Сделай Сам Свою Работу на 5

Примерная схема записи наблюдений на уроке





Время урока Этапы урока Содержание (ход) урока Психолого-педагогические размышления, замечания, выводы
    Учитель Ученик  
         

 

Методика изучения деятельности учителя по организации самостоятельной работы на уроке[1]

В ходе практики студенту необходимо выявить, как выражены у учителя приёмы руководства самостоятельной работой учащихся, используя методику «Руководство самостоятельной деятельностью».

Порядок проведения. Перед посещением уроков учителя студент заготавливает как бы специальную шкалу, где фиксирует степень выражения того или иного компонента процесса руководства деятельностью учащихся. С этой целью посещается несколько уроков учителя.

Система оценки 4-балльная: 3 – высокая, 2 – средняя, 1 – слабая, 0 – не выражена.

 

Шкала наблюдения за деятельностью учителя в процессе самостоятельной работы на уроке

Класс_______________ Учитель____________________________________

Тема урока ______________________________________________________

Задание _________________________________________________________

 

№ п/п Компоненты деятельности учителя Степень выраженности
Высокая Средняя Слабая Не выражена
1.   2.   3.   4.   5.   6. 7. Ясность и чёткость поставленной задачи Инструкция к испол-нению Установка на само-контроль Наблюдения за учащи-мися Ответы на вопросы учащихся, возникшие по ходу выполнения задания Коррекция выполнения Проверка результатов работы        

Обработка полученных данных: разделив сумму баллов, полученную по каждому приёму руководства, на количество самостоятельных работ как объектов наблюдения, получим средний балл, характеризующий степень выраженности того или иного действия учителя. Вывод о том, что необходимо скорректировать в управлении процессом деятельности.



 

Программа наблюдения за организацией учителем проверки знаний учащихся на уроке[2]

1. Время, отведённое учителем на проверку знаний (запланированное и реально затраченное). Число опрошенных. Отметки, поставленные учителем: их объективность, обоснованность.

2. Формы проверки знаний (фронтальная, индивидуальная, уплотнённая; самостоятельная работа; рецензирование ответов учащихся; практическая работа). Какие типы вопросов использовал учитель при опросе учащихся, какой тип познавательной деятельности они вызывали? Остались ли (и какие) вопросы без ответа?



3. Стиль взаимоотношений учителя и учащихся, учащихся друг с другом в ходе проверки знаний. Оценочные суждения (положительные, отрицательные, нейтральные) учителя, их роль в активизации учащихся в процессе проверки знаний.

4. Учитывались ли индивидуальные особенности учащихся в процессе проверки? Если да, то как?

5. Предложения по совершенствованию и организации проверки знаний учащихся на уроке.

 

Примерная схема анализа внеклассного воспитательного мероприятия[3]

1. Общие сведения:

Ø дата проведения мероприятия, его тема, участники (класс, кружок, школьный коллектив учащихся и т.д.), кто проводит;

Ø чем обусловлен выбор темы – классными (школьными) традициями, системой воспитательной работы класса (школы), возрастными особенностями учащихся и т.д.;

Ø воспитательные цели и конкретные задачи, которые должны быть решены в результате этого мероприятия;

Ø форма (сообщения учащихся, диспут, беседа, викторина, устный журнал), целесообразность выбора формы.

2. Анализ подготовки мероприятия:

Ø кто был инициатором проведения мероприятия, как оно готовилось;

Ø учет интересов школьников при выборе мероприятия, их отношение к выполнению заданий, самостоятельность, инициатива учащихся;

Ø формирование новых понятий и представлений в ходе подготовки и проведения занятия.



3. Анализ хода мероприятия:

Ø содержание мероприятия;

Ø насколько убедительно, четко, эмоционально раскрыты перед школьниками цели и задачи мероприятия;

Ø какие знания, умения, навыки приобрели учащиеся, их увлеченность ходом мероприятия;

Ø результативность мероприятия.

