Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие типографики. Каллиграфия.





Тема 10: Графический дизайн.

Типографика — это графическое оформление печатного текста посредством набора и верстки с использованием норм и правил, специфических для данного языка. Другими словами, типографика — это и искусство, и ремесло, и набор правил, которые используют шрифты и оформительские средства для достижения одной-единственной цели — сделать текст наиболее оптимальным в восприятии читателя.

Типографическое оформление текста, а мы в данном случае говорим об этом явлении в Сети, имеет три важных ограничения:

1. Содержание текста — первое и самое главное. Не типографика задает текст, а текст — типографику, которая должна подчиняться смыслу текста и наилучшим образом раскрывать его читателю.

2. Контекст употребления текста. В зависимости от того, оформляется ли список объявлений, афиша или журнальная статья, должны, соответственно, использоваться разные выразительные средства.

3. Доступные инструменты. Оформленный текст будет кардинально различаться, используете ли вы в качестве инструментов масло и холст, плотную бумагу и перо, тонкую бумагу и печатную машину или же экран компьютера и разные браузеры в разных операционных системах.



Инструменты и средства типографики разнятся, цель — всегда одна

Экранная типографика, то есть оформление текста для его прочтения с монитора компьютера, в большей степени зависит от третьего ограничителя. Роберт Брингхёрст в своей книге «Основы стиля в типографике» пишет:

«Исключения есть всегда, всегда находится место для фокусов и сюрпризов. Но, наверное, мы можем согласиться, что, как правило, типографика должна оказывать читателю следующие услуги:

— пригласить читателя в текст;
— выявить содержание и смысл текста;
— прояснить структуру и последовательность текста;
— связать текст с другими элементами издания;
— ввести читателя в состояние насыщенного энергией покоя, которое идеально для чтения».

Единственное, о чем забывает упомянуть уважаемый автор, — так это то, что никакая типографика не спасет в том случае, если сам текст написан из рук вон плохо. Тем не менее тексты в Интернете живут по этим законам, но в отличие от книги или журнала обладают своими особенностями. В зависимости от браузеров и операционных систем у конечного читателя могут разниться:



· установленные шрифты;

· браузеры. А добиться одинакового оформления и отображения текста в разных браузерах далеко не всегда просто. К примеру, в Apple Safari по умолчанию стоит сглаживание текста, которое значительно изменяет его восприятие, в Firefox, Opera и IE этой функции нет, по-крайней мере — по умолчанию;

· разрешение монитора и другие параметры вроде яркости, типа монитора, его калибровки и т. д. и т. п.

По этим причинам говорить о строгих правилах типографики в Интернете становится достаточно сложно. Однако можно и нужно следовать некоторым общим принципам, которые практически не зависят от инструментов.

Непреложных правил в типографике, как и в грамматике русского языка, нет. Все «правила» — это всего лишь формализованный опыт тысяч типографов, отражающий наилучшие практики и традиции. Последние, к слову, отражают привычки читателей относительно того или иного оформления текста. Привычка читать текст, оформленный общепринятым, адекватным образом, позволяет читателю полноценно воспринимать, к примеру, смысл текста, оформленного пунктуационными символами. При этом само употребление знаков препинания (и не только) остается для читателя незамеченным — мы к этому привыкли. Сейчас эта традиция размывается из-за машинописного наследия и распространения Интернета, однако наилучшие практики и общие принципы качественного оформления текстов никуда не исчезают.

Естественно, основным моментом в понятии «типографика» является понятие «шрифт». Именно от него в основном зависит восприятие текста читателем.



Одна известная поговорка утверждает, что «картинка стоит тысячи слов». Как часто бывает с некоторыми поговорками, в ней имеется доля правды, однако и она должна быть воспринята с долей сомнения. Хорошо подобранная картинка в правильном месте может стоить гораздо больше тысячи слов, а лишняя, ненужная картинка будет нести бесполезную нагрузку.

Графика и изображения в Вебе имеют тенденцию попадать в три категории: декоративные, навигационные и информационные. Никто не имеет ничего против декоративных изображений — все любят, когда результат труда выглядит привлекательно. Навигационные элементы включают в себя кнопки, стрелки, точки и другие визуальные «крошки» для разъяснения структуры информации. Но графика, как ни странно, не способна донести большой объем конкретной и точной информации. «Сколько людей — столько и мнений» — это правило в жизни любой графики играет далеко не всегда положительную роль, ведь восприятие одного и того же изображения у разных людей будет совершенно различным.

Именно поэтому язык в общем как средство передачи информации и слова в частности играют незаменимую роль в нашей жизни. Текст способен передавать гораздо большее количество информации и более гибко, чем любое изображение.

