факультета Макурин А.И. / ____________
Рассмотрена
на заседании кафедры гуманитарных наук
«___»___________ 2013 г., протокол № __________
Заведующий кафедрой Змеев М.В. / __________
Учебная программа дисциплины
Основы экономики и менеджмента в сфере физической культуры и спорта
Уровень основной образовательной программы
| бакалавриат
| Учебный план по направлению подготовки
| 050100.62 Педагогическое образование
| Профиль ………………..……………………………
| Физическая культура и безопасность жизнедеятельности
| Форма обучения …………………………………….
| очная
| Кафедра……………………………………………….
| Гуманитарных наук
| Семестр(ы)……………………………………………
|
|
|
| | |
Автор(ы)-разработчик(и) программы: к.ист.н., доц. Королев М.А. / _______________
Рецензент: к.соц.н., доц. Змеев М.В. / __________________
Глазов 2013
Пояснительная записка
Курс Основы экономики и менеджмента в сфере физической культуры и спорта в высших учебных заведениях, готовящих специалистов в области физической культуры, имеет важное теоретическое и практическое значение. Работа менеджера, директора школы, президента клуба и т.п. не может быть полноценной, если они не будут хорошо знать разнообразную экономическую и управленческую информацию, сориентированную, как правило, на будущую профессиональную деятельность специалиста по физической культуре и спорту.
Данная учебная дисциплина позволит сформировать знания и овладеть элементами экономики и самоуправления в сфере спортивного предпринимательства и бизнеса; овладеть знаниями в области культуры управленческой деятельности в новых условиях хозяйствования.
1.1. Цель и задачи изучения дисциплины:
Целью курса является формирование у студентов научно-методической базы, необходимой для овладения студентами научными основами теории социального управления физкультурно-спортивными организациями, совершенствование хозяйственного механизма деятельности физкультурных и спортивных организаций, принятие экономически обоснованных управленческих решений, наиболее рациональное использование всех ресурсов отрасли – финансовых, материальных, трудовых.
Практика показывает, что только обоснованные управленческие решения позволяют успешно достигать общих и конкретных целей, которые ставят перед собой физкультурные и спортивные организации по развитию массовой физкультурно-оздоровительной работы и спорта высших достижений.
Для достижения цели предусматривается решение следующих основных задач:
· Сформировать современные знания общих основ экономики, а также теории управления коллективом и умения применять эти знания в практической деятельности.
· Ознакомить студентов с основами и особенностями финансового менеджмента в спортивных организациях с основами предпринимательства и бизнеса в спорте.
· Представить основные положения по теории и практическому мастерству «спортивного менеджмента», создать позитивное восприятие рыночных отношений в сфере физической культуры и спорта.
· Освоить более полный спектр управленческих проблем физической культуры и спорта с использованием современных источников информации различного уровня и т.д.
· Содействовать формированию общепрофессиональных компетенций, связанных со способностью научно анализировать проблемы и процессы профессиональной области, умению использовать на практике полученные знания; нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.
Также задача спортивного менеджера-управленца – разобраться в профессионально-важных качествах тех людей, услуги которых можно выгодно продать или использовать в деятельности той или иной организации, фирмы.
1.2. Место дисциплины в структуре ООП.
Курс «Основы экономики и менеджмента в сфере физической культуры и спорта» является значимой учебной дисциплиной, поскольку имеет важное практическое значение и рассматривает не только основные теоретические положения и экономики и менеджмента, но и механизмы финансирования спортивных учреждений. Изучение курса тесно взаимосвязано с другими дисциплинами социально-гуманитарного знания: экономикой образования, социологией, политологией, педагогикой, математикой, а так же является основой для изучения других экономических дисциплин - менеджмента, маркетинга, финансов и т.п.
1.2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Дисциплина «Основы экономики и менеджмента в сфере физической культуры и спорта»
входит в вариативную часть профессионального цикла дисциплин (Б 3);
индекс по учебному плану Б. 3.2.1.6.;
объем дисциплины 1 зачетная единица, 36 часов, из которых 28 часов аудиторной нагрузки, 8 часов – самостоятельной работы студентов.
