Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные положения государственной протокольной практики Российской Федерации

 

В одном из первых указов Президента России, касающегося формирования российского внешнеполитического ведомства, была поставлена задача создания Службы Государственного протокола, обеспечивающей единую протокольную практику в Российской Федерации. В соответствии с этим Указом была проделана боль­шая работа по разработке протокольных норм новой России, ко­торые должны единообразно применяться на всей территории Рос­сийской Федерации.

В начале 1992 г. протокольное подразделение при Президенте было реорганизовано в Службу протокола Администрации Прези­дента, которая в 1995 г. была преобразована в Управление прото­кола Президента Российской Федерации.

В настоящее время подразделения, занимающиеся вопросами протокола, созданы в аппарате Правительства России, в ряде цент­ральных органов федеральной власти, а также в администрациях субъектов Российской Федерации. 27 июля 1992 г. утверждено «Положение об организационно-протокольном обеспечении меж­дународных контактов Российского руководства». Вслед за этим были разработаны соответствующие нормативные документы, оп­ределяющие единую практику приема в Российской Федерации глав государств, глав правительств и министров иностранных дел иностранных государств.

Сегодня основные положения российской протокольной прак­тики регулируются указами Президента Российской Федерации. Нормы и принципы этих документов определяют проведение клю­чевых мероприятий, связанных с приемом всех иностранных деле­гаций высокого уровня, требуют единообразного применения ос­новных положений государственного протокола при проведении визитов государственных и политических деятелей различных стран.

Наиболее важное место в ходе любого визита занимает его де­ловая часть. Партнером по переговорам с главой иностранного госу­дарства в соответствии с требованиями протокола всегда является Президент Российской Федерации.Исключения здесь крайне редки и могут быть вызваны лишь причинами форс-мажорного характе­ра. В ходе визита помимо переговоров в составе делегаций могут быть предусмотрены и беседы один на один, а также подписание совместных документов. В программе визита всегда указывается место проведения переговоров, бесед и подписания совместных документов. Для этих целей используются представительский ка­бинет Кремлевской резиденции Президента России, Екатеринин­ский и Владимирский залы Большого Кремлевского дворца. В последнее время отдельные мероприятия с участием Президента стали проводиться во вновь отреставрированных Александровском и Андреевском залах Большого Кремлевского дворца.



Официальные лица, участвующие в переговорах и других ме­роприятиях делового характера также определяются программой визита. В зависимости от характера и формата того или иного ви­зита протокол достаточно четко определяет уровень сопровожде­ния гостя с российской стороны. При государственном визите главу иностранного государства сопровождают заместитель Пред­седателя Правительства и Министр иностранных дел Российской Федерации.

В рамках государственных или официальных визитов глав го­сударств, а также официальных визитов глав правительств и мини­стров иностранных дел зарубежных стран российская протоколь­ная практика предусматривает церемонию возложения венков к мо­гиле Неизвестного солдата. В церемонии возложения венка поми­мо официальных лиц, определяемых программой, всегда принима­ет участие Посол России в стране гостя, директор (заместитель ди­ректора) Департамента государственного протокола МИД России и военный комендант (заместитель коменданта) Москвы. В зави­симости от характера и формата визита разработано несколько сценариев проведения этой церемонии. При государственном или официальном визите главы государства выстраивается почетный караул трех видов вооруженных сил, исполняется государственный гимн страны гостя, рота почетного караула проходит перед гостем торжественным маршем (при официальном визите главы Прави­тельства почетный караул состоит из одного вида вооруженных сил).

Важным элементом программы любого визита является офи­циальное протокольное мероприятие (обед или завтрак), устраи­ваемое в честь высокого гостя принимающей стороной. В ходе го­сударственного визита предусматривается проведение торжествен­ного обеда, который, как правило, устраивается в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца. При официальных или рабо­чих визитах высоких зарубежных гостей протокольная практика предусматривает альтернативную возможность проведения обеда или завтрака.

При официальном или рабочем визите главы государства мес­том организации обеда (или завтрака) становится уже не Георгиев­ский зал, а Грановитая палата или Екатерининский зал Большого Кремлевского дворца. Протокольные мероприятия в честь главы правительства устраиваются в Доме приемов на Воробьевых горах или в Доме Правительства, в честь министров иностранных дел — в представительском особняке МИД на Спиридоновке.