4. Общая оценка мероприятия:

Ø степень достижения поставленных целей и задач;

Ø причины успехов, неудач, ошибок;

Ø значение мероприятия для совершенствования межличностных отношений в классе, пробуждение интереса к вопросам, которым было посвящено мероприятие;

Ø методические ошибки и недочеты, снизившие эффективность мероприятия, способы их устранения;

Ø выводы и предложения.

 

Новые формы воспитательной работы с детьми[4]

Значительные изменения в социально-психологическом климате общества и школы привели к активному поиску и разработке нетрадиционных форм воспитательной работы. Вот некоторые из них.

Приглашение к чаю – форма групповой деятельности, развивающая эмпатию детей, духовно ориентирующая школьников на ценность общения. Поочерёдно подавая чайную чашку, дети сообщают, кого бы хотели пригласить к чаю, если число приглашенных было бы ограничено одним гостем; аргументируют свой выбор, говорят, о чем собираются спросить у него, о чем рассказать.

Сувенир друзьям – способ развития духовных ориентаций школьников, влияющий на смягчение психологического климата в коллективе, пробуждающий у детей добрые чувства. Данная форма воспитательной работы обычно проводится в знаменательные дни. Представляет собой преподнесение отдельным ученикам или всей группе предметов духовного творчества: стихов, песен, рисунков, поделок, мелодий, репродукций, историй, советов и т.п. Не исключается и шутливое преподнесение символических даров: «Если бы я был волшебником, я бы непременно для вас…» Каждый момент вручения подчеркивается музыкальной фразой, обставляется сценически, вводится ритуальное принятие подарка.

 

План итогового отчета с элементами самоанализа студента по учебной практике[5]

Ф.И.О. студента. Школа, класс. Ф.И.О. учителя.

1. Сроки проведения практики.

2. Краткая характеристика класса.

3. Выполнение индивидуального плана практики 9что удалось реализовать, что не удалось, по каким причинам).

4. Чему научились на практике.

5. Трудности при подготовке и проведении воспитательной работы.

6. С какими трудностями в учебно-воспитательном процессе Вы встретились? Чем Вы довольны, что хотели бы изменить?

7. Общие выводы и пожелания по теоретической и практической подготовке студентов к самостоятельной работе.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., 1987.

2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли Вы своего ученика? М., 1991.

3. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М., 1982.

4. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М., 1980.

5. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии /Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1998.

6. Ермолаева М.В. и др. Психолого-педагогическая практика в системе образования. М., 1998.

7. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М., 1980.

8. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М., 1991.

9. Педагогическая практика: Учеб.-метод. пособие /Под ред. Г.М. Коджаспировой, Л.В. Бориковой. М., 2008.

10. Ковинько Л.В, Воспитание младшего школьника. М., 2000.

11. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования: Учеб. пособие. М., 2005.

12. Левин В.А. Воспитание творчества. М., 1977.

13. Махмутов М.И. Современный урок. М., 1985.

14. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитния. М., 2002.

15. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Сластёнина. М., 2002.

16. Мир детства: младший школьник. М., 1981.

17. Нестерова И.Ф., Баранов А.Е. Организация воспитательной работы в начальной школе: концепции, методики, технологии: Учеб. пособие. Тверь, 2002.

18. Подласый И.П. Педагогика. М., 2007. Кн. 1, 3.

19. Поляков С.Д.Технология воспитания: Учеб.-метод. пособие. М., 2002.

20. Сластёнин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М., 2011.

21. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. М., 1990.

22. Шмаков С.А. Игры – шутки. Игры – минутки. М., 1983.

23. Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. М., 1993.

24. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М., 1999.

25. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1993.

 

ЗАДАНИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ

Задания по психологии составлены таким образом, чтобы студенты смогли более глубоко усвоить основополагающие для педагогической деятельности разделы психологических дисциплин, изучаемых или уже изученных студентами к моменту прохождения практики.

Цель выполнения заданий по психологии – обеспечение психологической подготовки студентов к профессиональной педагогической деятельности на основе применения в практической деятельности полученных знаний и умений по общей, возрастной и педагогическо психологии.

