Сделай Сам Свою Работу на 5

Политической системы Российской Федерации.





1. Понятие и структура политической системы

открытого гражданского общества

Гражданское общество представляет собой исторически определенный

вид общества, характерными признаками которого являются

обособленность от государства и ограничение сферы деятельности

материальным производством, призванным удовлетворять

частный интерес, а публичная власть не противостоит населению

и полностью совпадает с ним. Рабовладельческое, феодальное

и буржуазное общество в полной степени обладают данными

признаками и вполне правомерно рассматриваются в качестве особых

форм, видов гражданского общества. При этом более зрелая

форма гражданского общества сохраняет и развивает достижения

предшествующих ей стадий.

В закрытом обществе имеет место жесткое подчинение интересов

и деятельности личности интересам общества и государства,

которое идет еще от первобытнообщинного строя и обусловливается

неразвитостью его производительных сил.

Закрытыми оставались рабовладельческое и феодальное общества,

где человек по-прежнему не был свободен, не мог самостоятельно

определять свой род занятий.



Буржуазное общество, провозглашающее формальное равенство

своих членов и свободу предпринимательской деятельности,

создает предпосылки для формирования открытого общества, но

пока что оказывается не способным провести эти принципы в

жизнь для всех членов общества. Значительная их часть действует

не свободно, а под влиянием экономического принуждения, не

желая лишиться необходимых средств для существования.

Чтобы обезопасить себя от любых попыток государства превысить

свои полномочия, открытое гражданское общество должно

1. Понятие и структура полит, системы открытого гражданского общества 119

быть сплоченным и организованным. Оно, во-первых, должно

иметь возможность объединяться в ассоциации, действующие

самостоятельно и независимо от государства, его органов, и, во-

вторых, принимать непосредственное участие в деятельности государства

как через своих граждан, так и их ассоциированных

членов.

Совокупность государственных органов, а также ассоциаций,



объединений, образуемых гражданским обществом для участия в

делах государства, решения иных политических вопросов, понимается

как политическая организация общества.

Основным ядром политической организации общества является

государство. Взаимодействие современного демократического

государства и гражданского общества основывается на следующих

принципах: 1) плюрализма и равноправия идеологий; 2) многопартийности;

3) самодеятельности; 4) законности и государственного

контроля; 5) социального и политического партнерства.

Помимо государства в политическую организацию общества

входят прежде всего общественные объединения и политические

партии.

Партии представляют собой устойчивые и постоянно действующие

общественные формирования, призванные выражать политические

интересы гражданского общества, отдельных социальных

слоев и организовывать граждан на участие в делах общества.

Конечной целью партий является овладение государственной

властью, и ее осуществление сообразно идеологическим

представлениям соответствующего социального слоя, класса об

идеальном, эффективно действующем государстве и его органах,

а также задачах и способах организации и деятельности гражданского

общества.

Свои идеологические представления о политической власти и

способах ее осуществления, путях и целях развития гражданского

общества партии формулируют в своих программах.

По степени организованности и способам взаимосвязи с населением

политические партии подразделяются на три вида: кадровые,

массовые и партии избирателей.



Кадровые. партии состоят из небольшого числа профессионалов-

политиков, которые выставляют свои кандидатуры на выборах

в представительный, законодательный орган государства.'

В таких партиях отсутствует постоянное членство, а также партийные

взносы. Членом партии признается тот, кто ее поддерживает

материально и голосует за ее кандидатов на выборах. Подобным

образом действуют республиканская и демократическая партии

США.

120 Глава 7. Политическая система современного российского общества

Массовые партии основываются на строго фиксированном

членстве в партии, уплате членских взносов и наличии территориальных

первичных организаций. Подобным образом действуют

все коммунистические партии.

Круг общественных объединений как добровольных формирований

граждан по интересам весьма разнообразен. Это могут быть

профессиональные союзы, женские, молодежные, творческие,

экологические и ветеранские организации, массовые движения,

спортивные и иные союзы. Их участие в политической жизни страны

также неоднозначно.

