Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 4.1. Обобщение результатов анализа и развитие стратегических выводов на основе метода SWOT

 

Цель темы: приобретение практических навыков обобщения результатов стратегического анализа и развития стратегических выводов с применением метода SWOT [1, 7].

 

Порядок выполнения анализа:

1. Определить объект и цель анализа. Ознакомиться с теоретическими аспектами анализа, изучив тему лекции 4.1.

2. Собрать исходную информацию, используя публикации в открытых источниках, интервью с экспертами и личные наблюдения.

3. Систематизировать собранную информацию о внешней среде компании, указав, какие изменения во внешней среде способны ослабить или усилить конкурентную позицию компании. Чтобы выявить возможности и угрозы внешней среды можно использовать метод PESTLE-анализа (см. тему 2.1), модель пяти сил М.Портера (см. тему 2.2), матрицу сравнения конкурентов (см. тему 2.3) и данные сегментного анализа (см. тему 2.4).

4. Систематизировать собранную информацию о внутренней среде компании, указав ее сильные и слабые стороны. Для этого можно использовать метод анализа ценностной цепочки (см. тему 3.2).

5. Составить сводную матрицу SWOT, обобщив в ней перечень сил, слабостей, возможностей и угроз в деятельности компании. Каждый фактор матрицы получает условное обозначение вида «L№», где L - аббревиатура квадрата матрицы, в котором расположен фактор (S, W, O или T), а № - порядковый номер фактора в соответствующем квадрате матрицы.

6. Рассмотреть парные комбинации «Силы-Возможности», «Силы-Угрозы», «Слабости-Возможности», «Слабости-Угрозы» и предложить стратегические альтернативы для каждого сочетания. Составить расширенную матрицу SWOT-анализа и проектирования стратегий. Каждая стратегическая альтернатива в матрице получает условное обозначение вида «LL№», где LL - аббревиатура квадрата матрицы, в котором расположен фактор (SO, WO, SТ или WT), а № - порядковый номер стратегической альтернативы в соответствующем квадрате матрицы. По каждой стратегической альтернативе указать перечень факторов, на основе которых она сформирована.

7. Сформулировать общий вывод по результатам анализа.

 

Пример выполнения анализа.

1. Цель и объект анализа - изучить тенденции внешней и внутренней среды и выявить необходимость стратегических изменений для компании по производству мороженого (код ОКВЭД 15.52 Производство мороженого; ОКОНХ 18221.3; SIC Code 2024 Ice Cream & Frozen Desserts), работающей на локальном рынке (область и соседние регионы).

2. Для сбора исходной информации использованы:

- данные статистики http://www.gks.ru;

- данные справочной правовой системы http://www.consultant.ru/;

- публикации в периодической печати http://www.holodinfo.ru, http://www.navigator-kirov.ru/manvotes, http://www.rbc.ru/, http://expert.ru/ и т.д.;

- данные отраслевых ассоциаций http://www.morogenoe.ru/;

- данные предприятий http://www.kxk-ice.ru/, http://corp.iceberry.ru/, http://www.inmarko.ru/ и т.д.;

- данные маркетинговых исследований, интервью со специалистами компании и экспертами, личные наблюдения.

3. В результате обобщения собранной информации о внешней среде выделены следующие факторы:

а) по данным PESTLE-анализа (см. тему 2.1) к возможностям могут быть отнесены следующие факторы:

- развитие технологий производства и сбыта продукции;

- рост рождаемости;

- рост реальных доходов населения;

- положительное отношение областной власти к появлению федеральных игроков.

Перечень угроз по результатам анализа макроокружения:

- сезонность спроса на мороженое;

- склонность населения к низкокалорийным продуктам питания, соблюдению религиозных постов;

- принятие регламента по размещению нестационарных торговых объектов на территории города;

б) по данным исследования структурных характеристик отрасли и конкурентного анализа (см. тему 2.2, 2.3) можно выделить следующие возможности:

- наличие хорошей сырьевой базы при низкой рыночной власти поставщиков сырья;

- низкая угроза появления новых конкурентов в связи с высокими барьерами входа;

- ориентация наиболее опасных конкурентов на городское население.

