Сделай Сам Свою Работу на 5

Формы и методы реализации функций государства.

1. Понятие функций государства

Функции государства — это главные социально значимые направления

его деятельности на конкретно-историческом этапе развития

общества. В процессе функционирования государство оказывает

целенаправленное воздействие на различные сферы жизни,

общественные процессы и связи. Выполняя определенные функции,

государство посредством проводимых реформ, различных

преобразований, правового регулирования общественных отношений

воздействует на состояние общественных процессов, их динамику

и направленность.

Осуществление конкретных функций может как стабилизировать

развитие общества, оказывать созидательное влияние, так и

усиливать его кризисное состояние. С учетом сказанного функции

государства можно определить как особый механизм государственного

воздействия на общественные отношения и процессы, определяющий

главные направления и содержание его деятельности

по управлению обществом.

Существенными признаками функций государства являются:

1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства

в важнейших сферах жизни общества;

2) непосредственная связь между сущностью государства и его

социальным назначением, которая реализуется в функционировании

государства;

3) направленность деятельности государства на выполнение

крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом

этапе;

4) особые формы реализации функций государства (правовые

и организационные), обусловленные применением специфических

методов управления (в том числе властно-принудительных).

Сущность государства и его социальное назначение являются

ключевыми факторами в определении направленности деятель-

1. Понятие функций государства 69

ности государства, в постановке его целей и задач на соответствующем

этапе развития общества. Вместе с тем, появление некоторых

новых функций у государства не всегда жестко предопределено

его новой сущностной характеристикой. Изменение сущности

государства неизменно отражается на содержании его деятельности,

так как функции наиболее «чутки» к сущностным изменениям.

Это наглядно проявляется в функциях современного

российского государства, многие из которых претерпели значи-

телъную модификацию по сравнению с предыдущими периодами

его развития.

Формирование функций государства происходит в процессе его

становления, укрепления и развития. Последовательность возникновения

функций зависит от очередности задач, встающих

перед обществом в его историческом развитии, а также поставленных

целей. Эти задачи и цели зависят от реальных условий,

в том числе потребностей и интересов населения, экономических

возможностей общества, его нравственного и культурного уровня,

профессионализма государственного аппарата и др.

В разное время приоритетное значение приобретают те или

иные задачи, цели государства, а следовательно, и различные его

функции. На одних этапах центр тяжести перемещается в сферу

экономики, поэтому в деятельности государства ключевое значение

приобретает экономическая функция; на других — в сферу

политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации политических

функций государственной власти.

Каждая функция государства имеет определенное содержание,

поскольку предполагает деятельность в конкретной сфере общественной

жизни. Содержание функций показывает, что делает

государство, чем занимаются его органы, какие вопросы _____они решают.

Содержание функций не остается неизменным, оно изменяется

под влиянием различных факторов. Так, большим своеобразием

отличаются функции государства в периоды революционных

потрясений, других радикальных социальных перемен. Тесная

связь функций государства с его сущностью и социальным

назначением означает, что в содержании функций любого государства

присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала.

В обществе, где социальная структура имеет ярко выраженную

политическую дифференциацию, антагонизм между правящими

и управляемыми, где классы и социальные группы противостоят

друг другу, государство выступает в качестве политической

организации правящего класса или группы общества, оно обслуживает

в первую очередь интересы этих групп и кдассов и в

то же время осуществляет организованное насилие в отношении

своих классовых противников.

70 Глава 4. Функции государства

Однако трактовка функций государства исключительно с классовых

позиций ведет к искаженному представлению о выполнении

государством «общих дел». Например, считалось, что в обществе,

разделенном на классы и противостоящие друг другу группы, у

государства якобы нет и не может быть надклассовых общесоциальных

функций. Между тем это общество представляет собой единый

социальный коллектив, государственную общность, где не

только сосуществуют, но даже сотрудничают правящие и управляемые.

Поэтому государство, будучи механизмом управления обществом,

осуществляет общесоциальную деятельность, в которой

заинтересованы все классы и группы населения, все общество.