Задачи:

1) научиться составлять простейшие схемы наблюдения за психолого-педагогическими явлениями и использовать их в практической деятельности;

2) научиться составлять, использовать в профессиональной деятельности и делать анализ схем ориентировочной основы действия ученика;

3) научиться составлять учебные задачи;

4) научиться, используя простейшую диагностическую программу, характеризовать мотивацию учения младших школьников и разрабатывать рекомендации по её формированию;

5) научиться, используя простейшую диагностическую программу, характеризовать обучаемость младших школьников, выявлять причины низкого уровня обучаемости;

6) научиться определять уровень интеллектуального развития ребенка с точки зрения теории развития интеллекта (Ж. Пиаже);

7) научиться давать психологическую характеристику деятельности учителя с точки зрения управления учебной работой учеников;

8) научиться выявлять дезадаптированных младших школьников и планировать работу с учениками начальной школы, имеющими отклонения в поведении или неуспеваемость вследствие социально-психологической дезадаптации;

9) научиться давать самоанализ педагогической деятельности в рамках учебной практики.

Отчетный материал по психологии студент-практикант оформляет в отдельной тетради и сдаёт методисту по психологии в течение четырёх дней после окончания практики. В тетради с выполненными заданиями студент пишет вывод с элементами самоанализа своей учебной готовности к профессиональной деятельности.

Задание 1. Составление схемы наблюдения за психолого-педагогическим явлением и её апробация.

Цель задания – научиться составлять простейшую схему наблюдения за психолого-педагогическими явлениями и использовать её в практической деятельности.

Ход выполнения задания:

Составьте схему наблюдения за психологическим и/или педагогическим явлением, процессом. (Например, низкий (высокий) уровень мотивации к учебной деятельности, низкий (высокий) уровень сформированности коммуникативной сферы, проявление агрессии в поведении ученика, познавательная активность и др.) Апробируйте её, сделайте выводы.

Отчетность включает следующие элементы:

1) представлена схема наблюдения за психолого-педагогическим явлением (указана цель, система описания, форма фиксирования результатов наблюдения, указания по заполнению формы фиксирования результатов наблюдения, указания по анализу протокола наблюдения и формулировке выводов);

2) представлено 3 – 4 протокола наблюдения;

3) по каждому протоколу сделаны выводы в соответствии с составленной схемой наблюдения;

4) сделан общий вывод о том, возможно ли рекомендовать данную схему наблюдения в практической деятельности (либо предложены изменения, которые следует внести в составленную схему наблюдения).

 

Задание 2. Проведение наблюдения за использованием учителем разных мер помощи при учебном затруднении ученика.

Цель задания – научиться давать психологическую характеристику деятельности учителя с точки зрения управления учебной работой ученика при его учебном затруднении, с точки зрения стимулирования мыслительной активности школьника.

Ход выполнения задания:

Законспектируйте урок учителя (или отдельный этап урока), на котором учитель управляет деятельностью ученика, самостоятельно не справляющегося с заданием.

Например, отвечая у доски или с места, ребенок затрудняется самостоятельно выполнить задание. Или при объяснении нового материала, учитель использует поисковый или частично-поисковый метод обучения.

Оформите протокол наблюдения и проведите его анализ по форме 1 (в ситуации, когда, отвечая у доски или с места, ребенок затрудняется самостоятельно выполнить задание). Или по форме 2, если даётся анализ ситуации, когда учитель использует поисковый или частично-поисковый метод обучения, когда перед учениками поставлена учебная задача.

Форма 1

Протокол наблюдения и анализа деятельности учителя по стимулированию мыслительной активности школьника

в случае его учебного затруднения

 

Урок (название): _____________. Дата: _________________

Тема урока: ______________________________________________________

Этап урока: ___________________

Наблюдаемый ученик (имя, фамилия): _______________________________

Поведенческие признаки затруднений ученика: _______________________

Поведенческие признаки затруднений ученика: ______________

 

 

Возможные причины затруднений ученика: __________________________

 

Время (мин.) Деятель-ность учителя Мера помощи учителя Деятельность учеников Резуль-татив-ность деятель-ности ученика Примеч. (воз-можные посторон-ние факторы)
           

 

В графе 1 указывается период урока, в течение которого учитель оказывает ученику одну меру помощи и ученик выполняет соответствующие действия.

