Сделай Сам Свою Работу на 5

Советское право и его особенности.





1. Право и его признаки

Право — это система нормативных установок, опирающихся

на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная

большей частью в законодательстве и регулирующая общественные

отношения.

С правом имеет дело в своей жизни каждый человек и на этом

основании составляет о нем свое собственное представление.

«Можно, пожалуй, найти человека во всю свою жизнь никогда

не заинтересовавшегося вопросами естествознания и истории,

— заметил виднейший русский теоретик права Н.М. Коркунов,

— но прожить свой век никогда не задаваясь вопросами

права, дело совершенно немыслимое. Каким мизантропом вы ни

будьте, как ни чуждайтесь вы людей, вам не обойти вопросов о

праве. По крайней мере одно право, право личной' свободы, не

может вас не интересовать. Чуждаясь людей, вы должны же сказать

им: здесь сфера моей личности, сюда вы не имеете права вторгаться

»1.

По словам известного древнеримского юриста Ульпиана,

«изучающему право надо прежде всего узнать, откуда происходит

слово «право» Ош); оно получило свое название от правосудия

0из1;Ша) ... право есть наука (агз) о добром и справедливом



»2.

Вопроса о праве не обходил ни один крупный философ древности.

Видное место он занимал и в философии более позднего

периода, а центральным стал для формирующейся юриспруденции.

Вековые исследования то приближали, то удаляли человечество

от правильного понимания права, его сути. «Для правове-

1 Коркунов Н.М. Лекция по общей теории права. Изд. 9-е. СПб., 1909. С. 7.

2 Перетерский И.С. Дитесты Юстиниана. М., 1956. С. 101.

1. Право и его признаки 197

да, — замечал И. Кант, — остается тайной — является ли правом

то, что требуют законы, каков всеобщий критерий, на основании

которого можно вообще различать правовое и неправовое»1.

Эти слова родоначальника немецкой классической философии

не утратили своего значения и в наши дни. Понятие права, по

словам американского правоведа Л. Фридмана, «имеет большое

количество значений, хрупких как стекло, неустойчивых как

мыльный пузырь, неуловимых, как время»2.

Отечественное правоведение немало поломало копий, определяя

право, причем делалось это на «голом» месте, ибо наработки



дореволюционной русской юридической науки, с ее самобытностью,

оригинальными суждениями и высочайшим мировым авторитетом,

были отброшены, а если рассматривались, то только

с нигилистических позиций. Десятилетия дискуссий о праве в

нашей юридической науке выявили три основных подхода к определению

его понятия и сущности: а) нормативный, рассматривающий

право только как систему юридических норм (нормативное,

или так называемое узкое понимание права); б) социологический,

отождествляющий право с регулируемыми им общественными

отношениями; в) философский, связывающий правое мерой

свободы и справедливости.

Социологический и философский подходы дали «широкое» понимание

права, когда в его понятие включились и нормы права,

и правосознание, и правоотношения, и т.д. Представители каждого

из названных подходов считали его наиболее плодотворным,

а полученное в результате определение права — единственно правильным.

Истина, как всегда, — не на крайних полюсах непримиримых

мнений, а между ними. Полярные суждения могут быть

сближены, а компромисс может явить вполне приемлемое понимание

права. Именно это и произошло в публикациях последних

лет о правопонимании.

Верное понимание права не только определяет перспективы и

направления развития юридической науки и ее эффективность,

но и вооружает юриста-практика надежным и точным средством

правоприменительной и правоохранительной деятельности. Не

зная, что такое право, бессмысленно вести речь о его правильном

применении, законности, юридической ответственности. Уясняя



суть права и его признаки, уместно вернуться к старой, хорошо

1 Кант И. Метафизика нравов в двух частях / / Соч. Т.4 (2). М., 1965.

С. 139.

2 Фридман Л. Введение в американское право. М., 1992. С. 8.