При проведении протокольных мероприятий предусматривает­ся обмен речами или краткими тостами.

Состав участников с российской стороны определяется про­граммой визита. На официальное протокольное мероприятие при­глашаются, как правило, официальные лица, принимающие учас­тие в переговорах или беседах, а также имеющие прямое отноше­ние к приему гостя. Если гость прибыл с супругой, то основные участники протокольного мероприятия с российской стороны приглашаются с супругами. Рассадка за столами производится в соответствии с протокольным старшинством участников обеда (за­втрака). Программой государственного визита после официального торжественного приема или в его ходе может быть предусмотрено проведение концерта мастеров искусств.

В случае пожелания со стороны высокого гостя в программу визита может быть включено посещение театра или какого-либо другого зрелищного мероприятия. В случае официального посещения театра главой государства во время государственного или офи­циального визита предусматриваются соответствующие протоколь­ные почести. В ложе вместе с гостем находится Президент Россий­ской Федерации или его представитель. По обеим сторонам ложи вывешиваются государственные флаги страны гостя и Российской Федерации, перед началом представления исполняются государст­венные гимны двух стран. После окончания представления на сцену выносятся две корзины цветов с визитными карточками гостя и Президента России. При неофициальном посещении театра, гостя сопровождают представители российской стороны, уро­вень и персональный состав которых определяется программой визита. Государственные флаги не вывешиваются, гимны не ис­полняются.

В соответствии с установленными Государственным протоко­лом Российской Федерации правилами, пребывание иностранной делегации в Москве при государственном визите не должно пре­вышать, как правило, трех—четырех дней, а при официальном ви­зите — двух—трех дней. В случае пожелания со стороны гостя программой визита может предусматриваться поездка по стране, но без повторного заезда в Москву (за исключением возможной технической остановки).

При государственном визите главы государства и при офици­альных визитах глав государств, глав правительств и министров иностранных дел протокольной практикой предусматривается вру­чение гостю и сопровождающим лицам памятных подарков. В ми­ровой протокольной практике традиционному обмену подарками между главами иностранных делегаций и руководством принимаю­щей стороны всегда уделялось особое внимание. По установивше­муся с давних времен ритуалу иностранная делегация высокого уровня никогда не приезжала в гости с пустыми руками. Прини­мающая сторона в свою очередь всегда отвечала взаимностью. Од­нако с течением времени характер подарков, и их стоимость пре­терпели существенные изменения. В вопросе обмена официальны­ми подарками в ходе межгосударственного общения особенно на­глядно проявила себя тенденция демократизации протокольных норм в последние десятилетия XX века.

Вопросу о подарках высшим должностным лицам иностранных государств в советский период придавалось особое политическое значение. В качестве так называемых «сувениров» главам дружест­венных государств и идейным союзникам преподносились самоле­ты, автомашины представительского класса, прогулочные яхты и катера, новейшие образцы современной сельскохозяйственной техники, собольи меха, усыпанное бриллиантами и редкими драго­ценными камнями именное оружие, а зачастую и предметы искус­ства, являющиеся национальным достоянием — полотна великих русских художников из собраний Третьяковской галереи и Русско­го музея.

В последние годы подход к этому вопросу в корне изменился. В своем большинстве подарки начинают приобретать действительно сувенирный характер. Россия учла опыт протокольной практи­ки большинства стран, где введены жесткие стоимостные ограни­чения на вручаемые и получаемые подарки (в Великобритании — 140 фунтов стерлингов, в США — 250 долларов). Наиболее ценные из них передаются на государственное хранение. В соответствии с общепринятыми протокольными правилами, вопрос об обмене по­дарками в ходе визитов на высшем уровне обязательно становится предметом специального обсуждения и предварительной догово­ренности сторон.

Наряду с демократизацией протокольных норм, в последние годы достаточно четко проявляется и тенденция сокращения рас­ходов при проведении визитов на высоком уровне. Между страна­ми Европейского сообщества зафиксирована специальная догово­ренность по всем вопросам, связанным с размещением делегаций, их обслуживанием, обеспечением транспортом, связью, а также по ряду других компонентов при осуществлении взаимных визитов. Российская сторона при приеме делегаций на высшем уровне не берет на себя расходы по размещению, если высокий гость отка­зывается от предложенной ему резиденции.