Таблица: Структура, объем и виды учебной работы по дисциплине
Вид учебной работы по семестрам
| Зачетные единицы
| Часы
| Общая трудоемкость
|
|
| Семестр V
| Трудоемкость
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
|
|
| В том числе:
| Лекции
| |
| Лабораторные работы
| | Практические занятия / Семинары
| |
| КСР
| |
| Другие виды аудиторной работы
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
|
|
| В том числе:
| Подготовка к семинарским занятиям
| |
| Подготовка к решению практических задач
| |
| Вид промежуточной аттестации - зачёт
| |
| 1.2.2. Междисциплинарные связи дисциплины с другими дисциплинами ООП
Наименование обеспечиваемых дисциплин
| Индекс по учебному плану
| Семестр
| Разделы дисциплины (тема)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Экономика образования
| Б.1.1.4
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
| +
| Педагогика
| Б.1.1.5.
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
|
| +
| +
|
| Политология и социология
| Б.1.2.3.
|
|
| +
| +
|
| +
|
| +
|
|
| +
|
|
|
| Математика
| Б.2.1.1.
|
|
|
|
| +
|
|
| +
|
|
| +
|
|
| +
| 1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Индекс компетенции по ФГОСТ
| Содержание компетенции
| Требования к уровням освоения
| Знает
(З-1, З-2, З-3)
| Умеет
(У-1, У-2, У-3)
| Владеет
(В-1, В-2, В-3)
| ОК - 1
| Способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения
| · о сути экономических явлений и их взаимосвязи (З-1)
· о роли и месте менеджмента в профессиональной деятельности (З-1)
· об особенностях современного этапа развития экономики и менеджмента в профессиональной деятельности (З-2)
· об основных принципах соотношения государственных и рыночных регуляторов в системе физической культуры и спорта (З-2)
· о различных формах финансирования спортивных (З-3)
| · выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам (У-1)
· анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые экономические проблемы (У-2);
· разрабатывать варианты управленческих решений с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий (У-3)
· применять экономические знания в сфере физической культуры и спорта (У-3)
| · понятийным и категориальным аппаратом дисциплины (В-1)
· способами анализа, истолкования и описания экономических процессов (В-1)
· методами обработки массивов статистических данных в соответствии с поставленной задачей (В-2)
· навыками анализа последствий экономической политики (В-2)
· принятия ответственных экономических и управленческих решений (В-3)
| ОК - 3
| Умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности
| ОК-7
| Готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе
| ОПК - 1
| Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности
| ОПК - 2
| Способность использовать систематизированные теоретические и практические
знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и
профессиональных задач
| ОПК - 3
| Способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности
| ПК - 4
| Умеет разрабатывать учебные планы и программы конкретных занятий
|
2. Содержание дисциплины по разделам (модулям)
Модуль 1. Экономика в сфере физической культуры и спорта
| Тема 1. Теоретические основы экономики физической культуры и спорта.
Основы экономики физической культуры и спорта: объект предмет исследования.
Понятие услуги. Отличие услуги как товара-деятельности от блага как товара-вещи. Особенности социально-культурной (нематериальной) услуги, ее основные характеристики (неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества, несохраняемость). Комплексный характер потребления в сфере физической культуры и спорта: взаимосвязь между потреблением услуг отрасли и товаров спортивного назначения.
Классификация услуг физической культуры и спорта в соответствии с их социальной функцией. Многообразие видов услуг отрасли (образовательные, оздоровительные, зрелищные, консультационные, спортивно-организационные и др.).
Значение физической культуры и спорта для экономики государства.
Тема 2. Предпринимательство в сфере физической культуры и спорта.
Виды собственности и соответствующие им формы предпринимательских структур. Коммерческий и некоммерческий характер деятельности предпринимательской структуры.
Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций как фактор расширения рынка физкультурно-спортивных товаров и услуг и источник дополнительных доходов физкультурно-спортивной организации.
Государственный контроль за субъектами предпринимательской деятельности (законность владения недвижимостью, уплата налогов и взносов во внебюджетные фонды, предоставление финансовой отчетности и др.).
Ценообразование в сфере физической культуры и спорта. Составные элементы формирования цены: качество, конкуренция, престижность, сервис и др. Факторы инфляции на ценообразование.
Тема 3. Экономические аспекты нормативно-правовых актов по физической культуре и спорту.
