Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности дипломатической службы





 

Особенности японской дипломатической службы современной Японии вытекают из той социально-политической, экономической и духовно-нравственной среды, в которой она сформировалась. Ограниченность территории и высокая плотность населения в те­чении всего исторического развития страны требовали большого внимания в государственном управлении к вопросам стабильности общества, заблаговременного предупреждения возможных соци­альных конфликтов, прогнозирования общественных процессов.

Для успешного решения этих вопросов ключевую роль всегда играла и особенно играет сегодня опора на информацию— ее сбор, обработку, анализ и использование в повседневной дипломатичес­кой и государственно-управленческой деятельности. Информация служила основой для поиска консенсуса между социальными группами, имевшими разные интересы. Она играла также важную организационную роль, поскольку обмен ею внутри государствен­ного аппарата обеспечивал необходимую координацию между раз­личными его звеньями, способствовал формированию устойчивых управленческих цепей, обеспечивающих своевременное принятие государственных решений. Информация, используемая в работе министерств и ведомств, являлась и является одним из факторов эффективности государственной службы Японии. Каждое государ­ственное ведомство ежегодно издает одну или несколько так назы­ваемых «белых» или «синих» книг по отраслям и проблемам госу­дарственной политики. В этих книгах содержится подробный отчет о работе, проделанной государственными органами за истек­ший год.



МИД Японии выпускает «синюю книгу по внешней политике», в которой дается анализ текущей международной обстановки, из­лагаются основные направления внешней политики страны, сооб­щается о мероприятиях в двусторонних отношениях Японии с за­рубежными странами и ее контактах с международными организа­циями. Проект очередной книги каждый год утверждается на засе­дании правительства страны.

В современную эпоху роль информации во внешней политике еще больше возрастает. Компьютерные телеконференции, обще­ние по информационным сетям, передача видеоизображений с по­мощью информационных сигналов стали реальностью в наши дни. В связи с этим в МИД Японии серьезное значение придают во­просам компьютеризации, совершенствованию информационных сетей — как внутриведомственных, так и внешних, а также расши­рению имеющейся информационной базы. На работу по сбору и обработке информации министерству выделяется специальный бюджет. Для повышения эффективности информационного обмена между центральным министерством в Токио и японскими дип­ломатическими учреждениями за рубежом установлена компью­терная сеть LAN (Local area network), оборудованная необходимой системой защиты информации[220].



Укрепление информационного фактора в дипломатической службе Японии рассматривается как средство оказания более каче­ственных административных услуг населению страны. В целях по­вышения уровня знаний в обществе о внешнеполитических вопро­сах, а также в ответ на растущие потребности со стороны населе­ния МИД Японии с апреля 2001 г. начал практику ознакомления «по запросу» с имеющейся служебной документацией. Любой япо­нец может обратиться в информационный центр министерства, за­полнить специальную форму и просмотреть на экране компьютера интересующий его документ при условии того, что этот документ не является секретным.

В министерстве постоянно функционируют «Службы предо­ставления факсимильной и телефонной информации о ситуации, касающейся безопасности японских граждан в конкретных стра­нах». В случае возникновения любых инцидентов в этой области информирование населения оперативно осуществляется с помо­щью общенационального телевидения и прессы.



Наряду с информационным фактором в дипломатической службе Японии важное место отводится психологическим аспектам.Как показывает практика, успех в решении вопроса приходит в том случае, если в коллективе сложилась атмосфера «единой ко­манды». В министерстве принято, что сотрудники отдела или не­скольких отделов находятся в одной комнате, за соседними стола­ми. Рядом, лицом к ним сидит начальник отдела. Появляется ощу­щение сопричастности, отсутствуют задержки в рассмотрении от­дельных аспектов проблемы. Нередко проводятся ситуационные игры, позволяющие провести «мозговую атаку» в отношении сложного вопроса и выработать варианты для его решения. Подоб­ное коллективное размещение сотрудников не всегда привычно для европейского мышления, поскольку создает определенные ог­раничения для индивидуализации работы. Однако японец находит индивидуальное «самовыражение» как раз через «социализацию», прежде всего, через принадлежность к малой социальной группе (в данном случае — коллектив отдела).

