Сделай Сам Свою Работу на 5

Рантий социальной защиты.





Развитие государственной системы социального обеспече-

ния определяется ростом расходов государства на пенсионное

обеспечение, обусловленным увеличением численности и доли

людей, имеющих право на получение пенсий и пособий, а так-

же инфляционными явлениями: уменьшение зависимости раз-

меров пенсии от уровня оплаты труда работников; распростра-

нение пенсионного обеспечения на новые категории населения

и повышение размеров пенсий; уменьшение дифференциации

размеров пенсий в зависимости от времени ухода на отдых, а

также в зависимости от разных форм собственности.

Задачи первых лет проводимой в стране экономической ре-

формы состоят в том, чтобы создать механизмы рыночного хо-

зяйства и, опираясь на них, найти новые формы социальной

защиты граждан в изменившихся условиях. Однако эти задачи

решаются медленно и во многих отношениях неудовлетвори-

тельно. В результате не снижается острота проблемы бедности,

которая все больше перерастает в проблему нищеты. В стране

наблюдается последовательное усиление расслоения населения

по доходам и материальному обеспечению.



Из-за слабой социальной ориентированности экономичес-

ких реформ сложилась ситуация, когда цены товаров близки к

мировым, а цена труда намного ниже мирового уровня. В этих

условиях возможность говорить о социальном государстве по-

явится реально только тогда, когда Российская Федерация до-

бьется фактического продвижения по всем этим направлениям,

когда будут реализованы конституционные нормы, определяю-

щие социально-экономические права человека в России.

91. Правовой статус личности:

понятие, структура, виды и принципы

Правовой статус личности, являясь составной частью систе-

мы права, выступает в качестве относительно самостоятельного

регулятора общественных отношений.

Правовой статус личности находится во взаимодействии с

фактическим положением людей, в их взаимоотношениях с го-

сударством и обществом. Таким образом, правовой статус лич-

ности есть признанная Конституцией и законодательством со-

вокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномо-

чий государственных органов и должностных лиц, с помощью



которых они выполняют свои социальные роли. Именно права

и обязанности составляют ядро правового статуса личности.

Рассмотрим, что образует структуру правового статуса, т. е.

из каких элементов он строится:

—права и обязанности;

—законные интересы;

—правосубъектность;

—гражданство;

—юридическая ответственность;

—правовые принципы и т. п.

Правовой статус бывает общим, специальным и индивиду-

альным. Его виды отражают соотношение таких философских

категорий, как ≪общее≫, ≪особенное≫ и ≪отдельное≫.

Общий —это статус лица как гражданина государства, за-

крепленный в Конституции.

Специальный статус фиксирует особенности положения оп-

ределенных категорий граждан (студентов, участников войны,

бизнесменов, адвокатов и т. д.), обеспечивает возможность вы-

полнения их специальных функций.

Индивидуальный статус отражает конкретику отдельного

лица (пол, возраст, семейное положение, должность, трудовой

стаж и т. п.) и представляет собой совокупность персонифици-

рованных прав и обязанностей личности.

Понятие ≪правовой статус≫, во-первых, имеет собиратель-

ный характер, ибо вбирает в себя правовые статусы граждан,

иностранцев, лиц с двойным гражданством, лиц без граждан-

ства, беженцев, вынужденных переселенцев; во-вторых, отража-

ет индивидуальные особенности личности и ее реальное поло-

жение в системе разнообразных общественных отношений;

в-третьих, позволяет увидеть права и обязанности личности в

определенной целостности, в системном и взаимообеспечивае-



мом виде; в-четвертых, дает возможность проводить сравнение

статусов и открывает пути дальнейшего их совершенствования.

В Конституции РФ 1993 г. получили выражение и закрепле-

ние следующие принципы правового статуса личности.

1. Закреплена сфера и характер прав и свобод, установлен-

ных общепризнанными принципами и нормами международ-

ного права.

Согласно этому принципу Российская Федерация признает

и характеризует права и свободы, свойственные цивилизован-

ному обществу. Эти права и свободы нашли отражение во Всеоб-

щей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамб-

леей ООН 10 декабря 1948 г., в Международном пакте об эконо-

мических, социальных и культурных правах, Международном

пакте о гражданских и политических правах, вступивших в силу

в 1976 г.

2. Принцип неотчуждаемости основных прав и свобод чело-

века и принадлежности их ему от рождения. Он предполагает,

что все люди признаются свободными и обладающими правами

и свободами от рождения. Государство не вправе издавать зако-

ны, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и

гражданина. Оно не может лишить гражданина Российской

Федерации своего гражданства. Граждане в свою очередь сво-

бодны действовать в пределах неотчуждаемых прав и свобод, для

чего не требуется никаких дозволений.

3. Равенство прав и свобод человека и гражданина. Этот прин-

цип сводится к следующему.

Во-первых, осуществление прав и свобод человека и гражда-

нина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Во-вторых, смысл этого равенства выявляется по отноше-

нию к закону и суду. Государство призвано гарантировать равен-

ство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола,

расы, национальности, языка, происхождения, имущественно-

го и должностного положения и т. д.