В графе 2 подробно записываются фразы, жесты, действия учителя в ответ на учебное затруднение школьника.

В графе 3 указывается мера помощи: слабая мера помощи (учитель задаёт общий наводящий вопрос), средняя мера помощи (учитель формулирует вопрос, в котором содержится указание на принцип выполнения задания, или показывает начало выполнения действия), сильная мера помощи(учитель формулирует принцип выполнения задания и/или показывает всё действие от начала до конца).

В графе 4 подробно записываются фразы, жесты, действия ученика в ответ на меру помощи учителя.

В графе 5 указывается, справился ли ребёнок с заданием (высокая результативность), начал выполнять, но опять столкнулся с затруднением или совершил ошибку (средняя результативность), не выполнил ни одной операции или отказался от выполнения задания (низкая результативность).

В графе 6 подробно записываются действия, фразы, жесты других учеников, которые также можно отнести к мерам помощи (подсказки, выкрики с места и пр.).

После заполнения формы 1 сделайте выводы, придерживаясь плана:

1. Использует ли учитель принцип возрастания меры помощи?

2. Помогает ли школьнику оказанная учителем помощь в выполнении задания?

3. Выполнил ли ученик, в конце концов, учебное задание?

4. Помогла ли помощь учителя в выполнении школьником задания или подействовали другие факторы (какие)?

5. Сколько времени затрачено учителем для того, чтобы ребенок смог выполнить задание? Насколько оптимально это время?

6. Замечания, собственные предложения по управлению мыслительной активностью данного ученика в этой ситуации.

 

Форма 2

Протокол наблюдения и анализа деятельности учителя по стимулированию мыслительной активности школьников

(в случае использования поискового

или частично-поискового метода обучения)

Урок (название): _____________.Дата: ____________

Тема урока: _____________________________________________________

Этап урока: ______________ Программа обучения учеников: ____________

Поставленная учителем учебная задача: ______________________________

Перечень знаний, умений учеников, которые позволяют решить поставленную учителем задачу: ______________________________________

 

Время (мин.)   Деятельность учеников Результатив-ность деятельности учеников Деятель-ность учителя Мера помощи учителя Примеч.

В графе 1 указывается период урока, с которого ученики начали решать поставленную учебную задачу до завершения её решения (от и до).

В графе 2 подробно записываются фразы, жесты, действия учеников, предлагающих варианты решения (в скобках в этой графе укажите имена и фамилии учеников в последовательности их включения в выполнение задания).

В графе 3 указывается результативность деятельности учеников: приблизились ли они к решению поставленной задачи:

- школьники (или один из них) сформулировали способ решения учебной задачи или продемонстрировали способ её практического решения (высокая результативность);

- школьники почти подошли к решению учебной задачи, но опять столкнулись с затруднением или предложили ошибочное решение (средняя результативность);

- школьники не выполнили ни одной операции по решению задачи, не внесли ни одного предложения, не сформулировали ни одной гипотезы или отказались от выполнения задания (низкая результативность).

Графа 4 заполняется, если в предыдущей графе указана средняя или низкая результативность деятельности учеников. В графе 4 подробно записываются фразы, жесты, действия учителя в ответ на предложенные школьниками варианты решения учебной задачи или их ошибочные мнения.

В графе 5 указывается мера помощи, оказанная учителем:

- слабая мера помощи (учитель задаёт общий наводящий вопрос);

- средняя мера помощи (учитель формулирует вопрос, в котором содержится указание на принцип выполнения задания, или показывает начало выполнения действия);

- сильная мера помощи(учитель формулирует принцип выполнения задания и/или показывает всё действие от начала до конца).