Специфическим компонентом политической организации общества

являются религиозные организации. В настоящее время

ряд государств (Великобритания, Дания, Норвегия, Израиль,

Йемен, Судан и другие исламские государства) официально провозглашают

одну из религий в качестве государственной. Такие

государства называются клерикальными. В клерикальных государствах

религиозные объединения, исповедующие государственную

религию, выполняют некоторые функции государства, в том

числе осуществляют правосудие по уголовным и гражданским

делам, занимаются регулированием и регистрацией брачно-семей-

ных отношений, ведут образовательную деятельность в школах и

иных образовательных учреждениях, участвуют в деятельности

органов государственной власти. В свою очередь государство оказывает

религиозным объединениям существенную финансовую и

иную материальную помощь, устанавливает льготы в налогообложении;

учитывает мнение церковных иерархов при решении важнейших

экономических, политических и иных вопросов. Например,

в Великобритании представители духовенства принимают активное

участие в работе Палаты лордов.

Однако, большинство современных демократических государств

являются светскими, т.е. придерживаются принципа невмешательства

в дела религиозных организаций, равно как и не

возлагают на них осуществление каких-либо государственных

функций. Однако полностью исключить влияние церкви на политические

процессы и отношения пока что не удается ни одному

государству.

Формы и методы участия религиозных объединений в политической

жизни страны являются достаточно разнообразными.

Во-первых, имеются политические партии, члены которых принадлежат

какому-либо одному вероисповеданию и ставят своей

целью использование религии в политических целях, привлечение

верующих на свою сторону. (Так, в Италии действует Хрис-

тианско-демократическая партия, в Бельгии — Социально-хрис-

1. Понятие и структура полит, системы открытого гражданского общества 121

тианская партия, Христианская народная партия). Во-вторых, религиозное

мировоззрение влияет на политическое сознание своих

приверженцев, их политические оценки и действия. В-третьих,

атрибутика церкви иногда используется при осуществлении некоторых

государственных процедур — принесении присяги свидетелем

в суде, присяги президента страны и др. В-четвертых, религиозные

деятели непосредственно участвуют в борьбе за мир,

в экологических и иных общественно-политических движениях.

Названные и иные формы воздействия религиозных объединений

на политику свидетельствуют о необходимости их признания

в качестве самостоятельного компонента политической организации

гражданского общества.

Открытое гражданское общество не только участвует в деятельности

государства, пытается так или иначе направлять работу

его органов, но и самостоятельно управляет своими делами с помощью

органов местного самоуправления и трудовых коллективов

организаций и предприятий.

Сущность и задачи органов местного самоуправления закреплены

нормами международного права. Согласно «Европейской

хартии местного самоуправления» (Страсбург, 15 октября 1985 г.)

местное самоуправление представляет собой право и действительную

способность местных сообществ контролировать и управлять

в рамках закона под свою ответственность и на благо населения

значительной частью общественных дел.

Чаще всего к ведению местного самоуправления относят управление

муниципальной собственностью, муниципальным образованием,

муниципальными учреждениями здравоохранения, а также

решение иных вопросов, имеющих местное значение. В Японии

органы местного самоуправления избираются непосредственно

населением и осуществляют самостоятельное управление своим

имуществом, принимают нормативно-правовые акты по вопросам,

отнесенным к их ведению. В Великобритании местные органы,

избираемые населением, управляют деятельностью полиции, образовательных

учреждений, библиотек, дорогами, противопожарными

службами, делами попечения престарелых, осуществляют

иные правомочия.

В современных демократических государствах трудовым коллективам

предоставляются определенные права по участию в

управлении предприятием, организацией. В одних странах (ФРГ,

Греция, Испания) это право реализуется специальным органом,

избираемым трудовым коллективом из числа работников, не входящих

в состав администрации предприятия, организации. В других

странах (Франция, Бельгия) орган, представляющий интере-

122 Глава 7. Политическая система современного российского общества

сы трудового коллектива предприятия, организации, избирается

как из рабочих, инженеров, так и из представителей администра-.

