Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 4.2. Оценка влияния стратегии на результаты деятельности и акционерную стоимость компании

 

Цель темы: приобретение практических навыков оценки влияния стратегии на результаты деятельности и акционерную стоимость компании [9].

 

Порядок выполнения анализа:

1. Определить объект и цель анализа. Ознакомиться с теоретическими аспектами анализа, изучив тему лекции 4.1.

2. Собрать исходную информацию, используя внутреннюю отчетность компании, интервью со специалистами компании и отраслевыми экспертами, личные наблюдения.

3. Рассчитать акционерную стоимость для текущей стратегии компании как отношение чистой прибыли к стоимости капитала.

Рассчитать цену акции для текущей стратегии компании делением акционерной стоимости на количество акций.

4. Рассчитать показатели выручки, затрат, прибыли от реализации, чистой прибыли и инвестиций за каждый год горизонта планирования:

, (17)

где Vt - выручка за период t, руб.;

V(t-1) - выручка за предыдущий период, руб.;

Tv - проектируемый ежегодный прирост выручки, %.

, (18)

где Zt - себестоимость реализованной продукции за период t, руб.;

Rv - рентабельность продаж, %.

, (19)

где It - прибыль от реализации продукции за период t, руб.;

Mt - расходы на продвижение продукции за период t, руб.

, (20)

где Nt - чистая прибыль за период t, руб.;

n - ставка налога на прибыль, %.

, (21)

где Ct - инвестиции в основной и оборотный капитал за период t, руб.;

Nc - норма инвестиций в основной и оборотный капитал, обеспечивающих прирост продаж, %.

5. Рассчитать денежный поток за каждый год горизонта планирования и чистую приведенную стоимость за весь период планирования:

, (22)

где CFt - денежный поток за период t, руб.

, (23)

где NPV - чистая приведенная стоимость за весь период планирования, руб.;

r - норма дисконта (в долях единицы);

m - число лет горизонта планирования.

6. Рассчитать приведенную величину дальнейшей стоимости для предлагаемой стратегии:

, (24)

где PV - приведенная величина дальнейшей стоимости, руб.;

Nm - чистая прибыль за последний год горизонта планирования, руб.

7. Рассчитать акционерную стоимость и цену акции для предлагаемой стратегии:



, (25)

где А - акционерная стоимость предлагаемой стратегии, руб.;

К - сумма задолженности, руб.

Цена акции рассчитывается делением акционерной стоимости на количество акций.

8. Повторить п.п. 4-7 для альтернативных стратегий.

9. Провести сравнительный анализ акционерной стоимости для различных вариантов стратегии, сформулировать вывод по результатам анализа.

 

Пример выполнения анализа.

1. Цель и объект анализа - оценить влияние альтернативных вариантов стратегии компании на результаты деятельности и величину акционерной стоимости.

2. Для сбора исходной информации использованы данные внутренней отчетности компании, интервью со специалистами компании и отраслевыми экспертами, личные наблюдения.

Компания специализируется на торговле по каталогам. В последние годы из-за усиления конкуренции продажи и прибыли стабилизировались. Фактическая годовая выручка составила 50 млн. руб., рентабельность продаж 15%, ставка налога на прибыль 20%, стоимость капитала, учитываемая при оценке акционерной стоимости, равна 12%. Количество акций 10 млн. шт. Руководство компании рассматривает новую стратегию развития бизнеса: создание акционерной стоимости путем использования новых возможностей электронной коммерции и выхода на лидирующие рыночные позиции. В первый год будет предложена одна товарная линия на локальном рынке. Цены как минимум на 5% ниже цен в крупных розничных магазинах при активной маркетинговой поддержке. Далее планируется расширение ассортимента и географии рынка, создание лидирующей в секторе марки.

Для оценки потенциала стратегии используется 10-летний горизонт планирования. По оценкам специалистов компании предлагаемая стратегия позволит увеличивать продажи на 30% в год. Планируются инвестиции в продвижение в течение первых 5 лет в сумме 10 млн. руб. ежегодно. Потребность в основном и оборотном капитале составит 40% от добавочных продаж. Норма дисконта 15%. Сумма задолженности 10 млн. руб.