Данные организационные аспекты связаны и с подходами японских служащих непосредственно к выполнению заданий. Опыт работы с представителями японского МИДа свидетельствует о том, что они, как правило, «структурируют» проблемы. Причем делают это достаточно профессионально. Первым шагом на пути структуризации является составление определенного вопросника, который позволяет выделить конкретные аспекты проблемы и об­наружить взаимосвязь между ними. Вопросник помогает и в беседе с иностранными партнерами. Он часто передается заранее, чтобы партнер тоже мог соответствующим образом подготовиться к беседе. При этом вопросы в большинстве случаев формулируют­ся таким образом, чтобы на них не могло последовать однозначно­го ответа — «да» или «нет». Считается желательным, чтобы собе­седник обязательно в какой-то форме выразил свое отношение к вопросу, поскольку ответ, даже в общей форме, будет так или иначе показывать степень готовности или «зрелости» данного ас­пекта.

Переговоры являются для сотрудников МИДа одной из важ­нейших форм реализации внешнеполитических задач. Основами переговорной тактики для японцев считается определение балансаинтересов сторон, расстановка приоритетов в собственной позиции, разработка поэтапного сценария их реализации.

Контрольные вопросы

1. Какое влияние оказали исторические факторы на формирование японской дипломатической службы?

2. Какова законодательная база японской государственной службы в современных условиях?

3. Дайте характеристику кадрового обеспечения МИД Японии.

4. Как вырабатываются внешнеполитические решения в МИД Японии?

5. Какую роль в процессе выработки внешнеполитических решений Японии играет внутриведомственная координация?

6. Что следует учитывать при ведении переговоров с дипломатами Японии?

Литература

1. Панов А.Н. Дипломатическая служба Японии и эволюция японо-советских и японо-российских отношений в послевоенный пе­риод 1945-1995 гг. М., 1995.

2. Кадзухико Того. 50 лет японской дипломатии. На русском языке. М., 1996.

3. Илышев А.В. Так создают госэлиту в стране Восходящего со­лнца // Служба кадров. 2001. № 8.

4. Сэйсё Г. Синяя книга по внешней политике. На японском языке. Токио, 2001.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

№ 1. Об основах государственной службы Российской Федерации. Федеральный закон от 5 июля 1995 г. № 119-ФЗ

 

№ 2. Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885

 

№ 3. Об утверждении положения О Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 14 марта 1995 г. № 271

 

№ 4. Структура Министерства иностранных дел Российской Федерации

 

№ 5. Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы. Указ Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. № 981

 

№ 6. О внесении дополнений в сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32, и об утверждении перечня государственных должностей федеральной государственной службы категории «в» в Министерстве иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 20 декабря 1996 г. № 1748

 

№ 7. О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешне­политической линии Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 12 марта 1996 г. № 375

 

№ 8. Положение о Посольстве Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 1996 г. № 1497

№ 9. Об утверждении Положения о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве. Указ Президента Российской Федерации

от 7 сентября 1999 г. № 1180

№ 10. Об утверждении Положения о консульском учреждении Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. № 1330

 

№ 11. Об утверждении Положения о Постоянном представительстве Российской Федерации при международной организации. Указ Президента Российской Федерации

от 29 сентября 1999 г. № 1316

 

№ 12. О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за дипломатический ранг. Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 1371

№ 13. «Несмотря ни на какие проблемы и потери, потенциал нашей страны остается огромным». Выступление В.В.Путина на Совещании послов и постоянных представителей в МИД России 12 июля 2002 г.

№ 14. О некоторых вопросах регулирования условий труда работников, направляемых на работу в представительства Российской Федерации за границей. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 1994 г. № 1337

 

№ 15. Вопросы финансового и материального положения Министерства иностранных дел Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1995 г. № 1029

 

№ 16. Правила внутреннего трудового распорядка для работников центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации. Утверждены приказом по МИД России от 5 января 1996 г. № 76 А

№ 17. Положение о Департаменте кадров Министерства иностранных дел Российской Федерации. Утверждено приказом по МИД России от 13 августа 1996 г. № 6369

 