Экономические аспекты Федерального закона «О физической культуре и спорту в Российской Федерации» и законов о физической культуре и спорту различных субъектов Российской Федерации.
Экономические аспекты нормативно-правовых актов по физической культуре и спорту в различных стран мира.
Тема 4. Бюджетные и внебюджетные источники финансирования физической культуры и спорта.
Источники привлечения средств на развитие физической культуры и спорта.
Порядок мобилизации денежных ресурсов из федерального и местных бюджетов, основные направления их использования.
Доходы от предпринимательской деятельности. Спонсорская поддержка. Средства, аккумулируемые на основе льготного налогообложения и др.
Тема 5. Материально-техническая база отрасли.
Понятие материально-технической базы как комплекса материально-технических условий, необходимых для функционирования отрасли.
Спортивное сооружение - предприятие по производству физкультурно-спортивных услуг. Характеристика сети спортивных сооружений, их классификация (функциональное назначение, ведомственная подчиненность и т.п.).
Основные и оборотные фонды спортивных сооружений. Оборот основных фондов и нематериальных активов. Амортизационные отчисления как источник воспроизводства основных фондов и нематериальных активов. Первоначальная и остаточная стоимость основных фондов, их физический и моральный износ. Переоценка основных фондов. Восстановительная стоимость. Оборотные фонды, их структура, особенности переноса стоимости на готовый продукт.
Тема 6. Материальная обеспеченность спортивных учреждений.
Социальные нормы и нормативы обеспеченности спортивными сооружениями: содержание, порядок разработки и утверждения, значение для улучшения состояния материально-технической базы отрасли.
Проблема эффективности использования функционирующих физкультурно-спортивных объектов. Спортивные товары: ассортимент, конкурентоспособность, насыщение рынка.
Тема 7. Планирование и экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности физкультурно-спортивной организации.
Бюджет и смета физкультурно-спортивной организации: источники доходов, направления расходов.
Смета расходов на проведение спортивного мероприятия. Нормативный характер расходных статей сметы.
Бюджет и смета как основные документы для анализа финансово-хозяйственной деятельности организации.
Учётная документация как форма контроля физкультурно-спортивной организации. Организация системы контроля за деятельностью организации. Источники и формы контроля. Экономический анализ.
| Модуль 2. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта
| Тема 8. Основы маркетинга в сфере физической культуры и спорта.
Социально-экономические и психологические факторы, влияющие на формирование спроса на рынке физкультурных и спортивных услуг. Базовые факторы, лежащие в основе сегментации рынка (половозрастной и социальный состав населения, уровень доходов, традиции и др., привычка к занятиям физической культурой и спортом). Многообразие потребностей населения, лежащих в основе спроса на услуги физической культуры и спорта. Предложение благ и услуг отраслевого рынка физической культуры и спорта, проблема его ассортимента и расширения. Услуга как стимул расширения производства товаров, необходимых для ее потребления.
Составляющие стоимости физкультурно-спортивных услуг. Влияние экономических, социальных и рыночных факторов (соотношение спроса и предложения, цены конкурентов) на уровень цен на физкультурно-спортивные услуги.
Тема 9. Продвижение физкультурно-спортивных услуг.
Комплексный характер и особенности спортивного маркетинга. Учет специфики результатов деятельности физкультурно-спортивных организаций при разработке маркетинговых программ. Работа на разных сегментах рынка физкультурно-спортивных услуг. Маркетинг спортивных товаров. Маркетинг-микс.
Специфические объекты маркетинга в сфере физической культуры и спорта: маркетинг организаций, маркетинг спортсменов-профессионалов, маркетинг мест проведения соревнований, маркетинг мест активного отдыха, маркетинг идей.
Экономическое значение рекламы как средства продвижения продукта на рынок, ее роль в формировании и расширении спроса. Виды рекламы.
Тема 10. Стратегическое управление физической культурой и спортом.
Стратегическое планирование. Сбор и анализ информации о состоянии и перспективах развития физической культуры и спорта. Анализ стратегических альтернатив. Текущее и перспективное планирование физкультурно-спортивных мероприятий. Взаимодействие государства со спортивным бизнесом.
Управление профессиональным спортом. Взаимодействие органов управления спортом с профессиональными саморегулируемыми организациями. Управление спортивным бизнесом прямыми и косвенными методами.