Также рассматриваются альтернативные стратегии:

Вариант А - сокращение инвестиций в продвижение до 5 млн. руб. в год, при этом предполагается снижение темпов роста продаж до уровня 24% в год;

Вариант В - более агрессивная политика снижения цен, при этом предполагается снижение рентабельности продаж до уровня 10% с одновременным ростом оборота в 40% в год.

Вариант С - оценивается чувствительность базовой стратегии к снижению темпов роста продаж с 30% до 20% в год.

3. Рассчитана акционерная стоимость и цена акции для текущей стратегии компании.

Чистая прибыль в отчетном периоде:

(млн руб.)

Акционерная стоимость:

(млн. руб.)

Цена акции:

(руб.)

4. Рассчитаны показатели выручки, затрат, прибыли от реализации, чистой прибыли и инвестиций за каждый год горизонта планирования.

Выручка за первый год горизонта планирования рассчитана по формуле (17):

(млн руб.)

Себестоимость реализованной продукции за первый год горизонта планирования рассчитана по формуле (18):

(млн руб.)

Прибыль (убыток) от реализации продукции за первый год горизонта планирования рассчитана по формуле (19):

(млн руб.)

Так как расчетный финансовый результат в первый год горизонта планирования отрицательный, налог на прибыль не будет уплачиваться. Поэтому чистая прибыль (убыток) в данном случае будет равна прибыли (убытку) от реализации продукции.

(млн руб.)

Инвестиции в основной и оборотный капитал за первый год горизонта планирования рассчитаны по формуле (21):

(млн руб.)

Аналогично рассчитаны показатели по остальным годам горизонта планирования (таблица 28).

Таблица 28 - Проектные финансовые показатели реализации базовой стратегии

 

Год Выручка, млн руб. Затраты на продвижение, млн руб. Чистая прибыль, млн руб. Инвестиции, млн руб. Денежный поток, млн руб. Дисконтированный денежный поток, млн руб.
65,00 -0,25 6,00 -6,25 -5,43
84,50 2,14 7,80 -5,66 -4,28
109,85 5,18 10,14 -4,96 -3,26
142,81 9,14 13,18 -4,05 -2,31
185,65 14,28 17,14 -2,86 -1,42
241,34 28,96 22,28 6,68 2,89
313,74 37,65 28,96 8,69 3,27
407,87 48,94 37,65 11,29 3,69
530,22 63,63 48,94 14,68 4,17
689,29 82,72 63,63 19,09 4,72

 

5. Рассчитан денежный поток за каждый год горизонта планирования и чистая приведенная стоимость за весь период планирования.

Денежный поток за первый год горизонта планирования рассчитан по формуле (22):

(млн руб.)

Дисконтированный денежный поток за первый год горизонта планирования:

(млн руб.)

Аналогично рассчитаны показатели по остальным годам горизонта планирования (таблица 28).

Чистая приведенная стоимость за весь период планирования рассчитана как сумма дисконтированных денежных потоков за 10 лет и равна 2,04 млн руб.

6. Рассчитана приведенная величина дальнейшей стоимости для предлагаемой стратегии по формуле (24):

(млн руб.)

7. Рассчитана акционерная стоимость и цена акции для предлагаемой стратегии.

Акционерная стоимость для базовой стратегии рассчитана по формуле (25):

(млн руб.)

Цена акции для базовой стратегии:

(руб.)

8. Аналогично выполнены расчеты для альтернативных стратегий, результаты отражены в таблице 29.

 

Таблица 29 - Проектные результаты реализации альтернативных стратегий

 

Вариант стратегии NPV, млн руб. PV, млн руб. K, млн руб. Акционерная стоимость, млн руб. Цена акции, руб.
Вариант А 19,57 84,98 94,55 9,46
Вариант В -86,41 190,66 94,25 9,43
Вариант С 6,96 61,22 58,18 5,82

9. При сопоставлении проектных показателей реализации альтернативных стратегий выявлено, что наибольшая величина акционерной стоимости компании (128,35 млн руб.) может быть достигнута по базовому варианту стратегии.

Вариант А имеет меньший период окупаемости (положительный денежный поток прогнозируется уже в 3 год реализации альтернативы А), но проектируемый объем выручки существенно ниже, чем в базовой стратегии. Данный фактор не позволит достичь компании цели лидерства на рынке. Кроме того, акционерная стоимость по Варианту А на треть ниже базовой стратегии.

