Сделай Сам Свою Работу на 5

Профессионально-личностные качества работника дипломатической службы





 

Как известно, профессия — это официально указанное заня­тие, род трудовой деятельности человека, владеющего необходи­мой системой специальных теоретических знаний, практических навыков и умений, приобретенных в результате специальной под­готовки и опыта работы. Носитель профессии имеет четко очер­ченное поле профессиональной деятельности, которая нормативно устанавливается паспортом должности и должностной инструк­цией; специальное образование (наличие документов об оконча­нии соответствующих учебных заведений); продолжительный срок исполнения обязанностей по специальности (стаж работы)[105]. Про­фессия служит удовлетворению материальных и духовных потреб­ностей индивида и общества.

Энциклопедическое определение профессии дает право ут­верждать, что объективно существует профессия дипломата и дипломатического работника. Причем понятия эти разные. Они раз­личны в той мере, в какой разнятся между собой:

дипломатия,как средство осуществления невоенными поли­тическими методами внешней политики государства, как офици­альная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних отношений по осуществлению целей и задач внешней политики государства, а также по защите интересов госу­дарства за границей. Отсюда и требования к дипломату — «высо­кий уровень общей образованности и культуры, широкий полити­ческий кругозор, способность оценивать любую проблему с точки зрения национальных интересов»[106];



дипломатическая служба, как механизм профессионального обеспечения полномочий и плодотворного функционирования внешнеполитического ведомства Российской Федерации, каждой его структуры и соответствующих должностных лиц. Не случайно известный французский дипломат и ученый Франсуа де Кальер представлял дипломатическую службу «как некий механизм, по­средством которого осуществляются политические взаимоотноше­ния», а сотрудника дипломатического ведомства «проводником», а не «архитектором политики»[107].

Первое — это политика, которая реализуется соответствующи­ми государственными политическими институтами и должностны­ми лицами, занимающими государственные должности категории «А». Второе — в большей мере административно-управленческая, экспертно-правовая, информационно-аналитическая и иная про­фессиональная деятельность по непосредственной реализации задач внешнеполитического ведомства и профессиональному обес­печению политико-дипломатического процесса.



В рамках повседневной служебной деятельности дипработники постоянно соприкасаются с политикой, занимаются политикой. Они являются активными участниками международных и межгосударст­венных отношений, их индивидуальные социально-политические ориентации пронизывают все решения и их поступки. Тем не менее, работников дипломатического аппарата, работников дипломатической службы в полном смысле политиками считать нельзя. Дипломатичес­кий работник, скорее, профессионал-менеджер в сферах дипломатии и международных отношений, формирования и регулирования этих отношений. Он до тонкостей должен знать принципы и особен­ности внешней политики своего государства, быть профессиона­лом в международных делах, владеть языком страны пребывания, уметь выступать на конференциях и приемах, находить общий язык с артистами, писателями, учеными. Он обязан уметь анали­зировать информацию, правильно оформить запись беседы.

Его работа — не только участие в межгосударственных перего­ворах, не только встречи, беседы и приемы, а прежде всего анализ и организаторская работа, поиск информации и ее обобщение, подготовка предложений и осуществление оперативного контроля за своевременным и качественным исполнением намеченного. Ре­шения же на базе этой информации и полученных предложений принимают политики, те, кто занимают государственные должнос­ти категории «А».



Работник дипломатической службы — это не свободно мысля­щий и выбирающий по своему личному разумению то или иное решение индивида. Он участник конкретного процесса выработки и реализации государственного решения, он исполняет обязаннос­ти в рамках действующего закона и внешнеполитической доктри­ны государства, полученных рекомендаций, действующих правил и инструкций. Причем он действует в рамках системы администра­тивного подчинения. Каждый шаг, каждое его действие должны соответствовать нормам международного права и российского за­конодательства, способствовать формированию наилучших усло­вий для социально-экономического развития страны.