Перечень угроз по результатам отраслевого и конкурентного анализа:

- низкие темпы роста (стагнация) рынка мороженого;

- высокая конкурентная угроза со стороны субститутов;

- высокая интенсивность конкуренции в целевом сегменте рынка компании;

- высокая дифференциация продукции основных конкурентов, преимущества в производстве, финансах и маркетинге;

в) по данным исследования потребителей (см. тему 2.4) выявлены следующие возможности:

- большинство потребителей при выборе товара ориентируются на качество и имидж производителя, меньшинство - на цену.

Угрозы по результатам анализа потребителей:

- большинство потребителей не сохраняют приверженность одному производителю мороженого;

- потребителей наиболее прибыльного сегмента привлекает мороженое в «нетрадиционной» фасовке.

4. В результате обобщения собранной информации о внутренней среде компании (см. тему 3.2, 3.3) выделены следующие сильные стороны:

- низкие транспортные издержки и налаженные связи с поставщиками;

- большие производственные мощности и высокое качество продукции;

- близость к потребителю и налаженные каналы сбыта;

- высокая известность компании на обслуживаемом рынке, высокий уровень проникновения на рынок;

- высокая квалификация и опыт персонала.

Слабые стороны компании:

- нет оборудования по фасовке «нетрадиционных» видов мороженого;

- слабая маркетинговая поддержка деятельности;

- периодически возникают временные финансовые затруднения

- снижается уровень эксклюзивности и интенсивности покупок существующими клиентами.

5. Составлена сводная матрица SWOT-анализа (таблица 25).

В макроокружении сложились преимущественно благоприятные тенденции. В то же время структура отрасли недостаточно привлекательна. Поэтому в количественном отношении во внешней среде преобладают угрозы.

Во внутренней среде компании преобладают сильные стороны.

 

 

Таблица 25 - Матрица SWOT-анализа

 

Силы S1 низкие транспортные издержки и налаженные связи с поставщиками S2 большие производственные мощности и высокое качество продукции S3 близость к потребителю и налаженные каналы сбыта S4 высокая известность компании на обслуживаемом рынке, высокий уровень проникновения на рынок S5 высокая квалификация и опыт персонала Слабости W1 нет оборудования по фасовке «нетрадиционных» видов мороженого W2 слабая маркетинговая поддержка деятельности W3 периодически возникают временные финансовые затруднения W4 снижается уровень эксклюзивности и интенсивности покупок существующими клиентами
Возможности O1 развитие технологий производства и сбыта продукции O2 рост рождаемости O3 рост реальных доходов населения O4 положительное отношение областной власти к появлению федеральных игроков O5 хорошая сырьевая база, низкая власть поставщиков сырья О6 низкая угроза появления новых конкурентов О7 ориентация наиболее опасных конкурентов на городское население О8 большинство потребителей при выборе товара ориентируются на качество и имидж производителя, меньшинство - на цену Угрозы Т1 сезонность спроса на мороженое Т2 склонность населения к низкокалорийным продуктам питания, соблюдению религиозных постов Т3 принятие регламента по размещению нестационарных торговых объектов на территории города Т4 низкие темпы роста (стагнация) рынка мороженого Т5 высокая конкурентная угроза со стороны субститутов Т6 высокая интенсивность конкуренции в целевом сегменте рынка Т7 высокая дифференциация продукции основных конкурентов, преимущества в производстве, финансах и маркетинге Т8 большинство потребителей не сохраняют приверженность одному производителю мороженого Т9 потребителей наиболее прибыльного сегмента привлекает мороженое в «нетрадиционной» фасовке

 

6. Рассмотрены парные комбинации «Силы-Возможности», «Силы-Угрозы», «Слабости-Возможности», «Слабости-Угрозы» и предложены стратегические альтернативы для каждого сочетания. Составлена расширенная матрица SWOT-анализа и проектирования стратегий (таблица 26).