В-третьих, равенство прав и свобод человека и гражданина

обретает реальное существование благодаря и тому, что оно

объявляется Конституцией РФ непосредственно действующим.

4. Принцип единства прав и обязанностей граждан. Он преж-

де всего основывается на том, что нет прав без обязанностей,

как нет и обязанностей без прав.

92. Соотношение и взаимосвязь

государства и права

Государство есть особая форма организации политической

власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых за-

дач, так и общих дел, вытекающих из природы любого обще-

ства, обладающая для этого суверенитетом, осуществляющая

управление обществом на основе права, с помощью специаль-

ного аппарата и монополии на применение насилия для дости-

жения поставленных задач.

Уже в данной формулировке четко прослеживается взаимо-

связь государства и права. Для более полного уяснения сформу-

лируем, что такое право.

Право представляет собой систему общеобязательных пра-

вил поведения, устанавливаемых и обеспечиваемых государ-

ством, направленных на урегулирование отношений, возника-

ющих в обществе.

Государство и право развиваются в единстве, но между ними

существуют определенные различия.

В чем проявляется их единство?

1. Государство и право развиваются совместно.

2. Имеют одинаковые проявления по своей сущности.

3. Проявляются как инструменты власти.

4. Выступают оба как средства управления.

5. Призваны обеспечивать как личные, так и обществен-

ные интересы.

6. Основываются на общем экономическом базисе.

7. Определяются одними и теми же социальными и духов-

ными факторами, действующими в данном обществе.

Теперь обратимся к различиям.

1. Государство — это особая организация политической вла-

сти, а право —это социальный регулятор.

2. Государство выражает силу, а право —волю.

3. Элементами государства являются его структурные орга-

ны, а элементами права —его нормы.

Таким образом, государство и право различаются как по

форме, так и по функциям.

Взаимодействие государства и права проявляется в том, что,

с одной стороны, государство формирует и изменяет право, от-

меняет, реализует и охраняет его, а с другой стороны, право воз-

действует на государство, устанавливает компетенцию и права

его органов, упорядочивает его деятельность.

Баланс между государством и правом наиболее выдержан в

демократических государствах.

93. Государство и личность:

взаимная ответственность

Взаимная ответственность государства и личности —важ-

нейший самостоятельный принцип правового государства.

Устанавливая в законодательной форме пределы свободы

общества и личности, само государство также не свободно от

ограничения предела собственных решений и действий.

Государство в условиях действия этого принципа не вправе в

своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы

взаимоотношений с человеком и обществом.

Если защита человека, его прав и свобод от посягательств со

стороны государства является задачей демократически консти-

туированного общества, то защита человека, его прав и свобод

от общества с его разнообразными, пользующимися полити-

ческим влиянием группами, которое также способно посягать

на человека, его права и свободы, - обязанность государства.

Интересы защиты человека, его прав и свобод требуют от

государства активных действий и предоставления ему соответ-

ствующих прав на случай возможных нарушений прав и свобод

человека в повседневной жизни.

Человек, его права и свободы должны защищаться государ-

ством с помощью разнообразных норм материального и про-

цессуального права. Необходимо усиление гарантий эффектив-

ности судебной защиты. Признание, соблюдение и защита прав

и свобод человека требуют существенных усилий государства так-

же в материальной и духовной сферах. Речь идет об обеспечении

гражданам прожиточного минимума, о развитии социального

обеспечения, школьного образования и здравоохранения.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью

касается любого человека. Однако для реализации этого прин-

ципа важное значение имеют социальные функции каждого, его

ответственность перед другими людьми, обществом в целом и

государством. Только в этом случае принцип признания челове-

ка высшей ценностью может быть распространен в равной мере

на всех членов общества. В демократическом обществе станов-

ление личности происходит в условиях свободы, заключенной в

определенные рамки. К ним относится, в частности, правовая

надстройка общества. Через нее принцип признания человека

высшей ценностью формирует у индивида определенные нор-

мативные представления о сущности личности, несущие на себе

отпечаток той правовой культуры общества, в условиях которой

они возникли.

Все это обеспечивается системой гарантий, которые исклю-

чают произвол государства над личностью.

Что к ним относится?

1. Ответственность президента перед народом и методы воз-

действия на него в случае нарушения (импичмент).

2. Ответственность правительства перед президентом и пар-

ламентом.

3. Уголовная, дисциплинарная и другие виды ответствен-

ности должностных лиц за нарушения прав и свобод лич-

ности.

4. Отчет народных избранников перед избирателями.

5. Свобода печати и т. п.

Личность также отвечает за свои действия перед государ-

ством. Меры принуждения носят правовой характер и должны

соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Отношения личности и государства строятся на основе

взаимной ответственности за действия в отношении друг друга.

94. Соотношение общества и государства

Общество —это исторически сложившаяся, постоянно разви-

вающаяся система отношений между людьми, продукт взаимодей-

ствия людей в процессе их совместной жизнедеятельности.