198 Глава 11. Понятие права

разработанной в дореволюционной, в том числе и русской, юриспруденции

идее деления права на естественное и позитивное (положительное).

Возникнув в древности, идея естественного права

получила основательную разработку в трактате голландского

юриста Гуго Гроция «О праве войны и мира» (1625).

Естественное право (]и$ паШга1е) — это совокупность прав

и свобод, обусловленных природой человека, его проживанием в

обществе. К таким правам представители этой теории относят:

право человека на свободу, на общение с себе подобными, на продолжение

рода, на жизнь и нормальные условия человеческого

существования, на собственность, на охрану своей жизни и здоровья

со стороны общества и государства.

В свою очередь закономерны и вытекающие из этих прав обязанности

— не причинять ущерба другим людям, обществу, государству,

не препятствовать другим людям в осуществлении их

прав. Естественное право, следовательно, представляет собой совокупность

идеальных, глубоко нравственных и в высшей степени

справедливых представлений о праве.

Историческая школа права, признающая право продуктом народной,

национальной жизни, нанесла основательный удар по

теории естественного права. Однако последняя быстро оправилась,

продемонстрировав удивительную живучесть и завоевав

себе еще больше сторонников. Теория естественного права должна

занять достойное место и в российском современном правоведении.

Позитивное (положительное) право — это право, выраженное

в принятых государством нормах, т.е. в законодательстве, а

также в иных источниках права. Вне законодательства, вне правовых

обычаев, прецедентов, нормативных договоров нет положительного

права. Именно поэтому законодательство и право часто

отождествляются.

Деление права на естественное и позитивное снимает ряд проблем

и споров в юридической науке. Во-первых, теряет смысл

«широкое» и «узкое» понимание права, ибо идея естественного и

позитивного права четче, полнее и убедительнее теоретически и

целесообразнее, конструктивнее в практическом отношении. Во-

вторых, возникновение права не связывается с государством, поскольку

естественное право возникло задолго до государства и

может существовать помимо него. Что касается позитивного права,

то оно вне государства немыслимо и является результатом государственной

правотворческой деятельности. Позитивное право,

по словам Гегеля, есть вообще право, которое действует в государстве.

И оно имеет силу потому, что оно есть, а не потому, что оно

1. Право и его признаки 199

разумно1. В-третьих, становится ясным соотношение между правом

и законодательством.

Законодательство выражает лишь некоторую часть естественного

права. Все остальное право существует в виде принципов,

правосознания, иных правовых явлений. Законодательство

может либо правильно отражать естественное право, либо искажать

его. И тогда, по словам известного современного правоведа

С.С. Алексеева, будет мала степень «права в праве», а точнее сказать,

будет мала степень права в законодательстве. Человеческому

обществу как ассоциации разумных существ присуща достаточно

высокая степень организованности и порядка, которые возрастают

по мере социального прогресса и дальнейшего развития

цивилизации.

Организованность и порядок в обществе, сами условия существования

человека поддерживаются на основе определенных социальных

установок, которые могут существовать либо в сознании,

либо выражаются вовне. Праву среди таких установок принадлежит

важнейшая роль.

Как своеобразному социальному феномену праву, присущи

следующие общие и особенные (специфические) признаки.

1. Право состоит из нормативных установок.

Нормативность — явление не сугубо правовое. Оно коренится

в природе человека и присуще любому социальному организму.

* Возникнув на определенном этапе развития человечества, нормативность

приобретает всеобъемлющий характер, становится

универсальным средством упорядочения и развития мысли и поведения

людей. В ее основе — типичность, повторяемость социальных

и мыслительных процессов, всеобщность существующих

явлений.

Нормативность означает упорядоченность в мышлении и общественной

жизни, когда они подчиняются определенным правилам.

Нормативны сам мыслительный процесс и его закономерности,

нормативны язык, правила грамматики, нормативны, наконец,

социальные процессы и поведение человека.