 

Таблица 26 - Расширенная матрица SWOT-анализа и проектирования стратегий

 

  Силы Слабости
Возможности SO1: S2,S4,O2,O3,О8 увеличение доли рынка SO2: S2,S4,S5,O4,O6 поставки продукции в федеральные торговые сети SO3: S1,S5,O1,O5 расширение ассортимента наполнителей, новых ингредиентов для повышения конкурентоспособности продукции SO4: S3,S4,O7 увеличение сбыта продукции в сельскую местность WO1: W1,O1 приобретение оборудования фасовке «нетрадиционных» видов мороженого WO2: W2,W4,O3,O6,О8 развитие маркетинга, программ лояльности, позиционирование по качеству  
Угрозы ST1: S3,S4,S5,T3,T7 развитие новых каналов сбыта ST2: S2,S4,T5,T6 развитие маркетинга, позиционирование по качеству ST3: S1,S2,S5,T7,T8 расширение ассортимента продукции за счет новых наполнителей WT1: W3,T1,T2,Т4,Т5 диверсификация бизнеса WT2: W1,T7,T8,Т9 расширение ассортимента наполнителей, приобретение оборудования по фасовке  

 

7. В целом компания имеет достаточный потенциал для дальнейшего развития. В краткосрочном периоде тесные связи с поставщиками и потребителями, а также накопленный опыт могут быть направлены на улучшение рыночной позиции за счет развития каналов сбыта, расширения ассортимента путем применения новых ингредиентов, активизации маркетинговой деятельности. В перспективе большее значение для успешной деятельности приобретает обновление оборудования и альтернативы диверсификации бизнеса. Для принятия решения о возможности и целесообразности диверсификации необходимо дополнительное исследование и анализ.

 

Задание для закрепления темы:

На основе информации, представленной в таблице 27, составить матрицу SWOT-анализа для компании, занимающейся производством и реализацией тепличных овощей на локальном рынке. Дать рекомендации по выбору стратегии с учетом влияния на деятельность компании выявленных сил, слабостей, возможностей и угроз. Составить расширенную матрицу SWOT-анализа и проектирования стратегий.

 

Таблица 27 - Исходная информация для SWOT-анализа

 

Параметры оценки Содержание
Организация - высокий уровень квалификации и предприимчивость руководителя компании
Производство - налажены надежные связи с поставщиками материалов и техники - себестоимость продукции на 10% ниже, чем у конкурентов - удовлетворительное качество продукции - высокая степень износа оборудования - до 70% по отдельным группам
Финансы - сезонный характер поступления основного потока денежных средств
   
  продолжение таблицы 27  
Инновации - установлено капельное орошение на площади 10 га
Маркетинг - наличие хранилищ и холодильников позволяет торговать плодоовощной продукцией круглый год - неузнаваемость продукции компании на рынке - не развита маркетинговая функция - отсутствие устойчивых связей в каналах распределения и гарантированного сбыта
Конкуренция - появление новых сортов и технологий позволяют расширить ассортимент плодоовощной продукции - наплыв дешевой овощной продукции из соседних регионов - большое количество конкурентов за счёт продаж продукции с собственных приусадебных участков  
Сбыт - доступно приобретение торгового помещения-склада на оптовом рынке, что позволит расширить сбытовую сеть - покупатели в среднем и высоком ценовом сегменте все больше отдают предпочтение упакованной и отсортированной продукции - трудности в реализации нестандартной продукции в виду отсутствия перерабатывающих предприятий на территории области
Спрос - с ростом доходов части населения увеличиваются объёмы потребления овощей в зимне-весенний период в среднем и высоком ценовом сегменте
Природные и экологические факторы - возможны плохие погодные условия (заморозки, дождь, град), которые снижают урожайность и качество продукции
Экономические факторы - падение спроса в низком и среднем ценовом сегменте по причине снижения доходов части населения
     

 

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.