Основные направления правовой мысли.
1. Два подхода к праву
В истории общественной мысли, в сменявших друг друга
влиятельных идеологиях можно, если несколько упростить схему,
выделить два основных контрастирующих подхода к праву.
Один из них — признание права важнейшей социальной ценностью,
одним из основных (если не главным) фактором организации
и развития общества. Для другого подхода, наоборот, характерно
открыто отрицательное, скептическое или безразличное отношение
к праву, неверие в его социальный потенциал, т.е. то, что обобщенно
называют юридическим нигилизмом.
Своими отдаленными корнями понимание права как важной
потенциальной ценности уходит еще в античный мир Греции и
Рима, эпоху просветительства, в XVIII век, на рубеже американской
и французской революций. В борьбе с абсолютизмом, монархическим
всевластием (вспомним изречение Людовика XIV: «Государство
— это я») идеологи просветительства выдвинули лозунг:
«Заменить правление людей правлением закона». При этом
они верили во всемогущество законов, которые, по выражению
одного из них, «могут все» (Гельвеций). Дидро объяснял происхождение
общества деятельностью законодателя, а Гольбах полагал,
что гуманного законодателя достаточно, чтобы обеспечить общественный
прогресс.
Для выполнения такой роли законы должны отражать требования
и принципы естественного права, обусловленные природой
человека. Закрепление того, что понималось под принципами естественного
права в революционных декларациях о независимости,
правах и свободах, создание писаных конституций, кодификации
законодательства — все это способствовало представлениям
о праве как первооснове общества. Такая трактовка роли права
получила название «юридическое мировоззрение».
Ставшие господствующими товарно-денежные отношения
отвергали прямое вмешательство государства в хозяйственную
жизнь, они же требовали четкой, развернутой правовой регламентации.
Право выступало как основа собственности и предпри-
178 Глава 10. Учение о праве
нимательства. Государству отводилась при этом роль гаранта и
охранителя («ночного сторожа»), и уже здесь обнаруживаются
истоки правового государства, связанности государства правом.
«В буржуазном обществе, — отмечал известный советский юрист
20-х гг. Е. Пашуканис, — правовая форма приобретает универсальное
значение, юридическая идеология становится идеологией,
по преимуществу»1.
Основоположники марксизма упрекали своих современников
— представителей юридического мировоззрения в том, что
они рассматривают действительность через «юридически окрашенные
очки», не видят обусловленности права социально-экономическими
и классово-политическими отношениями и т.д. В этой
критике было немало справедливого. В последующем развитии
юридического мировоззрения многие его крайности постепенно
подвергались корректировке.
Главное, однако, состояло в другом. Именно с позиции юридического
мировоззрения становилось особенно очевидным, что
история общества — это история прогрессирующей эволюции
(хотя неравномерной и прерывистой) роли и значении права в
жизни общества.
Сложные испытания прошла эта тенденция за последующие
сто с лишним лет. Но при всех зигзагах и прерывах, порожденных
масштабными социальными потрясениями (мировые войны, революции,
диктатуры, кризисы), как во внутренней жизни, так и
в отношениях между ними, право силы вытеснялось силой права.
Развитие пришло к тому, что сегодня, на рубеже XXI в., роль
права в современном мире велика как никогда раньше.
Историческое развитие подтвердило правильность основополагающего,
а не производного фактора жизнедеятельности общества.
Без развития и совершенствования права, обеспечивающего
максимально широкому кругу людей равную меру свободы и защиту
основных прав, были бы невозможны современные индустриальные
общества с их высокопродуктивным экономическим
строем, широкой политической демократией, правовой государственностью.
Фундаментальное значение таких выросших на юри-
дико-мировоззренческой основе идей, как первенствующее значение
прав и свобод личности, правовое государство (англо-американский
эквивалент — правление права), примат международного
права, признается ныне почти всеми влиятельными идеология-
1 Пашуканис Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и государства.
М., 1980. С. 41.
1. Два подхода к праву 179
ми — неолиберальной, консервативной, социал-демократической
и даже позднесоциалистической.
Обратимся теперь к философиям, которые отличают юриди-
ко-нигилистическое отношение к праву в пассивной или активной
форме.
Для первой — пассивной — характерно безразличное отношение
к праву, явная недооценка его роли и значения. В системе
установок и ценностей соответствующих учений праву или вообще
не находится места, или оно оказывается на задворках системы.