В графе 6 делаются необходимые, важные замечания, с точки зрения наблюдателя.

После заполнения формы 2 сделайте выводы, придерживаясь плана:

1. Использует ли учитель принцип возрастания меры помощи?

2. Помогает ли школьникам оказанная учителем помощь для решения учебной задачи?

3. Смогли ли, в конце концов, ученики решить поставленную учителем задачу?

4. Достаточно ли было ученикам имеющихся знаний, умений, навыков?

5. Можно ли сказать, что поставленная учителем учебная задача лежала в зоне ближайшего развития учеников?

6. Какая ключевая гипотеза учеников дала им возможность решить поставленную задачу?

7. Сколько времени затрачено учителем для того, чтобы ученики пришли к открытию способа решения поставленной учебной задачи? Насколько оптимально это время?

8. Замечания, собственные предложения по управлению мыслительной активностью данных учеников в этой ситуации.

Отчетность включает следующие элементы:

1) подробный конспект анализируемого урока (или фрагмента урока);

2) выводы по заполненной форме в соответствии с предложенным планом.

 

Задание 3. Составление учебных задач.

Цель задания: сформировать умения, необходимые для использования учебных задач при обучении младших школьников с различным уровнем успеваемости.

Объект исследования: учащиеся начальных классов.

Ход выполнения задания

Составить типовую учебную задачу; аналитическую с недостаточным условием, аналитическую с избыточным условием, аналитическую с ошибочным условием учебные задачи; творческую с достаточным условием, творческую с недостаточным условием, обучающую учебные задачи по темам математики и русского языка, недавно пройденным в классе.

Предложить решить все учебные задачи ученику с высокой успеваемостью по данному предмету и с низкой успеваемостью.

Сделать выводы о том, есть ли разница в способах решения представленных задач «сильным» и «слабым» учеником. А также сделать вывод о том, делает ли каждый испытуемый анализ условий задачи (видит ли избыточность, ошибочность, недостаточность условий, строит ли решение с учётом вида условия).

Количество испытуемых: 2 человека, с разным уровнем успеваемости, темпом усвоения, быстротой научения.

Форма отчётности:

1. Сформулированная исследовательская задача.

2. Объект исследования.

3. Записаны все учебные задачи, предложенные учащимся.

4. Представлены работы учеников и их анализ.

5. Сделаны выводы.

 

Задание 4. Применение схемы ориентировочной основы действия (схемы ООД).

Цель задания: сформировать умения, необходимые для использования схем ООД при обучении младших школьников.

Объект исследования: учащиеся начальных классов.

Количество испытуемых: 2 школьника с разным уровнем усвоения темы (один не допускает ошибок, другой обязательно допускает ошибки).

Ход выполнения задания

Оформить схему ООД по математике (русскому языку) по недавно изученной теме на основе того алгоритма, который был предложен учителем. Предложить ученику, хорошо усвоившему эту тему, решить типовую задачу, используя данный алгоритм. Сделать вывод о том, насколько эффективна предложенная схема ООД. Указать, на каком этапе формирования данного действия находится «сильный» ученик.

Предложить ученику, плохо усвоившему эту тему, решить типовую задачу, используя данный алгоритм. Сделать вывод о том, насколько эффективна предложенная схема ООД. Указать, на каком этапе формирования данного действия находится «слабый» ученик.

Выяснить: какие шаги алгоритма вызывают у данного ученика затруднения. Внести изменения в алгоритм, разбив на более мелкие операции шаги алгоритма, вызывающие затруднения этого ученика.

Предложить «слабому» ученику повторно аналогичную типовую задачу и усовершенствованную (более подробную) схему ООД. Сделать выводы о том, насколько новая схема эффективнее прежней. (Если новая схема опять неэффективна, указать возможные направления работы учителя с данным учеником и со схемой ООД.)

Форма отчётности:

1. Сформулированная исследовательская задача.

2. Объект исследования.

3. Протоколы наблюдения за действиями «сильного» и «слабого» учеников.

4. Схема ООД, предложенная учащимся.

