Сделай Сам Свою Работу на 5

СЕМЬ ПРАВИЛ ГАРМОНИЧНОЙ ЖИЗНИ ДЛЯ МОНАХОВ 27 глава





 

Путь йоги недеяния в общем контексте
религиозных традиций Востока

Термин «Сахаджа» (Сахаджа-авастха или естественное состояние пробужденного Ума) является ключевым понятием в практике Лайя-йоги. Поэтому, говоря о Лайя-йоге, нельзя обойти факт существования мощного пласта тантрических Учений индуизма, известного как «Сахаджия».

Аналог подобных Учений известен также в северном буддизме Ваджраяны, как «Сахаджаяна» (колесница естественного пути) и принадлежит к разряду высших учений Ануттара-тантры.

Согласно мнениям исследователей индийской культуры и учений индийской йоги и тантры, ведическая концепция Вселенной, как единого Бытия, выраженная в таких изречениях Упанишад, как «Сарвам Эва Брахман» (все сущее есть трансцендентная Реальность), была воспринята адептами тантрических Учений «Сахаджия», ассимилировавшими как индуистские, так и буддийские взгляды, а затем окончательно сформировалась как самостоятельное учение в конце первого тысячелетия.

Дословно «Сахаджа» переводится с санскрита как «саха» (одновременно) и «джа» (рожденный), что указывает на саморожденную естественную Мудрость «Я», изначально спонтанно присущую каждому существу.



«Акула Вира Тантра» описывает состояние Сахаджа, как высшее Бытие, включающее абсолютное всеведение, абсолютную полноту, абсолютное присутствие энергии осознавания, которая персонифицируется богиней. В этой полноте растворяются все знания, исчезает всякая двойственность, искореняются все страдания.

Сопоставляя учения Лайя-йоги авадхутов с учениями и текстами других традиций, например, с вайшнавской традицией «Сахаджия», описанной в «Ратнасаре», или с тибетскими учениями буддизма Ваджраяны (в частности, циклом песен «доха», «карья-гита», идущих от знаменитого буддийского махасиддхи Сарахи), или Бонского Дзогчена, или с учениями сикхов «Ниргуна бхакти» о внутреннем свете и звуке, или с тантрической традицией индуизма «Каула», описанной в «Акула Вира Тантре», обнаруживается множество сходных моментов, если не сказать больше, иногда их полное совпадение, вплоть до терминов, фразеологических оборотов и ключевых подходов в практике.



Это наталкивает на мысль об общих корнях этих учений, либо на сходство опытов в реализации святых разных традиций. Хотя, чаще, многие школы, стремясь сохранить автономность и чистоту своих традиций, склонны подчеркивать больше отличие, нежели сходство.

 

Лайя-йога в традиционном контексте семи ступеней
тантрической практики индуизма

Согласно «Куларнава Тантре», существует семь ступеней тантрической практики. Эти семь ступеней представляют собой лестницу духовного восхождения, на вершине которой йогин вступает на путь «каула».

«Ачары» – это стадии эволюции духовного пути йогина, каждой из которых описывается свой определенный способ практики. Слово «ачара» имеет в себе корень «чар», что означает «поведение» или «движение». Это означает, что ачара связана с определенным типом поведения в зависимости от той ступени, на которой находится йогин.

Первая ступень называется «ведачара» или «путь ортодоксального ведического брахманизма». На ступени «ведачара» выполняются ведические ритуалы и базовые практики тантры.

На следующей ступени «вайшнавачара» практикуется путь преданности Вишну, когда тантрист вместо обычной приверженности, ритуальной практики выполняет садхану божества. На этой ступени предписывается йогический аскетизм и созерцание божества в различных аспектах.

На третьей стадии «шайвачара» избранным божеством является бог Шива, который связан не с преданностью, а с сознанием. Сила преданности совмещается со знанием (джняна) и овладением внутренней энергией (Кундалини-Шакти).

На четвертой стадии «дакшиначара» йогин медитирует на три проявления Абсолюта: энергию познания (джняна), энергию воли (иччха) и энергию действия (крийя). Йогин постигает абсолютную Реальность в трех ее аспектах, которые представлены божествами Брахма, Шива и Вишну. На этой стадии йогин практикует садхану женских божеств (Шакти) и медитирует на изначальную энергию (Адья Шакти).



