Сделай Сам Свою Работу на 5

Прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного





им публичным учреждением. Главное в идее правового государ-

ства —связанность государства с правом, гарантирующая пред-

сказуемость и надежность его действий, подчинение государ-

ства праву, защиту граждан от возможного произвола со сторо-

ны государства и его органов.

Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что

оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми

нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения

государственные органы, должностные лица, общественные

объединения и граждане. Его важнейшим принципом является

верховенство права.

Верховенство права означает прежде всего верховенство за-

кона. Оно выражается в том, что главные, основополагающие

общественные отношения во всех сферах общественной жизни

регулируются законами. Верховенство закона означает также его

всеобщность. И наконец, верховенство закона означает утверж-

дение его господства, т. е. такого его положения, когда выражен-

ные в нем начала и устои общества оставались бы непоколеби-

мыми, а все субъекты общественной жизни без всякого исключе-

ния должны были подчиняться его нормам (ст. 15 Конституции



РФ).

Почему характеристика правового государства связывается

с верховенством именно закона? Речь, казалось бы, должна идти

не о законе, а о праве в целом как системе общеобязательных

норм, обеспечиваемых государством независимо от того, в ка-

ких правовых актах они содержатся.

В правовом государстве должны соблюдаться все правовые

нормы. Важно, чтобы сами нормы в полной мере отвечали воле

и интересам народа. Добиться этого можно только в случае, если

они будут соответствовать законам —нормативным государ-

ственным стандартом принятым законодательным органом.

Законы обладают наибольшей юридической силой по отно-

шению к нормативным актам всех иных органов государства и

составляют основу в целом системы права.

При помощи закона вводятся в жизнь прежде всего нормы,

выражающие народовластие. Закон является также гарантом

демократии.

Важно и то, что с помощью закона создается возможность

обеспечить необходимый порядок в практической реализации



демократических инструментов и прав.

Только через закон, посредством совершенного законода-

тельного регулирования может быть обеспечен высокий юриди-

ческий статус личности.

Следовательно, вся система законодательных мероприятий

имеет исключительно важное значение для высокого юриди-

ческого статуса человека.

Правовое государство —это, в первую очередь, конституци-

онное государство, которое и является практическим вопло-

щением идеи правового государства. Конституция является цен-

тром правовой системы. На ее базе строится механизм законнос-

ти в правовом государстве. Конституция Российской Федерации

имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применя-

ется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные

правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не дол-

жны противоречить Российской Конституции (ст. 15 Конститу-

ции РФ).

Являясь полноправным членом мирового сообщества, Рос-

сийская Федерация признает составной частью своей правовой

системы общепризнанные принципы и нормы международного

права и международных договоров Российской Федерации. По-

этому, если международным договором Российской Федерации

установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то

применяются правила международного договора.

Согласно Конституции РФ все нормативно-правовые акты,

издаваемые в Российской Федерации, не должны противоре-

чить Конституции РФ и законам. Именно поэтому все эти акты

и получили название подзаконных.

Серьезным препятствием на пути утверждения верховенства

закона становятся издержки ведомственного, регионального и



местного нормотворчества, зачастую противоречащего закону и

нередко лишающего граждан тех прав, которые им предоставля-

ются законодательством.

В нашем обществе пренебрежительное отношение к закону

складывалось долгие годы. Формально провозглашенный прин-

цип обязательности закона корректировался целой системой

исключений из правил, зависящих от занимаемой должности,

разного рода заслуг и т. п. Особого внимания в этой связи заслу-

живает проблема соотношения закона и так называемой целе-

сообразности. Суть этой проблемы состоит в том, что некото-

рые руководители присвоили себе право, исходя из собствен-

ных представлений об интересах страны, решать вопрос о том,

стоит ли им исполнять тот или иной закон. Закон и целесооб-

разность совпадают не всегда. Однако обход закона под предло-

гом общественной целесообразности недопустим даже и в том

случае, когда закон действительно плох или устарел. Закон мо-

жет отменить или изменить только уполномоченный на то госу-

дарственный орган.

Господство закона —неотъемлемый признак правового го-

сударства. Господство закона не означает его всесилие, не озна-

чает, что право в нашем обществе может служить панацеей от

всех наших бед, что достаточно принять хороший закон —и

любая острая проблема будет решена.

Важнейшей предпосылкой формирования правового госу-

дарства и характерной его чертой является наличие целостной

системы законодательства, охватывающей все сферы общества.

В демократическом государстве норма права должна быть равна

для всех граждан. Поэтому подлинно правовым можетбытьлишь

такое государство, в котором обеспечено равенство всех его граж-

дан перед законом.

По Конституции РФ (ст. 10) в Российской Федерации все

равны перед законом и судом. Государство гарантирует равен-

ство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола,

расы, национальности, языка, происхождения, имущественно-

го и должностного положения, а также других обстоятельств.

Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по при-

знакам социальной, расовой, национальной или религиозной

принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и

свободы. Грубым нарушением равноправия граждан является

установление ничем не оправданных привилегий для отдель-

ных граждан, введение номенклатурных должностей, на кото-

рые не распространяются общие правила приема на работу и

увольнения, давление лиц, пользующихся служебным положе-

нием, на правоохранительные органы для обеспечения таких

решений этих органов, которые устраивали бы их подопечных,

и т. п.

Иначе говоря, функционирование правового государства

предполагает исключение возможности сохранения и воспро-

изводства в будущем всех форм социально неоправданного, не-

справедливого правового неравенства, последовательное внедре-

ние в жизнь принципов социальной справедливости.