Фиксируя сгустки человеческих знаний и деятельность в определенных

правилах (нормативах), человечество закрепляет достигнутые

знания и опыт, постоянно наращивает их, вводит социальную

жизнь в нормальные рамки.

Именно поэтому право является достижением цивилизации.

1 Гегель. Философия права. М., 1990. С. 385, 386.

200 Глава 11. Понятие права

2. Право выражает идеи справедливости и свободы.

Справедливость и свобода — извечные идеалы, к которым

всегда стремилось человечество1.

Справедливым следует считать то, что служит благу человека,

не ущемляет интересы других людей, не наносит вреда обществу.

Если брать внешнее проявление человека — его поведение, то

справедливым будет такое поведение, которое отвечает критериям

справедливости в обществе.

Эти критерии и соответственно оценки наиболее значимого поведения

сначала складываются в сознании людей, затем получают

закрепление в законодательстве.

К определению и смыслу таких критериев обращались лучшие

умы человечества. О них говорили Платон, Аристотель, вели речь

почти все крупные философы.

Ограничусь двумя высказываниями. По словам Гегеля, «справедливость

касается уважения мною прав других людей...»2.

Ф. Ницше — немецкий философ прошлого века, отнесенный ранее

официальной советской доктриной к безнадежно реакционным,

видел первоначальный характер справедливости в характере

обмена: «Справедливость есть, следовательно, воздаяние и обмен

при условии приблизительного равенства сил»3.

Основоположники марксизма-ленинизма справедливость связывали

прежде всего с классовыми интересами.

Преобладал такой подход в течение долгого времени и в отечественном

правоведении.

Критерии справедливости зависят от многих факторов — экономических,

классовых, национальных, демографических, культурных

и др. <3ни могут меняться у разных народов в зависимости

от конкретно-исторических условий уровня развития цивилизации.

1 Справедливость развивалась вместе с обществом. Первой ее исторической

формой была справедливость воздающая, когда за удар платили ударом, возмещаемый

вред равнялся вреду причиненному. Именно эта форма справедливости

лежала в основе принципа древних правовых систем талиона — «око за око, зуб

за зуб». Справедливость воздающая сменилась со временем справедливостью

уравнительной и распределительной. Уравнительный аспект справедливости в

праве выражается в равенстве граждан перед законом, а распределительный — в

учете всех обстоятельств личности при распределении материальных и иных благ

(возраст, пол, способности, семейное положение, государственные и общественные

заслуги и т.д.).

2 Гегель. Позитивность христианской религии / / Работы разных лет. Т.1. М„

1972. С.127.

3 Ницще Ф. Человеческое, слишком человеческое: Книга для свободных

умов / / Соч. Т. 1. М., 1990. С. 287.

1. Право и его признаки 201

Древние народы и государства, как известно, вели длительные

и ожесточенные войны друг с другом, считая их оправданными,

а проявляемую при этом исключительную жестокость (убийства

пленных, женщин, детей, обращение в рабство) признавали делом

вполне справедливым. В качестве примера — лишь две заповеди

из Ветхого Завета: «А в городах сих народов, которых Господь

Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной

души, но предай их заклятию...»1 . «Итак убейте всех детей мужеского

пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском

ложе, убейте...»2.

В основе критериев справедливости должны быть общечеловеческие

начала, выражающие суть идей справедливости и свободы.

Такие критерии вполне определенно сформулированы теорией

естественного права, о чем уже шла речь. Отношение к естественным

правам человека, их защита со стороны государства

характеризуют состояние справедливости в обществе, природу

власти и государства. «Если мы обратим внимание на природу

какой-либо власти, — писал известный русский дореволюционный

государствовед Л.А. Тихомиров, — то можно сказать, что чем

более чутка она к естественному праву человека, тем более она

склонна охранять личные права в государстве»3.

