Сделай Сам Свою Работу на 5

Советы начинающему руководителю ученического самоуправления и заместителю директора по внеурочной и внеклассной воспитательной работе.

В современных условиях, когда большинство школ встали на путь демократизации, необходимо дать большую свободу деятельности ученикам как субъектам учебно-воспитательного процесса.

Сегодня мы познакомимся с «этапами большого пути». Начнем с самого традиционного построения системы школьного самоуправления. Именно системы, а не двух дней в году, когда ученики берут на себя роль учителя и заменяют уроки. Хотя и эти дни важны, если в школе есть педагогические классы, есть лидеры, которые могут дублировать работу администраторов, классных руководителей. Но Дни самоуправления – отдельная тема для дискуссии.

Перед тем, как начать сложное дело строительства, зададим себе первый вопрос: нам (школе) это нужно? И если ответим положительно, то - вперед!

Любое дело, которое мы задумали, зависит от возможностей или условий его претворения. Вот и самоуправление надо взрастить и начать строить там, где есть предпосылки совместной деятельности, которую нужно организовать. Условиями для развития самоуправления, в том числе и ученического, будут следующие моменты:

- школа хочет реформ, хочет идти по пути демократизации;

- администрация выражает готовность поддержать новое дело, расширить и закрепить права детей, учителей и родителей;

- педагогический коллектив, в первую очередь классные руководители, поддерживают идею;

- обучающиеся неоднократно выражают готовность реорганизации школьной жизни, предлагают проекты, участвуют в коллективной творческой деятельности;

- в школе благоприятный психологический климат;

- родители проявляют интерес к учебно-воспитательному процессу;

- в школе существуют традиции, ритуалы.

 

Второй вопрос: зачем создавать ученическое самоуправление и что его создание даст детям? К сожалению, в нашей сегодняшней жизни очень много асоциальных явлений. В голову подростков радио и телевидение вбивает пошлые лозунги и приоритет маргинальных ценностей: курение, алкоголь, вещизм, иждивенчество, насилие. И нам, воспитателям, необходимо найти противовес этому. Здесь просто необходимо внедрять самоуправление, которое поможет вовлечь в коллективную деятельность, интересную, культурную. Даст ученикам возможность полноценного общения между сверстниками, творчества, управления жизнедеятельностью школы, реализации своих прав, выполнения обязанностей; даст возможность ощутить свою роль, место, реализовать себя, отвлечет от улицы, где тоже создаются «коллективы» единомышленников, но только часто нацеленных на антиобщественные дела.

Советы самоуправления - первые помощники заместителя директора по ВВР по организации внеурочной деятельности, благотворительных акций, наведения в школе порядка и чистоты. Необходимо найти руководителя органа самоуправления из числа учителей. Лучший вариант – педагог-организатор. Если у вас создается Совет старшеклассников, то руководить им может лучший классный руководитель 9-10-классов. У заместителя директора итак много функциональных обязанностей, и часто он в школе, и председатель МО классных руководителей, и руководитель самоуправления. Разгрузите себя, переложив часть важную часть воспитательной работы на руководителя ученического самоуправления. Доверьте детям (особенно старшеклассникам) проведение и организацию школьных праздников, шефской работы, организацию самообслуживания, порядка и безопасности, шефскую работу.

 

Итак, мы решили: ученическое самоуправление необходимо и есть для него все условия. Тогда проведем выборы в общешкольный ученический Совет (5-11 кл.), или как вариант можно создать 2 совета:

Совет старшеклассников (8-11 кл.) и Малый Совет (5-7 кл.).

Это будут исполнительные органы высшего органа ученического самоуправления - конференции или общего собрания представителей классов. На этапе становления работы по самоуправлению Совет составят кандидатуры, предложенные классами (по 1-2 от класса).

Позднее можно будет организовать выборную кампанию с обсуждением кандидатур и программ (особенно по выборам Председателя Совета). Организовать голосование, освещать предвыборную гонку в СМИ.

В этот период важна работа классных руководителей, которые не назначают от класса Иванова Колю, потому что он хорошо учится, а организуют в классе выборы с тайным голосованием. Объясняют, что нужен такой человек, который бы был связующим звеном между Советом школы и классом, выражал, отстаивал бы идеи класса и предложения и доводил до сведения класса решения Совета.

Высшим органом ученического самоуправления, как уже выше говорилось, будет являться ученическая конференция или школьное собрание представителей классов. В положении закрепляются полномочия этого высшего органа ученической власти. Обязательно проводится собрание 1-2 раза в году. Обучающиеся должны знать в лицо своих лидеров, знакомится с работой учащихся разных классов школы и структурных элементов ученического Совета.

