Сделай Сам Свою Работу на 5

Пластический декор клуатра Санто Доминго де Силос.

Романское искусство в Испании.

Скульптурные изображения сосредоточивались в Испании на важнейших наружных компартиментах здания — на обрамлениях дверных проемов, на капителях колонн, на угловых опорах клуатров. Твердые породы камня, в которых по преимуществу были вынуждены работать испанские скульпторы, предопределили склонность ваятелей к обобщенным формам и сглаженным переходам; мелкие членения, складки передавались на поверхности камня тонкими графическими линиями. Крупнейшим памятником рубежа XI и XII вв. стало скульптурное убранство клуатра монастыря Санто-Доминго де Силос в провинции Бургос (1085 — ок. 1100). Оно включает динамичный декор капителей и крупные рельефы со сценами евангельского цикла страстей Христовых.

Портал храма Санта Мария в Риполли.

Монастырь Санта Мария де Риполль- главная достопримечательность города и самый значительный романский ансамбль Каталонии. Так называемый «первый романский стиль» XI в., строгий и даже аскетичный, запечатлен в характерных прямоугольных колокольнях, выступах «ломбардских лент» и «слепых аркад», украшающих башни и абсиды, а также округлых линиях арок и сводов интерьера. «Второй романский стиль» XII-XIII вв., для которого свойственно появление разнообразных декоративных элементов, проявляется в скульптурных композициях удивительного фасада церкви и капителей внутреннего двора.
К сожалению, варварские погромы XVII-XVIII вв. и гражданские войн XIX-XX вв. нанесли монастырю значительный урон. Сохранились только скульптурные композиции основного портала XII в. и два яруса галерей клаустро XII-XVI вв.
Главный портал церкви, в форме аллегорической Триумфальной Арки Христианской Веры, признан одним из шедевров романской скульптуры Европы. В семи символических главах скульптурного эпоса воспроизведены фрагменты миниатюр знаменитых риполльских Библий. «Читать» эту повесть в камне о Сотворении Мира и пути человечества до Страшного Суда — надо снизу вверх. На архивольтах изображены сюжеты из каталонской жизни времен сооружения портала.
По сравнению с фасадом интерьер церкви суров, аскетичен и строг. В 1886-93 гг. здание было реконструировано по проекту Элиаса Рожента. В результате все внутреннее пространство храма разделено на пять нефов, пересеченных трансептом с необычными семью абсидами, две из которых возведены по замыслу аббата Олиба.

Богато украшенный рельефами портал церкви монастыря Девы Марии в Риполеявляется одним из самых красивых и известных образцов каталонской романской скульптуры. Этот портал обычно называют «Библией в камне». Недавно был начат процесс по включению этого важного произведения искусства в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Портал монастырской церкви датируется XII веком. Он разделен на семь горизонтальных поясов. Два верхних яруса изображают Христа Пантократора на троне, окруженного ангелами и символами четырех евангелистов. Композицию дополняют фигуры блаженных и старцев Апокалипсиса. Два центральных яруса посвящены истории Давида и Соломона (слева) и Моисея (справа). В нижней части портала можно увидеть образы различных мифических животных, обычно ассоциируемых с видениями пророка Даниила. Портик фланкируют две сильно поврежденных скульптуры святых Петра и Павла, которые как бы охраняют вход в храм. Портал обрамляют многочисленные библейские сцены (история Каина и Авеля, Ионы и др.) и рельефы с сюжетами на тему 12 месяцев года и соответствующих традиционных занятий и полевых работ.

Сант Яго де Компостелла.

Несколько особняком развивалось зодчество Галисии. Центром строительной деятельности в конце 17 в. стал древний город Сант Яго де Компостела. Применение здесь гранита в качестве строительного материала было причиной того, что декор в галисийской барочной архитектуре был, в отличие от других областей Испании, плоским и более огрубленным по своим формам. Иногда поэтому архитектуру Галисии называют «плитным стилем».

Упрощенность декоративного каменного убора придала многим галисийским постройкам впечатление большей суровости и внушительности. И в то же время общие принципы развития испанского барокко проявились здесь так же последовательно, как и в других областях.

Собор Святого Иакова — католическая святыня Сантьяго Матамороса в галисийском городе Сантьяго-де-Компостела, где почивают его мощи. Крупнейший паломнический центр средневекового католичества, конечный пункт на пути Св. Иакова. Историческая часть города, сложившегося вокруг собора, включена в список объектов Всемирного наследия.