Закрепляются естественные права человека и соответствующие

им юридические обязанности в конституциях государств и

важнейших законодательных актах. «Основные права и свободы

человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения

», — говорится в ч. 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации.

Закрепленные в законодательстве общечеловеческие начала

можно считать реальными только при наличии благоприятных

экономических, политических, духовных и иных условий.

Принцип социальной справедливости в различных отраслях

права проявляется по-разному, поскольку речь идет о различных

сферах общественных отношений. В трудовом праве он выражается

в адекватной количеству и качеству труда заработной плате

(пока она еще неадекватна), в сфере бизнеса — в получении адекватного

вознаграждения за творческие и предпринимательские

способности, в гражданском праве — в соответствии возмещаемого

ущерба причиненному имущественному вреду и упущенной выгоде,

в пенсионном обеспечении — в зависимости размера пенсии

1 Ветхий Завет. Второзаконие. 20.17.

2 Ветхий Завет. Числа. 31.17.

3 Тихомиров ЛЛ. Монархическая государственность. СПб., 1992. С. 610.

202 Глава 11. Понятие права

от трудового вклада и продолжительности трудовой деятельности,

в административном, уголовном праве и других отраслях — в соразмерности

наказания совершенному правонарушению.

О последнем случае выражения справедливости в праве хорошо

сказал знаменитый римский оратор Цицерон в трактате

«О законах»: «Кара да соответствует преступлению!» — дабы

каждый нес наказание в соответствии со своим поступком: чтобы

самоуправство каралось утратой гражданских прав, алчность —

пеней, искательство почетных должностей — дурной славой»1.

Свобода — неотъемлемое свойство человека, только при ее наличии

возможно нормальное существование личности, раскрытие

всех ее творческих возможностей. Истории известны законы, ограничивающие

свободу, например, законы, разрешающие рабство.

«Однако последние, — по словам Гегеля, — являются лишь

позитивными законами и правами, и притом такими, которые

противны разуму и абсолютному праву»2.

Нормативные установки, не соответствующие идеям справедливости

и свободы, правом не являются, это бесправие и произвол,

хотя законодательно и оформленные.

3. Право имеет свой предмет отражения.

Это власть, государство, порядок в обществе.

Именно эти общественные институты наполняют идею справедливости

и свободы реальным содержанием, именно они способны

обеспечить свободное и справедливое существование человека,

его нормальную жизнедеятельность.

Идеи справедливости и свободы получают отражение и в других

формах сознания и образцах поведения. Но в праве они существуют

в свободах, правах, обязанностях человека, государства, общества,

в размерах, видах и формах их взаимной ответственности.

При этом права, свободы, обязанности, ответственность либо закрепляются

в законодательстве, либо существуют в виде нормативных

установок в сознании, идеях, .фактических отношениях.

Предметом своего отражения право отличается от иных форм

сознания и сфер социальной жизни: религии, морали, экономики,

искусства и т.д.

4. Право регулирует поведение человека, воздействует на его

мысли и чувства.

Эта способность права определяется выражаемыми им идеями

справедливости и свободы.

1 Цицерон. Диалоги о государстве, о законах. М., 1966. С. 148.

2 Гегель. Философская пропедевтика / / Работы разных лет. Т. 2. М., 1973.

С. 37.

1. Право и его признаки 203

Каждый человек, если он социально не деформирован, стремится

к справедливости и свободе, таковым он хочет видеть поведение

других людей, а государство рассматривает как гаранта

справедливости и свободы. Видя в праве отражение этих идей,

человек считает необходимым подчиниться нормативным установкам.

В этом для него — внутренняя обязательность права.

Требованиям права человек подчиняется добровольно, по внутреннему

убеждению, а нормативные правовые установки в этих случаях

воздействуют на его сознание, на психику.

Внешняя обязательность права выражается в применении к

человеку внешнего принуждения (физического или психического)

и касается оно только поведения (а не сознания — как при

внутренней обязательности).