Социальная справедливость —обеспечение прав человека. В

распределительных отношениях —это соответствие между дей-

ствием гражданина, его трудовым вкладом и их оценкой обществом.

В нашей стране при характеристике взаимоотношений го-

сударства с гражданами многие годы было принято подчерки-

вать их ответственность перед государством, рассматривать пра-

ва и свободы граждан как своеобразный дар государства гражда-

нам, за который они ему должны быть благодарны. Однако в

правовом государстве ответственность не может носить одно-

сторонний характер.

Для правового государства характерны такие регулируемые

законом взаимоотношения с гражданами, при которых государ-

ство, его органы, учреждения и должностные лица служат всему

обществу. Правовое государство мыслится как инструмент для

эффективной реализации интересов личности. Цель правовой

государственности —служение потребностям личности и об-

щества. Отсюда —приоритет личности в отношениях между

личностью и государством.

Правовое государство предстает как сочетание субъектив-

ных прав гражданина и объективного порядка государственной

деятельности. Для формулирования такого рода взаимоотно-

шений требуется прежде всего знание и понимание гражданами

своих прав и обязанностей, умение пользоваться этими права-

ми не только в своих, но и в общественных интересах.

Все законы должны быть опубликованы.

≪Закон подлежит официальному опубликованию, —указы-

вается в Конституции РФ (ст. 15), —неопубликованные законы

не применяются. Л юбые нормативные правовые акты, затрагива-

ющие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не

могут применяться, если они не опубликованы официально для

всеобщего сведения≫.

Одной из важных характерных черт правового государства,

связанных с его взаимоотношением с гражданами, является на-

личие развернутых юридических процедур, рассчитанных на

любые ситуации, с которыми могут столкнуться граждане.

Провозглашенная Конституцией правовым государством

Российская Федерация на деле таким государством пока не яв-

ляется. В ней все еще не обеспечено верховенство закона. На-

оборот, делаются попытки объявить ≪полноценной правовой

базой для возникновения, прекращения и изменения обществен-

ных отношений≫ указы Президента Российской Федерации, под-

законный характер которых объявляется неочевидным.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что правовое го-

сударство базируется на следующих принципах:

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и

гражданина, создание для личности режима правового

стимулирования (т. е. социальный аспект);

2) последовательное ограничение с помощью права государ-

ственной власти, основанной на принципе разделения

властей, федерализме, верховенстве закона и наличии

гражданского общества.

97. Разделение властей

как принцип правового государства

Уже несколько столетий назад Дж, Локком и Монтескье

было сформулировано главное требование принципа разделе-

ния властей. Оно заключается в том, что для утверждения поли-

тической свободы, обеспечения законности и устранения зло-

употреблений властью со стороны какой-либо социальной груп-

пы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить

государственную власть на три ветви: законодательную (избран-

ную народом и призванную вырабатывать стратегию развития об-

щества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую

представительным органом власти и занимающуюся реализаци-

ей данных законов и оперативно -хозяйственной деятельностью)

и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушен-

ных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая

из этих властей, являясь самостоятельной и взаимосдерживаю-

щей, должна выполнять свои функции посредством особой си-

стемы органов и в специфических формах.

Система ≪сдержек и противовесов≫, установленная в кон-

ституциях, законах, представляет собой совокупность правовых

ограничений в отношении конкретной государственной влас-

ти: законодательной, исполнительной, судебной.

Так, применительно к законодательной власти использует-

ся довольно жесткая юридическая процедура, которая регламен-

тирует основные стадии законодательного процесса. В системе

противовесов важную роль призван играть президент, имеющий

право применить отлагательное вето при поспешных решениях

законодателя. Деятельность Конституционного суда также мож-

но рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет

право блокировать все антиконституционные акты.

В некоторых случаях президент вправе распустить парла-

мент и назначить новые выборы.

В отношении исполнительной власти используются огра-

ничения ведомственного нормотворчества и делегированного

законодательства, запреты на принятие ею актов, затрагиваю-

щих такие отношения, которые должны быть урегулированы

только законом. Сюда можно отнести сроки президентской вла-

сти, импичмент, вотум недоверия правительству, запрет ответ-

ственным работникам исполнительных органов избираться в

состав законодательных структур, заниматься коммерческой

деятельностью.

Государственные чиновники обязаны подавать налоговые

декларации, а высшие чиновники —их опубликовывать в сред-

ствах массовой информации.

Решения как исполнительной власти, так и законодатель-

ной могут быть отменены судом (акты парламента, президента

и правительства в основном Конституционным судом, менее

важные акты —судом общей юрисдикции и т. д.).

Для судебной власти также есть свои правоограничивающие

средства. Это конституция, процессуальное законодательство,

это принципы, заложенные в отправление правосудия: презум-

пция невиновности, право на защиту для обвиняемого, равен-

ство граждан перед законом и судом, гласность, состязатель-

ность процесса, право отвода судей и т. д.

Судьи назначаются указом президента, и они несменяемы,

что также служит определенными гарантиями от судебного про-

извола.

Законодательно зафиксированы положения, при которых ни

одна из ветвей власти не может подменять другую или испол-

нять ее функции ни временно, ни на постоянной основе.

Для граждан действует принцип ≪можно все, что прямо не

запрещено законом≫, для государственных структур —≪можно

лишь то, что прямо разрешено законом≫.

ГЛАВА 12. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

И ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

98. Юридическая практика

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.