Рантий социальной защиты.
Развитие государственной системы социального обеспече-
ния определяется ростом расходов государства на пенсионное
обеспечение, обусловленным увеличением численности и доли
людей, имеющих право на получение пенсий и пособий, а так-
же инфляционными явлениями: уменьшение зависимости раз-
меров пенсии от уровня оплаты труда работников; распростра-
нение пенсионного обеспечения на новые категории населения
и повышение размеров пенсий; уменьшение дифференциации
размеров пенсий в зависимости от времени ухода на отдых, а
также в зависимости от разных форм собственности.
Задачи первых лет проводимой в стране экономической ре-
формы состоят в том, чтобы создать механизмы рыночного хо-
зяйства и, опираясь на них, найти новые формы социальной
защиты граждан в изменившихся условиях. Однако эти задачи
решаются медленно и во многих отношениях неудовлетвори-
тельно. В результате не снижается острота проблемы бедности,
которая все больше перерастает в проблему нищеты. В стране
наблюдается последовательное усиление расслоения населения
по доходам и материальному обеспечению.
Из-за слабой социальной ориентированности экономичес-
ких реформ сложилась ситуация, когда цены товаров близки к
мировым, а цена труда намного ниже мирового уровня. В этих
условиях возможность говорить о социальном государстве по-
явится реально только тогда, когда Российская Федерация до-
бьется фактического продвижения по всем этим направлениям,
когда будут реализованы конституционные нормы, определяю-
щие социально-экономические права человека в России.
91. Правовой статус личности:
понятие, структура, виды и принципы
Правовой статус личности, являясь составной частью систе-
мы права, выступает в качестве относительно самостоятельного
регулятора общественных отношений.
Правовой статус личности находится во взаимодействии с
фактическим положением людей, в их взаимоотношениях с го-
сударством и обществом. Таким образом, правовой статус лич-
ности есть признанная Конституцией и законодательством со-
вокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномо-
чий государственных органов и должностных лиц, с помощью
которых они выполняют свои социальные роли. Именно права
и обязанности составляют ядро правового статуса личности.
Рассмотрим, что образует структуру правового статуса, т. е.
из каких элементов он строится:
—права и обязанности;
—законные интересы;
—правосубъектность;
—гражданство;
—юридическая ответственность;
—правовые принципы и т. п.
Правовой статус бывает общим, специальным и индивиду-
альным. Его виды отражают соотношение таких философских
категорий, как ≪общее≫, ≪особенное≫ и ≪отдельное≫.
Общий —это статус лица как гражданина государства, за-
крепленный в Конституции.
Специальный статус фиксирует особенности положения оп-
ределенных категорий граждан (студентов, участников войны,
бизнесменов, адвокатов и т. д.), обеспечивает возможность вы-
полнения их специальных функций.
Индивидуальный статус отражает конкретику отдельного
лица (пол, возраст, семейное положение, должность, трудовой
стаж и т. п.) и представляет собой совокупность персонифици-
рованных прав и обязанностей личности.
Понятие ≪правовой статус≫, во-первых, имеет собиратель-
ный характер, ибо вбирает в себя правовые статусы граждан,
иностранцев, лиц с двойным гражданством, лиц без граждан-
ства, беженцев, вынужденных переселенцев; во-вторых, отража-
ет индивидуальные особенности личности и ее реальное поло-
жение в системе разнообразных общественных отношений;
в-третьих, позволяет увидеть права и обязанности личности в
определенной целостности, в системном и взаимообеспечивае-
мом виде; в-четвертых, дает возможность проводить сравнение
статусов и открывает пути дальнейшего их совершенствования.
В Конституции РФ 1993 г. получили выражение и закрепле-
ние следующие принципы правового статуса личности.
1. Закреплена сфера и характер прав и свобод, установлен-
ных общепризнанными принципами и нормами международ-
ного права.
Согласно этому принципу Российская Федерация признает
и характеризует права и свободы, свойственные цивилизован-
ному обществу. Эти права и свободы нашли отражение во Всеоб-
щей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамб-
леей ООН 10 декабря 1948 г., в Международном пакте об эконо-
мических, социальных и культурных правах, Международном
пакте о гражданских и политических правах, вступивших в силу
в 1976 г.
2. Принцип неотчуждаемости основных прав и свобод чело-
века и принадлежности их ему от рождения. Он предполагает,
что все люди признаются свободными и обладающими правами
и свободами от рождения. Государство не вправе издавать зако-
ны, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и
гражданина. Оно не может лишить гражданина Российской
Федерации своего гражданства. Граждане в свою очередь сво-
бодны действовать в пределах неотчуждаемых прав и свобод, для
чего не требуется никаких дозволений.
3. Равенство прав и свобод человека и гражданина. Этот прин-
цип сводится к следующему.
Во-первых, осуществление прав и свобод человека и гражда-
нина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Во-вторых, смысл этого равенства выявляется по отноше-
нию к закону и суду. Государство призвано гарантировать равен-
ство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола,
расы, национальности, языка, происхождения, имущественно-
го и должностного положения и т. д.
