Сделай Сам Свою Работу на 5

Работник дипломатической службы и его социально-правовой статус





 

В кадровой работе в системе МИД России часто употребляют­ся словосочетания оперативно-дипломатический состав (ОДС) и административно-технический персонал (АТП). В совокупности они представляют персонал Министерства в целом и являются одним из важнейших объектов государственной кадровой политики. Изначально понятия ОДС и АТП базировались на положениях Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., пред­усматривающей три категории персонала диппредставительств (дипломатический, административно-технический и обслуживаю­щий), которые различались по объему предоставляемых иммуните­тов. Поскольку до принятия Конвенции Советский Союз, в отли­чие от ряда других стран, предоставлял иммунитеты и обслужива­ющему персоналу, то выделение таких сотрудников в отдельную категорию персонала дипломатического ведомства было признано нецелесообразным и не закрепилось ни в практике деятельности загранучреждений, ни во внутриминистерской кадровой работе[99].

В настоящее время к оперативно-дипломатическому составу в МИД России относят всех сотрудников, выполняющих диплома­тические функции, т.е. тех, кто занимает должности от старшего референта до министра в центральном аппарате Министерства и от старшего референта до руководителя загранучреждения (посол, постоянный представитель, генеральный консул, консул) — в загранучреждениях. Все остальные сотрудники относятся к админи­стративно-техническому персоналу. В соответствии с таким деле­нием на категории работникам загранучреждений выдаются пас­порта: сотрудники ОДС, как правило, получают дипломатические паспорта, сотрудники АТП — служебные. Исключение составляют впервые выезжающие на загранработу недавние выпускники вузов — оперативно-дипломатические сотрудники младшего звена (старшие референты), которым, несмотря на выполнение обязан­ностей дипломата, выдаются служебные паспорта[100].



В соответствии с действующим российским законодательством работник дипломатической службы является федеральным госу­дарственным служащим, исполняющим обязанности по государст­венной должности в системе Министерства иностранных дел Россий­ской Федерации за денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств федерального бюджета.Важнейший статусный признак — наличие дипломатического ранга, главная задача — практическое и высокопрофессиональное участие в осуществлении внешнеполи­тических функций российского государства.



Работники дипломатической службы являются базовой состав­ной частью кадров Министерства иностранных дел Российской Федерации, основным квалифицированным ядром ведомства, вы­полняющим его функции и задачи.

К работникам дипломатической службы не относятся лица, осуществляющие техническое обслуживание Министерства ино­странных дел, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации. Их правовое положение регу­лируется трудовым законодательством Российской Федерации.

Статус, права и обязанности работников дипломатической службы, а также гарантии и ограничения по службе определяются Конституцией Российской Федерации, федеральным законода­тельством о государственной службе Российской Федерации, Тру­довым кодексом Российской Федерации, Положением о Минис­терстве иностранных дел Российской Федерации, положениями о посольстве и консульском учреждении Российской Федерации, другими нормативно-правовыми актами. На период работы за пре­делами России для дипломатического работника устанавливаются соответствующие привилегии и иммунитеты, дополнительные ог­раничения и изъятия из прав, связанные с особенностями законо­дательства и обычаями страны пребывания и требованиями меж­дународного права.



При этом учитывается, что работник дипломатической служ­бы — это не просто государственный служащий, реализующий опре­деленный вид и объем полномочий по соответствующей должнос­ти. Это человек, наделенный государственно-властными полномо­чиями, действующий в системе международных отношений от имени, по поручению и в интересах своего государства. Его дейст­вия порождают юридические последствия. Он является политичес­ким и духовно-нравственным носителем и защитником нацио­нальных интересов российского государства и своего народа.