Вариант В можно считать наиболее рискованной альтернативой, так как для проектируемого агрессивного роста продаж у компании недостаточно собственных средств. Потребность в инвестициях в течение всего горизонта планирования очень высокая, что приводит к получению отрицательного денежного потока в течение всего расчетного периода.

При снижении результатов реализации базовой стратегии (рост продаж 20% вместо 30%) расчетная акционерная стоимость (58,18 млн руб. по Варианту С) будет выше фактически достигнутого значения в 50 млн руб. Следовательно наиболее предпочтительным вариантом является реализация базовой стратегии.

При выполнении анализа акционерной стоимости следует помнить, что результат расчетов полностью зависит от точности и достоверности исходных данных.

 

Задание для закрепления темы:

На основе исходной информации, представленной в задании, рассчитать акционерную стоимость компании и цену акции при реализации различных стратегических альтернатив.

«Компания реализует известную марку продукции на стабильном рынке. Фактическая годовая выручка составила 30 млн. руб., рентабельность продаж 40%, ставка налога на прибыль 30%, стоимость капитала, учитываемая при оценке акционерной стоимости, равна 10%. Количество акций 10 млн. шт. Руководство компании рассматривает 2 стратегических альтернативы поведения на рынке:

Вариант А - маркетинговые расходы в сумме 3 млн руб. ежегодно направляются на поддержание известности марки. По оценкам специалистов компании предлагаемая стратегия позволит увеличивать продажи на 5% в год. Потребность в основном и оборотном капитале составит 20% от добавочных продаж.

Вариант В - отказ от маркетинговых расходов для увеличения текущего размера чистой прибыли. В этом случае специалисты компании прогнозируют ежегодное сокращение продаж на 5%. В то же время при снижении продаж исчезнет потребность в капитале (инвестиции = 0).

Для оценки потенциала стратегии используется 5-летний горизонт планирования. Норма дисконта 10%. Сумма задолженности 5 млн. руб.»

 

 

Список использованных источников

 

1. Хорин, А.Н. Стратегический анализ [Текст]: Учебное пособие / А.Н. Хорин, В.Э. Керимов. - 2-е изд. - М.: Эксмо, 2009. - 480 с.: ил. - 3000 экз. - ISBN: 978-5-699-29942-3.

2. Портер, М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов [Текст]/ Майкл Портер; перевод с англ. – 3-е изд. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 453 с. - 5000 экз. - ISBN: 978-5-9614-0491-3 (рус.).

3. Томпсон-мл., А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа [Текст] / Артур А. Томпсон-мл., А.Дж. Стрикленд III; пер. с англ. - 12-е изд. - М.: ИД Вильямс, 2006. - 928 с.: ил. - Парал. тит. англ. - 3500 экз. - ISBN: 5-8459-0407-2 (рус.).

4. Костерин, А.Г. Практика сегментирования рынка [Текст] / А.Г. Костерин. - СПб.: Питер, 2002. - 288 с.: ил. - (Серия «Маркетинг для профессионалов»). - 5000 экз. - ISBN: 5-94723-103-4.

5. Ламбен, Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок [Текст]/ Жан-Жак Ламбен; пер. с англ. под ред. В.Б. Колчанова. - СПб.: Питер, 2007. - 800 с.: ил. - (Серия «Классика МВА»). - 3000 экз. - ISBN: 5-272-00136-2.

6. Сысолятин, А.В. Стратегическое планирование деятельности мясоперерабатывающих предприятий [Текст]: Монография / А.В. Сысолятин, Т.А. Бурцева, Н.В. Никонова. – Киров: Вятская ГСХА, 2011. – 180 с.

7. Фляйшер, К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе [Текст]/ К. Фляйшер, Б. Бенсуссан; пер. с англ. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2005. – 541 с.: ил. - 3000 экз. - ISBN: 5-94774-220-9 (рус.).

8. Портер, М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость [Текст]/ Майкл Е. Портер; пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 715 с. - 5000 экз. - ISBN: 5-9614-0182-0 (рус.).

9. Дойль, П. Маркетинг, ориентированный на стоимость [Текст] / Питер Дойль; пер. с англ. под ред Ю.Н. Каптуревского. - СПб. : Питер, 2001. - 480 с.: ил. - (Серия «Маркетинг для профессионалов»). - 5000 экз. - ISBN: 5-318-00226-9.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.