Формирование профессионала в области дипломатии (дипло­матическая социализация) происходит в процессе обучения и практической работы, в том числе в период подготовки и перепод­готовки в системе повышения квалификации. Особенность про­фессии дипломатического работника заключается в том, что дип­ломатическая работа является одной из наиболее сложных, по­движных и ответственных областей человеческих отношений, всег­да находится в центре общественно-политического внимания. Она интегрирует в себе многие виды человеческой деятельности, явля­ется предметом многих специальных наук — истории и экономи­ки, международных отношений и культуры, права и информатики, демографии и социологии, логистики и экологии, страноведения и языкознания. А это означает, что внешнеполитическими делами не могут и не должны заниматься слабо подготовленные работни­ки, дилетанты. Это аксиома. Дипломатическая служба — это дело компетентных и грамотных специалистов, людей с глубокой науч­ной подготовкой, немалым жизненным опытом, готовых достойно и авторитетно представлять интересы России на международной арене.

Вышеуказанные особенности дипломатической профессии не могут не учитываться при подготовке специалистов, отвечающих современным требованиям. Причем не только в учебных заведени­ях, но и в системе переподготовки и повышения квалификации кадров, в процессе практической работы на соответствующих госу­дарственных должностях.

Эффективная подготовка дипломатических кадров должна зара­нее планироваться, носить целенаправленный характер.Ее принци­пами должны быть непрерывность, углубленная профессиональная ориентированность, гибкость, опережающий характер.

Основой определения основных направлений подготовки про­фессионалов дипломатической службы являются соответствующие государственные стандарты и требования к профессиональным, деловым, социальным и духовно-нравственным качествам работ­ников указанного профиля. В обобщенном виде они могут быть представлены в форме, как иной раз говорят, профессиограммы специалиста дипломатической службы, при составлении которой следует учитывать, что сотрудник дипломатического ведомства вы­ступает одновременно в трех ипостасях: а) как специалист, т.е. но­ситель определенных знаний, навыков и опыта для выполнения одного или нескольких видов дипломатической деятельности; б) как органический элемент, с одной стороны, системы федераль­ной государственной службы Российской Федерации, а, с другой стороны, ее подсистемы — дипломатической службы; в) как лич­ность, т.е. социально, политически и нравственно подготовленный индивид для выполнения определенного вида и объема работ в системе внешнеполитического ведомства страны. Более того, каж­дый дипломатический работник, независимо от места его службы (столица своей страны, зарубежная структура или субъект Россий­ской Федерации), времени (служебного или нерабочего), характера деятельности (официальное выступление, протокольный прием, дипломатическая беседа или спортивное мероприятие), в глазах окружающих не перестает оставаться ответственным работником внешнеполитического ведомства, представителем государства.

Потому столь важны не только его профессионально-деловые, но и гражданские, мировоззренческие, моральные качества. К их числу в первую очередь относят такие качества, как:

1) глубокое понимание целей, задач и особенностей внешнеполи­тического курса России,высокий уровень политической и граждан­ской убежденности в отстаивании национальных интересов своей страны;

2) способность к стратегическому видениюразвития событий, умение предвидеть последствия предпринимаемых действий, точно прогнозировать тенденцию развития ситуации, предупреждать ее изменение в нежелательном направлении;

3)умение грамотно, доходчиво и убедительно выражать мысли как в письменной, так и в устной форме,способность к выработке компетентных рекомендаций по вопросам, входящим в круг слу­жебных обязанностей;

4) знание современных информационных технологий,умение ис­пользовать их в повседневной работе, уверенное владение основ­ными инструментальными средствами текстообработки, поиска и передачи информации (MS Word, Excel, Internet, E-mail и т.д.) и использование возможностей локальных вычислительных сетей (ЛВС) департаментов, загранучреждений и общекорпоративной сети МИД;

5) проницательность,умение в условиях нарастающего инфор­мационного потока увидеть главное и определяющее, способность критически оценивать полученные сведения, выявлять скрытую связь событий и фактов и на этой основе делать правильные вы­воды и формулировать конструктивные предложения;

6) стрессоустойчивость,умение работать в экстремальных усло­виях, не теряя самообладания. Способность одновременно выпол­нять множество функций в условиях быстрой смены ситуации, обилия заданий и дефицита времени на их реализацию;

7) способность определять приоритеты,быть целеустремленным, работать творчески и без излишних эмоций при подготовке ин­формационно-аналитических материалов;

8) организованность,умение сосредоточиться и рационально использовать отведенное время, чтобы оперативно и качественно выполнять порученные задания.