К таким сферам деятельности относятся, например, национальная

безопасность, борьба со стихийными бедствиями и экологическими

катастрофами, поддержание общественного порядка,

борьба с преступностью, использование государственно-правовых

средств для разрешения межнациональных конфликтов и др.

Общесоциальная деятельность государства обеспечивает определенную

степень устойчивости отношений и связей внутри общества,

его целостность и единение на базе общих интересов. Чем

больший удельный вес обшесоциального начала в функциях государства,

тем выше роль его как инструмента преодоления противоречий,

средства достижения общественного компромисса,

стабилизации общественных связей.

Престиж государства, политической власти, их поддержка народом

непосредственно зависят от демократического содержания

его функций, умения и желания считаться и учитывать в своей

деятельности многообразные интересы, опираться на общечеловеческие

ценности. Государство, откровенно попирающее права человека,

игнорирующее естественные неотъемлемые права и свободы,

осуществляющее террор против собственного народа или отдельных

национальных групп, препятствующее контактам между

людьми и*организациями разных стран, не может считаться цивилизованным.

Оно не вправе рассчитывать на нормальное сотрудничество

с другими государствами.

Свою приверженность гуманистическим и демократическим

принципам Россия подтвердила в 1993 г. в Конституции, закрепив

общепризнанные мировым сообществом права и свободы человека,

в том числе, право на жизнь, на личную неприкосновенность, на

уважение и защиту своей чести и достоинства, на неприкосновенность

жилища, свободу передвижения, свободу мысли, слова, беспрепятственное

выражение своих убеждений и т.д.

На содержание функций государства оказывают влияние национальные

моменты. Это особенно характерно для многонацио-

1. Понятие функций государства 71

нальыых государств. В мононациональных государствах их функции

также имеют определенное национальное содержание, что

связано с сохранением и развитием национальной культуры, национальных

традиций, самобытности и т.д.

И хотя в современном мире практически нет однонациональных

государств, национальная принадлежность выступает цементирующей

базой общества.

Национальное единство укрепляет государство, поскольку политическая

общность дополняется этнокультурными узами

(язык, традиции, национальное сознание и др.). В обществе политическая

дифференциация нередко сглаживается (нивелируется)

национальными интересами. Об этом свидетельствует мировая

практика. В наши дни межнациональные конфликты стали более

частым явлением, чем классовые. Идет борьба за территории, суверенитет,

за возможность свободного этнокультурного развития,

за размежевание и воссоединение, расстановку национальных

кадров и т.п.

Ситуация, как правило, усугубляется в многонациональном

государстве, где возникает проблема регулирования отношений

между различными нациями и народами. Так, в развитии российской

государственности национальный фактор всегда играл важную

роль и сохраняет свое значение и в ныцешних условиях.

Любое государство, особенно многонациональное, во избежание

распада государственной общности народов, проживающих на

его территории, должно выявлять и согласовывать национальные

интересы, учитывать национальный фактор в своей политике, в

том числе при принятии государственных решений, своевременно

выявлять источники обострения напряженности в национальных

отношениях и использовать государственно-правовые механизмы

для разрешения демократическим путем национальных противоречий.

Среди факторов, воздействующих на функции государства, велико

влияние научно-технического прогресса, оказывающего двоякое

воздействие на деятельность государства. С одной стороны,

государство должно способствовать развитию фундаментальной

науки, разработке открытий и изобретений, а с другой — законодательно

ограничивать негативные последствия от использования

научных достижений. Так, совершенствование медицинских технологий,

значительные достижения медицинской науки в области

трансплантации человеческих тканей и органов, в области репродуктивной

деятельности, генной инженерии и т.д. выдвигают на

первый план многие нравственные и правовые проблемы. В силу

этого государство должно защищать людей от незаконных пося-

72 Глава 4. Функции государства

гательств на их жизнь, физическую неприкосновенность и одновременно

установить ответственность медицинских учреждений,

их работников за врачебную ошибку, разглашение врачебной

тайны, неправильное использование методов лечения, наконец,1

за злоупотребление доверием пациентов.