Кроме того, существенно ограничивается число сопровождаю­щих лиц, принимаемых за счет российской стороны. Сейчас прак­тически не предоставляются спецсамолеты для доставки иностран­ных делегаций в Россию и возвращения на родину. При визитах проездом и частных (неофициальных) визитах глав государств, глав правительств и министров иностранных дел все расходы, связанные с их пребыванием в России, полностью несет сторона гостя.

В отличие от государственного или официального визита, ра­бочие визиты глав государств, глав правительств и министров ино­странных дел носят сугубо деловой характер. Церемониальная сто­рона в ходе таких визитов сводится к минимуму. В программе пре­бывания гостя основное место отводится переговорам и другим вопросам, связанным с политическим содержанием визита. Такие мероприятия как воинская церемония при встрече в аэропорту, возложение венка, поездка по стране не предусматриваются. Про­должительность рабочего визита обычно не превышает одного— двух дней.

В последние годы в российскую протокольную практику широ­ко вошла новая форма общения президента России с главами за­рубежных государств, которая не нашла пока отражения в основ­ных положениях государственной протокольной практики. Это — неформальные встречи лидеров двух стран или, как их еще назы­вают, «встречи без галстуков». Для таких встреч характерна непри­нужденная, раскованная атмосфера проведения, свободная от большинства протокольных формальностей и создающая благо­приятные условия для откровенного доверительного диалога по всем, в том числе самым острым вопросам современной междуна­родной жизни и двустороннего сотрудничества.

Особую значимость имеют визиты глав правительств и мини­стров иностранных дел в Российскую Федерацию. По своему формату такие визиты подразделяются на официальные, рабочие, визиты проездом и неофициальные (частные) и также регулируются действующей государственной протокольной практикой.

В программе официального визита главы правительства, наряду с церемонией встречи в аэропорту с воинскими почестями, пред­усматривается, как правило, встреча с Президентом России, офи­циальные переговоры, встречи и беседы, обед (или завтрак) в честь гостя, возложение венка к могиле Неизвестного солдата, а также организация других мероприятий с учетом пожеланий гостя. Возможна также поездка по стране.

Принципиальное решение о приеме в России главы правитель­ства иностранного государства принимается Председателем Совета Министров Российской Федерации, который определяет время своей встречи с гостем, а также утверждает программу визита и порядок его финансирования. Переговоры глав правительств про­водятся в здании Правительства Российской Федерации, офици­альный обед (завтрак), как правило, в Доме приемов на Воробье­вых горах.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 1992 г. № 804 «Об основных положениях государственной протокольной практики Российской Федерации» и «Положением о Службе протокола Администрации Президента Российской Феде­рации» были разработаны «Основные положения протокольной практики Совета Министров — Правительства Российской Феде­рации»[187]. Они регулируют проведение всех мероприятий, связан­ных с приемом иностранных правительственных делегаций на высшем и высоком уровне, а также визитами руководства россий­ского правительства в зарубежные страны и обеспечивают единый подход в осуществлении принятых организационно-протокольных норм. К визитам на высшем уровне в соответствии с установлен­ными правилами относятся визиты глав правительств, равно как и визиты правительственных делегаций, возглавляемые главами пра­вительств.

Визиты заместителей глав правительств, визиты правительст­венных делегаций, возглавляемых заместителями глав прави­тельств и визиты специальных представителей глав правительств относят к категории визитов на высоком уровне.

Принципиальное решение о приеме министров иностранных дел зарубежных стран принимается Министром иностранных дел Российской Федерации, который также утверждает программу пребывания гостя или делегации. Организационные вопросы и по­рядок финансирования визита определяются Распоряжением Пра­вительства Российской Федерации на основе соответствующих предложений МИД. Такое распоряжение, как правило, имеет гриф «Для служебного пользования» и официально не публикуется. При официальном визите министра иностранных дел, воинских церемоний с участием роты почетного караула при встрече в аэропорту и при возложении венка не проводится. В программе визита опре­деляется время переговоров, встреч и бесед, порядок проведения обеда (или завтрака) в честь гостя, организация других мероприя­тий с учетом его пожеланий, а также персональный состав участ­ников. Переговоры, протокольные мероприятия, а также пресс-конференции или краткие встречи с прессой проводятся в пред­ставительском особняке МИД на Спиридоновке.