ции. Избранный трудовым коллективом орган осуществляет свои

полномочия в целях привлечения трудящихся к управлению делами

предприятия, организации, укрепления социального согласия

между работодателями и работниками, своевременного разрешения

конфликтов между ними.

Политическая организация гражданского общества может состоять

не только из разрешенных и признаваемых государством

организаций и объединений. В ней могут находиться запрещенные

ассоциации фашистского, экстремистского толка, иные партии,

движения, деятельность которых государство находит опасной

для себя и охраняемых им интересов определенного социального

слоя, класса либо общества в целом. В современных условиях

на политическую жизнь страны, деятельность государственных

органов и должностных лиц серьезное влияние могут оказать преступные

сообщества, занимающиеся торговлей наркотиками, рэкетом,

хищениями и другими преступлениями. Располагая значительным

состоянием, такие сообщества подкупают государственных

чиновников, проводят своих представителей в законодательные

органы, пытаются оказывать давление на органы исполнительной

власти. По изложенным причинам преступные сообщества

(как запрещенные политические партии и движения, так

и занимающиеся совершением иных уголовных преступлений)

входят в политическую организацию общества, являются его

самостоятельным компонентом.

Таким образом, политическая организация открытого гражданского

общества состоит из восьми компонентов: 1) граждан;

2) государства, его органов; 3) политических партий; 4) общественных

объединений; 5) религиозных объединений; 6) органов

местного самоуправления; 7) трудовых коллективов; 8) преступных

сообществ, которые прямо или опосредованно влияют на политическую

жизнь страны.

Ассоциированные компоненты политической организации создаются

с определенными политическими целями и поэтому вынуждены

активно действовать, бороться за достижение поставленных

целей, вступать в те или иные политические отношения. Например,

политические партии должны осуществлять пропаганду

своей программы с тем, чтобы рекрутировать в свои ряды максимально

большую часть населения и добиться победы на очередных

выборах в законодательный, представительный орган страны.

Профсоюзные органы ставят своей задачей охрану и защиту трудовых

прав граждан, предпринимают самые разнообразные меры

2. Политическая система Российской Федерации 123

в этом направлении, в том числе принимают участие в подготовке

проектов коллективных договоров в организациях, иных соглашениях

между работниками и работодателями, осуществляют

контроль за состоянием охраны труда, выступают организаторами

забастовок и других коллективных акций работников.

Большая часть компонентов политической организации осуществляют

свою деятельность не произвольно, а в соответствии с

действующими в обществе нормами права, корпоративными и

иными социальными нормами, которыми регулируются правоотношения

в сфере политики. Лишь нелегальные, преступные организации

действуют вопреки государственно-правовым запретам

и иным социальным нормам.

Политическая организация гражданского общества, взятая в

динамике, в совокупности отношений, в которые вступают граждане,

политические партии и иные организации при осуществлении

политической деятельности, а также нормы права, иные социальные

нормы, регулирующие политические отношения, образуют

новое явление — политическую систему гражданского общества.

Таким образом, политическая система гражданского общества

понимается как совокупность государственных органов, политических

партий, иных компонентов политической организации,

действующих в сфере политики в соответствии с правовыми

и иными социальными нормами либо вопреки им.

2. Политическая система Российской Федерации

1. Государство как особое звено политической системы Российской

Федерации. В Российской Федерации политическая система

организуется и действует в полном соответствии с нормами

международного права. Согласно ст. 13 и 30 Конституции РФ

в Российской Федерации признается идеологическое и политическое

многообразие, многопартийность и гарантируется свобода

деятельности политических партий и иных общественных объединений.

Конституция РФ создает надлежащую правовую основу для

организации и активного действия всех известных современному

обществу компонентов политической системы: общественных

объединений и политических партий, религиозных организаций,

органов местного самоуправления и трудовых коллективов.