Государство —это особым образом организованный разряд

людей, систематически осуществляющий управление обще-

ством, особый вид управления этим обществом, который обес-

печивает территориальное, юридическое, политическое и ду-

ховное единство населения.

Государство выступает как официальный уполномоченный

представитель всего общества.

Таким образом, государство —это только часть общества,

его политический элемент. В обществе оно играет ведущую роль,

так как занимает центральное положение.

По характеру государства мы судим об обществе: развитое,

отсталое, демократическое, свободное и т. д.

Государство по отношению к обществу выступает как сред-

ство управления, ведения общих дел, обеспечивает порядок и

безопасность. По отношению к противникам общества —как

внешним, так и внутренним —как орудие подавления и наси-

лия.

Общество возникло раньше государства и поэтому имеет

более развитую историю своего развития. Государство, порож-

денное обществом, в ходе своего развития приобретает самосто-

ятельность, впрочем, достаточно условную. Степень этой само-

стоятельности постоянно изменяется и зависит от условий их

взаимодействия, так как в различных обществах степень неза-

висимости государства от общества различна.

95. Гражданское общество:

понятие, структура, признаки

Впервые письменное упоминание о гражданском обществе

можно найти в трудах Аристотеля. Он писан, что прежде чем

определить, что есть государство, необходимо выяснить поня-

тие ≪гражданин≫, ибо государство есть не что иное, как совокуп-

ность граждан, гражданское общество.

Большое внимание уделялось разработке проблем граждан-

ского общества в трудах Г. Греция, Т. Гоббса, Дж. Локка,

Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье и др.

Огромную роль в исследовании гражданского общества сыг-

рали Г.В.Ф. Гегель и К. Маркс. Исследованию гражданского об-

щества посвящено большое число научных изданий. Его иссле-

дованием занимались и продолжают заниматься сотни ученых.

Несмотря на это, его структура, признаки и институты по

настоящее время находятся в стадии развития и изучения.

К каким же результатам и выводам пришли ученые на ны-

нешнем этапе?

Гражданское общество можно определить как совокупность

семейных, нравственных, национальных, религиозных, соци-

альных, экономических отношений и институтов, с помощью ко-

торых удовлетворяются интересы личностей и их групп.

Иначе можно сказать, что гражданское общество представляет

собой необходимый и рациональный способ сосуществования

людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии.

Структура гражданского общества охватывает:

1) семью;

2) сферу воспитания и негосударственного образования;

3) собственность и предпринимательство;

4) общественные объединения и организации;

5) политические партии и движения;

6) негосударственные средства массовой информации;

7) церковь.

Этот список не исчерпывающий, его можно продолжить.

Отметим ряд существенных признаков, которые присущи

гражданскому обществу.

Во-первых, это общество социального рыночного хозяйства,

в котором обеспечены свобода экономической деятельности,

предпринимательства, труда, разнообразие и равноправие всех

форм собственности и равная их защита, общественная польза

и добросовестная конкуренция.

Во-вторых, это общество, которое обеспечивает социальную

защищенность граждан, достойную жизнь и развитие человека.

В-третьих, это общество подлинной свободы и демократии,

в котором признается приоритет прав человека.

В-четвертых, это общество, построенное на основе прин-

ципов самоуправления и саморегулирования, свободной ини-

циативы граждан и их коллективов.

В-пятых, ≪открытость≫ гражданского общества.

Рассмотрев ранее структуру гражданского общества, мы мо-

жем сделать вывод, что важнейшими структурными элементами

гражданского общества являются:

—добровольно сформировавшиеся первичные самоуправ-

ляющиеся общности людей (семья, различные ассоциа-

ции, хозяйственные корпорации и другие общественные

объединения);

—совокупность негосударственных (т. е. неполитических)

общественных отношений;

—производственная и частная жизнь людей, их обычаи,

нравы и традиции;

—сфера самоуправления свободных индивидов и их орга-

низаций, защищенная от вмешательства государствен-

ной власти.

Эти элементы рассматриваются либо как общественно-по-

литические категории, либо как самостоятельные конституци-

онные (государственно-правовые) институты, закрепляющие

существенные черты и признаки гражданского общества. Среди

них можно выделить следующие институты:

а) основы экономических отношений;

б) основы социальных отношений;

в) основы духовно-культурных отношений;

г) основы политических отношений.

Подытоживая сказанное, отметим, что степень зрелости

гражданского общества и всех его институтов является тем кри-

терием, который характеризует стабильность и прочность кон-

ституционного строя. Поэтому закрепление в конституционных

нормах основ гражданского общества позволяет юридически обес-

печить независимость общества от государства, предусмотреть

гарантии от незаконного вмешательства последнего в дела об-

щества, установить границы и пределы государственного воз-

действия на общественные отношения.

96. Правовое государство: понятие и принципы

В соответствии с Конституцией (ст. 1) Российская Федера-

ция является правовым государством.

Сущность идеи правового государства —его последователь-

ный демократизм, утверждение суверенитета народа как источ-

ника власти, подчинение государства обществу. Правовым счи-

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.