Следующая ступень «вамачара» представляет собой садхану, предназначенную для йогина уровня «героя» (вира). На пятой ступени процесс нисхождения (правритти) меняется на процесс восхождения (нивритти). Это подразумевает овладение внутренними энергиями и практикой созерцания, способность к сублимации негативных энергий и поворота вспять процесса духовной инволюции, даже с использованием загрязненных энергий. На пути «вамачары» клеши и страсти используются для пробуждения энергии. В «вамачаре» выполняется практика божеств в аспекте Высшей Силы (Парамешвари), выполняется ритуал «панча таттва», который призван очистить сознание йогина от условностей разделения на чистое и нечистое, правильное и неправильное и породить состояние «единого вкуса» (сомараса) в потоке сознания йогина. Также он связан с овладением возвратным процессом энергии (нивритти), контролем над сексуальной энергией, который заключается в практиках Кундалини-йоги и объединению блаженства с Пустотой.

Шестая ступень «сиддхантачара»: на этой стадии йогин овладевает еще более глубоким пониманием, которое представляет собой сущность Писаний. Он полностью освобождается от всех связанностей, надежд, страха и цепляний, которые присущи йогинам низших путей. Он обретает непоколебимое недвойственное созерцание и пребывает вне всяких отождествлений с физическим телом. Он вышел за пределы чистого и нечистого, норм и моральных предписаний. Главная практика здесь заключается во внутреннем созерцании или поклонении. Такому йогину нет больше нужды совершать какие-либо ритуалы, он странствует по земле в облике мирного или гневного божества, медитируя на себя как на высший Абсолют, непрестанно пребывая в созерцании единства субъекта и объекта.

Когда, таким образом, его овладение энергией и сознанием созревает, он переходит на седьмую ступень «каулачара». Путь «кауладхармы» представляет собой самую высшую форму духовной практики и является синтезом всех предыдущих школ (согласно «Куларнава Тантре»). На этой стадии йогин обретает Освобождение, при жизни становясь Дживан-муктой, и он обретает полное знание абсолютной Истины, пребывая в состоянии безграничного сознания. Такой йогин полностью овладел естественным состоянием, и в его сознании объединен субъект и объект, внутреннее пространство слилось с внешним. Он также овладел полностью внутренней энергией и свободен от всех связывающих условностей, моральных предписаний и концептуальных суждений. Нет никаких ограничений, и такой йогин свободно предоставляет своим энергиям проявляться в связи с ситуациями. Такое проявление еще называется «свободный танец в пространстве». Йогин находится за пределами каст, сект, школ и философий, и основной практикой для него является пребывание в созерцательном осознавании, а не внешние садханы. Представители течения «каула» считают йогина Матсиендранатха основателем своей школы.

С точки зрения анализа семи ачар тантрического индуизма, Лайя-йогу можно сравнить с путем «каула», поскольку принцип Лайя-йоги прежде всего предполагает созерцание вне субъекта и объекта и вне всяких ограничений, а если в Лайя-йоге выполняются более низкие практики, то можно сказать, что они являются дополнительными ступенями для начинающих, заимствованными из более низших ступеней. Тем не менее, Лайя-йога не относится собственно к пути «кауликов», поскольку путь «каула» связан с ритуальными практиками, направленными на достижение «единого вкуса». Ритуальные практики, по сути, представляют собой манипуляции с внешними предметами и выполнение тантрического ритуала «пяти «м». Лайя-йога же не ориентирована на ритуальные практики, в ней все осуществляется за счет поддержания принципа осознанности вне метода (анупайя). Однако, благодаря тому, что сознание искусными средствами объединяется с энергией, эффект достигается тот же, поскольку йогин овладевает тонкими проявлениями Бытия в форме света и звука.

 

О конечной цели Учения Лайя-йоги

«Десять миллионов ритуалов поклонения равны одному гимну, десять миллионов гимнов равны одному чтению (мантры), десять миллионов чтений равны одной медитации, десять миллионов медитаций равны единственному моменту растворения (лайя)».

«Куларнава Тантра» (9.36)

Конечная цель адептов Лайя-йоги – достижение бессмертного лучезарного божественного тела Света (Дивья-дехам или Пранава-дехам) в течение одной жизни.

