Сделай Сам Свою Работу на 5

Правовые основы деятельности государств в космическом пространстве





 

Космос представляет собой единство двух видов территории - космического пространства и естественных небесных тел.

Понятие "космическое пространство" означает обширную территорию, простирающуюся от внешней границы воздушного пространства (примерно 100-110 км от поверхности Земли) до пределов лунной орбиты - так называемый ближний космос,и за ее пределами, т.е. далее 384 тыс. км - дальний космос.

Деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства (космическая деятельность) регулируется нормами международного космического права. Наиболее важные источники норм права были перечислены выше.

При осуществлении космической деятельности государства должны соблюдать определенные положения и принципы, закрепленные в различных договорах и соглашениях.

Наиболее актуальной является задача обеспечения безопасности в космосе, исследования и использования его только в мирных целях, что соответствует представлению о космосе как об общечеловеческом достоянии.

Договором по космосу 1967 г. и развивающим его положения Соглашением о Луне 1979 г. запрещаются применение силы, угроза силой или любые враждебные действия в космосе и из космоса в отношении Земли;запрещается использование космического пространства, Луны, небесных тел в качестве театра воины и военных действий, для размещения военных баз и укреплений. Особо оговаривается запрещение использовать небесные тела в целях применения силы и угрозы силой в отношении Земли, Луны, космических кораблей, персонала космических кораблей или космических объектов иного назначения. Указанными источниками запрещается также аналогичная деятельность в мирное время, с целью подготовки военных действий.



Принцип всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролемявляется важнейшей гарантией неприменения силы. Положения преамбулы и ст. 3 Договора по космосу 1967 г., обязывающие государства осуществлять космическую деятельность «…в соответствии с международным правом, ... в интересах мира и безопасности», естественно, распространяют данный принцип и на деятельность государств в космосе.



Специфика реализации принципа в пределах отрасли изначально заключается в принятии государствами обязательств не по разоружению, а по невооружению, т.е. немилитаризации космоса в целом. Известная конкретизация требований, вытекающих из принципа разоружения, дана вч. I ст. IV Договора по космосу 1967 г. и в Соглашении о Луне 1979 г. Так, государства обязуются:

а) в космическом пространстве: не выводить на орбиту вокруг Земли или Луны или на другую траекторию полета к Луне или вокруг неелюбые объекты с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения; не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом; не испытывать ядерное оружие в космическом пространстве;

б) на естественных небесных телах:не создавать военных баз, сооружений и укреплений; не устанавливать и не использовать ядерное оружие или любые другие виды оружия массового уничтожения на поверхности небесных тел или в их недрах; не испытывать любые типы оружия.

Принцип мирного разрешения международных споровсодержится в основных источниках отрасли в достаточно конкретизированной форме. Наиболее часто встречающимися способами разрешения разногласий являются взаимные консультации(один из видов непосредственных переговоров, предусмотренных ст. 33 Устава ООН), конференции участников договоров, конвенций, комитеты экспертов, обращение в международные органы и организации системы ООН.

В случае необходимости проведения переговоров между не признающими друг друга сторонами используется институт посредничества. Международная организация, правомерно участвующая в космической деятельности, является равноправным участником переговоров.



В Договоре по космосу предусматривается процедура проведения международных консультаций относительно деятельности или экспериментов, которые могут создать потенциально вредные помехи деятельности других государств по мирному исследованию и использованию космического пространства.

Порядок проведения международных консультаций, предусмотренных ст. IX, а также их юридические последствия требуют дальнейшего уточнения и развития, так как они сформулированы лишь в самом общем виде.

Ограничение оружия в космическом пространстве. Действующие нормы международного космического права запрещают размещение в космосе только некоторых видов оружия массового уничтожения (ОМУ). Спутники военного назначения не являются оружием, создающим угрозу вооруженного нападения в космосе или из него. Делимитация воздушного и космического пространств. На основании сложившейся практики и признания ее юридического значения космическое пространство начинается по крайней мере с высоты минимальных перигеев орбит искусственных спутников Земли. В соответствии с этой общей практикой суверенитет государств не распространяется выше пределов, очерченных минимальными перигеями спутников на орбите.

Правовой режим геостационарной орбиты (ГСО). При запусках объектов в космос особый интерес для государств представляет так называемое геостационарное пространство. Под ним понимается часть космоса, отстоящая от поверхности Земли на расстояние около 36 тыс. км и находящаяся в плоскости экватора. [13, с.362] Спутник, находящийся на геостационарной орбите, постоянно остается неподвижным относительно определенной точки на земном экваторе (как бы зависает над поверхностью Земли), что имеет значение для спутниковой связи. На ГСО можно разместить лишь ограниченное количество спутников, поскольку при нахождении друг от друга на слишком близком расстоянии их радиоаппаратура будет создавать взаимные помехи.

Важное значение для определения правовых основ деятельности государств в космическом пространстве имеет правовой режим небесных тел и космических объектов.

Важными элементами международно-правового режима Луны и других небесных тел являются положения об их использовании исключительно в мирных целях.

Следствием деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства является наличие в нем искусственных небесных тел- пилотируемых и непилотируемых спутников Земли, орбитальных станций, баз на естественных небесных телах, а также космонавтов.

Под космическим объектомпонимаются искусственное небесное тело, средства его доставки, другие его части, запущенные или сооруженные в космическом пространстве или на небесных телах для их исследования или использования в мирных целях. [16, с.472]

Правовой статус космических объектов определяется особенностями их регистрации, спасания и запуска. Космический объект как техническое устройство (аппарат), использование которого регулируется нормами национального права, лишь при определенных условиях (запуск в космическое пространство или сооружение в нем) становится объектом международного космического права. Именно с момента запуска такого космического объекта возникают связанные с ним международные правоотношения, которые продолжаются до его приземления или сгорания в плотных слоях атмосферы.

В международном космическом праве различают четыре категории государств, непосредственно участвующих в запуске космического объекта:

1) государства, которые осуществляют запуск космического объекта:

2) государства, которые организуют запуск космического объекта;

3) государства, с территории которых осуществляется запуск космического объекта;

4) государства, с установок которых осуществляется запуск космического объекта.

Все перечисленные категории государств именуются запускающими государствами.

Важное значение для определения правового статуса космических объектов имеет их регистрация.

Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (1975 г.), закрепила практику международной регистрации, придав ей юридически обязательный характер. Конвенция установила минимальный объем информации о запуске объектов в космическое пространство, в том числе: наименование запускающего государства, дату и территорию или место запуска, основные параметры орбиты и общее назначение этих объектов.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.