Сделай Сам Свою Работу на 5

Часть II. ПРАКТИКА СВАРА ЙОГИ





 

Глава 14. ПРАНА САДХАНА

 

Человеческая форма жизни предназначена для того, чтобы получить опыт общения с универсальной сущностью души. Однако чтобы иметь этот опыт, необходимо ту часть ума, которую чувства отвлекают к внешнему миру, привлечь к миру внутреннему. Ум должен стать настолько сосредоточенным и однонаправленным на внутреннее созерцание, чтобы оно полностью поглотило его. Ум обездвиживается, а дыхание спонтанно приостанавливается. И тогда сознание и прана освобождаются из оков ограниченного диапазона индивидуального опыта.

Этот процесс, конечно, не простой, потому что у каждого есть какие-то проблемы, которые отвлекают ум прочь от его подлинного фокусирования. Но препятствия необходимо преодолевать, если мы действительно желаем осуществить прогресс в течение своей жизни. Каждый ли может иметь и понять опыт общения со своей подлинной сущностью, с атмой? Йога и тантра на этот вопрос отвечают единодушно - ДА. Даже Гита гарантирует, что каждый имеет право реализовать самый высокий опыт жизни. Но проблема заключается в том, что мы не прилагаем достаточных усилий. Для любой практики необходимо выделить время, и к тому же приходится преодолевать сопротивление ума. Когда вы пытаетесь сосредоточиться, ум отвлекается. Бывает, что иногда вы способны сосредоточиться, ваше вдохновение продолжается два-три месяца и концентрация обостряется. Но вскоре вдохновение истощается и энтузиазм затухает. И опять возникают проблемы, болезни, лень, мирские желания вновь овладевают вами, формируются новые самскары и т.д.



Йогические тексты говорят о том, что, когда праны расстроены - ум также расстроен. Поэтому, йога предлагает два способа. Первый способ гласит: если праной можно управлять - умом также можно управлять, потому что они оба взаимодействуют и взаимозависимы. Этот метод использует хатха и свара йога. Второй способ гласит: если можно управлять умом - праной также можно управлять. Этот метод использует раджа и гьяна йога.

Но управлять праной все равно, что управлять слоном. Если вы овладели этой техникой, слон позволит вам управлять им. Но управлять умом все равно, что управлять воздухом. Поэтому сегодня люди предпочитают скорее иметь дело с праной, чем с умом, если, конечно, у них есть гуру.



Раджа йога состоит из восьми ступеней: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. Хатха йога приспособила эти ступени для людей Кали юги: сначала шаткарма - нети, дхоути, басти, капалабхати, тратака, наули, затем асана и пранаяма; а позже - яма, нияма, пратьяхара, и т.д. Порядок ямы, ниямы и т.д. пришлось изменить, потому что современному человеку сложно медитировать и постепенно подниматься по ступеням более высокого духовного опыта, в то время как его одолевают мирские проблемы. Тот, кто занимается йогой, всегда сталкивается с внешними проблемами, и испытывает страдание от неспособности противостоять этим трудностям. Поэтому сначала рекомендуется начинать с практики шаткармы. Управление праной успокаивает и очищает ум. Обладая чистым умом, вы сможете правильно анализировать пранические потоки и корректно заниматься йогической практикой.

Шаткарма предназначена для того, чтобы очистить физическое тело, нади, чакры и стимулировать всю систему. Практикуя хатха йогу, вы ощутите легкость во всем теле и ясность ума. Кроме того, вы можете спонтанно обратить внимание на тонкие перемещения праны по каналам иды/пингалы и даже сушумны.

Шива Свародайя упоминает также и такие техники, как мулабандха и махабандха. Кто культивирует три бандхи (джаландхару, уддияну и мулу) в сочетании с задержкой дыхания (кумбхакой) и шамбхави мудрой, тот накапливает запас пранических сил. Поэтому свара йога использует хатха йогу и раджа йогу. Все эти системы не обособлены, а тесно взаимосвязаны, и свара йога почитает их. Шаткарма помогает хатха йоге, хатха йога помогает пранаяме, пранаяма помогает раджа йоге, а свара йога дает возможность глубже проникнуть во все системы.