9) ответственность,умение объективно анализировать пробле­мы и самостоятельно, часто под свою личную ответственность принимать решения. Это качество особенно ценно в критических, неординарных ситуациях.

К моменту поступления на дипломатическую службу работник должен в той или иной мере обладать вышеперечисленными каче­ствами в результате школьного и вузовского образования, опреде­ленной общественно-политической активности в молодежной среде. Хотя понятно, что по настоящему их можно воспитать лишь в процессе практического прохождения самой дипломатической службы.

Мы перечислили качества общего характера. Что же касается специфических качеств, то работник дипломатической службы должен обладать:

- высоким общеобразовательным и культурным уровнем,быть в курсе основных событий, происходящих в мире, своей стране, в стране и регионе пребывания;

- умением устанавливать и поддерживать доверительные деловые отношения с окружающими.Важна в этой связи не только комму­никабельность, но и умение аргументированно и последовательно отстаивать свои убеждения и позиции. Это качество особенно ценно при работе за рубежом, когда необходимо конструктивно доказывать иностранному партнеру, будь то за столом переговоров или во время неформальных контактов, обоснованность нашей линии по тому или иному вопросу. Без этого работа вряд ли будет достаточно эффективной;

- практически совершенным знанием иностранных языков.Не­редко именно языковый барьер становится первым (но, увы, не всегда преодолимым) препятствием в налаживании плодотворных контактов с иностранными коллегами. Цель языковой подготовки: умение свободно и убедительно формулировать мысли и доводить их до собеседника, овладеть его вниманием, даже если он насто­роженно или враждебно настроен;

- опытом протокольной работыи хорошими знаниями особен­ностей протокольной практики страны пребывания;

- умением водить автомобиль.Причем, и это следует подчерк­нуть особо, имеется в виду именно умение, а не только наличие водительских прав и свидетельства о соответствующем количестве основных и дополнительных учебных часов, проведенных в авто­школе.

Наконец, следует отметить еще одно качество: дипломатичес­кая служба предполагает способность выдерживать длительные физические и психологические нагрузки. Для этого мало обладать желанием трудиться в интенсивном режиме, необходимо еще иметь хорошую память, крепкое здоровье, физическую выносли­вость.Это важно и с другой точки зрения. Спортивная площадка, будь то теннисный корт, плавательный бассейн, горнолыжный склон или футбольное поле — едва ли не самое идеальное место для неформальных контактов, без которых дипломатическая служ­ба теряет существенную долю своей всесторонности и объектив­ности.

Следует признать, что приведенный набор профессиональных качеств в известной мере условен, а образ обладающего ими ра­ботника дипломатической службы — идеален. В Министерстве иностранных дел работают живые люди, разные и не похожие друг на друга. Среди них немало ярких, незаурядных личностей, но большинство все-таки — обычные, хорошо подготовленные в профессиональном отношении специалисты.

Каждого из них касаются требования и рекомендации Прези­дента Российской Федерации, изложенные с Указе «Об утвержде­нии общих принципов служебного поведения государственных служащих» от 12 августа 2002 г. № 885, нацеленные на обеспече­ние надлежащих условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными служащими должностных (служеб­ных) обязанностей. Президент исходит из того, что признание, со­блюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности государственных служа­щих.Поэтому каждый из них должен осуществлять свою деятель­ность в рамках установленной законами и подзаконными норма­тивными правовыми актами компетенции государственного орга­на; не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям; исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (фи­нансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей; соблюдать установленные законом ограничения для государственных служа­щих; соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения; проявлять терпимость и уважение к народным обычаям и традициям. Государственный служащий, какую бы должность он не занимал, должен избегать конфликт­ных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авто­ритету государственного органа; воздерживаться от публичных вы­сказываний, суждений и оценок в отношении деятельности госу­дарственных органов, их руководителей, если это входит в его должностные (служебные) обязанности; соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации; уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации, оказывать им в установленном порядке содействие в получении достоверной информации.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.