Сделай Сам Свою Работу на 5

Устная и письменная разновидности русского языка

План

1. Особенности устной речи.

2. Особенности письменной речи.

 

Любой язык, в том числе и русский, существует в двух формах - устной и письменной. Их названия свидетельствуют о том, что первая - звучащая речь, а вторая -графически закрепленная. Это их основное различие. Устная и письменная речь находятся в сложном единстве и в речевой практике занимают примерно одинаковое место по своей значимости. В условиях коммуникации возможно их взаимодействие и взаимопроникновение. Любой письменный текст может быть озвучен, а устный записан.

Устная речь является первичной. Для появления письменной формы необходимо было создать графические знаки, которые бы передавали элементы звучащей речи. Для языков, не имеющих письменности, устная форма является единственной формой их существования.

Устная речь создается с помощью звуковых волн, связана со сложной деятельностью органов произношения человека и потому обладает большими интонационными возможностями. В ней особое место отводится логическому ударению, произношению, паузе. Устная речь может передать все богатство человеческих чувств, переживаний, настроений. Это использовали многие поэты и писатели, создавая звукопись, словесную живопись, музыку слова, например А. Фет, А. Блок, А. Пушкин, С. Есенин. Не случайно многие поэтические вещи носят название «песни».

Устная речь создается в процессе разговора, говорящий человек одновременно творит и форму, и содержание речи, поэтому устная речь конечна во времени и не поддается исправлению (Слово не воробей….). Устно общающиеся коммуниканты чаще всего видят друг друга, и непосредственный визуальный контакт способствует взаимопониманию. Восприятие устной речи при непосредственном общении происходит одновременно и по слуховому, и по зрительному каналам. Поэтому устную речь сопровождают, усиливая её выразительность, такие дополнительные средства, как характер взгляда, пространственное положение, мимика и жесты. Такие средства называются невербальными. По данным Мейерабиана, 7% объема передаваемой информации составляют слова (вербальные средства), 38% - интонация голоса и его тембр, 55% - невербальные средства.



Устная речь гораздо активнее письменной - мы больше говорим и слушаем, чем пишем и читаем. Неподготовленный характер устной речи порождает целый ряд ее специфических особенностей:

1) свобода в выборе лексики;

2) использование простых предложений;

3) употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений различного рода;

4) повторы (Я бы… я бы… хотел сказать больше);

5) незаконченность выражения мысли (Ну вообще… созерцание… я могу и для друзей рисовать).

Специфические особенности, вызванные неподготовленностью устной речи, указанные выше, не являются речевыми ошибками, т.к. не мешают пониманию содержания речи, а в некоторых случаях служат важным выразительным средством. Более того, речь, рассчитанная на непосредственное восприятие, какой является устная речь, проигрывает, если она слишком детализирована, состоит исключительно из развернутых предложений,
если в ней преобладает прямой порядок слов.

Устная форма представлена в двух своих разновидностях: разговорная речь и кодифицированная. Разговорная речь допускает непринужденность общения, неофициальность отношений между говорящими, неподготовленность речи, использование невербальных средств коммуникации (жестов и мимики), возможность смены ролей говорящего и слушающего. Разговорная речь имеет свои нормы, которых каждый говорящий должен придерживаться. Кодифицированная речь отличается продуманностью, четкой структурной организацией, при этом она не похожа на книжную. Данная разновидность устной формы используется в официальных сферах общения (на конференциях, собраниях, съездах и т. д.).

Формами устной речи являются монолог, диалог, полилог. Монологическая речь представляет собой целенаправленное сообщение с целью воздействия на других людей. Выделяется три вида монологических речей: информационные, убеждающие и побуждающие. Информационная речь - это доклад, выступление, сообщение; убеждающая - напутствия, поздравления; побуждающая - это, например, речь на митинге. Диалог представляет собой процесс взаимного общения со сменой ролей и обменом репликами. Выделяют информационный и интерпретационный диалоги. Информационный возникает тогда, когда у собеседников к началу общения есть разрыв в знаниях. В интерпретационном диалоге знания примерно равны, но получают разную интерпретацию. Полилог - жанр речи, возникающий при непосредственном общении нескольких лиц. Ситуативная связанность, спонтанность, нелинейность получают в содержательно-смысловой структуре полилога максимальное отражение. Смысловая и формальная связь реплик полилога имеет более значительную амплитуду колебаний, чем в диалоге.