Выбранный состав Совета делится на комиссии, штабы или комитеты. Суть не в названии, а в содержании деятельности, которая выбирается соответственно целям воспитательной работы, специфике школы. Штабы могут быть такими как:

- науки и знания;

- правопорядка;

- спорта и здорового образа жизни;

- досуга и культуры;

- информации;

- добровольчества и миротворчества;

- труда и самообслуживания и др.

Обязательно исходим из потребностей и возможностей школы.

Если Совет 5-11 классов, то в штаб входят представители разных классов, не менее чем 3 чел. В Совет также входит и на первом же заседании выбирается Председатель и его заместитель, но они не входят в штабы по направлениям работы. В ученический Совет также могут входить представители других объединений школы, Совета музея, клубов.

Заседания Совета проводит председатель или его заместитель. Собирается совет не реже одного раза в месяц и по мере необходимости. Вся документация по деятельности органа самоуправления ведется секретарем или Председателем. Хранится документация у руководителя Совета самоуправлением, по необходимости копируется для председателя органа ученического самоуправления.

 

Предлагаем перечень необходимой документации:

1. Положение о Совете ученического самоуправления школы.

2. Структура органа самоуправления (модель).

3. Возможные направления деятельности и формы работы штабов.

4. План работы Совета на текущий год.

5. Протоколы заседаний совета.

 

Взаимоотношения с администрацией в демократической школе строятся на принципах партнерства. Совет – это не орган при администрации, не его инструмент, а партнер, несущий ответственность за результаты своей работы.

Одним из принципов деятельности органов ученического самоуправления является педагогическое руководство. Руководителю органа самоуправления школы необходимо грамотно подбирать кураторов, штабов из педагогов школы, администрации, родителей на правах консультантов. Например, заместитель директора по учебной части может возглавлять штаб науки и образования. Преподаватель физкультуры - штаб спорта и т.п. О том, как грамотно, не нарушая прав детей, организовать взаимодействие с взрослыми, рассмотрим отдельным вопросом позднее.

Следующим этапом действий будет планирование - «мозговой штурм». Каждый штаб дает свои предложения в план работы школы. Учитываются предложения классных коллективов и других детских объединений. Всегда оставляем право выбора за детьми, но учитываем посильность дел, традиции школы. На этапе становления самоуправления возможно выполнение плана, предложенного взрослыми, с учетом предложений детей. В дальнейшем дети сами осуществляют планирование своей деятельности. Предложения по планированию от органа самоуправления входят в общешкольный план воспитательной работы, который, если в школе есть Совет школы (учителя, ученики, родительская общественность) обсуждается и утверждается на одном из первых заседаний года. Если такого органа, как Совет школы, нет, то его необходимо создать, так без него процесс демократизации школы не пойдет, соуправление будет неполным.

Для развития самоуправления и его становления наиболее приемлема и эффективна методика коллективных творческих дел (КТД). Для выполнения запланированных мероприятий могут создаваться на разновозрастной основе Советы дела. Советы создаются строго под конкретную задачу для выполнения определенного проекта.

Анализ дела обязательно проводится на заседании органа ученического самоуправления. Анализ деятельности Совета самоуправления по направлениям - в конце года на ученической конференции или ученическом собрании. На этом собрании выступают представители штабов с отчетом о своей деятельности или председатель совета со сводным отчетом. Оценивается деятельность Совета по итогам года. Обязательно выражаются благодарности за работу лучшим группам, классам, объединениям школы, ученикам, кураторам. Можно заканчивать учебный год конкурсом «Лидер года» (учеников - организаторов, объединений), который будет тоже являться подведением итогов года.

Работа ученического Совета должна отражаться в СМИ школы. Возможно создание уголка «Вести Совета». Пишите о своих успехах и трудностях в городские газеты, ищите единомышленников в школах своего района, города.

В различных школах по–разному называется орган детского самоуправления «Школьный Парламент», «Дума», «Президентский совет», «Ребячье вече», «Советы обучающихся», «Советы старшеклассников». Повторимся, что и здесь суть не в названии, а в эффективности деятельности на благо школы, микрорайона. У каждой школы свой путь развития, своя специфика обучения, свой социум. Также и у детского самоуправления будет свой путь развития. Нельзя слепо копировать чье-то Положение о совете старшеклассников, чью – то модель школьной республики, а изучать надо, брать и внедрять лучшее. Поверьте, в трудной, но увлекательной работе с детьми, особенно со старшеклассниками, у вас появятся свои находки, открытия, успехи. Общее, конечно, у всех органов самоуправления должно быть одно: социализация детей, которая предполагает развитие самостоятельности, принятие и реализацию управленческих решений, развитие лидерских качеств, наличие групповых целей деятельности.