Термин «лайя крама» означает процесс последовательного растворения или абсорбции элементов физического тела вплоть до его превращения в бессмертное. Факты реальности такой абсорбции демонстрировали многие святые, почитаемые в каноне Лайя-йоги.

Процесс растворения достигается благодаря Лайя-йоге – йогическому методу растворения сущностных субстанций и энергий тела в конечной реальности Бытия, проявляющейся как внутренний звук (Нада) и свет (Джьоти).

Этот метод включает в себя искусство созерцания естественного Ума в сочетании с техниками Кундалини-йоги, Нада-йоги и Джьоти-йоги (особых способов созерцания внутреннего света и звука), которые традиционно считаются «тайной за семью печатями», доступной лишь для понимания высоко продвинутых практиков Лайя-йоги.

Факт их свободной публикации указывает на наличие в кармах современных духовных искателей тонких позитивных причин, позволяющих иметь благоприятную кармическую связь с этими возвышенными Учениями и извлечь из них великую пользу.

 

Школа Учения, линия преемственности (парампара)
Монастыря йоги «Гухья Самаджа»

Монастырь является продолжателем древнейших традиций йоги и Адвайта-Веданты, идущих от Авадхуты Даттатрейи, Шри Шанкарачарьи, а так же от великих Учителей – сиддхов индуистской йоги и тантры, принадлежащих к древним «Гухьясамаджам».

Некоторые источники упоминают около миллиона сиддхов, однако почитание сиддхов наиболее распространено в каноне 84 индо-буддийских махасиддхов, 9 натхов и 18 тамильских сиддхов. Многие из них принадлежали к древним тантрическим общинам «Гухьясамаджа». «Гухьясамаджи» – это многочисленные группы бродячих йогинов – аскетов, авадхутов – отшельников, возникшие в Индии в конце 1 тыс., в то время когда индуистская и буддииская тантры были в пике своего расцвета и не отделялись друг от друга.

Наиболее известные из них принадлежат к традиции «Шайвите-натха», такие как Матсиендра, Горакша, Джалендра, Гахини, Чарпати, Ревана, Чауранги, Джаландхара, Вирупа, Канери, Канхапа, Кандхата. Многие из них принадлежали к школе капалика: Анадикала, Ватука, Махакала, Виранатха, Шрикантха, Джаландхара, Канхапа.

К сугата-сиддхам (буддийской) школе принадлежали Нагарджуна, Арья Дэва (Карнарипа), Шантидэва, Шантипа (Ратнакаришанти) и др., Сараха (Сароруха), Сабара (Сабарапа, Шаварипа), Луипа, Нардэва (Наропа) принадлежали к нескольким традициям одновременно. Будучи равнодушными к институциональной религии многие из них не принадлежали к какой-либо школе, секте, находясь выше религиозных различений, поскольку принадлежность к сиддхам не зависит от принадлежности к какой-либо школе или секте.

Монастырь является хранителем и продолжателем одной ближней и пяти дальних линий преемственности учений сиддхов и Богов. У истоков этих линий преемственности стоят:

~ 5 Великих Риши;

~ Бог Брахма;

~ Авадхута Даттатрейя;

~ Шри Шанкарачарья;

~ Шри Гуру Матсиендранатх;

~ Шри Горакшанатх;

~ Махасиддха Сараха.

Священные тексты данных учений и наставлений святых хранятся в Монастыре и составляют основу Учения и практики.

 

Примечания

1 Прошлая эпоха (двапара-юга) была как минимум пять тысяч лет назад.

2 Учение китайского даосизма считается пятой Ведой в тантре. «Махачина» (старинное название Китая) считается страной древних мудрецов среди тантристов Бенгалии и Кашмира, и знание, почерпнутое оттуда, всегда высоко ценилось. Считается, что именно там сохранилась пятая Веда (тайная), связанная с тантрой, поскольку, когда Шива отсек Брахме голову, его голова упала именно на территорию Махачины.

3 Говинда, как известно, учил самого Шри Ади Шанкарачарью.

4 Сто жертвоприношений коня – ашвамедха-яджня. Согласно ведическим представлениям земной царь, совершивший сто жертвоприношений коня, сравнивался по положению с Индрой и мог претендовать на его трон.