Обладая внутренней и внешней обязательностью, право способно

активно влиять на человека и тем самым закреплять необходимый

порядок в обществе.

5. Праву присуща специфическая форма выражения — законодательство.

Идеи справедливости и свободы, выражающие суть естественного

права, существуют в разнообразной форме — в виде правосознания,

правоотношений, правовых понятий, иных правовых

явлений.

Значительная их часть облекается в законодательную форму

и становится положительным (позитивным) правом. Законодательство,

таким образом, — форма выражения значительной части

права. Иная его часть существует в других формах. Именно

поэтому право никогда не может совпадать с законодательством.

Оно шире законодательства по объему и соотносится с ним как

содержание и форма.

Та часть права, которая вовне выражается в законодательстве,

т.е. положительное право, приобретает специфические признаки,

нередко приписываемые праву в целом. И обусловлены

они связью положительного права с государством. Это — следующие

признаки.

А. Право — возведенная в закон воля.

Воля — сознательно обусловленное психофизиологическое

состояние человека, выраженное в целенаправленном поведении.

Как функция мозга воля отражает окружающий мир, социальные

и иные потребности и интересы человека. Именно они

определяют (детерминируют) направленность воли, ее содержание.

Воля пронизывает всю деятельность человека, все его целенаправленное

поведение во всех областях жизни, в том числе и в

204 Глава 11. Понятие права

правовой сфере. «Почвой права, — по словам Гегеля, — является

вообще духовное, и его ближайшим местом и исходной точкой —

воля

Процесс возведения воли в закон представляет собой оформление

ее определенным образом, издание законодательными органами

внешнеобязательных нормативных предписаний. Право в

этом случае получает государственное освещение. Создается иллюзия,

что право исходит от государства. На самом деле государство

в лице своих законодательных органов «возводит в закон»

существующие вне зависимости от государства идеи справедливости

и свободы, т.е. идеи естественного права.

Широко распространенным в отечественной юридической

науке было мнение о том, что.наше право выражает волю всего

народа. Выражать волю народа право может лишь в том случае,

когда подлинно демократический законодательный орган с соблюдением

установленной процедуры закрепляет в законодательстве

четко и последовательно идеи справедливости и свободы. Эти

идеи поддерживает и исповедует в основном весь народ, и они

являются источником внутренней и внешней обязательности

юридических норм.

«Если бы воля не была всеобщей, — верно писал Гегель, — то

не существовало бы никаких действительных законов, ничего, что

могло бы действительно обязывать всех. Каждый мог бы поступать,

как ему заблагорассудится, и не обращал бы внимание на

своеволие других»2.

Определенная часть юридических норм — тех норм, которые

прошли всенародное обсуждение, были скорректированы, а затем

стали законодательством, — несомненно выражает волю народа.

Что же касается других актов, и прежде всего принимаемых министерствами

и ведомствами, то они нередко выражают узковедомственные

интересы, зачастую не совпадающие с интересами

большинства народа либо прямо им противоречащие.

Резкое сокращение, а в дальнейшем и сведение на нет ведомственного

правотворчества — первоочередная задача развития

российской правовой системы. По справедливому замечанию

И. Канта, «законодательная власть может принадлежать только

объединенной воле народа»3.

Возведенную в закон волю социальной группы, класса или народа

можно считать сущностью права, т.е. глубинным свойством,

1 Гегель. Философия права. М., 1990. С. 67.

2 Там же.

3 Кант И. Указ. соч. С. 234.

1. Право и его признаки 205

которое определяет все остальные его черты. Содержанием воли,

выраженной в праве, является интерес1. По словам известного русского

философа В.С. Соловьева, «сущность права состоит в равновесии

двух нравственных интересов: личной свободы и общего

блага»2. Анализируя содержание воли и сопоставляя его с идеями

справедливости и свободы, можно сделать вывод о сущности

права, о его прогрессивном или реакционном характере.