Социально-правовой статус работника дипломатической служ­бы России определяется:

- наличием у него гражданства Российской Федерации;

- задокументированным соответствующим приказом замеще­нием государственной должности в центральном аппарате Минис­терства иностранных дел Российской Федерации, его представи­тельстве на территории страны, загранучреждений;

- документом (документами) об окончании соответствующего учебного заведения и получении квалификации по необходимой для работы в системе МИД специальности;

- наличием трудового договора, должностной инструкции и других документов, определяющих права, обязанности, ответствен­ность, иммунитеты и привилегии работника в соответствии с тре­бованиями по занимаемой им должности, наличием дипломати­ческого ранга и квалификационного разряда;

- наличием соответствующих должностных полномочий, по­зволяющих качественно исполнять должностные обязанности;

- гарантированными привилегиями, иммунитетами и матери­альным обеспечением из средств федерального бюджета.

Работники дипломатической службы пользуются всеми права­ми и несут обязанности, предусмотренные российским законода­тельством о государственной службе. На период работы за грани­цей они пользуются привилегиями и иммунитетами, установлен­ными для них в соответствии с нормами международного права. Естественно, что, работая за границей, они должны уважать законы, правила и традиции страны пребывания, достойно представ­лять за рубежом свое государство.

Праваработника дипломатической службы условно можно раз­делить на функциональные, статусные и общегражданские.

Функциональные касаются непосредственного осуществления служебно-должностных обязанностей. Это права на а) ознакомле­ние с документами, определяющими его права и обязанности, га­рантии и компенсации по занимаемой государственной должнос­ти, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необхо­димые для качественного исполнения должностных обязанностей; б) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; в) учас­тие в подготовке и принятии решений в соответствии с должност­ными обязанностями; г) посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, организаций и учреждений независимо от формы собственности; д) обращение к вышестоящим руководителям с предложениями по совершенст­вованию дипломатической службы, деятельности дипломатических представительств и консульских учреждений.

Статусные права касаются места и роли дипломатических ра­ботников в системе государственной службы. Это права на: а) участие в конкурсе на замещение вакантной государственной должности; б) продвижение по службе и выплаты денежного со­держания с учетом результатов и стажа работы, ранга и уровня квалификации; в) ознакомление с материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности, другими документами до внесения их в личное дело; г) требование приобщения к личному делу своих письменных объяснений и заявлений; д) повышение квалификации и профессиональной переподготовки.

Под общегражданскими понимаются конституционные права работника дипломатической службы на жилище, образование, ох­рану здоровья, объединение в профессиональные союзы для защи­ты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов, а также права на проведение служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; социальное и пенсионное обеспечение с учетом стажа государст­венной службы.

Работник вправе обращаться в соответствующие государствен­ные органы для разрешения споров, связанных с прохождением службы, в том числе по поводу приема на службу, проведения ква­лификационных экзаменов и аттестации, содержания выданных характеристик, продвижения по службе, дисциплинарной ответст­венности, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты работника, увольнения со службы. Тем самым работнику диплома­тической службы государство гарантирует защиту его служебных прав и личного достоинства, постоянство службы и реальную воз­можность на служебную карьеру во внешнеполитическом ведомст­ве России. Причем не только в организационно-кадровом, а прежде всего в социально-политическом смысле. Не случайно многие справедливо считают за честь работать в МИДе. Дипломатическая профессия больше чем какая-либо другая позволяет реализовать творческие возможности человека[101].

Наряду с правами российское законодательство и внутриве­домственные нормативные акты[102] оговаривают круг обязанностей работника дипломатической службы при исполнении им долж­ностных полномочий:

а) обеспечивать поддержку конституционного строя и соблю­дать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы и нормативные акты МИД России;

б) в период работы за границей уважать законы, правила и тра­диции страны пребывания, достойно представлять Российскую Федерацию за рубежом;

в) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интере­сов граждан и организаций;

г) добросовестно исполнять должностные обязанности, а также поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, за исключением незаконных;

д) соблюдать утвержденные правила внутреннего трудового распорядка;

е) поддерживать уровень профессиональной и языковой квали­фикации, требуемый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