С точки зрения протокола особняком стоит визит Генерального секретаря Организации Объединенных Наций. По своему характеру, формату и объему проводимых организационно-протокольных ме­роприятий визит Генерального секретаря ООН приравнивается действующей российской протокольной практикой к официально­му визиту главы правительства иностранного государства.

Важное место в работе протокольных служб занимает подго­товка зарубежных визитов высших должностных лиц Российской Федерации. Особое место в протоколе занимают визиты Прези­дента Российской Федерации и главы российского Правительства. Организация таких визитов исключительно ответственное и трудо­емкое дело, требующее оперативного решения как политических, так и организационно-протокольных вопросов.

Работа по подготовке зарубежных визитов российских руково­дителей начинается сразу после принятия соответствующего реше­ния и согласования сроков предстоящего визита по дипломатичес­ким каналам. В подготовительной работе задействованы протокол и пресс-служба Президента, Департамент государственного прото­кола и другие подразделения Министерства иностранных дел, рос­сийское посольство в соответствующей стране, а также целый ряд различных служб и ведомств, решающих вопросы безопасности, административные, финансовые, бытовые и иные практические вопросы, от которых зависит успех предстоящей встречи руково­дителей двух государств.

На завершающей стадии подготовительной работы, когда сформулирована политическая задача предстоящего визита, опре­делены его характер, формат- и основные параметры, в страну бу­дущего визита направляется подготовительная группа во главе, как правило, с Руководителем протокола Президента Российской Фе­дерации. Группа прорабатывает ключевые элементы программы и церемониальную сторону визита с учетом протокольной практики, обычаев и традиций принимающего государства. В задачу подгото­вительной группы входит также предварительный осмотр объектов посещения, предусмотренных программой; обсуждение всех во­просов, связанных с размещением, обслуживанием и транспорт­ным обеспечением официальной делегации, сопровождающих лиц и журналистов; составление документов организационно-прото­кольного характера, необходимых информационно-справочных материалов и протокольной техники.

Примерно за неделю до начала визита Президента или главы Правительства в страну посещения направляется передовая группа, в состав которой входят ответственные сотрудники протокольных подразделений Администрации Президента и Министерства ино­странных дел, службы безопасности, информации, связи, Управле­ния делами. Члены передовой группы на месте отрабатывают вплоть до мельчайших деталей весь комплекс вопросов предстоя­щего визита: проверяют готовность объектов показа, мест посеще­ния, оценивают условия размещения и обслуживания. Наряду с этим проходят встречи по интересам с представителями прини­мающей стороны, готовятся персональные списки участников по всем мероприятиям программы, проводится необходимый хроно­метраж, составляется схема формирования кортежа. Одновременно передовой группой готовится развернутая роспись программы ви­зита, в которой в хронологической последовательности с точнос­тью до минуты описывается каждый шаг российской делегации с момента ее прибытия и до отъезда. В росписи указывается также персональный состав официальных сопровождающих лиц, участ­вующих в каждом отдельном пункте программы визита.

Дипломатический протокол и его нормы, таким образом, игра­ют исключительно важную роль в рамках международного обще­ния. Идет ли речь о приеме иностранных делегаций различного уровня в своей стране или о зарубежных визитах высших долж­ностных лиц, необходимо строго учитывать целый ряд вопросов, затрагивающих достоинство и престиж государства.

Прием иностранных гостей требует неукоснительного соблюде­ния правил международной вежливости и этикета. Здесь важно все: церемония встречи и проводов, характер приема и проводи­мых протокольных мероприятий, уровень участия в них прини­мающей стороны, предоставляемая гостю резиденция и многое Другое.

Работа по приему зарубежных делегаций на высшем и высоком уровне накладывает исключительную ответственность на каждого служащего, кто участвует в подготовке и проведении визитов глав государств, глав правительств и министров иностранных дел. Она требует глубокого знания дела, широкого политического и куль­турного кругозора, максимальной оперативности и четкости, твор­ческого подхода, умения быстро и правильно ориентироваться при возникновении неожиданных ситуаций и самых различных про­блем.