Государство закрепляет также действенные гарантии незыблемости

прав, предоставленных компонентам политической системы

РФ, устанавливая за нарушение этих прав уголовную, граж-

124 Глава 7. Политическая система современного российского общества

данскую и административную ответственность виновных должностных

лиц, государственных органов и органов местного самоуправления.

Особым элементом политической системы Российской Федерации

выступает само государство, его органы. Оно призвано быть

не только самостоятельным субъектом политических отношений,

выполнять возложенные на него задачи по управлению делами

общества, но и создавать необходимые условия для реального обеспечения

конституционных принципов организации и деятельности

остальных компонентов политической системы, реального действия

политических прав и свобод граждан России. В этих целях

оно наделяется весьма широкими правомочиями и, в частности,

может:

1) устанавливать правовой режим организации и деятельности

остальных компонентов политической системы;

2) осуществлять регистрацию общественных объединений, политических

партий, религиозных организаций;

3) привлекать к участию в делах государства общественные

объединения и политические партии, органы местного самоуправления

и трудовые коллективы;

4) осуществлять надзор за законностью в деятельности общественных

объединений и других компонентов политической системы;

5) применять меры государственного принуждения к общественным

объединениям и иным компонентам политической системы

общества, нарушающим режим законности и посягающим на

права и свободы граждан, организаций и иных лиц.

В соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума подготовила

и приняла ряд федеральных законов, которыми закрепила

правовой статус большей части компонентов политической

системы РФ. Среди них особое значение имеют Федеральной

закон «Об общественных объединениях», вступивший в силу

19 мая 1995 г.1 ; Федеральный закон «О профсоюзах, их правах и

гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г.2 ; Федеральный

закон «Об общих принципах организации местного самоуправления

в Российской Федерации», вступивший в силу 28 августа

1995 г.3 ; Федеральный закон «О свободе совести и религиозных

объединениях» от 26 сентября 1997 г.4

СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930; 1997. № 20. Ст. 2231,

СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.

СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; 1996. № 17. Ст. 1917.

СЗ РФ. 1997. № 39. С. 4465.

2. Политическая система Российской Федерации 125

Федеральные законы и подзаконные акты, принятые по вопросам

организации и деятельности компонентов политической

системы РФ, создают достаточно надежную правовую основу деятельности

общественных объединений, религиозных организаций,

органов местного самоуправления, устанавливают пределы

и способы вмешательства в их деятельность органов государства,

а также способы защиты нарушенного права незаконными действиями

и решениями государственных органов и должностных

лиц. Красной нитью через все законы проходит запрет органам

государственной власти и должностным лицам вмешиваться в деятельность

негосударственных объединений и органов местного

самоуправления помимо случаев, прямо предусмотренных федеральными

законами.

В строгом соответствии с действующим законодательством осуществляется

регистрация общественных объединений, политических

партий и религиозных организаций компетентными органами

государства. Регистрация не является обязательным условием

деятельности названных компонентов политической системы.

Они вполне могут осуществлять свои функции и реализовывать

свои уставные цели и без этой процедуры, но не могут приобрести

прав юридического лица. Кроме того, незарегистрированные общественные

объединения, политические партии не могут участвовать

в выборах депутатов представительных органов, Президента

РФ, глав исполнительных органов субъектов РФ.

Законодательство запрещает отказывать в регистрации общественного

объединения или политической партии по мотивам нецелесообразности

их создания. Объединение, партия, которым

было отказано в регистрации, могут обжаловать это решение в суд.

Формы и методы сотрудничества государства с иными компонентами

политической системы РФ носят дифференцированный

характер. Наиболее тесное взаимодействие наблюдается между органами

исполнительной власти и органами местного самоуправления,

которые непосредственно реализуют значительную часть

политико-правовых решений государства в сфере экономики, образования,

культуры, здравоохранения, охраны общественного

порядка. Будучи светским, государство не привлекает к своей

деятельности религиозные организации и ведет активную борьбу

с преступными сообществами. В то же время государство весьма

часто прибегает к помощи общественных объединений и политических

партий. Можно выделить три направления их наиболее

активного сотрудничества.