С таким подходом можно встретиться не только в учениях, про-
поведывающих авторитаризм и диктаторские формы правления,
но, как это не кажется странным на первый взгляд, в учениях,
пользующихся репутацией демократических.
Мы высоко ценим, например, русских революционных демократов
прошлого века (Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова
и др.). Их критические суждения о правовых институтах права
царской России справедливы. Однако в системе их взглядов
какой-либо позитивной роли праву не отведено, в нем они не видят
важного фактора социальных преобразований, формирования демократических
институтов. Соответственно и влияние, которое
оказали эти авторы на общественное сознание (а это влияние было
значительным), не способствовало пониманию ценности права, его
престижу, развитию правосознания.
Другой пример — взгляды русских философов начала X X в.
(Н. Бердяев, П. Струве, С. Булгаков и др.) в концентрированном
виде изложены в широко известном сборнике «Вехи» (1909 г.).
Авторы исходят из признания «теоретического и практического
первенства духовной жизни над внешними формами бытия»1.
Поскольку право есть «внешняя форма общежития», то сколько-
нибудь существенного интереса для представителей религиозной
философии оно не имеет и «теоретически и практически» изгнано
из числа ценностей, признанных обеспечить успех «общественного
строительства». Характеризуя эту позицию, известный
правовед И. Покровский писал спустя десять лет в другом, также
известном сборнике: «Мы целиком в высших областях этики, в
мире абсолютного, и нам нет никакого дела до того в высокой степени
относительного и несовершенного порядка человеческого общения,
которым является право»2.
Последующее развитие событий в стране быстро показало, что
при всей важности нравственных и духовных начал эти нравст-
1 Вехи. (Сборник статей о русской интеллигенции). М., 1909.
2 Из глубины. (Сборник статей о русской революции). М.-Пг., 1918. С. 264.
180 Глава 10. Учение о праве
венные начала и внутреннюю свободу нельзя считать чем-то более
высоким и значительным, чем «внешние» — юридические и политические
институты, уже по одному тому, что за отказ от права
приходится раньше или позже платить не только крахом демократии,
но также и моральной деградацией и духовным обнищанием.
Право — это не «минимум нравственности», как полагал философ
В.С. Соловьев и считают те, кто и сегодня повторяет подобные
формулы (например, А.И. Солженицын). Право никогда не
претендовало на то, чтобы в системе социальных ценностей стоять
выше нравственности. Но и ее не следует ставить выше права. Ничего,
кроме вреда, это принести не может. Да. и вообще, любая
схема, отодвигающая право на задний план, делающая его чем-то
второстепенным, весьма опасна в социальном плане.
Активному юридическому нигилизму свойственно осознанно
враждебное отношение к праву. Представители учений этого рода
видят, какую важную роль играет или может играть право в
жизни общества и именно поэтому выступают против него. Эти
учения отрицают социальную ценность права, в лучшем случае
считают его наименее совершенным способом регулирования общественных
отношений, а в худшем требуют вообще отказаться
от него.
Наиболее характерным примером такого крайнего, максималистского
подхода является анархизм. В глазах его основателей —
Штирнера, Прудона, Бакунина — право, как и государство, —
это зло. Путь к идеалу анархизма — «свободному (либертарному)
обществу» — лежит через радикальное преодоление этого зла.
В одной из своих программных работ («Программа международного
социалистического альянса») М. Бакунин требует немедленной
отмены «всего того, что на юридическом языке называлось
правом и применения этого права». Он же утверждал, что для торжества
свободы надо отбросить «политическое законодательство»,
имея в виду прежде всего конституцию.
К сожалению, не избежали сильного антиюридизма и идеологические
течения в России. В качестве примера укажем славянофильство,
сложившееся в середине прошлого века. Ход рассуждений
славянофилов бзл примерно таков: единой общечеловеческой
цивилизации и, следовательно, единого пути развития для
всех народов не существует, каждый из них живет «самобытною»
жизнью.
Отсюда принципиальные различия между Россией и Западом,
важнейшее из которых в том, что Западу свойственно «поклонение
государству», стремление построить жизнь на юридических осно-
1. Два подхода к праву 181
вах, а Россия предпочитает им порядок, основанный на нравственных
началах, монархическом патернализме, христианских
идеалах и соборности.