№ 18. Структура Департамента кадров МИД России

№ 19. Положение о Департаменте консульской службы Министерства иностранных дел Российской Федерации. Утверждено приказом по МИД России от 14 августа 1996 г. № 6430

 

№ 20. Положение о Правовом департаменте Министерства иностранных дел Российской Федерации. Утверждено приказом по МИД России от 13 марта 1998 г. № 2053

 

№ 21. Положение о Представительстве Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации. Утверждено приказом по МИД России

от 4 ноября 1996 г. № 9304

 

№ 22. Положение о порядке приема в МИД России выпускников высших учебных заведений, впервые поступающих на государственную службу. Утверждено приказом по МИД России от 14 марта 2001 г. № 2467

 

№ 23. Порядок представления руководящих дипломатических работников загранучреждений и центрального аппарата МИД России и его представительств на территории Российской Федерации к присвоению дипломатических рангов Чрезвычайного и Полномочного Посла и Чрезвычайного и Полномочного Посланника 1 и 2 класса. Утверждено приказом по МИД России от 11 февраля 1999 г. № 1294

№ 24. Положение о ротации дипломатических кадров. Утверждено приказом по МИД России от 6 июля 1994 г. № 3521

 

№ 25. Положение о кадровом резерве МИД России. Утверждено приказом по МИД России от 4 августа 1998 г. № 9140

 

№ 26. Об усилении трудовой дисциплины в коллективах загранучреждений МИД. Приказ по Министерству иностранных дел Российской Федерации от 16 мая 1997 г. № 4703

 

№ 27. Положение о работе с ветеранами дипломатической службы в Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Утверждено приказом по МИД России от 1 декабря 1999 г. № 14329

 


[1]Шмидт С.О. Российское государство в середине XVI столетия. М., 1984. С. 96-97.

[2] Интересно отметить, что название «дьяк» пришло из церковного лекси­кона, так же, как и в Италии первые светские дипломатические агенты заимст­вовали свои названия — «нунции, легаты» из реестра дипломатической службы Ватикана. Это было связано и с тем, что в те времена именно церковники были наиболее грамотными, знающими иностранные языки людьми.

[3] Белокуров С.А. О Посольском приказе. М., 1906. С. 49.

[4] Langhorn R. The Practice of Diplomacy: Its Evolution, Theory and Administra­tion. Routledge, 1995. Ch. 6. P. 14.

 

[5] См.: История внешней политики России. М., 1998. С. 259.

[6] В Париже, Мадриде, Гааге в год утверждения штата российских предста­вителей не было.

[7] Примером могут служить договоры с Китаем 1858 г. и с Бухарой 1868 г.

[8] В МИД не любили пожилых «аутсайдеров», т. е. чиновников других ве­домств, стремившихся попасть на высшие дипломатические должности. В связи с этим был установлен возрастной ценз.

[9] Должности переводчиков главных европейских языков в МИД не было.

[10] МИД был одним из самых малочисленных ведомств: в центральном ап­парате вместе с нештатными служащими работало не более 200 сотрудников, за границей находилось около 700 человек.

[11] Троцкий был снят с поста наркома 8 апреля 1918 г. за срыв переговоров о мире с Германией. Как можно судить по воспоминаниям лиц, его знавших, он не особо тяготел к дипломатии и понимал свои обязанности весьма узко, как необходимость выполнять мало импонирующее ему поручение руководства страны.

[12] Во время формирования Наркоминдела Г.В.Чичерин, находился в анг­лийской тюрьме за свою революционную деятельность. В январе 1918 г. совет­ское правительство добилось его возвращения на родину и по предложению В.И.Ленина он был назначен «товарищем» (заместителем) наркома иностран­ных дел. 9 апреля 1918 г. он был назначен и.о. наркома, а 30 мая 1918 г. народ­ным комиссаром иностранных дел.

[13] Ленин В.И. Поли. Собр. Соч. Т. 45. М, 1975. С. 447.

[14] Термин, обозначавший группу приграничных с Россией стран: Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии и Польши.

[15] Это создавало определенные неудобства. И хотя такой порядок соблюдал­ся долгое время, в конце концов было решено вернуться к общепринятым на­именованиям дипломатических представителей, что было оформлено Указами Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1941 г. и 11 февраля 1981 г.

