Сделай Сам Свою Работу на 5

Статистическая информация и ее распространение

Тема 2. Источники статистической информации. Статистическое наблюдение

Статистическая информация и ее распространение

Государственная статистика выполняет важную роль в механизме управления экономикой, ориентированной на реализацию интересов государства в области информации.

Информация в переводе с латинского языка означает «осведомление, доведение сведений о чем-либо».

Статистическая информация (статистические данные) – первичный статистический материал о социально-экономических явлениях, формирующийся в процессе статистического наблюдения, который затем подвергается систематизации, сводке, анализу и обобщению.

Основными свойствами статистической информации являются массовость и стабильность. Первое свойство связано с особенностями предмета статистики, второе – с неизменностью однажды собранной информации, ее способностью устаревать и необходимостью получения новой информации.

Состав статистической информации во многом определяется потребностями общества в условиях рыночной экономики. Основными потребителями статистической информации являются правительство, коммерческие структуры, международные организации, общественность.

Социально-экономическая статистика обеспечивает предоставление важной цифровой информации об уровне и возможностях развития страны: ее экономическом положении, уровне жизни населения, его составе и численности, рентабельности предприятий, динамике безработицы и т.д. Статистическая информация необходима для двух- и многосторонних экономических соглашений между государствами. Она является одним из решающих ориентиров политики, способствует объективному обсуждению конкретных вопросов (не только экономической политики государства).

Статистика дает информацию для решения региональных задач, для предпринимательской деятельности (уровень цен на товары в разных регионах, объемы реализации товаров, условия кредитования, уровень и темпы инфляции, занятость и т.д.).

Качество, достоверность информации определяют эффективность использования статистики на любом уровне и в любой сфере. Весьма трудоемкая работа по обеспечению необходимых для этих целей данных является важной государственной задачей, выполнение которой вменяется в обязанность государственной (официальной) статистике.



Микроданные должны держаться в тайне, в то время как макроданные должны быть доступны для каждого. Статистика видит свою задачу в создании общественной (т.е. финансируемой государством) «инфраструктуры» в области информации с помощью цифровых данных. Поэтому говорят об информационной инфраструктуре, обеспечивающей пользователей качественной, достоверной статистической информацией.

Главными источниками опубликованной статистической информации являются издания органов государственной статистики. Наиболее полную информацию о Российской Федерации содержат официальные издания Федеральной службой государственной статистики — статистические сборники: «Российский статистический ежегодник», «Регионы России. Социально-экономические показатели», «Национальные счета в России», «Инвестиции в России», «Малое предпринимательство в России», «Труд и занятость в России», «Социальное положение и уровень жизни населения России» и другие. Социальное положение и уровень жизни населения России Социальное положение и уровень жизни населения России

2. Статистическое наблюдение: понятие, программно-методологические и организационные вопросы

Статистическое наблюдение является первой стадией всякого статистического исследования, оно играет особую роль, так как ошибки, допущенные в ее процессе, очень трудно, а иногда и невозможно исправить на дальнейших этапах работы.

Статистическое наблюдение – представляет собой планомерный, научно организованный сбор массовых данных об изучаемых явлениях и процессах общественной жизни. Однако не всякое собирание сведений является статистическим наблюдением (например, наблюдение покупателя за изменением цен на городских рынках). Статистическим можно назвать лишь такое наблюдение, которое обеспечивает регистрацию устанавливаемых фактов в учетных документах для последующего обобщения.

Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими службами банков, бирж, фирм. Оно обязательно должно быть массовым, систематическим, проводиться на планомерной основе.

Массовый характер статистического наблюдения предполагает, что оно охватывает большое число случаев проявления исследуемого явления или процесса, достаточное для получения правдивых статистических данных.

Систематичность статистического наблюдения определяется тем, что оно должно проводиться либо систематически либо непрерывно, либо регулярно. Только такой подход позволяет изучить тенденции и закономерности социально-экономических процессов, характеризующихся количественными и качественными изменениями.