В-третьих, равенство прав и свобод человека и гражданина
обретает реальное существование благодаря и тому, что оно
объявляется Конституцией РФ непосредственно действующим.
4. Принцип единства прав и обязанностей граждан. Он преж-
де всего основывается на том, что нет прав без обязанностей,
как нет и обязанностей без прав.
92. Соотношение и взаимосвязь
государства и права
Государство есть особая форма организации политической
власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых за-
дач, так и общих дел, вытекающих из природы любого обще-
ства, обладающая для этого суверенитетом, осуществляющая
управление обществом на основе права, с помощью специаль-
ного аппарата и монополии на применение насилия для дости-
жения поставленных задач.
Уже в данной формулировке четко прослеживается взаимо-
связь государства и права. Для более полного уяснения сформу-
лируем, что такое право.
Право представляет собой систему общеобязательных пра-
вил поведения, устанавливаемых и обеспечиваемых государ-
ством, направленных на урегулирование отношений, возника-
ющих в обществе.
Государство и право развиваются в единстве, но между ними
существуют определенные различия.
В чем проявляется их единство?
1. Государство и право развиваются совместно.
2. Имеют одинаковые проявления по своей сущности.
3. Проявляются как инструменты власти.
4. Выступают оба как средства управления.
5. Призваны обеспечивать как личные, так и обществен-
ные интересы.
6. Основываются на общем экономическом базисе.
7. Определяются одними и теми же социальными и духов-
ными факторами, действующими в данном обществе.
Теперь обратимся к различиям.
1. Государство — это особая организация политической вла-
сти, а право —это социальный регулятор.
2. Государство выражает силу, а право —волю.
3. Элементами государства являются его структурные орга-
ны, а элементами права —его нормы.
Таким образом, государство и право различаются как по
форме, так и по функциям.
Взаимодействие государства и права проявляется в том, что,
с одной стороны, государство формирует и изменяет право, от-
меняет, реализует и охраняет его, а с другой стороны, право воз-
действует на государство, устанавливает компетенцию и права
его органов, упорядочивает его деятельность.
Баланс между государством и правом наиболее выдержан в
демократических государствах.
93. Государство и личность:
взаимная ответственность
Взаимная ответственность государства и личности —важ-
нейший самостоятельный принцип правового государства.
Устанавливая в законодательной форме пределы свободы
общества и личности, само государство также не свободно от
ограничения предела собственных решений и действий.
Государство в условиях действия этого принципа не вправе в
своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы
взаимоотношений с человеком и обществом.
Если защита человека, его прав и свобод от посягательств со
стороны государства является задачей демократически консти-
туированного общества, то защита человека, его прав и свобод
от общества с его разнообразными, пользующимися полити-
ческим влиянием группами, которое также способно посягать
на человека, его права и свободы, - обязанность государства.
Интересы защиты человека, его прав и свобод требуют от
государства активных действий и предоставления ему соответ-
ствующих прав на случай возможных нарушений прав и свобод
человека в повседневной жизни.
Человек, его права и свободы должны защищаться государ-
ством с помощью разнообразных норм материального и про-
цессуального права. Необходимо усиление гарантий эффектив-
ности судебной защиты. Признание, соблюдение и защита прав
и свобод человека требуют существенных усилий государства так-
же в материальной и духовной сферах. Речь идет об обеспечении
гражданам прожиточного минимума, о развитии социального
обеспечения, школьного образования и здравоохранения.
Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью
касается любого человека. Однако для реализации этого прин-
ципа важное значение имеют социальные функции каждого, его
ответственность перед другими людьми, обществом в целом и
государством. Только в этом случае принцип признания челове-
ка высшей ценностью может быть распространен в равной мере
на всех членов общества. В демократическом обществе станов-
ление личности происходит в условиях свободы, заключенной в
определенные рамки. К ним относится, в частности, правовая
надстройка общества. Через нее принцип признания человека
высшей ценностью формирует у индивида определенные нор-
мативные представления о сущности личности, несущие на себе
отпечаток той правовой культуры общества, в условиях которой
они возникли.
Все это обеспечивается системой гарантий, которые исклю-
чают произвол государства над личностью.
Что к ним относится?
1. Ответственность президента перед народом и методы воз-
действия на него в случае нарушения (импичмент).
2. Ответственность правительства перед президентом и пар-
ламентом.
3. Уголовная, дисциплинарная и другие виды ответствен-
ности должностных лиц за нарушения прав и свобод лич-
ности.
4. Отчет народных избранников перед избирателями.
5. Свобода печати и т. п.
Личность также отвечает за свои действия перед государ-
ством. Меры принуждения носят правовой характер и должны
соответствовать тяжести совершенного правонарушения.
Отношения личности и государства строятся на основе
взаимной ответственности за действия в отношении друг друга.
94. Соотношение общества и государства
Общество —это исторически сложившаяся, постоянно разви-
вающаяся система отношений между людьми, продукт взаимодей-
ствия людей в процессе их совместной жизнедеятельности.