Первое направление составляет деятельность государственных

органов по обеспечению гласности, доведению до сведения обще-

126 Глава 7. Политическая система современного российского общества

ственных объединений, иных компонентов политической системы

и общества в целом информации о состоянии дел в соответствующем

органе государства, принимаемых им решениях, перспективных

планах работы, путях и способах преодоления негативных

социальных явлений и процессов. Подобная постоянная связь государственных

органов с гражданским обществом и его объединениями

осуществляется путем организации пресс-центров, отделов

информации, введения должностей пресс-секретарей, а также

проведения периодических встреч ответственных должностных

лиц с руководителями общественных объединений и журналистами.

Второе и главное направление взаимодействия государства с

общественными объединениями и политическими партиями составляет

их совместная деятельность, направленная на решение

каких-либо политических, экономических и иных социально значимых

проблем. Общественные объединения и политические партии

активно взаимодействуют с государственными органами в

ходе выборов органов представительной и исполнительной власти,

при осуществлении мер, связанных с охраной труда, окружающей

природной среды, памятников истории и культуры, оказанием материальной

помощи малоимущим и нуждающимся слоям общества,

проведением мероприятий, связанных с празднованием

каких-либо исторических событий или дат в жизни Российского

общества и государства. В целях активного и действенного сотрудничества

с общественными объединениями и политическими партиями

в органах исполнительной власти создаются и действуют

специальные подразделения (департаменты, отделы, комитеты)

либо общественно-государственные органы (советы, коллегии, комиссии).

Третье направление взаимодействия государственных органов,

общественных объединений и политических партий составляют

проблемы законотворчества и правотворчества. Общественные

объединения и политические партии привлекаются органами

представительной и исполнительной власти для подготовки проектов

федеральных законов и подзаконных нормативно-правовых

актов, изучения общественного мнения о действующих нормах

права, социальных интересов населения, экспертизы проектов

нормативно-правовых актов и законов.

Большое место в деятельности государства, его органов занимает

надзор и контроль за деятельностью остальных компонентов

политической системы РФ. Последовательно проводимый Конституцией

РФ и федеральными законами принцип независимости органов

местного самоуправления и иных компонентов политичес-

2. Политическая система Российской Федерации 127

кой системы РФ от государственных органов не означает однако

вседозволенности. Негосударственные органы и объединения полностью

автономны лишь в решении своих внутриуставных задач,

но обязаны неукоснительно соблюдать все действующие нормы,

которые касаются их как участников конкретных правоотношений.

Надзор за законностью в деятельности негосударственных

компонентов политической системы осуществляет прокуратура

РФ. Орган, регистрирующий общественные объединения, политические

партии, религиозные организации, осуществляет контроль

за соответствием их деятельности уставным целям. Финансовые

органы осуществляют контроль за источниками доходов

названных объединений, партий и организаций, размерами получаемых

ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством

РФ о налогах. Экологические, пожарные, эпидемиологические

и иные государственные органы осуществляют

надзор и контроль за выполнением негосударственными органами

и объединениями существующих норм, технических правил и

стандартов.

Общественные объединения и другие негосударственные компоненты

политической системы РФ за допущенные ими правонарушения

привлекаются к ответственности. К ним могут применяться

все меры, предусмотренные санкцией нарушенной нормы.

В случае совершения общественными объединениями и политическими

партиями деяний, наказуемых в уголовном порядке,

должностные лица объединений и партий при доказательстве их

вины за организацию преступных деяний могут привлекаться к

ответственности как руководители преступных сообществ. Другие

члены и участники объединений и партий несут ответственность

лишь за те преступления, в подготовке или совершении которых

они непосредственно участвовали.