Один из активных славянофилов И. Аксаков-младший писал:
«Посмотрите на Запад. Народы увлеклись тщеславными побуждениями,
поверили в возможность правительственного совершенства,
наделали республик, настроили конституций — и обеднели
душою, готовы рухнуть каждую минуту». Все это России не подходит.
Поэт-юморист прошлого века имел все основания изобразить
позицию славянофилов следующими строками: «Широки натуры
русские. Нашей правды идеал не влезает в формы узкие юридических
начал».
Так уж исторически сложилось, что российское общество и государство
издавна отличал дефицит права и правосознания. Идеология
славянофильства есть одновременно и отражение, и оправдание
этого. К сожалению, свойственные ей подходы достаточно
живучи и в тех или иных вариантах не раз встречались и позже.
Еще один пример — взгляды Л.Н. Толстого. Его противопоставительная
формула «жить нужно не по закону, а по совести»
не случайна. Неприязнь к праву, отличавшая Толстого-писателя,
стала еще более глубокой у позднего Толстого — моралиста, назвавшего
право «гадким обманом», а юриспруденцию — «болтовней
о праве».
Советские исследователи справедливо писали о том, что юридический
негативизм Л.Н. Толстого вырос на благодатной почве
осуждения законодательства России с его сословным неравенством,
жестокими санкциями, беззащитностью, простого человека
перед лицом закона и юстиции.
Однако Л.Н. Толстой не щадил и более развитые формы и демократические
институты права. В 1904 г. в интервью американской
газете Л.Н. Толстой, говоря о западных странах, утверждал,
что все усилия, результатом которых явились конституции и декларации
прав, были напрасными и ненужными; это был неправильный
и ложный путь1.
Двадцатый век отмечен несколькими вспышками анархического
антиюридизма в идеологии и политической жизни. Он дал
о себе знать в конце 60-х годов в связи с волной студенческих
движений, прокатившихся по Европе и США. Теоретические установки
разных групп этогр движения, представлявшие собой
своеобразную смесь анархизма, марксизма и маоизма, объединяло
1 См.: Новгородцев П. Кризис современного правосознания. М., 1909. С. 4.
182 Глава 10. Учение о праве
отрицательное отношение к праву как якобы сугубо буржуазному
институту, продукту сытого, забывшего о необходимости революционных
изменений «одномерного общества». При всем своем радикализме
сколько-нибудь длительного и серьезного влияния на
общественное сознание в Европе и США эта вспышка не оказала.
Сегодня, на рубеже нового тысячелетия, юридический нигилизм
не представлен влиятельными идеологическими теориями.
Более того, в некоторых странах, где в течение веков господствовало
отрицательное, во всяком случае настороженное, отношение
к праву и закону, ныне ощутимы существенные перемены. Наглядный
пример — Китай, где господствовавшая веками идеология
конфуцианства, выдвинув альтернативу — «либо господство
традиций, концентрирующих в себе нравственные и этические
ценности, либо господство закона», сделала выбор в пользу традиций.
Законы, с позиции конфуцианства, никакого значения для
улучшения общества не имеют, чем их меньше, тем лучше, обращение
к правосудию аморально, и все эти постулаты твердо
укрепились в общественном сознании1.
Однако, после того как Китай в последней четверти нашего
века вступил на путь последовательных социальных реформ, отношение
к праву значительно изменилось. Сходные тенденции в
той или иной степени прослеживаются в некоторых государствах,
где господствует мусульманская идеология, но думаю, не во всех
и с учетом того, что в этой идеологии право выступает не как самостоятельная
ценность, а как производное от религиозных предписаний.
Многие западные авторы относят марксистское учение о праве
к числу юридико-нигилистических, не склонных сколько-нибудь
высоко оценивать право. Для этого имеются основания, но, тем
не менее, ситуация не столь однозначна. Очевидно, следует различать
несколько аспектов проблемы: во-первых, взгляды основоположников
марксизма на природу права и его роль в истории
общества; во-вторых, их взгляды на роль права на дальнейших
этапах общественного развития, как его представлял марксизм;
в-третьих, как были реализованы на практике эти взгляды пришедшими
к власти последователями марксизма.
Обратившись к первому аспекту, мы увидим в марксистской
доктрине немало положений и выводов, весьма значимых для на-
1 Другое влиятельное идеологическое течение — легисты — хотя и подчеркивало
важное значение закона, но видело в нем исключительно средство уголовной
репрессии, средство управления, основанное на системе жестоких наказаний
и доносительства, что также не способствовало уважению к праву.