 

Равновесие иды и пингалы

 

Один из крупнейших авторитетов в области хатха йоги гуру Горакнатха часто говорил своим ученикам о том, что когда они занимаются хатха йогой, то совершают не просто физические упражнения и не просто очищают физическое тело от нечистот, но пытаются уравновесить в своем теле две силы - энергию солнца и энергию луны, потому что слово xamxa состоит из двух частей - ха (луна) и тха (солнце). Таким образом, ха и тха это ида и пингала, силы луны и солнца. Хатха йога гармонизирует чередующиеся вибрации двух нади и уравновешивает их внутренние ритмы с движениями внешнего солнца и луны. Кроме того, благодаря хатха йоге возрастают возможности всех нади, вайю и чакр. Но если подключить еще и свара йогу, устанавливается полное равновесие между нади и пробуждается сушумна.

 

Предпосылки

 

Прежде чем вы начнете заниматься сварой, тело должно быть физически подготовлено к этому - его необходимо очистить и все телесные функции должны функционировать ритмично и безупречно. Когда нет проблем с пищеварением, дыханием или нарушений в полости носа, занятия проходят более успешно и эффективно. Поэтому следует, по крайней мере, заниматься асаной, пранаямой и совершать хотя бы одну-две шаткармы (например, нети и кунджал).

Свара йогу можно совместить с крийя йогой или кундалини йогой в зависимости от ваших запросов, способностей и действительного знания йоги. Конечно, имеются простые и легкие практики, которые каждый может использовать в любое время дня и ночи, но сущность свара йоги требует, чтобы ваша медитативная поза была комфортной для вас, чтобы вы были опытны в пранаяме, мудре, бандхе, тратаке, визуализации и джапе. Совершать дальнейшие действия могут только те, которые достигли совершенства в предварительных действиях. Поэтому, если вы серьезно относитесь к практике и не пытаетесь упражняться ради любопытства, вам, прежде всего, необходимо упорядочить свою жизнь. Свара шастры заявляют, что диета должна быть митахара, т.е. сбалансированной, питательной и чистой. Во-первых, практикант не должен есть слишком много или слишком мало, но так, чтобы тело и ум пребывали в состоянии устойчивости и бдительности. Во-вторых, важно не залеживаться в постели - шесть-семь часов вполне достаточно для сна. Вставайте рано и ложитесь рано. Когда вы пересыпаете, ум и тело становятся вялыми. Втретьих, необходимо иметь устойчивый ум и практиковать регулярно. Нет никакого смысла в том, чтобы постоянно прекращать и опять начинать свои занятия - так вы никогда не достигнете цели. Коечто, конечно, можно понять в науке свары (например, как манипулировать с потоками иды-пингалы-сушумны), но тот, кто хочет извлечь наибольшую пользу, должен все-таки ориентировать неустойчивый ум на регулярную практику.

Выражение «неустойчивый ум» означает, что независимо от того, какую пользу вы извлекаете из вашего воображения или психофизического состояния, вам следует всё вовлекать в духовную эволюцию. Если вы достигли более незаурядных психических способностей, чем ваши партнеры или ваш сосед, направьте эту энергию скорее на ваше внутреннее просветление, чем на удовлетворение тщеславных эгоистических желаний, которые улучшат ваше материальное положение и только.

Хотя свара йога может открыть новую перспективу жизни, важно помнить, что эта наука вовсе не предназначалась для того, чтобы дарить людям психические преимущества. Такие побочные эффекты, конечно, могут проявляться, но мы не должны обольщаться ими и терять из виду окончательную цель - расширение сознания за рамки житейского опыта.

 

 

 

Ram

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.