2. Политические партии. Политическая система РФ характеризуется

многопартийностью. В настоящее время в России зарегистрировано

несколько сотен общероссийских, межрегиональных

и региональных партий, среди которых можно выделить три

основных группы: 1) партии либеральной и социально-либеральной

ориентации, ставящие своей целью превратить Российскую

Федерацию в типичное буржуазное государство по образцу и подобию

современных буржуазных государств; 2) партии национально-

патриотической ориентации, стоящие в оппозиции к нынешнему

курсу государства и ориентированные на воссоздание и

укрепление отечественной многонациональной государственности,

преемственность и защиту национальных интересов России и

130 Глава 7. Политическая система современного российского общества

лять его из совокупности остальных общественных и хозяйственных

формирований:

1) добровольностью создания общественных объединений и

правом их членов беспрепятственно и в любой момент выходить

из них;

2) самоуправлением, т.е. правом членов объединения управлять

его делами самостоятельного, без вмешательства государственных

органов и иных лиц, в том числе разрабатывать и принимать

устав, формировать руководящие органы и руководителей

объединения. В общественных объединениях самоуправление

осуществляется их съездами, конференциями, собраниями,

а также выборными и контрольно-ревизионными органами;

Извлечение прибыли не может формулироваться в качестве

основной или единственной цели общественного объединения.

Объединения, имеющие такие цели, признаются хозяйственными,

коммерческими организациями, а поэтому образуются и действуют

в ином порядке.

В Российской Федерации общественные объединения в зависимости

от их организационно-правовой формы подразделяются

на общественные организации, общественные движения, общественные

фонды, общественные учреждения и органы общественной

самодеятельности.

Общественной организацией признается общественное объединение,

основанное на индивидуальном членстве физических

лиц. Членами общественной организации могут быть и общественные

объединения при условии, что они прошли государственную

регистрацию в Министерстве юстиции РФ или его территориальных

органах и обладают статусом юридического лица. Индивидуальное

членство может быть оформлено различным образом.

В одних организациях может иметься лишь список членов,

тогда как в других могут выдаваться членские билеты. Прием в

члены организации осуществляется на основании письменного

или устного заявления физического или юридического лица и

оформляется специальным решением компетентного органа общественной

организации. На члена общественной организации могут

возлагаться обязанности принимать активное участие в ее деятельности,

уплачивать членские взносы и подчиняться решениям

ее руководящих органов. В форме общественных организаций в

Российской Федерации действуют профсоюзы, разного рода твор-,

ческие, спортивные и иные общественные объединения.

Общественным движением признается общественное объединение,

состоящее из участников, не имеющих постоянного членства.

Ее участником признаются граждане или общественные объ-

2. Политическая система Российской Федерации 131

единения, которые принимают активное участие в деятельности

общественного движения, лично поддерживают проводимые им

мероприятия. Таким образом, состав общественного движения является

непостоянным и самим движением не контролируется.

В нем участвуют все желающие на период своей деятельности в

этом движении. Прекращение активного участия в движении означает

одновременно и выход из него. Общественные движения

создаются для решения какой-либо общественно-значимой политической,

экологической, социальной и иной проблемы.

В Российской Федерации в качестве движений зарегистрированы

такие общественные формирования, как Движение «Солдатские

матери», Межрегиональное движение рабочих предприятий

Всероссийского общества слепых, Движение «Демократическая

Россия», Всецерковное православное молодежное движение

(братство).

Общественный фонд понимается как общественное объединение,

создаваемое с целью формирования имущества на основе

добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений

и использования этого имущества на общественно-полезные,

в том числе и благотворительные, цели.

Основное отличие общественного фонда от общественных организаций

состоит в том, что он не имеет строго фиксированного

членства. Общественный фонд решает специфические задачи —

накопление имущества для реализации социально-полезных

целей — и не нуждается в массовом членстве.

Общественным учреждением признается объединение, создаваемое

в целях оказания каких-либо конкретных услуг в области

образования, здравоохранения, культуры, спорта и других сферах.

Особенность данного вида общественных объединений состоит

в том, что: 1) учредители предоставляют общественным учреждениям

свое имущество на правах оперативного управления, т.е.

