Сделай Сам Свою Работу на 5

Реализация функций МИД как основа прохождения дипломатической службы





 

Как уже было сказано, на МИД Японии возложены функции реализации внешнеполитического курса страны, проведения внешнеэкономической дипломатии, развития отношений Японии с зарубежными государствами в культурной, гуманитарной и дру­гих областях. Достаточно сказать, что любое соглашение, заклю­чаемое с зарубежным государством в какой-бы то ни было области (политика, экономика, наука, техника, охрана окружающей среды и т.д.) и составляющее международную договоренность Японии, может, согласно японскому законодательству, подписываться толь­ко министерством иностранных дел. Въезд в Японию и выезд из нее как иностранных граждан, так и самих японцев, контролиру­ется МИД. В отношении иностранцев этот контроль осуществля­ется через систему выдачи виз, в отношении японских граждан — через систему выдачи загранпаспортов.

На основе законодательных положений министерство форму­лирует для себя следующие задачи:

— развитие концепции международного сотрудничества;

— обеспечение национальной безопасности;

— развитие экономического сотрудничества с зарубежными странами;

— обеспечение политических контактов между Японией и за­рубежными государствами на высшем, высоком и других уровнях;



— подготовка к подписанию международных договоров;

— защита японских граждан за рубежом;

— распространение среди японского населения правильного понимания японской внешней политики и задач в области разви­тия контактов с зарубежными государствами.

Структуру Министерства иностранных дел можно представить следующим образом (см. схему).

В МИД Японии действует принятая в государственном управ­лении Японии трехуровневая структура организации: министр—де­партамент (управление) — отдел.

Министерский уровень в Японии приравнивается к политичес­кому, в связи с чем в последние десятилетия сложилась прочная практика назначения на должность министра не кадрового диплома­та, а известного политика, являющегося членом правящей партии и депутатом парламента.На этом уровне визируются проекты прави­тельственных решений по внешнеполитическим вопросам, утверж­даются кадровые назначения и другие ведомственные распоряже­ния.



Содействие в осуществлении руководства министерством ока­зывают министру также депутаты парламента. Их посты имеют статус так называемых «парламентских заместителей министра иностранных дел». Причем эти посты делятся на две категории — «статс-секретари» и «парламентские секретари».

В МИД работают два статс-секретаря. Они могут замещать ми­нистра в случае его отсутствия в стране и участвовать в процессе принятия государственных решений. Парламентские секретари (их трое) могут присутствовать вместо министра на заседании парла­ментских комиссий, давать ответы на вопросы депутатов. По про­сьбе министра они также формулируют рекомендации по конкрет­ным внешнеполитическим вопросам.

Во внутриведомственном управлении ключевую роль играет первый заместитель министра иностранных дел. Это самый высо­кий пост, который может занять карьерный дипломатический слу­жащий — особая категория государственных служащих, сдавших эк­замен повышенной сложности и допущенных к замещению главных и высших должностей в Министерстве иностранных дел и официаль­ных представительствах Японии за рубежом.Все служебные вопро­сы, требующие утверждения министра, проходят через него. Кроме того, первый заместитель участвует в согласовании проектов пра­вительственных решений на специальном совещании первых за­местителей министров, которое проводится накануне заседания кабинета министров.

Содержательную часть внешнеполитических решений обобща­ют два кадровых заместителя министра иностранных дел, куриру­ющих, соответственно политические и экономические вопросы.



Вопросами, касающимися общего управления министерством, занимается секретариат министра. В него входят кадровый отдел, отдел информационной связи, отдел бухгалтерского учета, отдел по вопросам загранучреждений, отделы по связям с прессой и дру­гие отделы.

Секретариат министра имеет статус департамента и мало того — занимает место головного департамента министерства. Другие департаменты составляют второй уровень организационной структуры МИД. Каждый из них ведет конкретное направление внешней политики — территориальное или функциональное, раз­рабатывает и практически реализует меры в данной области.

 

Территориальными департаментами являются департамент Се­верной Америки, департамент Европы, департамент Азиатско-Ти­хоокеанского региона и т.д. Функциональными — департамент общих внешнеполитических проблем, договорный департамент, департамент экономического сотрудничества и т.д.

Департамент возглавляет генеральный директор. Он несет ответ­ственность за подготовку содержательной части внешнеполитичес­ких решений, утверждает подготовленные в департаменте проекты решений и представляет их курирующему заместителю министра. В особых случаях генеральный директор может докладывать существо вопроса непосредственно министру или премьер-министру страны. У генерального директора, как правило, есть один или два заместителя. Каждый из них отвечает за вопросы отношений с конкретными стра­нами, регионами и организациями в рамках компетенции департа­мента. В частности, один из заместителей генерального директора департамента Европы курирует отношения с Россией.

Третьим и первичным уровнем организационного управления в министерстве является отдел. Это основная кузница идей, планов и решений по проблематике отношений с конкретным зарубеж­ным государством, группой государств, мероприятий в курируемых областях. Здесь происходит рабочее согласование возникающих вопросов с зарубежными партнерами. Заведующий отделом ответ­ственен не только за осуществление практических текущих дел, но и за выработку концепции политики на курируемом участке. Бы­вают случаи, когда он может быть вызван на доклад к министру или в канцелярию премьер-министра. У каждого заведующего от­делом, как правило, один заместитель и несколько помощников из числа сотрудников отдела. Один из сотрудников назначается «общим координатором» в отделе. Он помогает координировать работу на различных участках.

Общая численность сотрудников МИД Японии на период на­чала 2001 г. составляла 5289 чел. Из них 2065 числилось в цент­ральном аппарате, а 3224 — в 187 японских дипломатических уч­реждениях за рубежом: соответственно, 115 посольствах, 66 гене­ральных консульствах и 6 официальных представительствах[218].

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.