Функции государства зависят и от экологического фактора.

Каждое государство обязано обеспечивать защиту прав человека

на жизнь в благоприятной экологической среде. При этом экология

в условиях научно-технического прогресса приобретает по существу

планетарное значение, поскольку речь идет о выживании

человечества и цивилизации в целом.

На функции государства воздействуют также процессы информатизации

общества, создание общепланетарного информационного

пространства. Развитие этих процессов диктуется потребностями

формирования свободного общества, участием широкой общественности

в управлении делами государства, необходимостью

контроля за управляющими и, наконец, законным правом граждан

знать, что конкретно делается в мире, в государстве, протестовать

против незаконных, несправедливых решений.

Демократическое государство призвано обеспечивать возможности

для реализации свободы информации и равную ее доступность

каждому. Ограничения этой свободы допустимы только

соображениями национальной безопасности, неприкосновенности

частной жизни, тайны следственных действий, коммерческой

тайны.

На характер и содержание функций государства серьезное

влияние оказывает международная обстановка. В последние десятилетия

наблюдается увеличение влияния межгосударственных

отношений, международных организаций, международных

норм и принципов на внутреннюю жизнь государств. Одновременно

достигнут высокий уровень интеграционных процессов, что

обусловлено большой взаимосвязью и взаимозависимостью различных

государств. На мировой арене идет формирование нового

соотношения сил: одни государства утрачивают положение сверхдержав,

а другие выдвигаются в разряд передовых. Все это не

может не отражаться на содержании деятельности государств как

внутри страны, так и на межгосударственном уровне.

2. Классификации функций государства

Выполняемые государством функции весьма разнообразны по

содержанию и сфере проявления. В юридической науке предложено

немало оснований их классификации. Нередко основаниями

2. Классификации функций государства 73

для классификации избираются объекты воздействия и сферы государственной

деятельности; территориальный масштаб деятельности;

способы государственного воздействия на общественные отношения;

содержание функций; продолжительность (сроки) их

осуществления; правовые формы, в которые они облекаются, и др.

К числу основных критериев можно отнести классификацию

функций государства по формам деятельности, основанную на

принципе разделения властей. Соответственно этому функции

подразделяются на законотворческие, управленческие и судебные

(правоохранительные). Данная классификация отражает механизм

реализации государственной власти. Каждая из них осуществляется,

как правило, совокупностью государственных органов,

принадлежащих к одной из ветвей власти — законодательной,

исполнительной и судебной.

По продолжительности действия функции государства подразделяются

на постоянные и временные. Первые выполняются государством

в течение длительного времени и чаще всего присущи

государству на многих стадиях его существования, вторые — обусловлены

спецификой общественного развития на определенных

этапах и по мере исчезновения такой специфики утрачивают свое

значение.

Функции государства можно также различать по значимости

и соответственно этому выделять главные и производные (вспомогательные).

К главным следует отнести функции, имеющие

приоритетное значение на конкретном этапе развития общества

(экономическая, социальная, экологическая функции). Производными

можно считать функции сопутствующего, вспомогательного

или обслуживаюгцего характера. Такой можно считать функцию

налогообложения и финансового контроля, которая имеет

вспомогательную природу по отношению к экономической, социальной

функциям, а также к функции обеспечения законности и

правопорядка.

Вместе с тем в каждой функции можно выделить ряд подфункций,

в которых идут процессы количественных и качественных

накоплений по реализации важных для общества задач и целей.

В отличие от самостоятельных функций, выражающих сущность

и социальное назначение государства, подфункции воплощают

специфически особенное в рамках конкретного направления деятельности

и в воздействии на общественные отношения.

Общепринятой является классификация функций государства

по сферам деятельности на внутренние и внешние. Внутренние

функции характеризуют цели и задачи государства внутри данной

страны, а внешние раскрывают специфику его интересов в меж-

74 Глава 4. Функции государства

государственных отношениях, в международном общении. Внешние

и внутренние функции тесно связаны между собой, действуют

6 определенном единстве, дополняя друг друга.