[16] Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР. М. 1923. № 10.

[17] Приводится по: Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси, России и СССР. М., 1995. С. 266-267.

[18] Канада в эти годы не поддерживала дипломатических отношений с СССР, хотя в 1924 г. и признала его де-юре. Официальные дипломатические отношения между обеими странами сначала на уровне миссий, затем с преоб­разованием в посольства были установлены только в июне 1942 г. Тем не менее вопросы, связанные с политикой этой страны, входили в компетенцию терри­ториального отдела.

[19] В первоначальной редакции Указа вместо слова «классы» стояло слово «ранги», что привело к неправильному толкованию Указа даже в энциклопеди­ческой литературе. Спустя 40 лет в первоначальный текст было внесено изме­нение: слово «ранги» было заменено на слово «классы».

[20] В 1953 г. эта форма была отменена с сохранением только несколько из­мененной парадной формы Послов и Посланников.

 

[21] При министре продолжал действовать совещательный орган — Коллегия МИД CCCР.

[22] См.: Государственная служба / Под ред. А.В.Оболонского. М., 1999. С. 10.

[23] См.: «Об основах государственной службы Российской Федерации». Фе­деральный закон от 31 июля 1995 г. № 119 — ФЗ с изменениями, внесенными федеральными законами от 18 февраля 1999 г. № М 35—ФЗ и от 7 ноября 2000 г. № 135—ФЗ. Ст. 2. Приложение № 1.

[24] Попов В.И. Современная дипломатия: Теория и практика. Курс лекций. Часть 1. М., 2000. С. 16.

[25] См.: Дипломатический вестник. 2001. № 8. С. 131, 132.

[26] См.: Российская дипломатия: История и современность // Материалы на­учно-практической конференции, посвященной 450-летию создания Посоль­ского приказа. М, 2001. С. 387.

[27] См.: Брокгауз А.Ф., Ефрон ИЛ. Энциклопедический словарь. СПб., 1900. С. 437.

[28] См.: Государственная служба. Сборник нормативных документов. М., 2001. С. 205-206, 319-321; 339-341, 475-485, 490-495.

[29] Государственная должность — это специальное правовое (юридическое) установление, определяющее содержание, возможности и объем участия чело­века в реализации компетенции государственного органа власти. Соответствен­но, государственная должность дипломатической службы — это государствен­ная должность федеральной государственной службы, учреждаемая в системе Министерства иностранных дел для осуществления полномочий внешнеполи­тического ведомства в сфере международных отношений.

[30] См.: Приложение № 6.

[31] См.: Камбон Ж. Дипломат. М., 1946. С. 11.

[32] Прежде всего, это положения о верховенстве Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории России (ст. 4. ч. 2), единстве системы государственной власти и разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами (ст. 5.ч. 3), приоритете прав и свобод человека и гражданина (ст. 18), об обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2), разделе­нии власти (ст. 10), равном доступе граждан к государственной службе (ст. 32. ч. 4), обязанностях должностных лиц (ст. 24, ч. 2, ст. 41, ч. 3, ст. 46. ч. 2) и др.

[33] См.: Приложение № 1.

[34] См.: Указы «Об утверждении перечней должностей федеральной государ­ственной службы Российской Федерации»; «О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы», «Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение вакантной госу­дарственной должности федеральной государственной службы», «Об утвержде­нии Положения о проведении аттестации федерального государственного слу­жащего», «О присвоении и сохранении квалификационных разрядов федераль­ным государственным служащим», «О государственном заказе на переподготов­ку и повышение квалификации государственных служащих», «О дополнитель­ных мерах по подготовке государственных служащих», «О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы», «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы», «О денежном содержании федеральных государственных служащих», «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и другие.

[35] См.: Постановления Правительства Российской Федерации «Вопросы финансового и материального положения Министерства иностранных дел Рос­сийской Федерации» от 5 апреля 1999 г. № 373; «Об организации переподго­товки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти» от 13 сентября 1994 г. № 1047; «О Межведом­ственной комиссии по профессиональной переподготовке и повышению ква­лификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти» от 11 августа 1995 г. № 1462; Приказ Министра общего и профессио­нального образования Российской Федерации «Об утверждении государствен­ного образовательного стандарта дополнительного профессионального образо­вания федеральных государственных служащих» от 25 декабря 1995 г. и другие.