Традиции книгопечатания, формировавшиеся столетиями, помогают нам представить текст в наиболее ясной и привлекательной форме. Неважно, печатная это типографика или экранная. Единственное, что мы должны взять в расчет, — так это одно лишь слово «Интернет». Задача типографа и его инструмента — шрифта в том, чтобы спроектировать текст таким образом, дабы результат оставался привлекательным вне зависимости от операционной системы, браузера, размера шрифта, окна, графических аппаратных средств компьютера или чего-то другого. К счастью, для достижения этой цели существует множество способов.

Существует определенный стандарт стопроцентно читабельных сайтов, азбука любого типографа. Однако в отличие от детской книжки алфавит знают все, а вот самые простые и естественные законы типографики постоянно и систематически нарушаются. Думаю, не стоит приводить в пример конкретные ресурсы — любой пользователь Интернета найдет их без труда.

Типографика пришла из печати в Веб — не удивительно, что она пытается сделать из страниц книги

Если слово «типографика» в первую очередь ассоциируется с глаголом «читать», то практически все, к чему должен стремиться типограф, — это повышение читабельности текста и сайта. В то же время есть вещи, которые пользователя ни в коем случае нельзя заставлять делать, так как есть высокая вероятность того, что он текст просто не дочитает, и еще большая, что он никогда не вернется на ваш ресурс. Итак:

1. Не заставляйте пользователя менять размер шрифта. Читателю совершенно не хочется постоянно менять настройки размера шрифта в браузере при каждом посещении нового сайта.

2. Не нужно пытаться убедить пользователя в том, что прокрутка страниц — это плохо. В таком случае девяносто процентов всех страниц в Интернете — плохие. В прокрутке нет абсолютно ничего отрицательного, как нет негативных сторон и в перелистывании страниц книги.

3. Не пытайтесь сказать пользователю, что текст на сайте не важен. Девяносто пять процентов того, чем занимается веб-дизайнер, — это типографика.

Следуя этим, несомненно, простым ограничениям, мы получаем несколько правил, достаточно простых для того, чтобы им было легко следовать.

1. Размер шрифта, которым написано большинство текстов в Сети, — относительно небольшой. Это размер, который сам браузер выставляет автоматически, и при его создании предполагалось, что он будет использовать текст именно этого кегля.

У любого пользователя, будь то мальчик или девочка, старик или юноша, нет никакого желания нажимать на кнопки увеличения или уменьшения шрифта. Ни один пользователь не захочет изменять свои установки. Он просто хочет читать, поэтому текст должен подстраиваться под желания пользователя, но никак не наоборот.

Напихать сайт информацией — легко, но сделать ее простой и легкой в использовании — сложно. Почти все испытывают небольшое удивление от того, насколько большой размер предустановленного шрифта в браузерах, но через некоторое время вам просто не захочется читать текст меньше ста процентов — к нему привыкаешь. И именно тогда приходит осознание того, по какой причине браузеры используют именно такой кегль по умолчанию.

2. Свободное пространство на сайте — ни в коем случае не недостаток и не причуда дизайнеров. Текст должен дышать — это не вопрос вкуса. Как пишет Йозеф Мюллер-Брокманн в своей книге «Модульные системы»:

«Ширина полосы набора должна быть пропорциональна кеглю шрифта. Слишком широкие строки утомительны для глаз и вызывают неблагоприятный психологический эффект. Слишком узкая колонка также раздражает, потому что нарушает непрерывность чтения. Излишне частое движение глаз для смены строки отталкивает читателя от чтения».

Наличие свободного пространства — воздуха вокруг текста — снижает напряжение. Благодаря этому читателю легче концентрироваться на сути. Не нужно пытаться заполнить окно браузера целиком, потому что пустое пространство выглядит лучше, чем перегруженное.

Вот еще одна цитата из той же самой книги «Модульные системы»: «Вопрос ширины колонки — это вопрос не только дизайна или выбора формата, вопрос читабельности имеет не меньшее значение».

Стоит убедиться в том, что ширина строки не слишком большая, а также в том, что слева и справа от колонки оставлено достаточно пустого места. Это позволит глазам легче переходить с конца одной строки к другой. Когда мы открываем веб-страницу, мы хотим просто читать. Полоса текста масштабируемой ширины — это отлично, бесконечные строки от левого до правого края — не очень.

Существует определенный стандарт — в русском языке это 45–75 знаков с пробелами на одну строку. При «резиновой» верстке со стопроцентным размером шрифта стандартная рекомендация для большинства разрешений — колонка шириной пятьдесят процентов от ширины окна.