Причудливые фасады собора (все четыре — совершенно разные) и дробный декор башен в стиле чурригереско — результат перестроек храма, предпринятых Габсбургами и Бурбонами в XVI—XVIII веках. В 1676—1680-х годах была сооружена Часовая башня (архитектор Доминго Андраде), а в 1738—1750-х годах архитектор Фернандо Касас-и-Новоа полностью перестроил главный фасад собора — он носит название «Обрадорио» — и 75-метровой башни, придав им черты модного в ту пору пышного и величественного стиля барокко. Внешние стены и внутренность храма расточительно украшены скульптурой разных времён, но преимущественно средневековой.

На площадь Праза-до-Обрадойро выходит барочный западный фасад храма, сложившийся в 18 веке. Фасад отличается скульптурными украшениями, среди которых необходимо отметить скульптуру святого Иакова. Здесь же расположен «Портик славы» (Portico de Gloria) (1168-1188) с великолепными скульптурами пророков и апостолов. Паломников у входа в храм встречает фигура святого с шишками (Санто дос Крокеc) — по поверью, прикоснувшись к скульптуре лбом, можно обрести удачу и мудрость. В ансамбле собора выделяются часовая башня, украшенная железными решетками капелла Мондрагон (Mondragon) (1521), а также крытые галереи и здание капитула. Возле часовой башни расположен «Портал ювелиров» (Porta-das-Platerias) — уникальный памятник зодчества 11 века, украшенный барельефами на библейские темы. Интерьер храма практически не изменился с момента его построения. Он отличается высоким алтарем со статуей святого Иакова, украшенной серебряной мантией. Над алтарем расположена ботафумейро — огромная курильница, которую во время главных служб должны раскачивать девять мужчин. В центре собора расположена колонна Поколений, ветхая и отполированная бесчисленными прикосновениями паломников, за которой находится изображение мэтра Матео, великого испанского художника и архитектора 12 века, который создал для собора «Апокалипсическую победу Судного дня» — гениальное творение, ставшее архитектурным манифестом испанской готики. В крипте под алтарем на фундаменте 9 века стоит рака с мощами св. Иакова и двух его учеников.

Интерьер собора заслуживает не меньшего внимания, нежели внешний вид. Контрастируя с фасадом, интерьер собора выполнен исключительно в ранне-романском стиле. Здесь сохранились оригинальные сводчатые потолки и ряды очень высоких арок и полуарок. В целом относительно экстерьера внутренняя отделка собора может производить впечатление более скромной — но это лишь до того момента, пока вошедший не увидит изумительно оформленные кружевные хоры, гигантский балдахин со статуей св. Иакова 13 в. над главным алтарём и орган. А содержимое боковых часовен можно приравнять к собранию хорошего музея: статуи, картины и реликвии собирались в них столетиями. Полумрак, царящий внутри, придает атмосфере собора некую таинственность, предваряющую встречу паломника с главной святыней — гробницей Святого Иакова. Она располагается в подземном этаже собора — крипте. Саркофаг выполнен из серебра и имеет довольно позднее происхождение. Алтарь впечатляет смесью готической простоты и изобилия XVIII века. В серебряной раке лежат священные мощи Иакова. У жертвенника стоит средневековая статуя святого, которую приветствовали паломники по прибытии в храм. Всем, прошедшим 100 километровый путь пешком, выдают сертификат Компостела.

 

Пластический декор клуатра Санто Доминго де Силос.

Романский собор монастыря был заложен еще при Доминнике Силосском и освящен в 1088 г. Этот собор был почти полностью разобран и заменен новым, в стиле неоклассицизма (1751-1792, архит. Вентура Родригес), существующим и теперь. От старого собора сохранились лишь часть трансепта и Портал дев, ведущий в клуатр.

Двух-этажный клуатр монастыря Доминника возводился в несколько этапов: северные и восточные галереи нижнего этажа - во 2-й пол. XI в., южные и западные галереи нижнего этажа - в середине XII в., верхний этаж - в конце XII в. Декоративное убранство клуатра, особенно нижнего этажа (приблизительно 50-70-е гг. XII в.),- один из ключевых памятников романской скульптуры. Капители покрыты тонкой, изысканной резьбой, где в растительные мотивы включены изображения животных и фантастических антропоморфных существ. Исключительным совершенством отличаются рельефы на внутренних поверхностях угловых столбов нижнего этажа (всего 8): сцены, связанные со смертью и воскресением Спасителя («Снятие со Креста» и «Положение во гроб», совмещенное с «Воскресением»,- на северо-восточном столбе; «Встреча в Эммаусе» и «Уверение Фомы» - на северо-западном; «Вознесение» и «Сошествие Св. Духа» - на юго-восточном), а также «Благовещение» и «Древо Иессеево» на юго-западном столбе, принадлежащие, как считается, другому мастеру.

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.