Б. Формальная определенность права. Закрепленные в законодательстве

нормативные установки обретают особое свойство

— формальную определенность. Она проявляется в четкости,

однозначности и лапидарности законодательных предписаний.

Достигается это с помощью правовых понятий, их определений,

выработанных столетиями правил юридической техники.

Именно поэтому субъекты права четко знают границы правомерного

и неправомерного, свои права, свободы и обязанности,

размер и вид ответственности за совершенное правонарушение.

Формальная определенность — важнейшее свойство права, ибо

она позволяет внести строгость и четкость в общественный порядок,

избежать произвольного толкования и применения юридических

норм. Уместно заметить в этой связи, что термин

«закон» образован от сочетания слова «кон» (граница) и частицы

«за», означающей предел движения. Закон, таким образом, даже

этимологически означает четкие границы поведения субъектов

права.

В. Системность права. Выраженные в законодательстве

нормы права приобретают свойство системности, т.е. взаимосвязанности,

согласованности. Системность в право привносится

именно законодательством. Существующие в сознании, в поведении

нормативные правовые установки этим свойством не обладают.

Законодатель, закрепляя в предписаниях новые юридические

нормы, обязательно согласовывает их с уже существующими.

Только системное, непротиворечивое, официально существующее

право способно выполнить стоящие перед ним задачи. Бум в законодательной

деятельности современной России, несогласованность

нормативно-правовых актов, быстро меняющаяся социально-

экономическая и политическая обстановка основательно подорвали

системообразующие связи между юридическими нормами.

Важнейшая и неотложная задача — восстановить и укрепить сис-

1 Цель и интерес признавал основанием воли, выраженной в праве, Р. Иеринг

(Иеринг Р. Цель в праве. СПб., 1881. С. 242).

2 Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия / / Соч. В 2-х т.

Т. 1. М., 1988. С. 457.

206 Глава 11. Понятие права

темность права. Без этого эффективность правового регулирования

будет ничтожно мала.

Г. Динамизм права. Проявляется в подвижности, возможности

быстрого изменения законодательных положений. Это свойство

права наиболее наглядно проявляется в период бурных социально-

экономических и политических преобразований. Именно тогда

интенсивно изменяются и отменяются устаревшие нормативные

акты, активно разрабатываются и принимаются новые. Это и происходит

в настоящее время в нашей стране.

Д. Право — это равный масштаб по отношению к разным

людям. На это обстоятельство, но применительно к социализму,

обращал внимание К. Маркс. По его словам, «право производителей

пропорционально доставляемому ими труду: равенство состоит

в том, что измерение производится равной мерой — трудом

». Но и здесь (имеется в виду социализм) равное право «по

своему содержанию есть право неравенства, как всякое право»1.

Мысль К. Маркса верна, если не связывать ее только с социализмом

и только со сферой производства. Право посредством законодательства

«дозирует» поведение, определяет его масштабы. Эти

одинаковые мерки «прикладываются» к разным людям (разным

по своим способностям, физическим возможностям, семейному

и иному положению и т.д.). В производстве это выражается в равной

оплате за равное количество и качество труда (за равную работу

— равная оплата), при купле-продаже — в равной для всех

покупателей цене за товар, при поступлении в вуз — равных для

всех абитуриентов условиях поступления и т.д.

Являясь равным масштабом для разных людей, право не может

обеспечить их фактическое равенство, да и не должно. Иначе

это подорвало бы творческие и трудовые стимулы и привело

бы общество к застою. Существовавшее в недавнем прошлом советское

уравнительное распределение — печальный тому пример.

Смягчая проявление данного свойства права, развитые государства

дифференцированно взимают налоги, распределяют общественные

фонды, выплачивают пособия в зависимости от материального

и иного положения граждан. В этом и проявляется распределительный

аспект справедливости. Полнота его реализации и есть

наиболее яркий показатель заботы государства о своем народе.