Тема 11. Управление конфликтами в сфере физической культуры и спорта.
Источники и виды конфликтов в физической культуре и спорте. Правовое управление физкультурно-спортивной деятельностью. Спортивный арбитражный суд и Всемирное антидопинговое агентство в системе правового управления спортивным движением.
Тема 12. Управление трудовыми ресурсами в сфере физической культуры и спорта.
Роль и значение физкультурно-спортивного образования. Формирование трудовых ресурсов в сфере физической культуры и спорта. Физкультурные вузы и их общественно-экономическая роль.
Классификация физкультурных работников на основе функциональных обязанностей (непосредственное участие в подготовке физкультурников и спортсменов, создание условий для выполнения этой деятельности, спортсмены-профессионалы). Углубление разделения труда внутри отрасли. Профессиональная структура кадров.
Принципы и формы оплаты труда; методы материального и морального стимулирования работников отрасли.
Система подготовки спортивных менеджеров. Управление спортивной наукой.
Тема 13. Финансовый менеджмент в спорте.
Эффективное управление спортивным бизнесом. Задачи и функции финансового менеджера в спортивных организациях. Финансовый анализ и инвестиции.
Управление маркетингом и бизнес-проектами. Управление налогами. Спонсорство и привлечение спонсоров.
Особенности реализации билетов и прав трансляции в спорте. Билетный бизнес. Купля-продажа прав трансляции.
|
Методические рекомендации для преподавателя
А) Рекомендации по тематическому планированию:
· при изучении курса необходимо сочетать все формы работ (лекционные занятия, семинарские и самостоятельные занятия). Именно сочетание всех форм работ позволит студентам наиболее полно понять все особенности экономической составляющей современного образования, понять преимущества и недостатки существующих форм его финансирования.
Б) Рекомендации методологического характера:
· необходимо уделить внимание особенностям различных источников финансирования физической культуры и спорта.
В) Методические рекомендации:
· В рамках учебного курса по дисциплине рекомендуется организовать практические занятия по решению ситуационных задач по планированию и реализации мероприятия в сфере физической культуры и спорта. Данные занятия позволят сформировать у учащихся практические навыки принятия решений в различных управленческих ситуациях.
4. Общие методические рекомендации для студентов
· На лекционных и семинарских занятиях предполагается рассмотрение актуальных вопросов теоретических и практических основ экономики и менеджмента, а так же изучение особенностей финансирования физической культуры и спорта в России. Это предусматривает помимо аудиторной работы, внеаудиторную работу студентов с учебной литературой по экономике, а также нормативными документами, относящимися к сфере физической культуры и спорта;
· Предусматривается подготовка рефератов по темам: «Особенности финансирования спортивных учреждений в России» и др.;
· Оценивание работы на семинарских занятиях осуществляется по «Положению о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов».
Лабораторные работы
Не предусмотрены.
6. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Кабинет социально-экономических наук (Уч. корп. 3, каб. 107).
Кабинет методики преподавания дисциплин, оснащённый интерактивной доской (Уч. корп. 3, каб. 408).
7. Рекомендуемая основная литература
- Борисов Е.Ф. Экономика. Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012.
2. Галкин В.В. Экономика спорта и спортивный бизнес: учебное пособие / В.В. Галкин. — М.: КНОРУС, 2006. (эл. вариант).
3. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта. / Под ред. Феровой И.С. – Красноярск, 2008. (эл. вариант).
4. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ. [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru/documents/federal-laws/230/. Дата обращения 24.07.2013.
8. Рекомендуемая дополнительная литература
1. Друкер, Питер Ф. Менеджмент в некоммерческой организации: принципы и практика. М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2007.
2. Зубарев С.Н. Оценка эффективности использования спортивных объектов. Методическое пособие. – М., 2008.
3. Зубарев С.Н. Регламентация процессов финансовой деятельности в бюджетных организациях спортивной отрасли. Методическое пособие. – М., 2008.
4.
5. Зубарев Ю.А., Сучилин А.А. Экономика физической культуры и спорта. Учебное пособие. – Волгоград: «ОФСЕТ», 2000.
6. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: Уч. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Золотов М.И., Кузин В.В., Кутепов М.Е., Сейранов С.Г. - М.: Изд. центр «Академия», 2001.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|