5Восемь благоприятных знаков (аштамангала) – увидеть льва, быка, слона, сосуд для воды, светильник, опахало, барабан и танку. Согласно другим текстам, это означает увидеть брахмана, царя, корову, огонь, золото, коровье масло, солнце и воду.

6Великий Владыка – санскр. Махешвара.

7Такой язык, используемый сиддхами, в разных традициях называется «сандхья бхашья», «ула(та)-бамси», «апабрамса», а песни и тексты, которые пели сиддхи, «доха» и «карья гита».

8Карна – герой эпоса Махабхараты.

9 Ошибочно полагать, что понятие Пустоты – это сугубо буддийская категория. Учение о Великой Пустоте (Махашуньяте) для индуизма не является чем-то новым, и всегда было ему присуще. К примеру, прямое указание о медитации на Пустоте есть в «Девикалоттаре» – самой главной из двадцати восьми Агам, а Агамы в индуизме приравниваются по важности к Ведам. В Лайя-йоге махасиддхов в отличие от Шуньяты, принятой в буддизме Хинаяны, Пустота не имеет нигилистического оттенка, она пуста и в то же время не пуста. Пустота не противопоставлена сансаре. На нее также можно указать намеком, к примеру, что она подобна пространству или что она представляет собой естественную постигающую светоносную ясность нашего глубинного «Я». Пустота в Агамах тождественна Брахману Вед, Атману йогов и Шунье махасиддхов.

«Те, кто медитирует на Абсолютной Пустоте и практикует до конца, утверждаются в том невыразимом состоянии, которое превосходит рождение и смерть».

«Девикалоттара», 42

10Промежуточное состояние – санскр. «антарбхава».

11Есть также еще два вида аналитического самоосвобождения, связанные с внешними объектами и процессом восприятия, они, однако, не получили широкого распространения у сиддхов ввиду их усложненности.

12Обширные правила Винаи, числом несколько сотен, были сформулированы Бхагаваном Буддой Шакьямуни 2,5 тыс. лет назад как свод дисциплинарных норм поведения для первых буддийских монахов-бхикшу в его общине, а затем были записаны и сведены воедино в текст «Пратимокша сутта». Правила Винаи и по сей день свято чтутся среди приверженцев южного буддизма Тхеравады.

Спустя 1,5 тыс. лет Шри Ади Шанкарачарья, укрепляя монашеский дух, заимствовал многое из буддийского кодекса и ввел строгие правила дисциплины для монахов в основанных им монастырях Адвайты (Адвайтапитха).

13Ришрья Шринга перевоплотился оленем, благодаря тому, что слушал обращенную к чувствам музыку женщин и стал их послушной игрушкой.

14Не следует путать интеграцию в Лайя-йоге с другими похожими способами внимательности, часто используемыми в традициях буддизма Тхеравады, например, с сатипаттханой, описываемой в «Сатипаттхана-сутте».

Обычная практика сатипаттханы заключается в приложении внимательности к действиям тела и постоянному наблюдению за телом, чувствами и мыслями.

С точки зрения Лайя-йоги, сатипаттхана не более чем подготовительная практика для начинающих, где осознавание поддерживается с усилием, а ум, вместо того, чтобы быть естественно распахнутым, постоянно фиксируется на теле, чувствах или мыслях. В сатипаттхане ум искусственно сужается волевым усилием для облегчения поддержания непрерывной осознанности, в Лайя-йоге же уму позволяется быть в его естественной обнаженности без усилий и фиксаций.

15«Нижние врата» – муладхара-чакра.

16«Земля мудрости» – санскр. «джняна бхуми».

17В «Каливиласа Тантре» богиня Кали описывает, рассказывая Кришне, этих пятерых божеств: «Брахма, Вишну, Рудра, Ишвара и Садашива – это пять видов излучения изначальной Реальности (Шивы) и пять божеств (девата)». Они соответствуют пяти дхьяни-буддам в тибетском буддизме.

18«Печать самаи» означает, что эти тайные наставления не разглашаются, ученику следует получать их непосредственно от Учителя, обучаясь у него.

 

Словарь

Авадхута – букв. «тот, кто отринул двойственность». Йогин «безумной мудрости», «я» которого полностью стало единым с абсолютным Источником Бытия. Такой йогин действует «не действуя», проявляя свое запредельное состояние в относительном измерении.