[36] См.: Статистический бюллетень. М, 2001. № 4(78). С. 11.

[37] См.: Приложение № 2.

[38] См.: Примаков Е.М. Годы в большой политике. М., 1999. С. 216.

[39] Концепция утверждена Президентом Российской Федерации 28 июля 2000 г. В Концепции дается анализ международной обстановки к началу XXI в., оценка ситуации, складывающейся вокруг Российской Федерации, обо­значены принципы и приоритеты ее внешнеполитического курса, механизмы его реализации.

[40] Министерства иностранных дел имеются практически во всех государст­вах, хотя некоторые из них носят и другие названия. В США оно именуется Государственным департаментом, возглавляемым государственным секретарем. Во Франции — Министерством внешних сношений, в Англии — Министерст­вом иностранных дел и по делам содружества, в Швейцарии — Федеральным департаментом иностранных дел, в Ливии — Главным народным комитетом по внешним связям и международному сотрудничеству. Однако функции их в ос­новном совпадают и сводятся к повседневной деятельности по осуществлению внешнеполитических задач своего государства.

[41] См.: Приложение № 3

[42] Далее будем именовать загранпредставительствами.

[43] Далее будем именовать подведомственными организациями.

[44] См.: О некоторых вопросах организации деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации. Указ Президента Российской Феде­рации от 27 апреля 2002 г. N° 417. Выписка // Дипломатический вестник. 2002. №6. С. 11.

[45] См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 12. Ст. 1061.

[46] На 30 мая 2002 г. представительства МИД России открыты в Архангель­ске, Астрахани, Барнауле, Биробиджане, Владивостоке, Владикавказе, Вороне­же, Екатеринбурге, Ижевске, Йошкар-Оле, Калининграде, Краснодаре, Крас­ноярске, Майкопе, Махачкале, Минеральных водах, Мурманске, Нижнем Нов­городе, Петрозаводске, Пскове, Самаре, Санкт-Петербурге, Сочи, Сыктывкаре, Улан-Удэ, Уфе, Хабаровске, Чите, Южном Сахалине. В процессе открытия: в Благовещенске, Казани, Новосибирске, Омске, Оренбурге, Петропавловске-Камчатском, Ростове-на-Дону.

[47] Дальнейшее изложение структуры дается по состоянию на январь 2000 г.

[48] См.: Приложения № 12.

 

[49] Департамент международных организаций занимается только вопросами, связанными с деятельностью Организации Объединенных Наций, а также ряда организаций, ей подотчетных. Вопросы деятельности таких организаций, как Совет Европы, Европейский Союз, Организация по безопасности и сотрудни­честве в Европе и даже НАТО входят в компетенцию Департамента общеевро­пейского сотрудничества. Деятельность такой специализированной организа­ции ООН как ЮНЕСКО отнесена к функциям Секретариата Комиссии Рос­сийской Федерации по делам ЮНЕСКО.

[50] См.: Приложение N° 20.

[51] См.: Приложение № 19.

[52] См.: Приложения № 3, 8, 10, 11.

[53] См.: Приложение № 14.

[54] Указ Президиума Верховного Совета СССР о присоединении к Конвен­ции был подписан 16 февраля 1989 г. Ратификационная грамота передана на хранение Генеральному Секретарю ООН 15 марта 1989 г.

[55] Первые российские консульства были учреждены в Амстердаме в 1707 г. и в Вене в 1718 г.

[56] Собрание циркуляров МИД по Департаменту внутренних сношений.

СПб., 1904. С. 229.

[57] Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 11 февраля 1964 г. Ратификационная грамота депонирована Генеральному Секретарю ООН 25 марта 1964 г.

[58] Ноты МИД России от 3 и 13 января 1992 г.

[59] Дипломатический вестник. 2000. № 10. С. 106.

[60] См.: Конвенция 1961 г. п. 3 ст. 41; Конвенции 1963 г. п. 2 ст. 55.

[61] См.: Венская Конвенция о дипломатических представительствах 1961 г. п. 1 ст. 1.