Развитие ученического самоуправления и соуправления - это реформа школы, где вместо Правил для обучающихся, вырабатывается Кодекс чести ученика, учителя, родителя. Где законодательно закрепляется форма взаимоотношений в школе. Где расширяются права ученика на выбор. Где действует педагогика сотрудничества, сотворчества, сопричастности. Удачи и успехов вам на этом пути!

 

 

ЗАДАНИЕ:

 

по изложенному выше материалу предлагаем Вам описать модель ученического самоуправления Вашего образовательного учреждения с включением целей, задач, направлений деятельности и вложить в общее портфолио органа ученического самоуправления.

 

 

Рекомендуемая литература

1. Байбородова Л.В. В помощь организатору самоуправления в школе. - Ярославль, 1984.

2. Байбородова Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. - Ярославль, 1991.

3. Байбородова Л.В. Формы взаимодействия педагогов, учащихся и родителей. –

Ярославль, 1992.

4. Бочкарев В.И. Делиться властью - трудная наука//Народное образование. 2000. N 3.

5. Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении: Пособие для руководителей общеобразовательных школ. - М., 2001.

6. Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе:методология, теория,практика. - М., 1990.

7. Виноградова М.Д. Взаимодействие педагогического и ученического коллективов в процессах педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции. В кн.: Воспитательные функции педагогического коллектива. - М., 1985.

8. Вопросы теории и практики внутришкольного управления/Отв. ред. П.В. Худоминский. - М., 1984.

9. Груздев И.Ф. Проблема ученического самоуправления в отечественной общеобразовательной школе в период поиска ее реформ (1980 - 1990 гг.). - М., 1992.

10. Дик Н.Ф. Воспитательная работа со старшеклассниками/ Феникс, 2008

11. Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление или несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами, монологами и документами: Кн. для старшеклассников. - М., 1991.

12. Ильина Т.В. Республика как форма жизнедеятельности детского коллектива. - Ярославль, 1995.

13. Карнышев А.Д. Организационно-психологические вопросы деятельности совета школы. - Кырен, 1990.

14. Классному руководителю. Учебно-метод. пособие/Под ред. М.И. Рожкова. - М., 1999.

15. Магомедов Н.М. Внеурочные формы организации обучения и воспитания школьников. - Самара, 1991.

16. Моисеев A.M., Капто А.Е., Лоренсов А.В., Хомерики О.Г. Нововведения во внутришкольном управлении. - М., 1998.

17. На службе у детства. Основы, создание и функционирование воспитательной системы "Новая цивилизация". - М., 2003.

18. Новикова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. - М., 2002.

19. Опалихин В.М. Развитие ученического самоуправления в школе (актуальные проблемы). - М., 1987.

20. Петрова Е.В. Самоуправление как социальная система. - Казань, 1993.

21. Полубояров Б.В. На пути к демократической школе. - М., 1991.

22. Поташник М.М. Демократизация управления школой. - М., 1990.

23. Приходько Н.И. Педагогические основы ученического самоуправления. - М., 1990.

24. Прохорова Р.Г. Управление воспитательной деятельности в ОУ: Методическое пособие для руководителей ОУ - СПб: КАРО, 2007

25. Прутченков А.С. Демократическая республика. Метод. разработка деловой игры. - М., 1998.

26. Прутченков А.С. Новая цивилизация. Сценарий и методическая разработка общегородской политико-экономической игры. - М., 1996.

27. Прутченков А.С. Учим и учимся, играя. Игровая технология экономического воспитания школьников. - М., 1997.

28. Ребус Б.М. Психологические основы управления школой. - Ставрополь, 1990.

29. Рожков М.И., Трегубова Т.М. Ученическое самоуправление в техникуме. - М., 1991.

30. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. - М., 2000.

31. Социально-педагогические основы школьного самоуправления. Материалы международной конференции/ Отв. ред. В.И. Бочкарев. - М., 1999.

32. Титович СП.,Алферов Ю.С. Управление школой в федеративном государстве. - М., 1992.

33. Третьяков П.И. Управление общеобразовательной школой в крупном городе. - М.,1991.

34. Тубельский А.Н. Формирование опыта демократической культуры поведения у школьников и учителей: Методическое пособие. - М., 2001.

35. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения/Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. 1999.

36. Управление современной школой /Под ред. М.М. Поташника. - М., 1992.

37. Управление школой: теоретические основы и методы/Под ред. B.C. Лазарева. - М., 1997.

38. Фролов П.Т. Теория и практика демократизации управления учебно-воспитательным процессом в школе. - Белгород, 1991.

39. Школьный совет в моей жизни. В кн.: За школьные советы. - М., 1994.

40. Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. - М.: Новая школа, 1993.

41. Теория и практика воспитания: Учебное пособие/ под ред. Л.А. Байковой, Л.К. Гребенкиной- Рязань, 1997.

 

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.