1. Два подхода к праву 183
учного понимания. Это прежде всего широкий и убедительный
показ обусловленности права социально-экономической инфраструктурой
общества, особенно — товарно-денежными отношениями
в сферах производства и распределения. Оправдан и анализ
связи права с классовыми отношениями, который в работах создателей
доктрины отнюдь не столь примитивен и однолинеен,
как это пытались представить позднее советские авторы, основываясь
на вырванной из контекста и неверно интерпретированной
формуле из «Манифеста Коммунистической партии» (право как
возведенная в закон воля господствующего класса). Создатели доктрины,
подчеркивая связи права с инфраструктурой («базисом»)
общества, выступали против примитивной трактовки права как
«господствующей воли государства», а также против отождествления
права и закона и соответственно — законодательного волюнтаризма.
Заслуживают внимания и трактовка права как применение
равного масштаба к неравным отношениям, и некоторые
другие положения доктрины. Если, однако, обратиться ко второму
из названных выше аспектов, то оценки существенно меняются.
Перспективы права в марксистском учении выглядели достаточно
пессимистично.
Применительно к праву буржуазного общества они были таковы
потому, что исключалась сколько-нибудь радикальная трансформация
этого общества правовым путем.
Маркс ошибся в оценке потенциала и перспектив права буржуазного
общества, как и самого этого общества. А между тем
при всех несовершенствах тогдашних правовых систем вполне
можно было увидеть, что право становится одной из фундаментальных
основ и гражданской, и политической жизни демократически
ориентированного общества.
Создатели учения напрасно (хотя и не случайно) прошли мимо
идеи «правового государства», ограничившись парой скептических
высказываний. И если последующее развитие капитализма
происходило отнюдь не по схеме Маркса, то огромную роль сыграло
при этом право как один из «китов», на которых покоится
развитое, демократически ориентированное общество.
Не в меньшей мере проявлялась недооценка права, когда создатели
доктрины обращались к будущему социалистическому
обществу. По Марксу, только на его раннем этапе сохраняются
«узкие горизонты буржуазного права» — этого исторически последнего
типа права, которому предстоит отмереть вместе с государством.
Стремление к «обществу без права» по меньшей мере
не свидетельствует об уважительном отношении к последнему,
и последующая практика социалистического строительства под-
184 Глава 10. Учение о праве
твердила это. О какой ценности права может идти речь, если диктатура
пролетариата объявлена государственной властью, не ограниченной
никакими законами, сам закон — не более чем инструмент
его политики, права человека и гражданина сначала
отрицаются вообще, а позже трактуются не как достояние личности,
а как нечто дарованное «партией и правительством», правовое
государство объявлено буржуазной выдумкой, конституция
имеет мало общего с реальными механизмами государственной
власти и т.д. Не исключено, что история социалистического
строительства в нашей стране знала бы меньше насилия и беззакония,
если бы марксистское учение отвело праву более достойное
место.
Можно говорить о существенном переломе, который происходит
в России на рубеже XXI в. в оценке права. Утверждается
его понимание как основополагающей социальной установки, получили
признание основные принципы правовой государственности.
Российская юридическая наука отказалась от идеологизированных
установок эпохи длительного противостояния буржуазной
науки, с одной стороны, и социалистической теории государства
и права, с другой, как, например, тезис о социалистическом праве
как «последнем историческом типе права». Она отказалась от обязательной
классовой трактовки права и его основных институтов,
по-иному взглянула на корреляцию права с экономикой и политикой,
уйдя от сведения права к производному от экономики и
превращения его в инструмент политики, по преимуществу.
Права и свободы человека и гражданина не рассматриваются более
как продукт государственной воли. Этот перечень можно продолжить,
но важно и другое: российской теорией права накоплен и
обобщен на доктринальном уровне значительный правовой материал,
не остается без ответа ни одна из проблем, охватываемых
тематикой этой научной дисциплины, и в целом многое из того,
что создано ранее, но не потеряло своего значения. Это прочная
основа для дальнейшего развития теории права как и всей юридической
науки страны.