Современному государству присущи следующие внутренние

функции: политическая; экономическая; социальная; экологическая;

функции налогообложения и финансового контроля; охраны

прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.

К внешним функциям можно отнести: обеспечение интеграции

в мировую экономику; оборона страны; поддержание мирового порядка;

сотрудничество с другими государствами в различных

видах отношений, в том числе в решении глобальных проблем современности.

Характеристика каждой из названных функций позволяет раскрыть

содержание государства на современном этапе развития.

3. Внутренние функции государства

Политическая функция. Характеризуя эту функцию, уместно

отметить, что все функции государства носят политический характер,

однако в сфере политических отношений действует целая

система политических институтов, учреждений, государственных

и иных органов, через которые осуществляется непосредственное

воздействие государственной власти, в том числе обеспечение народовластия.

Это прежде всего представительные органы, избираемые

народом и уполномоченные от его имени осуществлять государственную

власть в стране; органы местного самоуправления,

посредством которых население конкретного региона решает свои

местные дела; формы непосредственного участия народа в осуществлении

власти через референдум.

Помимо формирования органов государства и участия в решении

государственных вопросов, население страны должно иметь

возможность контролировать функционирование государственной

власти и реализацию принятых решений. С учетом сказанного

содержание политической функции в демократическом обществе

составляет обеспечение народовластия. Это предполагает:

1) реализацию волеизъявления народа в форме законодательства

(правотворчества) и в иных государственных решениях;

2) обеспечение государственного суверенитета, определение

правового положения конкретных территорий и управление ими;

3) создание условий для самоорганизации и самоуправления

народа, для формирования демократического гражданского общества,

где народу принадлежат основные прерогативы в управлении

собственными делами;

3. Внутренние функции государства 75

4) официальное представительство общества, поскольку функция

обеспечения народовластия означает наличие правовых отношений

между государством и обществом, зависимость государства

от общества и ответственность перед ним;

5) защиту конституционного строя, реализуемую специальными

органами (например, Конституционным Судом), а также непосредственно

народом путем реализации права на противодействие

любой попытке насильственного изменения или устранения

существующего конституционного строя.

Функция государства в политической сфере имеет своей стратегической

направленностью создание жизнеспособного демократического

общества. *

Однако одних демократических институтов недостаточно для

осуществления подлинного народного правления, так как демократические

институты могут быть использованы и в антидемократических

целях. Вместе с тем, существует опасность установления

тирании большинства, возможной в любой системе демократии.

И здесь велика роль государства, которое, выполняя политическую

функцию, призвано исходить из разнообразия интересов

в обществе, выступать в роли арбитра при конфликте этих

интересов, не допускать нарушений прав человека, интересов

меньшинства во имя общего блага.

Деятельность государства в политической сфере сложна, многогранна

и по существу является ключевой, так как создает условия

для эффективного выполнения других функций. Эта функция

создает в обществе своеобразный климат, позволяющий благоприятно

развиваться другим основным направлениям деятельности

государства.

Экономическая _______функция государства зависит от того, осуществляется

она в условиях распределительной или рыночной экономики.

В условиях распределительной экономики, господства

государственной собственности государство монопольно регулирует

экономические отношения, непосредственно определяя объемы

производства, товарооборота, распределение ресурсов, устанавливая

строго централизованную систему управления экономикой.

При рыночных отношениях, свободе предпринимательской деятельности,

многообразии и равенстве всех форм собственности,

добросовестной конкуренции экономика развивается преимущественно

на основе саморегулирования, дополненного целенаправленным

регулированием со стороны государства. В этих условиях

государство «сбросило» с себя часть обязанностей в экономической

сфере.