учреждение не может распоряжаться этим имуществом без согласия

учредителей; 2) общественное учреждение создается для оказания

каких-либо услуг учредителям и иным лицам, но не может

заниматься коммерческой деятельностью и распределять полученную

прибыль между его учредителями; 3) для оперативного

управления делами учреждения может создаваться коллегиальный

орган. Этот орган избирается работниками учреждения, которые

не являются его учредителями или потребителями услуг.

Коллегиальный орган может определять содержание деятельности

общественного учреждения, иметь право совещательного голоса

при учредителе, но не может распоряжаться имуществом общественного

учреждения, если иное не установлено учредителем.

5*

132 Глава 7. Политическая система современного российского общества

Под органом общественной самодеятельности понимается_об-

щественное объединение, создаваемое с целью решения социально-

значимых проблем, возникающих у граждан по месту жительства,

работы или учебы. Орган общественной самодеятельности

формируется по инициативе граждан к строит свою работу в соответствии

с уставом, принятым на собрании учредителей.

Основные организационные особенности органа общественного

самоуправления выражаются в том, что он создается для решения

задач, имеющих локальное, местное значение. Поэтому

орган общественного самоуправления не имеет над собой каких-

либо вышестоящих органов и организаций, а также постоянного

членства. В случае государственной регистрации орган общественной

самодеятельности приобретает права и может принимать

обязанности юридического лица.

Органы общественной самодеятельности весьма разнообразны.

Это могут быть родительские комитеты, создаваемые при образовательных

учреждениях, уличные, дворовые комитеты, образуемые

населением по месту жительства, стачечные комитеты, органы

самоуправления, образуемые трудовыми коллективами предприятий,

организаций, учреждений.

В современных условиях особенно заметна роль профсоюзов

как органов защиты и охраны социально-трудовых прав работников

предприятий, организаций и учреждений. В Российской

Федерации действует Всероссийская трехстороння комиссия по

регулированию социально-трудовых отношений, в которую входят

общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские

объединения работодателей и Правительство РФ. Принимаемые

комиссией генеральные соглашения определяют.основные меры,

которые надлежит проводить государству и работодателям в области

развития рынка труда, оплаты труда работников, доходов

и уровня жизни населения, охраны труда и обеспечения экономической

безопасности и в других сферах с целью создания надлежащих

условий для труда, отдыха и материального обеспечения

работников.

К общественным объединениям, совершившим правонарушения,

могут применяться различные меры государственного принуждения,

вплоть до приостановления их деятельности и ликвидации.

Деятельность общественных объединений может быть приостановлена

на срок до шести месяцев по решению суда. Такая

мера применяется в случаях: 1) совершения общественными объединениями

действий, направленных на насильственное изменение

основ конституционного строя и нарушение целостности РФ,

подрыв безопасности государства, создания вооруженных форми-

2. Политическая система Российской Федерации 133

рований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной

розни; 2) осуществления действий, противоречащих уставным

целям.

Суд может приостановить деятельность общественного объединения

и по заявлению Министерства юстиции РФ или его территориальных

органов, если общественная организация не прекратила

своей деятельности, противоречащей уставным целям, после

двух письменных предупреждений.

Общественное объединение может быть ликвидировано по решению

суда по одному из четырех оснований: 1) если цели и действия

общественного объединения направлены на насильственное

изменение основ конституционного строя и нарушение целостности

РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных

формирований, разжигание социальной, расовой, национальной

или религиозной розни; 2) в случае виновного нарушения конституционных

прав и свобод граждан; 3) в случае неоднократных или

грубых нарушений законов и иных нормативно-правовых актов;

4) при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей

уставным целям.

4. Религиозные организации. Конституция РФ признает Российскую

Федерацию светским государством, что означает полное

отделение религиозных объединений от государства и его органов.

В целях обеспечения реального действия конституционного

принципа, закрепившего светский характер государства, а также

создания условий, препятствующих бесконтрольной деятельности

зарубежных миссионерских организаций, Государственная Дума

19 сентября 1997 г. приняла Федеральный закон «О свободе совести

и о религиозных объединениях», вступивший в силу 26 сентября

1997 г.1

Согласно названному закону, религиозным объединением признается

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.