ж) оберегать интересы Российского государства, хранить госу­дарственную и иную охраняемую законом тайну, а также не раз­глашать ставшие известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, в том числе затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан;

з) соблюдать порядок работы со служебной информацией, обеспечивать сохранность служебной документации, загранпаспор­тов, удостоверений личности и пропусков в соответствии с ин­струкциями и правилами;

к) получать разрешение руководителя на участие в дипломати­ческих приемах и других протокольных мероприятиях;

л) выезжать по распоряжению администрации в служебные ко­мандировки, в том числе длительные, для работы в загранучреждениях Российской Федерации;

м) беречь государственную собственность, соблюдать правила и инструкции по охране труда, технике безопасности и противопо­жарной охране;

н) ежегодно представлять сведения о личных доходах и имуще­стве в порядке, установленном федеральным законодательством.

Свою конкретизацию права и должностные обязанности полу­чают в соответствующих должностных инструкциях и заключен­ных трудовых договорах на основе типовых, утверждаемых прика­зом по МИД России. В них учитываются специфика аппарата, уровень загруженности коллектива и каждого работника, содержа­ние и сложность предстоящей работы.

Соответствующими нормативными документами определены обязанности администрации по отношению к сотрудникам дипло­матической службы: создавать необходимые условия для успешно­го исполнения служебных обязанностей; обеспечивать сотрудника соответствующим рабочим местом, необходимой информацией, инструкциями, справочными пособиями, оргтехникой, инвента­рем, канцелярскими принадлежностями; гарантировать безопас­ные условия труда; содействовать повышению уровня профессио­нальной подготовки и квалификации; выплачивать денежное со­держание, и другие выплаты в форме материального и морального стимулирования; содействовать улучшению жилищных, культурно-бытовых условий, медицинского обслуживания, организации от­дыха и др.

Гражданин, поступив на дипломатическую службу и учитывая специфику ее прохождения, соглашается на ряд ограничений и изъятийиз своих гражданских прав и свобод, установленных рос­сийским законодательством для государственных служащих. В частности, он не вправе:

а) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме пе­дагогической, научной и иной творческой деятельности;

б) быть депутатом законодательного (представительного) орга­на Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного само­управления;

в) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

г) состоять членом органа управления коммерческой организа­цией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

д) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государствен­ной службе либо который непосредственно подчинен или непо­средственно подконтролен ему;

е) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, дру­гое государственное имущество и служебную информацию;

ж) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

з) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развле­чений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;

и) принимать без разрешения Президента Российской Федера­ции награды, почетные и специальные звания иностранных госу­дарств, международных и иностранных организаций;

к) выезжать в служебные командировки за границу за счет фи­зических и юридических лиц, за исключением служебных коман­дировок, осуществляемых в соответствии с международными дого­ворами Российской Федерации или на взаимной основе по дого­воренности федеральных органов государственной власти с госу­дарственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

л) использовать транспорт государственного ведомства для исполнения неслужебных функций.

На государственной службе не допускается работа близких родственников, находящихся в непосредственной служебной подчиненности по отношению друг к другу.

Работнику дипломатической службы, как и любому другому государственному служащему, запрещено участвовать в забастовках, политических митингах и антиправительственных выступлениях; высказываться по спорным служебным вопросам в прессе, книгах, листовках; выдвигаться кандидатом на выборные должности в ор­ганы государственной власти и местного самоуправления, не по­кидая должности в системе МИД; использовать свое служебное положение для оказания влияния на результаты выборов; исполь­зовать служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных объединений; проводить партийно-политические мероприятия в помещениях, принадлежа­щих государству; участвовать в сборах средств для той или иной политической партии, того или иного политического мероприятия или акции.