Е. Охрана права государством. Далеко не все нормы позитивного

права соблюдаются и исполняются добровольно, в силу внутреннего

убеждения. Значительная часть населения подчиняется

1 Маркс К. Критика Готской программы / / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.

Т. 19. С. 19.

2. Право и государственное принуждение 207

требованиям правовых предписаний лишь потому, что за правом

стоит государство.

Государство издает юридические нормы, т.е. «возводит в

закон» интересы определенных субъектов, и государство их охраняет.

Без такой охраны нет права. Государственная охрана правовых

норм включает в себя государственное принуждение, различные

организационные, организационно-технические, воспитательные

и превентивные (предупредительные) меры государственных

органов по соблюдению и исполнению гражданами юридических

норм.

Этим мерам в правовом государстве отводится большая роль,

ибо они позволяют стабилизировать правовой порядок в обществе,

не приводя в движение дорогостоящий государственный репрессивный

аппарат. По этой причине в нашей стране следует четче

и шире организовывать обсуждение законопроектов, полнее учитывать

высказанные по ним замечания, значительно увеличить

издание нормативно-правовых актов, создать хорошо работающую

систему правового воспитания.

2. Право и государственное принуждение

Государственное принуждение — осуществляемое на основе

закона государственными органами, иными уполномоченными на

то организациями, должностными лицами физическое, психическое,

имущественное или. организационное принуждение в целях

соблюдения и исполнения правовых предписаний.

Принуждение существует в любом человеческом обществе и

является одним из необходимых методов поддержания в нем организованности

и порядка. Сущность принуждения сводится к такому

воздействию, в результате которого человек ведет себя вопреки

своей воле, но в интересах принуждающего. Принуждается

член общества к исполнению обязанностей, к соблюдению запретов.

Первой, очевидно, в истории человечества иллюстрацией принуждения

и наказания может быть известный библейский сюжет

о наказании Адама и Евы, вкусивших запретный плод, и змея,

искусившего их. Бог обрек змея ходить на чреве своем и есть прах

в течение всей жизни, Еву — в болезни рождать детей, а Адама —

в поте лица есть хлеб свой1.

В течение столетий право и насилие отождествлялись, особенно—

в обыденном сознании; с правом всегда связывалась готов-

1 Ветхий Завет. Бытие. 3.14, 16, 19.

208 Глава 11. Понятие права

ность его отстаивать. «А если есть храбрец в твоем роде, не остается

твой иск за чужим родом», — гласит старая казахская пословица.

Об этом же и знаменитый ответ вождя древних галлов:

«Я ношу свое право на острие своего меча»1 . Не случайно и богиня

правосудия Фемида (или возмездия — Немезида) держит в одной

руке весы, на которых взвешивается право, а в другой — меч как

символ его защиты, силы. По образному выражению Р. Иеринга,

«меч без весов есть голое насилие, весы без меча — бессилие

права»2.

С появлением государства, законодательства принуждение к

соблюдению и исполнению норм права становится государственным

по своему характеру и осуществляется специально уполномоченными

на то государственными органами, выступая одним

из методов управления гражданским обществом. Оно выражает

негативную реакцию общества, граждан на неприемлемый для

них вариант поведения, который выбрало и которому следует то

или иное лицо. Без принуждения практически не может обойтись

ни одно государство.

Если законодательство последовательно и четко выражает

идеи справедливости и свободы, то государственное принуждение

к соблюдению юридических норм будет оправданным и в свою очередь

справедливым, если же нет, то оно превращается в произвол.

Это и происходит в государствах с тоталитарным режимом. Таковым

до недавнего времени было и наше государство.