В дипломатическом протоколе мелочей нет. Чем детальнее все заранее предусмотрено, тем легче работать в ходе визита. При под­готовке визитов иностранных делегаций на высшем уровне, ис­ключительно важное значение имеет продуманная организацион­ная сторона этой работы, детальная схема распределения обязан­ностей, предусматривающая все аспекты практической реализации подготовленной программы и персональную расстановку сил со­трудников всех подразделений министерства и его загранучреждений.

При этом каждый служащий аппарата несет личную ответст­венность за порученный участок. Такой подход позволяет избежать авральной работы, обеспечивает четкое и слаженное взаимодейст­вие всех звеньев и сотрудников, представляющих различные ми­нистерства и ведомства, обеспечивающих подготовку и проведение визита высокого гостя.

Подобная схема подготовки визита на высшем уровне должна включать детально прописанные элементы всех мероприятий осу­ществляемых в ходе визита: подготовка проекта распоряжения по визиту и проекта программы; составление списков участников; переводческое обеспечение; своевременная проверка и заказ необ­ходимых атрибутов — государственных флагов страны гостя, нот гимна, приветственных транспарантов и лент к венкам, составле­ние схем встречи, проводов, церемонии возложения венка, транс­портное обеспечение, подготовка предложений о подарках и суве­нирах и необходимой протокольной техники.

Отдельно должна быть подготовлена схема проведения прото­кольных мероприятий, которая предусматривает такие элементы как персональное оповещение участников с указанием места и времени, заблаговременное уточнение списков и рассылка пригла­шений, составление схем рассадки, подготовка необходимой про­токольной техники (посадочные и кувертные карточки, карточки «Ваше место за столом», именные карточки с указанием титула и должности для церемонии представления).

На первый взгляд может показаться, что такой подход к во­просам подготовки и проведения визитов является чрезмерно за­организованным, но, как известно, сложности и опасности пря­чутся в деталях. История протокола полна примеров того, когда из-за пренебрежения той или иной незначительной, на первый взгляд, деталью при подготовке мероприятия может сойти на нет вся проделанная подготовительная работа, нарушена гармо­ния встречи, что в конечном итоге сказывается на атмосфере переговоров и их результатах. Протокол — это не просто свод выработанных веками норм международной вежливости и цере­мониальных правил, но и важнейший политический инструмент дипломатии.

 

 

Контрольные вопросы

1. Что такое «дипломатический протокол»?

2. Что такое «международная вежливость»?

3. Дипломатические приемы и их виды.

4. Визиты на высшем уровне. Категория и формат визитов.

5. Основные элементы подготовки визита на высшем уровне.

6. Программа визита, структура и ее основные параметры.

7. Департамент Государственного Протокола: структура, основные задачи и функции.

8. Функциональные обязанности руководителя Департамента Го­сударственного Протокола. Каким качествам должен отвечать сотруд­ник протокольной службы?

 

 

Литература

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2. Венская Конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 11 февраля 1964 г. // Сборник материалов по консульским вопросам. Документы и нормативные акты. М., 1997. С. 194—212.

3. Венская Конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. Указ Президиума Верховного Совета СССР о присоединении к Конвенции принят 16 февраля 1989 г. // Сборник материалов по кон­сульским вопросам. Документы и нормативные акты. М., 1997. С. 213-251.

4. Борунков А.Ф. Дипломатический протокол в России. М., 1999.

5. Вуд Д., Серре Ж. Дипломатический церемониал и протокол. М., 1976.

6. Государственная служба: Культура поведения и деловой этикет /Под ред. Е.В.Охотского. М., 1998.

7. Демин Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их пер­сонала. М., 1995.

8. Камбон Ж. Дипломат. М., 1946.

9. Карягин В.В. Дипломатическая жизнь за кулисами и на сцене. М., 1994.

9. Квасов O.K. Государственные визиты на высшем уровне. М., 1998.

10. Ковалев А.Г. Азбука дипломата. М., 1988

11. Колоколов Б.Л. Профессия дипломат. М., 1998.

12. Левин Д.В. Дипломатический иммунитет. М., 1949.

13. Молочков Ф.Ф. Дипломатический протокол и дипломатическая практика. М., 1979.

14. Протокол Российской Федерации. М., 2000.

15. Сатоу Э. Руководство по дипломатической практике. М., 1961.

16. Холопова Т.И., Лебедева М.Р. Протокол и этикет для деловых людей. М., 1995.

Глава 5.4.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.