Сделай Сам Свою Работу на 5

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Качество ИС связано с дефектами, заложенными на этапе про­ектирования и проявляющимися в процессе эксплуатации. Любые свойства ИС, в том числе и дефектологические, могут проявляться лишь во взаимодействии с внешней средой, включающей техниче­ские средства, персонал, информационное и программное окруже­ние.

В зависимости от целей исследования и этапов жизненного цикла ИС дефектологические свойства разделяют на дефектогенность, дефектабельность и дефектоскопичность [7].

Дефектогенность определяется влиянием следующих факторов:

• численностью разработчиков ИС, их профессиональными и психофизиологическими характеристиками;

• условиями и организацией процесса разработки ИС;

• характеристиками инструментальных средств и компонент ИС;

• сложностью задач, решаемых ИС;

• степенью агрессивности внешней среды (потенциальной воз­можностью внешней среды вносить преднамеренные дефекты, на­пример, воздействие вирусов).

Дефектабельность характеризует наличие дефектов ИС и опре­деляется их количеством и местонахождением. Другими фактора­ми, влияющими на дефектабельность являются:

• структурно-конструктивные особенности ИС;

• интенсивность и характеристики ошибок, приводящих к де­фектам.

Дефектоскопичность характеризует возможность проявления дефектов в виде отказов и сбоев в процессе отладки, испытаний или эксплуатации. На дефектоскопичность влияют:

• количество, типы и характер распределения дефектов в ИС;

• устойчивость ИС к проявлению дефектов;

• характеристики средств контроля и диагностики дефектов;

• квалификация обслуживающего персонала.

Оценка качества ИС является крайне сложной задачей в виду многообразия интересов пользователей. Поэтому невозможно предложить одну универсальную меру качества и приходится ис­пользовать ряд характеристик, охватывающих весь спектр предъяв­ляемых требований. Наиболее близки к задачам оценки качества ИС модели качества программного обеспечения, являющегося одной из важных составных частей ИС. В настоящее время использу­ется несколько абстрактных моделей качества программного обес­печения, основанных на определениях характеристики качества, показателя качества, критерия и метрики.

Критерий может быть определен как независимый атрибут ИС или процесса ее создания. С помощью такого критерия может быть измерена характеристика качества ИС на основе той или иной мет­рики. Совокупность нескольких критериев определяет показатель качества, формируемый исходя из требований, предъявляемых к ИС. В настоящее время наибольшее распространение получила ие­рархическая модель взаимосвязи компонент качества ИС. В начале определяются характеристики качества, в числе которых могут быть, например, общая полезность, исходная полезность, удобство эксплуатации. Далее формируются показатели, к числу которых могут быть отнесены: практичность, целостность, корректность, удобство обслуживания, оцениваемость, гибкость, адаптируемость, мобильность, возможность взаимодействия. Каждому показателю качества ставится в соотвествие группа критериев. Для указанных выше показателей ниже приведены возможные критерии. Надо от­метить, что один и тот же критерий может характеризовать не­сколько показателей;

практичность — работоспособность, возможность обучения, коммуникативность, объем ввода, скорость ввода-вывода;

целостность — регулирование доступа, контроль доступа;

эффективность — эффективность использования памяти, эф­фективность функционирования;

корректность — трассируемость, завершенность, согласован­ность;

надежность — точность, устойчивость к ошибкам, согласован­ность, простота;

удобство обслуживания — согласованность, простоту, краткость, информативность, модульность;

оцениваемость — простоту, наличие измерительных средств, ин­формативность, модульность;

гибкость — распространяемость, общность, информатирован-ность, модульность;

адаптируемость — общность, информативность, модульность, аппаратную независимость, программную независимость;

мобильность — информативность, модульность, аппаратную не­зависимость, программную независимость;

возможность взаимодействия — модульность, унифицируемость процедур связи, унифицируемость данных.

С помощью метрик можно дать количественную или качествен­ную оценку качества ИС. Различают следующие виды метрик и шкал для измерения критериев.

Первый тип — метрики, которые используют интерваль­ную шкалу, характеризуемую относительными величинами или ре­ально измеряемыми физическими показателями, например, време­нем наработки на отказ, вероятностью ошибки, объемом информа­ции и др.

Второй тип — метрики, которым соответствует порядковая шкала, позволяющая ранжировать характеристики путем сравне­ния с опорными значениями.