Такого рода ограничения политических прав и свобод не слу­чайны. Работник дипломатической службы, занимая государствен­ную должность государственной службы, служит не партиям и по­литическим лидерам, а государству, обеспечивает общегосударст­венные, общенациональные интересы. Он не может и не должен служить тем или иным корпоративным интересам. Дипломатичес­кая служба не сможет быть по-настоящему профессиональной и эффективной, энергичной и многовекторной, если будет ориенти­рована на узкокорпоративные интересы какой-то конкретной по­литической силы, не будет ориентирована на решение социально-экономических проблем страны в целом.

Профессионализм на дипломатической службе — это совокуп­ность необходимых специальных знаний, умений и навыков, способ­ность проявлять государственную мудрость, политическую дальновид­ность, умение ограничить влияние на дипломатию идеолого-политической конъюнктуры.Вот почему во все времена и во всех передо­вых странах профессиональная подготовка, переподготовка и по­вышение квалификации государственных служащих на протяже­нии всего периода их служебной деятельности рассматривалось в качестве важнейшего условия эффективной государственно-управ­ленческой деятельности, выделялось в самостоятельное направле­ние общей системы кадровой работы.

Не случайно, российским законодательством профессиона­лизм и компетентность государственных служащих трактуется в качестве важнейшего принципа государственной службы (ст. 5, п. 8 ФЗ «Об основах государственной службы Российской Феде­рации), развитие профессионального уровня и повышение ква­лификации как обязанность государственного служащего (ст. 10, п. 7), а продолжение образования и повышение квалификации за счет государственного бюджета — как его неотъемлемое право (ст. 9, п. 8).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за дипломатический ранг» от 15 октября 1999 № 1371 лицам, заме­щающим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы в МИД России, дипломатических представительствах и консуль­ских учреждениях Российской Федерации за рубежом, представи­тельствах МИД на территории РФ присваиваются дипломатичес­кие ранги и квалификационные разряды. За них установлены со­ответствующие доплаты в форме соответствующих ежемесячных надбавок к должностным окладам.

Круг лиц, которым могут присваиваться дипломатические ранги, строго ограничен теми работниками и касается только тех, в чьи должностные обязанности входит исполнение функций дип­ломатического характера.

Порядок присвоения и сохранения дипломатических рангов регулируется упомянутым Указом Президента Российской Федера­ции от 15 октября 1999 г. № 1371 (в ред. от 28 августа 2001 г. № 1080) и утвержденным этим Указом «Положением о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов дипломатичес­ким работникам Министерства иностранных дел Российской Фе­дерации, дипломатических представительств и консульских учреж­дений Российской Федерации, представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Россий­ской Федерации».

В соответствии с указанным нормативно-правовым докумен­том прекращена практика присвоения дипломатических рангов бывшим работникам МИДа, переведенным в другие федеральные органы государственной власти, работникам подведомственных МИДу учреждений (ГлавУпДК, МГИМО(У), Дипломатической академии, НИЦИ и др.).

Присвоение дипломатического ранга производится в аттеста­ционном порядке в соответствии с установленными российским федеральным законодательством квалификационными требова­ниями по государственным должностям федеральной государст­венной службы[103]. Соискатель дипломатического ранга или ква­лификационного разряда по своим объективным характеристи­кам должен соответствовать нормативно установленным квали­фикационным требованиям по каждой категории и группе госу­дарственных должностей. В целом эти требования сводятся к следующему:

а) знание Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации, при­менительно к исполнению должностных обязанностей в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации;

б) соответствующие уровень и профиль профессионального об­разования, знания в области внешней политики России, странове­дения, истории и современного состояния международных отно­шений;

в) владение русским языком, а также наличие сертификатов о соответствующем владении иностранными языками;

г) стаж работы по специальности, умение и практические на­выки в области дипломатии и дипломатической службы;

д) личные заслуги и результаты служебной деятельности;

е) истечение необходимого срока пребывания в дипломатичес­ком ранге предыдущей ступени.