2. Основные направления правовой мысли
В предыдущем параграфе речь шла об отношении к праву различных
идеологических систем. Теперь обратимся к тому, как же
понимали и объясняли право, основные направления и школы
правовой мысли. В подавляющем большинстве своем они исходят
из ведущей роли права в системе социальных ценностей. Именно
2. Основные направления правовой мысли 185
эти направления и школы в своей совокупности позволили выявить
все основные аспекты такого сложного и многогранного социального
феномена, каким является право. И наоборот, юриди-
ко-нигилистические подходы мало что дают для теории права.
Достаточно условно основные направления и школы, о которых
пойдет речь, могут быть разбиты на три вида (или группы)
в зависимости от того, что является для них исходным в подходе
к праву и что соответственно влияет на понимание права и на критерии
и требования, предъявляемые к нему.
У одной из этих групп исходными служат известные философские
формулы (раздельно или в сочетании) — «идеи правят
миром» и «человек есть мера всех вещей». Для относящихся сюда
школ право является (или должно быть) отражением разумных,
правильных (в понимании авторов) идей, свойств, интересов и
представлений человека. Концепции такого рода обычно объединяют
под названием «философия права». По выражению Гегеля,
она призвана «рассматривать разумность права».
Для второй группы исходным является государство. Право для
этих школ — продукт государственной воли, суверенной власти,
которая таким образом устанавливает необходимый и обязательный
порядок отношений в обществе. Это так называемая позитивистская
юриспруденция, которая в лице своих наиболее крайних
школ требует принимать действующее право таковым, как оно
есть, а не должно быть.
Третья группа школ отталкивается от понятий общества,
реальной жизни. Для них более важным, чем «право в книгах»,
представляется «право в жизни» (применительно к государственному
праву, например, не «формальная конституция», а «живая
конституция»). Эти школы относят себя к «социологии права
» (или «социологической юриспруденции») и, как это следует
уже из самого названия, их представители уделяют особое внимание
конкретным правовым отношениям, массовому правосознанию
и т.п.
Еще раз подчеркнем, что это деление, особенно сегодня, на три
вида в большей мере условно. В прошлом же оно не только проступало
более отчетливо, но и носило характер противоборства.
Позитивистская доктрина, к примеру, формировалась как отрицание
естественного права — важнейшего понятия философии
права. Социологическая юриспруденция возникла в борьбе с позитивизмом.
Сегодня такое противостояние в общем-то ушло в прошлое.
Можно говорить не только о мирном сосуществовании, но и об
известной интеграции этих направлений. Они во многом пошли
186 Глава 10. Учение о праве
навстречу друг другу. Так, все они согласны в признании естественных
неотчуждаемых основных прав и свобод гражданина, примата
международного права над национальным, возросшей роли
судебного контроля за деятельностью государственных органов.
При немалых различиях в решении важнейшего вопроса — о соотношении
права и государства все направления сближает общее
признание основных принципов правовой государственности. Тем
не менее существенные различия в методологии, расстановке акцентов,
оценочных выводах остаются.
Как мы уже говорили, исходной методологической установкой
философии права служит формула «идеи правят миром». Применительно
к праву это означает, что существует «идея права», некое
идеальное правовое начало, которое призвано предопределить,
каким должно быть действующее право. Эта ориентация получила
свое наиболее полное выражение в доктрине естественного права.
Она стара почти так же, как и само право, сопровождая «действующее
право» на всем его историческом пути. Впрочем, она знала
периоды как взлета, так и упадка.
Конечно, естественное право не есть некая правовая система,
существующая и действующая наряду с позитивным правом, как
это полагали в прошлом некоторые представители доктрины.
Оно — явление по преимуществу идеологическое, отражающее
представления о справедливости, правах человека, иных социальных
ценностях. Но эти представления формулируются как правовые
требования, обращенные к действующему праву и законодателю.
Их невыполнение как бы должно влечь и юридические
последствия. «Несправедливый закон не создает право», — такова
формула, идущая еще от Цицерона.
Практическая реализация подобных установок в судебной и
вообще правоприменительной деятельности представляется достаточно
сложной. Однако это не умаляет важность проблемы.
«Естественное право» выступало как средство против использования
властью закона в своекорыстных целях, против того, что
позднее получило название «правонарушающее законодательство
». Доктрина естественного права первая привлекла внимание
к тому, что право и закон могут не совпадать, и всегда подчеркивала
возможность этого несовпадения с его опасными последствиями.