Планомерность статистического наблюдения заключается в том, что оно готовится и проводится по разработанному плану, который входит в план всего статистического исследования и включает вопросы методологии, организации, техники сбора информации, контроля ее достоверности и оформления итоговых результатов. Таким образом, план статистического наблюдения включает перечень программно-методологических и организационных вопросов его проведения.

К программно-методологическим вопросам статистического наблюдения относятся:

• установление цели наблюдения;

• определение объекта и единицы наблюдения;

• определение отчетной единицы;

• разработка программы наблюдения;

• выбор вида и способа наблюдения.

Основной практической целью статистического наблюдения является получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов.

Задача наблюдения непосредственно вытекает из задач статистического исследования и предопределяет его программу и формы организации.

В зависимости от цели выбирается объект статистического наблюдения.

Объект статистического наблюдения – совокупность общественных явлений и процессов, которые подлежат данному наблюдению. Например, при обследовании промышленности объектом наблюдения являются промышленные предприятия. Определяя объект наблюдения, необходимо точно указать единицу наблюдения.

Единица наблюдения – первичный элемент объекта статистического наблюдения, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации. Так, например, объектом при переписи населения является совокупность всех жителей страны, а единицей наблюдения – каждый отдельный человек.

Исходя из содержания объекта, цели и задач статистического наблюдения разрабатывается программа наблюдения.

Программа наблюдения представляет собой перечень показателей, подлежащих регистрации. Иными словами, программа — это перечень вопросов, на которые должны быть получены правдивые, достоверные ответы по каждой единице наблюдения. Ее содержание зависит от целей и задач исследования (например, программа переписи населения содержит вопросы о возрасте, образовании, семейном положении, наличии детей и т.д.). При бюджетных обследованиях программа содержит вопросы об источниках доходов и расходах.

Вопросы программы статистического наблюдения и ответы на них находят отражение в основном инструменте наблюдения – в статистическом формуляре (переписной лист, анкета, бланк и т.д.). Статистический формуляр должен быть удобен для заполнения, чтения, шифровки и машинной обработки данных. К статистическим формулярам составляется инструкция, где подробно разъясняется, как следует заполнить статистический формуляр.

В плане статистического наблюдения указывается время и место наблюдения. Выбор времени предусматривает решение двух вопросов – установление критического момента (даты) или интервала времени и определение срока (периода) наблюдения.

Под критическим моментом наблюдения понимается конкретный день года, час дня, по состоянию на который должна быть проведена регистрация признаков по каждой единице исследуемой совокупности. Например, критическим моментом переписи населения Российской Федерации 2002 года было 0 часов в ночь с 9 на 10 октября 2002 года.

Если целью статистического наблюдения является сбор информации за какой-либо период времени, то устанавливается не критический момент, а интервал времени, за который следует получить статистические данные. Например, а сведения о количестве произведенной продукции могут быть представлены только за определенный интервал времени (день, месяц, квартал, год).

Выбор критического момента или интервала времени определяется целью статистического исследования.

Срок (период) наблюдения — это время от начала до окончания сбора сведений, т. е. время, в течение которого производится заполнение статистических формуляров (бланков определенных форм учета и отчетности).

Результат статистического наблюдения зависит не только от качества методологической подготовки, но и от правильного и своевременного решения широкого спектра организационных вопросов.

К организационным вопросамстатистического наблюденияотносятся:

1) определение круга лиц и организаций, отвечающих за проведение статистического наблюдения;

2) подбор, обучение и инструктаж кадров, привлекаемых к проведению статистического наблюдения;

3) размножение и рассылка формуляров для проведения статистического наблюдения;

4) установление сроков представления материалов и контроль за их соблюдением.

Реализация перечисленных программно-методологических и организационных вопросов статистического наблюдения является основой получения объективной, сопоставимой и достаточно полная информации, позволяющей на последующих этапах исследования обеспечить научно обоснованные выводы о характере и закономерностях развития изучаемого явления.

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.