Государство —это особым образом организованный разряд
людей, систематически осуществляющий управление обще-
ством, особый вид управления этим обществом, который обес-
печивает территориальное, юридическое, политическое и ду-
ховное единство населения.
Государство выступает как официальный уполномоченный
представитель всего общества.
Таким образом, государство —это только часть общества,
его политический элемент. В обществе оно играет ведущую роль,
так как занимает центральное положение.
По характеру государства мы судим об обществе: развитое,
отсталое, демократическое, свободное и т. д.
Государство по отношению к обществу выступает как сред-
ство управления, ведения общих дел, обеспечивает порядок и
безопасность. По отношению к противникам общества —как
внешним, так и внутренним —как орудие подавления и наси-
лия.
Общество возникло раньше государства и поэтому имеет
более развитую историю своего развития. Государство, порож-
денное обществом, в ходе своего развития приобретает самосто-
ятельность, впрочем, достаточно условную. Степень этой само-
стоятельности постоянно изменяется и зависит от условий их
взаимодействия, так как в различных обществах степень неза-
висимости государства от общества различна.
95. Гражданское общество:
понятие, структура, признаки
Впервые письменное упоминание о гражданском обществе
можно найти в трудах Аристотеля. Он писан, что прежде чем
определить, что есть государство, необходимо выяснить поня-
тие ≪гражданин≫, ибо государство есть не что иное, как совокуп-
ность граждан, гражданское общество.
Большое внимание уделялось разработке проблем граждан-
ского общества в трудах Г. Греция, Т. Гоббса, Дж. Локка,
Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье и др.
Огромную роль в исследовании гражданского общества сыг-
рали Г.В.Ф. Гегель и К. Маркс. Исследованию гражданского об-
щества посвящено большое число научных изданий. Его иссле-
дованием занимались и продолжают заниматься сотни ученых.
Несмотря на это, его структура, признаки и институты по
настоящее время находятся в стадии развития и изучения.
К каким же результатам и выводам пришли ученые на ны-
нешнем этапе?
Гражданское общество можно определить как совокупность
семейных, нравственных, национальных, религиозных, соци-
альных, экономических отношений и институтов, с помощью ко-
торых удовлетворяются интересы личностей и их групп.
Иначе можно сказать, что гражданское общество представляет
собой необходимый и рациональный способ сосуществования
людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии.
Структура гражданского общества охватывает:
1) семью;
2) сферу воспитания и негосударственного образования;
3) собственность и предпринимательство;
4) общественные объединения и организации;
5) политические партии и движения;
6) негосударственные средства массовой информации;
7) церковь.
Этот список не исчерпывающий, его можно продолжить.
Отметим ряд существенных признаков, которые присущи
гражданскому обществу.
Во-первых, это общество социального рыночного хозяйства,
в котором обеспечены свобода экономической деятельности,
предпринимательства, труда, разнообразие и равноправие всех
форм собственности и равная их защита, общественная польза
и добросовестная конкуренция.
Во-вторых, это общество, которое обеспечивает социальную
защищенность граждан, достойную жизнь и развитие человека.
В-третьих, это общество подлинной свободы и демократии,
в котором признается приоритет прав человека.
В-четвертых, это общество, построенное на основе прин-
ципов самоуправления и саморегулирования, свободной ини-
циативы граждан и их коллективов.
В-пятых, ≪открытость≫ гражданского общества.
Рассмотрев ранее структуру гражданского общества, мы мо-
жем сделать вывод, что важнейшими структурными элементами
гражданского общества являются:
—добровольно сформировавшиеся первичные самоуправ-
ляющиеся общности людей (семья, различные ассоциа-
ции, хозяйственные корпорации и другие общественные
объединения);
—совокупность негосударственных (т. е. неполитических)
общественных отношений;
—производственная и частная жизнь людей, их обычаи,
нравы и традиции;
—сфера самоуправления свободных индивидов и их орга-
низаций, защищенная от вмешательства государствен-
ной власти.
Эти элементы рассматриваются либо как общественно-по-
литические категории, либо как самостоятельные конституци-
онные (государственно-правовые) институты, закрепляющие
существенные черты и признаки гражданского общества. Среди
них можно выделить следующие институты:
а) основы экономических отношений;
б) основы социальных отношений;
в) основы духовно-культурных отношений;
г) основы политических отношений.
Подытоживая сказанное, отметим, что степень зрелости
гражданского общества и всех его институтов является тем кри-
терием, который характеризует стабильность и прочность кон-
ституционного строя. Поэтому закрепление в конституционных
нормах основ гражданского общества позволяет юридически обес-
печить независимость общества от государства, предусмотреть
гарантии от незаконного вмешательства последнего в дела об-
щества, установить границы и пределы государственного воз-
действия на общественные отношения.
96. Правовое государство: понятие и принципы
В соответствии с Конституцией (ст. 1) Российская Федера-
ция является правовым государством.
Сущность идеи правового государства —его последователь-
ный демократизм, утверждение суверенитета народа как источ-
ника власти, подчинение государства обществу. Правовым счи-
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|