[62] См.: Конвенции 1961 г. п. 1 ст. 22.

[63] Так гласит п. 2 ст. 31 Венской Конвенции о консульских сношениях 1963 г.

[64] Например, в федеральном бюджете ФРГ имеется статья «исключительные возмещения», которой предусматривается возмещение на основе взаимности ущерба, причиненного демонстрантами представительствам других государств в ФРГ.

[65] Вализа (фр. valise — чемодан) — опечатанный в установленном порядке почтовый мешок, ящик или чемодан дипломатического или консульского ку­рьера.

[66] Таких серий две: «СД» — выделяется для автомашин глав дипломатичес­ких представительств (фон красный, надписи белые); «Д» — выделяется для легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилей и автобусов диппредста-вительств, консульских учреждений, международных (межгосударственных) ор­ганизаций и их сотрудников, аккредитованных при МИД Российской Федера­ции; (фон красный, надписи белые); «К» — для автомашин, принадлежащих остальным сотрудникам представительств, а также для машин, принадлежащих зарубежным органам печати, радио, ТВ, аккредитованным при МИД Россий­ской Федерации, а также представительствам зарубежных банков и фирм, их сотрудникам, аккредитованным при различных министерствах и ведомствах РФ (фон желтый, надписи черные). Спецзнаки ежегодно возобновляются (перерегистрируются).

[67] Реквизиция — принудительное отчуждение за плату или временное изъ­ятие государством пребывания имущества, принадлежащего консульским уч­реждениям, а также консульским должностным лицам и членам их семей.

[68] В статьях 29—35 говорится о неприкосновенности личности дипагента и его частной резиденции, об иммунитете дипагента от уголовной, гражданской и административной ответственности, об освобождении дипагента от налогов, сборов и пошлин, от всех трудовых и государственных повинностей.

[69] Так, например, установление дипломатических отношений между быв­шим Советским Союзом и США было оформлено в ноябре 1933 г. обменом личными письмами между М.МЛитвиновым, являвшимся в то время народ­ным комиссаром по иностранным делам СССР, и президентом США Ф.Д.Руз­вельтом. Другим примером служит подписанное в Лондоне в июне 1942 г. со­глашение об установлении дипломатических отношений между Советским Со­юзом и Канадой, под которым поставили свои подписи И.М.Майский, являв­шийся послом СССР в Великобритании, и Верховный Уполномоченный Кана­ды в Англии Мэссей. Наиболее употребительной формой в настоящее время стала публикация согласованного коммюнике.

[70] См.: Приложения №8,9,11.

[71] Так, дипломатическое представительство Ливии в Москве именуется На­родным комитетом Народного бюро (а его глава — секретарем). Страны Содру­жества обмениваются между собой Верховными Комиссарами, которые эквива­лентны классу послов.

[72] В некоторых странах посланники именуются полномочными министрами.

[73] Charge d'Affaires en pied (сокр. Charge d'Affaires e.p.) или Charge d'Affaires avec lettres (фр.).

[74] Charge d'Affaires ad interim (сокр. Charge d'Affaires a.i.).

[75] В связи с этим в дальнейшем материал раздела будет излагаться приме-нительно к классу посла.

[76] Статусом «персоны грата» пользуются все дипломатические сотрудники представительства.

[77] Иногда задержка в агремане бывает проявлением своего рода ответа (ре­торсией) на такую же задержку на запрос агремана со стороны государства акк­редитования в прошлом. Время для ответа на запрос агремана Венской Кон­венцией не определено.

[78] Полномочия постоянного поверенного в делах выдаются министром ино­странных дел аккредитующей страны и вручаются министру иностранных дел страны аккредитования.

[79] Введена Президентом Российской Федерации Б.Н.Ельциным.

[80] По Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. о дипло­матических сношениях 1961 г. глава дипломатического представительства и члены дипломатического персонала относятся к категории дипломатических агентов (ст. 1 п. «е»)

[81] В настоящее время многие посольства нанимают сотрудников обслужива­ющего персонала также из числа местных граждан.

[82] Включение в список военных атташе и их помощников может быть и иным, например, на принципе взаимности, т.е. договоренности со страной пребывания с учетом дипломатического списка ее Посольства в аккредитую­щем государстве.