Адвайта – букв. «не два». 1. Недвойственность Реальности. 2. Учение недуализма. 3. Недуалистическая школа Веданты (Адвайта-Веданта), основанная Шри Ади Шанкарачарьей. Философская система, провозглашающая полное тождество индивидуального «я» и абсолютного Брахмана или Бога. В Лайя-йоге об Адвайта-Веданте говорится в контексте Учений сутры.

Антахкарана – букв. «внутренний инструмент». Сущность двойственного ума в четырех его аспектах: 1) память (читта); 2) движущийся ум, отвлекающийся на деятельность пяти органов чувств, рассудок, рациональность и логика (манас); 3) интуиция и интеллект (буддхи); 4) чувство «я», тенденция эгоизма (ахамкара).

Антахкарана лайя чинтана – букв. «растворение «я». Один из двух путей растворения (лайи) индивидуального сознания во всевышнем Источнике, суть которого в растворении индивидуального ума в осознавании, а осознавания – в изначальной недвойственности. Он соотносится с разделом Учения, раскрывающим Природу Ума (Праджня-янтре).

Ануттара-тантра – высшая колесница тантры, в которой путь достижения Просветления не отличается от плода конечной реализации.

Апабрамса – мистический диалект сиддхов, на котором написаны произведения «дохи» и «карья-гиты».

Апсары – полубожественные существа женского пола, которые могут по своей воле менять облик, жены гандхарвов.

Асуры – гневные воинственные полубоги.

 

Бдительность – постоянная проверка собственной внимательности. «Тайный друг на пути созерцания», который постоянно следит за непрерывностью процесса созерцания и, если непрерывность созерцания потеряна, восстанавливает ее.

Безопорное состояние (Нираламбха) – состояние Основы, естественное, безопорное состояние Природы Ума.

Биджи – букв. «семена». Тончайшие кармы в причинном теле. При перерождении они разворачиваются как кармические отпечатки (самскары), колебания мыслей (вритти), тонкие импульсы, побуждающие к действию (васаны), и соответствующие мироощущени (бхаваны).

Бинду – букв. «капля», «точка». 1. Сияющие сферы радужного света, проявление изначальной энергии осознавания. Возникают как проявление «чистого видения» во время практики Джьоти-йоги и в момент смерти при проявлении бардо Дхарматы. 2. Запредельная точка, источник Творения, порожденный первичной вибрацией (нада), исходящей из трансцендентного Абсолюта. Весь этот проявленный мир образует Великое Бинду (Махабинду). 3. «Капля души» – сущность сознания в тонком теле человека, которая перемещается по чакрам и внутренним каналам (нади), следуя за движением ветра. В теле существуют две главные «капли души»: 1) красная бинду (махараджас) – «семя, полученное от Матери». Она располагается в области йонистхана, при усилении ее влияния (при очищении тонкого тела от желаний) йогин испытывает возрастающее переживание блаженства; 2) белая бинду (шукла) – «семя, полученное от Отца». Ее местонахождение в сахасрара-чакре над головой. При очищении тонкого тела от состояний гнева влияние белой бинду усиливается, и раскрываются различные виды сверхчеловеческой ясности. В момент смерти и полного Пробуждения две этих капли смешиваются в сердце.

«Бить свинью дубинкой по рылу» – выражение, означающее, что йогин должен пресекать проявление омрачающих эмоций (таких как гнев, жадность, вожделение, привязанность, гордость и зависть), не вдаваясь в крайность самоуничижения, держаться созерцательного присутствия.

Благие деяния – деяния, сводящиеся к тому, чтобы избегать десяти неблагих деяний и совершенствоваться в развитии щедрости, дисциплины, терпения, усердия, медитации и мудрости.

Божественное тело света (Дева-дехам) – 1. Конечная цель практики Лайя-йоги, полная реализация трех пробужденных тел: тела Мудрости (Джняна-дехам), тела Света (Пранава-дехам) и трансформированного физического тела (Шуддха-дехам). 2. Тело, которым обладают боги верхнего Мира Форм.

«Большой прыжок» – стадия, предшествующая осуществлению полной реализации в Джьоти-йоге. При проецировании внутреннего света йогина из сердца через глаза, внутреннее и внешнее пространства смешиваются, благодаря чему постигается полная пустотность всех вещей и раскрывается «чистое видение».