76 Глава 4. Функции государства

Вмешательство государства в сферу экономики в известной

мере сокращается и сводится главным образом к следующим

мерам:

1) выработка экономической политики в масштабе общества;

2) управление предприятиями и организациями, составляющими

государственную собственность. Круг этих объектов должен

быть ограничен отраслями, имеющими общегосударственное значение,

например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе,

общегосударственным транспортом, связью и др.;

3) установление правовых основ рынка и ценовой политики,

в частности, стимулирование государственными средствами предпринимательства

и свободного труда,* обеспечение равноправия

всех форм собственности, правовая защита собственника, принятие

мер для пресечения недобросовестной конкуренции (монополизма)

и охрана прав потребителя от недобросовестного производителя;

4) регулирование внешнеэкономических отношений в целях

защиты государством своего экономического суверенитета, безопасности,

стимулирование развития национальной экономики

при реализации внешнеторговой и иной деятельности.

Следует иметь в виду, что в периоды экономических кризисов,

депрессии, на переходных этапах вмешательство государства в

экономику увеличивается.

Мировой опыт свидетельствует о том, что в рыночных отношениях

недостаточно лишь элементов саморегулирования, а необходимо

сочетание саморегулирующихся и регулируемых средств и

рычагов. В качестве эффективного метода регулирования экономических

отношений в странах с развитой рыночной экономикой

применяется планирование. Опыт зарубежных стран показывает,

что рынок не только совместим с планированием процесса экономического

развития, но и практически невозможен без определения

целей, механизмов их осуществления, без расчета, прогноза

результатов. А это невозможно без планирования. Однако характер

и содержание планирования в условиях рыночных отношений

имеет свою специфику. Планирование при рыночной экономике:

а) не носит жесткого характера; б) основано на использовании

экономических методов (налогообложение, субсидии, льготное

кредитование и др.); в) имеет рекомендательный характер

в отношении частных собственников и частных производителей;

г) сочетает взаимные интересы общества, государства, отдельных

товаропроизводителей.

При характеристике экономической функции государства следует

иметь в виду, что рынок — динамичное явление, постоянно

3. Внутренние функции государства 77

меняющееся во времени, поэтому масштабы и методы его регулирования

также меняются, иначе такое регулирование теряет свою

эффективность.

Социальная функция государства многообразна по содержанию

и по объему деятельности. Ее содержание определяется задачами

государства в социальной сфере и провозглашением многих

государств в качестве социальных.

Главным назначением рассматриваемой функции является

обеспечение общественного благополучия, т.е. достойной жизни

и развития каждого человека, создание равных возможностей для

всех граждан в достижении этого благополучия.

Важную часть социальной функции составляет социальная защита

тех, кто нуждается в государственной материальной поддержке:

безработных, инвалидов, пожилых, многодетных семей,

сирот, детей в неполных семьях, а в условиях межнациональных

конфликтов к этой категории добавились беженцы и вынужденные

переселенцы.

В социальной функции наиболее ярко выражено общесоциальное

начало государства — снятие или смягчение социальных противоречий

путем использования цивилизованных средств их разрешения;

обеспечение человеку надлежащих условий жизни посредством

гарантирования определенного объема социальных благ

за счет государства.

Во Всеобщей декларации прав человека (1948)1 провозглашено

право каждого на жизненный уровень, необходимый для поддержания

здоровья и благосостояния как самого человека, так и его

семьи (ч. 1 ст. 25). Общепризнанным эталоном социальной защищенности

личности служит гарантированный со стороны государства

прожиточный минимум.

С переходом к рынку, ростом инфляции социальная поддержка

государством малообеспеченных граждан приобретает особую

значимость. Государство обязано принимать необходимые меры

социальной защиты людей от негативных последствий инфляции.

Другим важным компонентом социальной функции является

обеспечение права каждого на свободу труда, занятости населения,

миграции рабочей силы, контроля за безопасностью условий

труда и соответствием их требованиям гигиены, социального обеспечения

и страхования. Все эти проблемы предопределяются действием

рыночных регуляторов. Рыночная экономика делает необходимыми,

с одной стороны, отмену права каждого на получе-



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.