[83] Старшие дипломатические сотрудники иностранных посольств, замещаю­щие послов на время их отсутствия или болезни.

[84] В очень больших посольствах протокольную работу может возглавлять дипломат и более высокого ранга: второй и даже первый секретарь.

[85] В задачу ЮНЕП входит организация, стимулирование и координация международного сотрудничества по борьбе с загрязнением и иными видами ущерба, наносимого окружающей среде; содействие разработке и координация осуществления политики и программ рационального использования природных ресурсов и окружающей среды; деятельность в области международно-правово­го регулирования, сбора и распространения информации, подготовки кадров и создания национальных органов по охране окружающей среды.

[86] См.: Иванов И.С. Внешняя политика и мир. Статьи и выступления. М., 2000. С. 140-148.

[87] Вступила в силу 18 марта 1967 г., СССР ратифицировал ее 16 февраля 1989 г.

[88] Прежде всего, федеральными законами «О гражданстве Российской Фе­дерации», «О нотариате Российской Федерации», «О порядке выезда из Рос­сийской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» и др.

[89] См.: Приложения № 3, 8, 10.

[90] См.: Приложение № 10.

[91] См.: Российская газета. 17 июля. 2002.

[92] Это в равной мере касается судов речного флота, средств автомобильного и железнодорожного транспорта России.

[93] См.: Путин В.В. Несмотря ни на какие проблемы и потери, потенциал нашей страны остается огромным. Выступление на Совещании послов и посто­янных представителей в МИД России 12 июля 2002 г. (Приложение № 13).

[94] См.: Российская газета. 2001. 4 апреля.

[95] См.: Дипломатический вестник. 2000. № 8. С. 3—11.

[96] Иммунитеты и привилегии главы и дипломатического персонала посто­янного представительства государства при региональных и субрегиональных международных организациях регламентируются соответствующими правовыми актами этих организаций и, в основном, аналогичны действующим в рамках вышеназванной Венской Конвенции 1975 г.

[97] Названный так по месту проведения учредительной встречи (г. Вассенаар, Нидерланды, 1995 г.) международный механизм по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного назначения. Создан в июле 1996 г. на базе Координационного комитета по многосторонне­му экспортному контролю (КОКОМ) с полноправным участием России.

[98] Было открыто в 1989 г. как Постпредство СССР при Евросоюзе.

[99] Демин Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонала. М, 1995. С. 128-129.

[100] 2 Выпускники, окончившие вуз с отличием, могут назначаться на долж­ность атташе с выдачей дипломатического паспорта при выезде в РЗУ.

[101] См.: Иванов И.С. Выступление на встрече с молодыми специалистами // Дипломатический вестник. 2001. № 10. С. 101; Он же. Дипломатическая служ­ба как она есть // Российская газета. 2002. 14 марта.

[102] См.: Правила внутреннего трудового распорядка для работников цент­рального аппарата МИД России. Раздел III. Приложение № 16.

[103] См.: Федеральный закон «Об основах государственной службы Россий­ской Федерации». Ст. 6; Указ Президента Российской Федерации «О квалифи­кационных требованиях по государственным должностям федеральной государ­ственной службе» от 30 января 1996 г. № 123.

[104] См.: Приложение № 23.

[105] См.: Энциклопедический словарь работника кадровой службы / Под ред. В.А.Анисимова. М., 1999. С. 233-234.

[106] См.: Дипломатический вестник. 2001. № 10. С. 102.

[107] См.: Дипломатический вестник. 2001. № 8. С. 131, 132.

[108] Иванов И.С. Диапломатическая служба как она есть // Российская газета. 2002. 14 марта.

[109] См.: Иванов И.С. Выступление в МГИМО(У) 1 сентября 2000 г. // Дипло­матический вестник. 2000. № 10. С. 106.

[110] См.: Сборник материалов по консульским вопросам. Т. 1. Документы и нормативные акты. М., 1997. С. 194—251.

[111] См.: Приложение № 7.

[112] В качестве примера см.: Приложения № 17, 18, 19, 20, 21.

[113] Всероссийские курсы иностранных языков МИД России.

[114] См.: Приложение № 20.