Третий тип — метрики, которым соответствуют номиналь­ная или категорированная шкала, определяющая наличие рассмат­риваемого свойства или признака у рассматриваемого объекта без учета градаций по этому признаку. Так, например, интерфейс мо­жет быть «простым для понимания», «умеренно простым», «слож­ным для понимания».

Развитием иерархического подхода является представленная на рис. 7.15 модель классификации критериев качества информацион­ных систем. С помощью функциональных критериев оценивается степень выполнения ИС основных целей или задач. Конструктивные

 

Р и с. 7.15. Модель классификации критериев качества информационных систем

 

критерии предназначены для оценки компонент ИС, не зави­сящих от целевого назначения.

Одним из путей обеспечения качества ИС является сертифика­ция. В США Радиотехническая комиссия по аэронавтике в своем руководящем документе определяет процесс сертификации следую­щим образом: «Сертификация — процесс официального утвержде­ния государственным полномочным органом ... выполняемой функ­ции системы ... путем удостоверения, что функция ... удовлетворяет всем требованиям заказчика, а также государственным норматив­ным документам». К сожалению, в настоящее время не существует стандартов, полностью удовлетворяющих оценке качества ИС. В за­падно-европейских странах имеется ряд стандартов, определяющих основы сертификации программных систем. Стандарт Великобрита­нии (BS750) описывает структурные построения программных сис­тем, при соблюдении которых может быть получен документ, гаран­тирующий качество на государственном уровне. Имеется междуна­родный аналог указанного стандарта (ISO9000) и аналог для стран членов НАТО (AQAP1). Существующая в нашей стране система нормативно-технических документов относит программное обеспе­чение к «продукции производственно-технического назначения», которая рассматривается как материальный объект. Однако про­граммное обеспечение является скорее абстрактной нематериальной сферой. Существующие ГОСТы (например, ГОСТ 28195 — 89. «Оценка качества программных средств. Общие положения») явно устарели и являются неполными.

 

 

Контрольные вопросы

1. В чем суть «каскадной» схемы проектирования информационных систем?

2. Укажите основные преимущества схемы непрерывной разработки.

3. Сформулируйте основные понятия системного подхода.

4. В чем различие дескриптивного и конструктивного подходов?

5. Поясните суть концептуального, логического и физического уровня описания структуры системы.

6. Сформулируйте основные принципы использования информационных техно­логий в системном аспекте.

7. Укажите основные свойства процесса проектирования информационных сис­тем.

8. Перечислите основные особенности исходных данных для проектирования информационных систем.

9. Что такое функциональные спецификации?

10. Укажите основные факторы, влияющие на оценку риска проекта информа­ционной системы.

11. Определите основные аспекты проектирования информационных систем.

12. Охарактеризуйте основные модели представления для проектирования ин­формационных систем.

13. Какими средствами описывается информационно-логическая модель?

14. Дайте определение метаобъекта.

15. Определите содержание ядра моделей представления функциональных спе­цификаций.

16. Охарактеризуйте синтаксис языка функциональных спецификаций.

17. Дайте определение теории классификации и теории измерений.

18. Что такое абстрагирование и формализация информации?

19. Укажите три основные составные части знаний.

20. Дайте определение декомпозиции, абстракции, агрегирования.

21. Охарактеризуйте основные способы абстрагирования.

22. Каковы основные этапы анализа предметной области?

23. Какие виды документов используются при анализе предметной области?

24. В чем суть функционально-модульного и объектно-ориентированного под­ходов при декомпозиции предметной области?

25. Укажите основные понятия, используемые при декомпозиции предметной области.

26. Какие типы связей используются для описания взаимодействия объектов

предметной области?

27. Дайте характеристику концептуальной модели предметной области.

28. Охарактеризуйте основные виды концептуальных моделей.

29. Укажите основные компоненты объектно-ориентированной технологии про­ектирования информационных систем.

30. Перечислите основные этапы проектирования информационных систем.

31. Дайте краткую характеристику моделей представления проектных решений.

32. Какие схемы используются для представления проектных решений.

33. Укажите правила конструирования схем потоков.

34. Охарактеризуйте основные аспекты и сложившиеся подходы к реализации информационных систем.

35. Перечислите основные способы построения групповых и корпоративных информационных систем.

36. Какие средства используются при разработке информационных систем?

37. Какова главная цель реинжиниринга программного обеспечения?

38. Дайте определение дефектогенности, дефектабельности и дефектоскопичности.

39. Укажите основные критерии качества информационных систем.

40. Каково назначение метрик и шкал для измерения критериев?

 

Глава 8



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.