Фактическим основанием применения государственного принуждения

является чаще всего правонарушение, а также иные

нежелательные для других граждан, общества и государства правовые

аномалии. Такой аномалией, нежелательной в обществе,

является, например, уклонение лица от исполнения возложенных

на него юридических обязанностей (если это не образует состав

преступления). Естественной формой реакции общества на такое

поведение является применяемое в отношении данного лица государственное

принуждение — принуждение к исполнению возложенных

на человека, но не выполненных им юридических обязанностей

(принудительное взыскание алиментов на воспитание

ребенка, принудительное изъятие вещи у незаконного владельца

и передача ее собственнику и т.д.).

В определенных, четко обозначенных в законе случаях государственные

принудительные акции могут применяться и не в

1 Палиенко Н.И. Нормативный характер права и его отличительные признаки.

Ярославль, 1905. С. 1-2.

2 Иеринг Р. Борьба за право. М., 1901. С. 2.

2. Право и государственное принуждение 209

связи с правонарушениями и явными аномальными явлениями.

Например, в целях предупреждения возможных вредных

последствий и обеспечения общественной безопасности — таможенные

досмотры, досмотры ручной клади в аэропортах, административный

надзор милиции — за лицами, совершившими

тяжкие преступления и освободившимися из мест лишения свободы,

и др.

Государственное принуждение, осуществляемое правовым государством

(Российское государство пока еще, к сожалению, таковым

не является), имеет следующие особенности. Оно, во-первых,

служит защите интересов граждан, государства, общества,

во-вторых, является вспомогательным, дополнительным методом

управления обществом.

Основным, главным методом является метод убеждения, который

представляет собой совокупность средств, приемов и способов

воздействия на сознание человека с целью формирования у

него мнения об осознанном и добровольном соблюдении и исполнении

правовых предписаний. Такое принуждение, в-третьих,

осуществляется в закрепленной нормативно-правовыми актами

процедурной форме.

В этих актах установлены виды и размеры принудительных

мер, основания их применения, определены субъекты юрисдик-

ционной деятельности и их компетенция, порядок осуществления

принуждения, право граждан на защиту. Чем четче и полнее регламентирована

процедура применения государственного принуждения,

тем надежнее правовые гарантии прав и свобод граждан,

тем меньше возможностей для злоупотребления властью должностными

лицами. *

И наконец, в-четвертых, оно не носит характера истязания,

не ставит целью причинять физические и иные страдания правонарушителю,

а направлено прежде всего на воспитание добропорядочного

гражданина.

Государственное принуждение разнообразно по видам и охватывает:

а) предупреждение правонарушений и иных нежелательных

для личности и общества явлений (проведение различных организационно-

правовых мероприятий — осмотр неисправных механизмов

и приостановление их эксплуатации, эвакуацию из районов

стихийного бедствия и др.; б) пресечение правонарушения

(как правило, законные насильственные действия по прекращению

противоправного поведения — задержание правонарушителя,

арест преступника, изъятие у него орудий преступления

и т.д.); в) правовосстановление, т.е. восстановление ранее нарушенных

прав гражданина (возвращение имущества, восстановле-

210 Глава 11. Понятие права

ние права на жилую площадь, восстановление доброго имени

и др.); г) юридическую ответственность, заключающуюся в возложении

на правонарушителя определенных лишений (лишение

свободы, штраф и др.).

3. Преемственность в праве

На развитие и особенности любой правовой системы, в том

числе и отечественной, оказывает самое непосредственное влияние

преемственность. До недавнего времени советская юридическая

наука основательно анализировала влияние на право экономики,

политики, морали, иных социальных явлений. О преемственности

речи не было, ибо господствовало мнение об исключительности,

особом, принципиально новом характере социалистического

права, ничего общего не имеющего с предшествующими

типами и напрочь их отвергающего. Такой подход не прибавляет

знаний о праве.

Преемственность в праве — заимствование правом того или

иного государства положений прошлых либо современных ему

правовых систем.

Преемственность — необходимый элемент закона отрицания

отрицания, одного из основных законов диалектики. Процесс отрицания

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.