Дипломатический ранг сотрудника должен соответствовать за­мещаемой должности дипломатической службы, хотя в отдельных случаях он может быть на одну ступень выше или ниже ранга, со­ответствующего замещаемой должности. В тех случаях, когда должности соответствуют два смежных ранга, то максимально до­пустимый ранг по этой должности может превышать «верхний» предел, но не более чем на один ранг, а минимальный — должен быть на один ранг меньше «нижнего».

Например, должности первого секретаря (консула) соответству­ют ранги первого секретаря 1 класса и первого секретаря 2 класса. При этом максимально допустимый ранг по должности первого секретаря (консула) — советник 2 класса, минимально допусти­мый — второй секретарь 1 класса.

Или, должности второго секретаря (вице-консула, консульско­го агента) соответствуют ранги второго секретаря 1 класса и второ­го секретаря 2 класса. Максимально допустимый ранг по должности второго секретаря (вице-консула, консульского агента) — пер­вый секретарь 2 класса, минимально допустимый — третий секре­тарь.

Ныне в России действует следующая система дипломатических рангов:

 

Дипломатический ранг Замещаемая должность
Чрезвычайный и Полномочный Посол Министр иностранных дел Российской Федерации, первый заместитель, замести­тель Министра иностранных дел Россий­ской Федерации, посол по особым пору­чениям
Чрезвычайный и Полномочный Посол, Чрезвычайный и Полномочный Посланник 1 класса Директор департамента, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (в иностранном государстве), постоянный представитель (представи­тель, постоянный наблюдатель) Россий­ской Федерации при международной организации
Чрезвычайный и Полномочный Посланник 2 класса Начальник управления, заместитель Ди­ректора департамента, представитель МИДа России на территории Россий­ской Федерации, первый заместитель Постоянного представителя Российской Федерации при ООН, руководитель мис­сии Российской Федерации, поверенный в делах Российской Федерации, совет­ник-посланник, Генеральный консул Рос­сийской Федерации, заместитель посто­янного представителя Российской Феде­рации при международной организации
советник 1 класса заместитель начальника управления, главный советник, начальник отдела, начальник отдела департамента (управ­ления), заместитель начальника отдела департамента (управления), старший советник, консультант, консул Россий­ской Федерации
советник 2 класса заместитель представителя МИДа Рос­сии на территории Российской Феде­рации, советник, консул-советник
первый секретарь 1 класса первый секретарь, консул
первый секретарь 2 класса первый секретарь, консул
второй секретарь 1 класса второй секретарь, вице-консул, консульский агент
второй секретарь 2 класса второй секретарь, вице-консул, консульский агент
третий секретарь третий секретарь
атташе атташе, старший референт, референт

 

К присвоению ранга Чрезвычайного и Полномочного Послан­ника 2 класса представляются дипломатические работники, заме­щающие в МИД России должности не ниже заместителя директо­ра департамента, в дипломатических представительствах и кон­сульских учреждениях Российской Федерации — советника-по­сланника, заместителя постоянного представителя Российской Федерации при международной организации, Генерального консу­ла Российской Федерации, в представительствах МИД России на территории Российской Федерации — представителя МИД России на территории Российской Федерации.

Дипломатические ранги Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника 1 и 2 класса присваиваются Президентом Российской Федерации по представ­лению Министра иностранных дел Российской Федерации. Поря­док представления руководящих дипломатических работников к присвоению указанных дипломатических рангов утвержден специ­альным приказом по Министерству иностранных дел Российской Федерации от 11 февраля 1999 г. № 1294[104].

Другие дипломатические ранги, а также квалификационные разряды, присваиваются Министром иностранных дел Российской Федерации по представлению руководителей подразделений МИД России, дипломатических представительств и консульских учреж­дений Российской Федерации, представительств МИД России на территории Российской Федерации совместно с Департаментом кадров МИД России по результатам аттестации, проводимой ат­тестационными комиссиями под председательством заместителей Министра иностранных дел Российской Федерации.