Брахма-бхавана – мироощущение «Я есть Все». Сущность Гуру-йоги в Ануттара-тантре. Непрерывное поддержание такой осознанности – основная практика Лайя-йоги. В сочетании с искусными методами тантры поддержание Брахма-бхаваны приводит к полной реализации.

Брахман (от санскр. «бхриг» – распространяться, возрастать, увеличиваться) – Высшее Бытие, Сознание Абсолюта, абсолютная Реальность, бесконечно распространившая себя. В Веданте говорится о двух аспектах Брахмана: 1) проявленный Брахман, обладающий качествами (сагуна, вьякта); 2) непроявленный Брахман, бесформенная абсолютная Реальность (ниргуна, авьякта). В терминах Лайя-йоги Брахман – это Праджняна-гхана, исконная Мудрость естественного состояния.

Брахмаракшас– дух Учителя или Гуру, знаниями которого пренебрегали при жизни.

«Бровное видение» – особый тип видения, развивающийся в практике созерцания Йоги Света. Сияние, исходящее с уровня бровей и связывающее йогина с гневными божествами (яростными аспектами его собственной энергии).

Бхагаван– 1. Абсолют, нашедший свое полное выражение в личностном аспекте (Бог). 2. Титул мудреца, познавшего свое полное тождество с Бытием.

Бхуты– 1. Духи пяти грубых первоэлементов. 2. Призраки или духи недавно умерших людей, сильно привязанных к жизни на земле, против которых используются охранительные мантры.

Васаны – желания, импульсы в тонком теле, привычные устоявшиеся склонности характера, обусловленные кармическими отпечатками, влияние которых необходимо преодолеть для достижения Просветления.

Великий Переход (Кайя-вьюха) – полная трансформация всех тел в состояние Света, достижение радужного тела Света.

Ветер (прана) – жизненная сила, движущаяся по семидесяти двум тысячам энергетических каналов тонкого тела (нади), перемещающая «каплю сознания» (бинду). Выделяют десять основных жизненных ветров. Пять главных, поддерживающих силу пяти элементов: прана, самана, удана, вьяна и апана; пять дополнительных: нага, курма, крикайя, девадатта, дхананджая. В момент смерти или при реализации Радужного тела происходит разрушение первоэлементов, и все эти ветры втягиваются в центральный канал.

Взгляд – недвойственное видение, понимание того факта, что абсолютная Реальность существует вне субъекта и объекта.

Видение– восприятие Реальности. Существует три типа видения: 1) кармическое или «нечистое видение» – это видение, возникающее на основе пяти омрачений сознания, которые в своей совокупности образуют восемьдесят тысяч страстей; 2) новое восприятие действительности, возникающее во время медитации; 3) «чистое видение» как измерение просветленных живых существ, не ограниченное рамками пространства и времени. При преобразовании пяти омрачений сознания в пять мудростей происходит естественное высвобождение пяти изначальных элементов. Признаки такого высвобождения: проявление мандалы с божествами, дворцами, большими и малыми сферами света, узоры наподобие ковровой парчи и т.д.

Виная(Виная Самхита) – конкретные нормы поведения в конкретных ситуациях во внешнем мире, предназначенные для монахов, особенно в период практики сутры. Включает в себя: пять Махавратам («Великих обетов»); четыре Параджика (четыре особых правила); семь правил гармоничной жизни. Впервые были прочитаны на собрании пятиста архатов Махакашьяпой сразу после ухода Будды.

Внемысленное(аманаска) – конечное состояние реализации в Йоге Света, поглощение двойственного ума Источником.

Внешний знак реализации (бахир лакшья даршана) – проявление внешнего света. Знак реализации в Йоге Света, возникающий на второй ступени созерцания.

Внимательность– непрерывная направленность ума на объект. Намеренное усилие в медитации, способ не отвлекаться. В Лайя-йоге является одной из предварительных практик для развития созерцательного присутствия как подготовительная к основной практике созерцания. Внимательность развивается в два этапа: сначала она намеренная, затем становится непрерывной и непринужденной. Основной спутник внимательности – бдительность.

Внутренний знак реализации (антар лакшья даршана) – проявление внутреннего света, которое возникает при практике Йоги Света на первой ступени созерцания.