[115] См.: Положение о ротации дипломатических кадров, утвержденное при­казом по МИД России от 6 июля 1994 г. № 3521 // Приложение № 24.

[116] См.: Государственная служба. Сборник нормативных актов. М., 2001. С. 115.

[117] См.: Приложение № 6.

[118] Демин Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонал. М., 1995. С. 128-129.

[119] Выпускники, окончившие вуз с отличием, назначаются на должность ат­таше с выдачей дипломатического паспорта при выезде в РЗУ.

[120] См.: Приложение № 22.

[121] См.: Дипломатический вестник. 2001. № 10. С. 101.

 

[122] Приказ по МИД России «О новой редакции типовых проектов трудовых договоров (контрактов)» от 28 февраля 2000 г. № 1816.

[123] Приказ по Минздраву СССР от 1 июня 1988 г. № 444.

[124] Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 1994 г. № 1337 (ст. 4.).

[125] См.: Государственная служба. Сборник нормативных документов. М., 2001. С. 321.

[126] Постановление Правительства Российской Федерации «О некоторых во­просах регулирования условий труда работников, направляемых на работу в представительства Российской Федерации за границей» от 2 декабря 1994 г. № 1337 (ст. 3) // Приложение № 14.

[127] Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 1994 г. № 1337 (ст. 1).

[128] См.: Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федераль­ному Собранию Российской Федерации. 2002. 18 апреля.

 

[129] Иванов КС. Внешняя политика России и мир. Статьи и выступления. М, 2000. С. 7.

[130] См.: Приложение № 16.

[131] По состоянию на 1 сентября 2001 г.

[132] Ежегодно Дипломатическую Академию по системе второго и дополни­тельного образования заканчивают до 200 человек, по системе повышения ква­лификации — 400 человек (См.: Дипломатический вестник. 2000. № 7. С. 91).

[133] См.: Приложение № 18.

[134] См.: Собрание законодательства РФ. 1998. № 23. Ст. 2501.

[135] Положение о порядке формирования, ведения, хранения и передачи в архив личных дел сотрудников МИД России, утвержденное приказом по МИД России от 19 сентября 1997 г. № 1145.

[136] Согласно Инструкции «О порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» от 28 октября 1995 г. № 1050.

[137] См.: Собрание законодательства РФ. 1997. № 20. Ст. 2239.

[138] В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об основах государст­венной службы Российской Федерации» // Приложение № 1.

[139] См.: п. 1 Указа Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих» от 3 марта 1998 г. № 983 // Государственная служба. Сборник нормативных документов. М., 2001. С. 205.

[140] Государственная служба. Сборник нормативных документов. М., 2001. С. 479.

[141] 1 См.: Лаптев В.Б. Дипломатическая академия МИД России в системе выс­шего профессионального образования // Дипломатический ежегодник. 2000. С. 335.

[142] См.: Подготовка, переподготовка и повышение квалификации государст­венных служащих. Сборник нормативных и методических материалов. Вып. I. С. 104-114.

[143] Положение о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федера­ции в иностранном государстве, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 1999 г. // Дипломатический вестник. 2000. № 2. С. 15.

[144] Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5. С. 135.

[145] См.: Ашин Г.К. Политическое лидерство: Оптимальный стиль // Общест­венные науки и современность. 1993. № 2. С. 121—122.

[146] Толстой Л.Н. Собрание сочинений. Т. VIII. М., 1984. С. 20.

 

[147] См.: Об утверждении общих принципов служебного поведения государст­венных служащих. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 // Приложение № 2.

[148] См.: Шепель В.М. Управленческая психология. М, 1984. С. 174.

[149] См.: Путин В.В. Выступление на Совещании послов и постоянных пред­ставителей в МИД России 12 июля 2002 г. // Приложение № 13.

[150] См.: Приложение № 21.

 

[151] См.: Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990. С. 17.

[152] Попов В.И. Современная дипломатия: Теория и практика. Курс лекций. Часть 1. М, 2000. С. 36.

[153] См.: Приложение № 1.

[154] См.: Собрание законодательства РФ. 2001. № 11. Ст. 1306.

[155] См.: Собрание законодательства РФ. 1998. № 10. Ст. 1164.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.