Однако самая большая заслуга доктрины естественного права,
ее непреходящая значимость — это утверждение идеи неотъемлемых
прав человека и гражданина; они не дарованы человеку добрым
правителем или законодателем, а принадлежат ему от рождения.
Можно встретиться с самыми различными обоснованиями
2. Основные направления правовой мысли 187
этого тезиса, но при любой трактовке права человека первичны
по отношению к действующему праву, и государственная власть
обязана признать их и снабдить конституционными и иными гарантиями.
Право становится не только средством управления, но
и системой основных прав и свобод человека и гражданина.
Учение об естественных неотчуждаемых правах человека и
гражданина выдвигалось на передний план всякий раз, когда вставал
вопрос об исторической необходимости перехода от авторитарно-
тоталитарных режимов (чуждых понятия естественных
прав) к демократическим преобразованиям. Так было на рубеже
XIX*в., в ходе борьбы народов Франции и США с абсолютизмом,
когда из идеологического лозунга естественные права человека и
гражданина впервые стали буквой закона (Декларация прав человека
и гражданина 1789 г.). Так было во второй половине X X в.
после горьких опытов тоталитарных режимов, когда права человека
и гражданина, попиравшиеся этими режимами, были признаны
и гарантированы не только отдельными государствами, но
и на международном уровне (Всеобщая декларация прав человека
1948 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных
свобод 1951 г. и другие международно-правовые документы).
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат
каждому от рождения (Конституция Российской Федерации
1993 г., ч. 2 ст. 17).
Особое значение института прав и свобод в его естественно-
правовой трактовке признано сегодня всеми основными направлениями
и школами правовой мысли, в том числе и враждебными
ранее доктрине естественного права. С расширением каталога основных
прав и включением в него социально-экономических прав
потерял остроту и старый спор о том, чего больше в неотъемлемых
правах — «естественного», на чем настаивала доктрина, или «социального
», идущего не только от природы человека, но и природы
данного общества.
Эти практические результаты привели к тому, что современная
доктрина естественного права как бы потеряла четкие очертания.
В своем основном аспекте понятие «естественное право»
стало общепризнанным и тем самым перестало быть достоянием
исключительно философии права. В своих же других вариантах
это направление правопонимания переживает период стагнации,
если не упадка. За последние десятилетия не появилось новых
оригинальных концепций или крупных обобщающих работ ни в
философской, ни в юридической литературе, хотя в этой последней
может быть отмечено использование системного подхода в теории
права.
188 Глава 10. Учение о праве
Мы уже охарактеризовали выше юридический позитивизм
как учение, которое требует, чтобы право воспринималось исключительно
как совокупность норм, являющихся продуктом государственной
воли.
Сложившись как научное направление в середине прошлого
века, он вплоть до начала X X в. занимал господствующее положение
в юридической науке. В те времена своим основным противником
позитивизм считал доктрину естественного права. Если
несправедливый закон (т. е. не соответствующий естественно-правовым
принципам) не создает права, позитивизм руководствуется
формулой «закон есть закон», независимо от его содержания. Если
для естественно-правовой доктрины основные права и свободы
первичны по отношению к законодательству и государство-законодатель
обязано их признавать, то в позитивистском учении на
смену им приходит понятие «субъективное право» — как производное
от созданного законодателем права в объективном смысле.
Другими словами, права гражданин получает от государства-законодателя.
Судья, с позиции позитивизма, — это не более чем
«уста, произносящие слова закона».
Задачу юридической науки позитивизм сводил исключительно
к догматической обработке законодательного материала. Философские,
нравственные, социально-экономические и иные оценки
исключались. Право рассматривалось как закрытая система, содержащая
все необходимые данные в себе самой.
На первый взгляд может показаться, что подобный подход не
может привести к серьезным научным успехам. Однако это не так.
Именно школами, приверженными позитивистской ориентации,
были разработаны важнейшие понятия и конструкции, технические
приемы юридической науки, на которых основывается и сегодня
законодательная и правоприменительная деятельность. Не
случайно позитивистские школы конца прошлого века в науках
конституционного и уголовного^права получили название «классических
». Учение о правовой норме и ее структуре, виды толкования,
понятия субъекта права, основания юридической ответственности,
— эти и многие сходные проблемы так называемой
догмы права обязаны своей детальной разработкой позитивистской
юриспруденции. Ее заслуга — утверждение принципа верховенства
закона, требование строгой законности. Из трактовки
права как самодостаточной системы, из которой логически можно
вывести все необходимое для теории и практики, следовал важный
вывод о недопустимости отказа в правосудии из-за пробелов
или неясностей в действующем законодательстве. Напомним, что
позитивистские школы основывались на юридическом мировоз-
2. Основные направления правовой мысли 189
зрении и, следовательно, право понималось ими не как некая рядовая,
а как ведущая, основополагающая система для жизнедеятельности
общества.