Вопросы досрочного и внеочередного присвоения дипломати­ческих рангов рассматривает аттестационная комиссия под пред­седательством первого заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации.

Состав и порядок работы аттестационных комиссий определя­ются МИД России в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими вопросы проведения аттестации федеральных государственных служащих.

Устанавливаются следующие сроки пребывания в дипломати­ческих рангах:

 

— атташе — третьего секретаря — второго секретаря 1и 2 класса — первого секретаря 2 класса — первого секретаря 1 класса — советника 2 класса — не менее двух лет; — не менее двух лет; — не менее двух лет; — не менее двух лет; — не менее трех лет; — не менее трех лет.

 

Сроки пребывания в дипломатическом ранге советника 1 клас­са и выше не устанавливаются. Лица, которым присвоены диплома­тические ранги, сохраняют их пожизненно.

Принятые на одну из дипломатических должностей государст­венные служащие, ранее работавшие в других организациях, если им устанавливается срок испытания, а также лица, впервые при­нимаемые на государственную службу, могут представляться по истечении установленного срока испытания к присвоению, как правило, минимального ранга или квалификационного разряда, соответствующего замещаемой ими должности. Но если раньше они рангировались только после двух лет работы МИДе, то в со­ответствии с нынешним Положением их можно представлять к присвоению дипломатического ранга после истечения испытатель­ного срока.

Такой же порядок принят и для выпускников высших учеб­ных заведений. Вопрос о присвоении дипломатического ранга атташе выпускникам высших учебных заведений, принятых на соответствующие дипломатические должности, рассматривается аттестационной комиссией по истечении установленного срока испытания.

При наличии у дипломатического работника квалификацион­ного разряда и дипломатического ранга ему производится выплата только ежемесячной надбавки к должностному окладу за диплома­тический ранг. Выплата ежемесячной надбавки к должностному окладу за дипломатический ранг или квалификационный разряд прекращается в случае увольнения работника с дипломатической службы.

За особые отличия при прохождении дипломатической служ­бы, выполнение особо важных заданий руководства МИД России, проявленное мужество при исполнении служебных обязанностей дипломатический работник, государственный служащий без дип­ломатического ранга может быть представлен соответственно к по­вышению в дипломатическом ранге или квалификационном раз­ряде до истечения установленного срока, а в исключительных слу­чаях — без соблюдения очередности присвоения дипломатическо­го ранга или разряда.

Присвоение дипломатического ранга подтверждается выдачей соответствующих свидетельств. Решение аттестационной комиссии о присвоении дипломатического ранга или квалификационного разряда оформляется указом Президента Российской Федерации или приказом Министра иностранных дел Российской Федерации. Соответствующая запись заносится в трудовую книжку и личное делосотрудника.

К государственным служащим дипломатической службы за об­разцовое исполнение должностных обязанностей, продолжитель­ную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности могут применяться следующие поощрения:

а) выплата единовременного денежного вознаграждения в раз­мере должностного оклада;

б) объявление благодарности по случаю юбилейных дат (муж-чины— 50, 60, 65 лет, женщины — 50, 55, 60 лет) с выплатой пре­мии в размере 0,5 должностного оклада при стаже работы в систе­ме министерства до 5 лет и должностного оклада — при стаже свыше 5 лет;

в) объявление благодарности приказом по министерству;

г) объявление благодарности приказом по министерству с вы­платой единовременного денежного вознаграждения в размере должностного оклада;

д) объявление благодарности приказом Министра;

е) награждение Почетной грамотой МИД России;

ж) награждение Знаком «За безупречную службу»;

з) присвоение почетного звания «Заслуженный работник дип­ломатической службы Российской Федерации»;

и) награждение орденами и медалями Российской Федерации.

Нормативными правовыми актами Российской Федерации могут быть предусмотрены иные виды поощрения работника дип­ломатической службы. Поощрения отражаются в личном деле и трудовой книжке работника дипломатической службы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.