В письменной речи используется система графических средств выражения, и она воспринимается зрительно. Письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человечеством, расширяет сферу деятельности и общения. Не будь древних папирусов или глиняных табличек, были бы невозможны многие знания о мире, осталась бы неизвестной история развития человечества. История письма охватывает промежуток около 5 тыс. лет. За это время было создано огромное количество систем, многие из которых утеряны, многие до сих пор не расшифрованы. Письмо прошло длительный путь развития от зарубок на деревьях, наскальных рисунков до письма звуко-буквенного типа. Так, вначале у славян была узелковая письменность. Знаки ее не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в клубки. Клубки хранились в коробах. Отсюда поговорки и пословицы - «Наврать с три короба», «узелок на память».

Основная функция письменной речи – фиксация устной речи, чтобы сохранить ее в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации тогда, когда непосредственное общение невозможно.

Письменная речь развертывается не во временном, а в статическом пространстве, что дает возможность пишущему обдумать текст, возвратиться к нему еще раз и перестроить. Пишущий и читающий, как правило, не только не видят друг друга, но и вообще не представляют внешнего облика своего коммуниканта. Это затрудняет установление контакта, поэтому пишущий должен стремиться максимально усовершенствовать текст, чтобы быть понятым. Языковые особенности письменной речи следующие:

1) преобладание книжной лексики;

2) наличие сложных предлогов;

3) строгое соблюдение языковых норм;

4) отсутствие внеязыковых элементов.

Если в устной речи применяется интонация как средство смыслового выделения частей высказывания, то на письме используются знаки пунктуации, а также различные средства графического выделения слов, сочетаний и частей текста: использование иного типа шрифта, полужирный шрифт, курсив, подчеркивание, обрамление, размещение текста на странице. Указанные средства обеспечивают выделение логически важных частей текста и выразительность письменной речи.

Письменная речь - в основном книжная речь. Как книжная речь она обслуживает политическую, научную и другие сферы общения. Письменная речь строится по нормам литературного языка, и их нарушение недопустимо.

Упражнения

Задание 1.Окаких особенностях письменной и устной речи говорится в пословицах? В чем их смысл?

1. Что написано пером, того не вырубишь топором. 2. Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь. 3. Видна птица по перьям, а человек по речам. 4. Короткую речь слушать хорошо, а под долгую речь думать хорошо.

 

Задание 2. Прочитайте высказывание литературоведа И.Л. Андроникова. Каково его суждение об особенностях устной и письменной речи?

Если человек выйдет на любовное свидание и прочтет своей любимой объяснение по бумажке, она его засмеет. Между тем та же записка, посланная по почте, может ее растрогать. Если учитель читает текст своего урока по книге, авторитета у этого учителя нет. Если агитатор пользуется все время шпаргалкой, можете заранее знать — такой никого не сагитирует. Если человек в суде начнет давать показания по бумажке, этим показаниям никто не поверит. Плохим лектором считается тот, кто читает, уткнувшись носом в принесенную из дому рукопись. Но если напечатать текст этой лекции, она может оказаться интересной. И выяснится, что она скучна не потому, что бессодержательна, а потому, что письменная речь заменила на кафедре живую устную речь. В чем тут дело? Дело, мне кажется, в том, что написанный текст является посредником между людьми, когда между ними невозможно живое общение. В таких случаях текст выступает как представитель автора. Но если автор здесь и может говорить сам, написанный текст становится при общении помехой.

 

Задание 3. Составьте короткий устный рассказ а) о своём городе, б) об университете, в) о своей семье, г) об интересной поездке или просмотренном спектакле, фильме. Используйте для этого монологическую или диалогическую форму речи.

Задание 4. Постройте монолог-рассуждение на основе одного из данных высказываний.

1. Пустые слова — что орех без ядра. 2. Не говори наобум, а бери на ум. 3. «Выучить несколько языков — дело одного или двух лет, а чтобы научиться говорить на своем языке как следует, надо полжизни» (Вольтер). 4. «Язык человека — это его мировоззрение и его поведение» (Д.С. Лихачев).



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.