3. Вот что говорят специалисты об удобном межстрочном расстоянии:

«Плотно стиснутые по вертикали строки уменьшают скорость чтения, поскольку верхняя и нижняя строки охватываются глазом одновременно. Глазу не удается сфокусироваться на отдельной строке, и читатель тратит энергию там, где этого делать не должен. По этой причине он быстрее устает. Это относится и к тем случаям, когда интерлиньяж (расстояние между строками) слишком велик».

Стандартная рекомендация — это межстрочное расстояние в 140 процентов от стандартного.

4. Контрастность текста — еще один важный момент. Не стоит употреблять следующие цветовые комбинации: серый текст на светло-сером фоне, текст серебряного цвета на белом фоне, серый текст на желтом фоне, желтый текст на красном фоне, зеленый текст на красном фоне и так далее. Шрифт близкого к фону оттенка плохо виден, излишняя контрастность раздражает. До появления на свет любого веб-мастера сотни лет книги печатались черным по белому — уж наверняка неспроста.

5. Никакого текста картинками. Любой читатель должен иметь возможность поиска в тексте, его копирования, сохранения, выделения и так далее. Текст в виде картинки, возможно, и выглядит красиво, но он совершенно не функционален. Главное в тексте — это взаимодействие и информация, которая должна быть легкой для усвоения, использования, масштабирования, цитирования и пересылки.

Лебедев сделал всем дизайнерам Рунета одну огромную услугу — поставил планку, до которой никто не мог дотянуться

Кроме инструкций, которые кому-то покажутся вполне закономерными, а кто-то увидит впервые, я обещал себе ответить на один вопрос: «Почему экранная типографика в России сейчас настолько популярна?» Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять некоторые тенденции Рунета. Во-первых, не я придумал и не я утверждаю то, что «наш Интернет» отстает от «их Интернета» на энное количество лет. Это нормально, мы к этому привыкли и толкаем Рунет своим путем.

Ситуация с Вебом Европы и США в сравнении с Рунетом очень сильно напоминает взаимодействие между Солнцем и Землей. Солнечные лучи, которые мы видим и ощущаем, покинули поверхность звезды восемь минут назад, преодолев за это время гигантское расстояние. Но это неважно — ведь мы эти лучи видим здесь и сейчас, в данный конкретный момент. Вот и солнышко вышло. Только Солнце успело выпустить еще миллион таких лучей, а мы довольствуемся тем, что поймали два-три. Это все утрированно, но надеюсь, что суть понятна: Рунет пока достаточно далек от Интернета Европы и США и люди, создающие тенденции там, на голову выше наших удачливых предпринимателей и бизнесменов от Веба. То есть, другими словами, типографика у нас стала так популярна и необходима в России по одной причине — Запад это уже усвоил.

Для подавляющего большинства людей в России, связанных с дизайном, разработкой и Интернетом, типографика началась с прочтения бессмертного § 62 «Ководства» студии Лебедева, вышедшего 17 декабря 2000 года. До этого момента большинство дизайнеров о типографике либо не слышали, либо слышали, но не знали, что с ней делать, либо не хотели слушать. Сейчас же наступает такой момент, когда игнорировать эту тенденцию уже нельзя, — есть большие (и маленькие) студии, задающие темп в качестве и количестве их работ. Многое из того, чем приходится заниматься дизайнеру при создании веб-страницы, — это типографика. Самое главное, чтобы не ее отсутствие.

Каллигра́фия (от греч. καλλιγραφία — «красивый почерк») — одна из отраслей изобразительного искусства. Ещё каллиграфию часто называют искусством красивого письма. Современное определение каллиграфии звучит следующим образом: «искусство оформления знаков в экспрессивной, гармоничной и искусной манере».

История письменности — это история эволюции эстетических понятий, развивающихся в рамках технических навыков, скорости передачи информации и материальных ограничений человека, времени и пространства. Стиль письма, обычно описываемый как шрифт, рука или алфавит.

Современная каллиграфия довольно разнообразна — от бытовых рукописных надписей на открытках до высокого искусства, в котором экспрессия написанного рукой знака не всегда рождает четкие буквенные формы. Классическая каллиграфия значительно отличается от шрифтовых работ и нестандартных рукописных форм, хотя каллиграф должен уметь делать и то и другое; буквы сложились в такие формы исторически, но при этом они текучи и спонтанны и всегда рождаются в момент письма. Сейчас каллиграфия существует в основном в форме пригласительных открыток и свадебных поздравлений, а также в граффити, шрифтах и рукописных логотипах, в религиозном искусстве, графическом дизайне, в высеченных надписях на камнях и в исторических документах. А также каллиграфию используют на телевидении в качестве оформления, в различных характеристиках, свидетельствах о рождении и в других документах, где предполагается писать от руки.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.