Тем не менее методологические установки юридического позитивизма
предопределили его кризис и закат. Он потерял главенствующее
значение, которое имел на первых этапах развития
буржуазного общества. Все шло хорошо, пока с переходом капитализма
в более поздние стадии не потребовалось существенно обновить
правовые системы, приспособить их к изменившимся условиям,
а для этого осмыслить их, т.е. ввести в поле зрения юридической
науки. Но этого не позволяла методология позитивизма,
который обнаружил явную тенденцию к перерастанию в «юриспруденцию
понятий », где уже теряется грань между действительно
нужным, работающим, и спекулятивными конструкциями,
схоластической игрой в понятия.
Уже тогда, когда позитивизм потерял свои господствующие
позиции в юридической науке, была предпринята наиболее последовательная
попытка защитить его методологические позиции.
Речь идет о так называемой чистой теории права австрийского
юриста Г. Кельзена, наиболее полно очерченной им в период
между двумя мировыми войнами. Взгляды Г. Кельзена называют
также нормативизмом, что отражает их особое место среди юри-
дико-позитивистских установок. Г, Кельзен утверждал, что юридическая
наука должна отказаться от всех метаюридических подходов
к праву. К ним он относил изучение порождающих право
причин и производимых им .следствий, психологических аспектов
права, его связей с политикой и идеологией, моралью, экономикой
и даже целей, которыми руководствовался законодатель.
Юридическая наука должна отказаться от оценки права и принимать
его таковым, каково оно есть. Для того чтобы ответить на
вопрос, что такое стол, — говорил Г. Кельзен, — нет необходимости
устанавливать, как и почему он был сделан, кто и почему садится
за него. Точно так же обстоит дело и с правом. Юридическая
наука не может пользоваться принципом причинности, равно как
и проверять свои выводы путем обращения к социальной реальности.
Она призвана лишь устанавливать соответствие одних норм
другим, более общим, и именно это соответствие делает нормы действительными.
Договор и другие индивидуальные нормы черпают
свою действительность в законе, законы — в конституционных
нормах, последние — в нормах международного права. Всю эту
лестницу венчает некая «основная норма», которая, по объяснению
Кельзена, «не создается путем правовой процедуры» и «действительна
потому, что предполагается действительной ».
190 Глава 10. Учение о праве
Таким образом, сила и действенность права заключены в самом
праве. Само государство, по Кельзену, — это не более чем логическое
следствие, «продолжение права». Государство — это тот
же самый правовой порядок, но взятый под иным углом зрения.
По Кельзену, не структура государственных органов определяет
иерархию источников права, а наоборот, она — отражение этой
иерархии.
Г. Кельзен был крупный и разносторонний ученый (с его именем
связано, в частности, создание первого в Европе Конституционного
суда в Австрии), но несмотря на его авторитет, после
Второй мировой войны его «чистая теория права» ушла в область
истории правовых знаний. Не в последнюю очередь это связано
с тем, что хотя сам Г. Кельзен пострадал от нацистского режима
и был вынужден эмигрировать в США, с позиции его «чистой
теории» было невозможно осуждать фашистское законодательство
и наказывать за преступления против мира и человечества.
Более того, она может служить теоретическим оправданием «пра-
вонарушающего законодательства». Нормативизм оказался несовместимым
с пониманием неразрывной связи права с демократическими
ценностями, и прежде всего правами и свободами человека
и гражданина.
Сегодня трудно встретиться со сколько-нибудь последовательными
серьезными попытками защитить и поддержать методологию
позитивизма. В определенной степени можно считать связанными
с ним попытки формализации правовой теории на основе
математической логики, а также попытки описания права с помощью
теории систем.
Критика теоретико-методологических установок позитивизма
отнюдь не умаляет важности и необходимости того, что называют
«догмой права», т.е. логической обработки правового материала,
создания юридических конструкций, разъяснения правовых понятий,
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|