Воззрение– способ практически пребывать в недвойственности без всякой опоры (Нираламбха).

Восемь мирских забот– изъяны непросветленного сознания: привязанность к удовольствию, приобретению, похвалам и славе, неприязнь к потере, боли, хуле и позору.

Вселенский импульс Абсолюта(Ануграха) – одна из пяти энергий Садашивы, сила благословения, самораскрытия (другие четыре: силы творения, поддержания, разрушения и сила сокрытия или иллюзии). Ответный импульс, нисхождение Абсолюта через тело истинного блаженства (анандамайя-коша) во все тела йогина вплоть до их полной трансформации в состояние Света. Нисхождение вселенского потока милости Ануграхи – основной метод практики в Лайя-йоге.

Въйоман – пространство, реализованное в практике Йоги Света. В текстах говорится о пяти пространствах: 1) Гуна-рахита-акаша – восприятие «пространства сознания без качеств», возникает в начале созерцания; 2) Парам-акаша – «высшее пространство». Представляет собой полную темноту, которую озаряет свет, возникающий в результате созерцания; 3) Маха-акаша – «великое пространство», оно подобно пламени вселенского пожара в конце мирового цикла, когда разрушается Вселенная; 4) Таттва-акаша – «сущностное, истинное пространство», превосходящее все своей яркостью; 5) Сурья-акаша – пространство, напоминающее сияние ста тысяч солнц. Эти виды пространства раскрываются йогином в момент достижения радужного тела Света.

Гандхарвы – Божественные существа из Мира Форм, небесные танцоры, певцы и музыканты.

Глаз Дхармы– особая искусность в поддержании созерцательного присутствия во сне со сновидениями и во сне без сновидений.

Гневные божества – чистое проявление яростных энергий йогина (энергии нижних чакр).

Гуру – букв. «тот, кто разрушает неведение ученика». 1. Духовный Мастер. 2. В Лайя-йоге Гуру – это Абсолют, единство всех Учителей и святых, само бесконечное сознание ученика, источник благословения и причина реализации.

Гуру-йога– ключевая практика высших тантр. Слияние сознания ученика с умом Мастера. Путь передачи созерцательного присутствия.

Гухьяки – спутники бога богатства Куберы.

Гухьясамаджа – «тайные общины». 1. Собрание йогинов, практикующих секретные Учения тантры. К ним принадлежали многие святые из канона восьмидесяти четырех махасиддхов. 2. «Гухьясамаджа-тантра» – Учение отцовской тантры о Кундалини и методах порождения, «великий царь тайных текстов» Ваджраяны, приписываемое Брахману Сарахе или Нагарджуне. 3. Гухьясамаджа – трехликое божество Ануттара-тантры, которое символизирует совершенство трех каналов (лунного, солнечного и центрального). 4. Общее выражение для всех Просветленных: «гухья» – тайная тройственная сущность тела, речи и ума; «самаджа» – собранные вместе.

Дакини– женские тантрические божества, покровительствующие практикам и передающие тайные наставления.

Два способа проявления чистых элементов– 1. В естественном состоянии, когда пять чистых сияний порождают пять мудростей, что приводит к развитию тела Света. 2. В кармическом видении, когда свет пяти первоэлементов воспринимается отдельным от естественного состояния, внешним, тогда пять первоэлементов и их сияния последовательно нисходят до состояние грубых первоэлементов и пяти омрачающих эмоций.

Девы – общее название божественных существ, имеющих сияющие духовные тела. Девы обитают в Мире Страстей и верхнем Мире Форм.

«Делать клеши мудростью» – выражение, означающее объединение или интеграцию созерцательного присутствия с энергией эмоций и страстей. Существует пять ступеней при интеграции: 1) свидетельствование; 2) слышание; 3) аромат; 4) касание; 5) превращение.

Десять видов звука в Нада-йоге– ступени раскрытия изначального звука в практике Нада-йоги, каждой из которых соответствует определенное переживание в уме и теле практикующего. Интеграция с этими звуками в естественном состоянии приводит к состоянию Просветления. Тексты по Нада-йоге говорят о десяти видах звука: «тинь», «тинь-тинь», звуке колокольчика, раковины, струнного инструмента, хлопка, флейты, мриданга (индийского барабана), большого боевого барабана, грома.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.