5. Схема ООД для «слабого» ученика с внесёнными изменениями.

6. Приложены работы учащихся.

7. Сделаны выводы.

 

Задание 5. Изучение обучаемости младшего школьника [4].

Цель: выявить уровень обучаемости младшего школьника.

Исследовательские задачи: 1) изучить обучаемость младшего школьника;

2) выявить зависимость успеваемости школьника от уровня его обучаемости.

Объект исследования: _______ (фамилия, имя), ученик ___ класса, ___ школы

Дата ___________________

Ход выполнения задания:

1-й этап: исследование качеств мышления двух учеников, формулировка вывода об обучаемости испытуемых;

2-й этап: формулировка выводов о связи между уровнем обучаемости ребенка (по данным методик исследования качеств мышления) и его успеваемостью.

Примечание: в приложении необходимо пометить работы исследуемых школьников.

 

1-й этап: Исследование качеств мышления ученика

Методика № 1. «Копирки»

Цель: изучить индивидуальные особенности процессов анализа и обобщения, чувствительности к помощи школьника.

Необходимый материал: листы копировальной бумаги различных цветов (красный, черный, синий, зеленый, коричневый, желтый) и цветные карандаши тех же цветов.

Ход выполнения задания:

1) ученику предлагается взять черную копирку и через нее черным карандашом нарисовать треугольник, затем желтым карандашом через черную копирку нарисовать треугольник;

2) затем ученику предлагается рассмотреть полученные оттиски;

3) после ученика просят взять нужный карандаш и копирку так, чтобы получился оттиск зеленого цвета;

4) исследователь оценивает правильность действия школьника:

а) если ребенок выделяет цвет копирки как существенное условие для получения оттиска нужного цвета, значит, он может выделить главное. Его мышление характеризуется самостоятельностью. О чувствительности к помощи ничего нельзя сказать;

б) если ребенок не выделяет цвет копирки как существенное условие для получения оттиска нужного цвета, значит, процессы анализа и обобщения у него не развиты. Можно определить, насколько ученик способен овладеть этими операциями. Ученику последовательно предлагаются меры помощи разной силы:

§ наводящие вопросы («Посмотри на первый и второй оттиски. Какие выводы ты можешь сделать? Или: нарисуй через черную копирку треугольники красным, синим, коричневым карандашами. Посмотри оттиски. Какие выводы ты можешь сделать?»);

§ формулировка вопроса, в котором содержится указание на общий принцип действий («Что важно для получения оттиска нужного цвета: цвет карандаша или цвет копирки?»);

§ формулировка принципа работы («Для получения оттиска нужного цвета важен цвет копирки, а не карандаша. Смотри: я беру красный, синий, коричневый карандаш и рисую треугольник через черную копирку. Оттиск всегда черного цвета – по цвету копирки».)

Примечание: после предложения минимальной меры (наводящий вопрос) ученику предлагается снова выполнить задание: возьми нужный карандаш и копирку, чтобы получился оттиск зеленого цвета. Если ученик не справляется с заданием, предлагается более сильная мера помощи и снова дается это же задание.

Анализ результатов: 1) определяется степень самостоятельности мышления ученика и чувствительность к помощи:

1-я степень: задание выполнено правильно самостоятельно. Чувствительность к помощи неизвестна;

2-я степень: задание выполнено с минимальной помощью исследователя (использованы наводящие вопросы). Чувствительность к помощи высока;

3-я степень: задание выполнено с помощью исследователя, с использованием вопроса, в котором содержится указание на общий принцип действий. Чувствительность к помощи средняя;

4-я степень: задание выполнено с помощью исследователя с использованием прямого указания и разъяснения принципа действия. Чувствительность к помощи низкая;

5-я степень: ребенок отказался выполнять задание или не выполнил его даже после предоставления последней меры помощи. Чувствительность к помощи очень низкая.

2) оценивается сформированность операций анализа и обобщения.

Оформление:название методики, цели проведения, испытуемый (ФИО), протокол, анализ результатов, выводы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.