Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 4. РАБОТА ПСИХОЛОГА С ЛИЦАМИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Особенности работы психолога со старшеклассниками обусловлены теми проблемами, которые являются типичными для данного возрастного этапа и прежде всего потребностью юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, самоопределиться в окружающем мире, понять себя, свои возможности и свое назначение в жизни. Несмотря на незаконченность процесса формирования личности, юношеский возраст допускает использование приемов и методик, разработанных с целью диагностики и коррекции поведения взрослых (естественно, при условии их соответствующей адаптации). Среди основных причин, обусловливающих трудности и противоречия развития психической сферы старшеклассников и требующих вмешательства психолога, необходимо обратить внимание прежде всего на следующее.

На психофизиологическом уровне юноши могут испытывать дискомфорт по следующим причинам:

незавершенность полного физического развития по всем параметрам;

ощущение своей физической непривлекательности (хотя бы по одному из параметров) — синдром дисморфофобии;

неустойчивость эмоциональной сферы;

особенности высшей нервной деятельности;

высокий уровень ситуативной тревожности.

Наиболее информативными диагностическими методиками в данном случае могут служить наблюдение, беседа, аппаратурные методы, соответствующие шкалы опросника Айзенка и 16-фак-торного опросника Кеттелла, шкала ситуативной тревожности Ч.Спилбергера. Среди осознаваемых и неосознаваемых причин, препятствующих формированию юноши на индивидуально-личностном уровне, можно отметить:

задержки развития теоретического мышления;

отсутствие навыков и приемов смысловой памяти;

маленькими объем оперативной памяти; неразвитость основных компонентов внимания (объем, переключение, распределение и прон.);

нереалшстичность воображения, оторванность его от практики;

высокюй уровень личностной тревожности;

чрезмершое преобладание 1-й или 2-й сигнальной системы (художественный или мыслительный тип);

несформированность волевой сферы.



Оценка указанных параметров и сопоставления их со средне-возрастньпми нормами может осуществляться как при пюмощи наблюдении, так и по стандартным тестам оценки внимания, памяти, мгышления, воображения. Кроме того, здесь могут быть использовганы тесты Айзенка, Векслера, а также соответствующие шкальы 16-факторного опросника Кеттелла, шкала личностной тревожности Ч.Спилбергера.

Объектгивно и субъективно важные проблемы личностного уровня прсоявляются у старшеклассника в следующем:

недостагточный уровень самостоятельности;

неадеквгатность самооценки и уровня притязания;

несфоршированность мировоззрения, нравственных эталонов и идеалов;;

отсутствзие конкретных жизненных целей и устремлений;

сохранение подросткового негативизма;

неудовгаетворенность собой.

Выявить наличие данных дефектов личностной сферы позволяют такиег методы, как беседа, методика выявления самоюценки С.Будасси,, метод неоконченных предложений, сочинения на соответствующую тему, проективные методики (Люшер, «несуществующее ;животное» и проч.).

Трудности, возникающие в процессе взаимодействия юноши с другшми людьми на микрогрупповом уровне проявляются в трех основных сферах общения: в семье, с учителями и сверстниками. Эти трудности могут быть определены следующим образом:

несфоршированность навыков общения (как замкнутость, за-стенчивостгь, так и чрезмерная болтливость);

неадеквзатное понимание сущности высших человеческих чувств, отношений дружбы и любви;

преобладание эгоистических тенденций, деформированное понятие справедливости;

излишнсяя критичность, скептицизм в восприятии чужих мыслей, высказываний;

неприятие позиций и требований взрослых, отсутствие уважения и признания авторитета в отношении к ним;

неадекватные претензии на статус и роли в различных группах;

ярко выраженные тенденции к «самопоказыванию», оригинальничанью;

проявление юношеского максимализма в отношениях с окружающими.

Для определения этих тенденций, помимо наблюдения, беседы, экспертного заключения, могут быть использованы социометрия!, референтометрия, метод неоконченных предложений, опросники, оценивающие компетентность в общении, метод групповой дискуссии.

Если попытаться выделить причины, ведущие к трудностям адаптации юноши на социальном уровне, то здесь наиболее часто обращают на себя внимание соотношения таких вопросов:

понимание смысла жизни и имеющиеся жизненные планы;

отношение к общественной жизни страны и собственная политическая активность;

отношение к разным видам труда (теоретическому — практическому, умственному — физическому и проч.) и реальные возможности в овладении профессией;

профессиональные интересы и мотивы выбора профессии;

совпадение учебных и профессиональных интересов;

чувство долга и стремление к социальному одобрению.

Очевидно, что многие из указанных проблем можно выявить только в ходе беседы или групповой дискуссии, хотя отдельные методики, как, например, опросник профессиональных предпоч-тений Е.Климова, шкала М.Крауна и другие, вполне уместно использовать и на этом уровне.

В целом, необходимо заметить, что практически диагностика любой проблемы, волнующей юношу, должна строиться с учетом двух факторов: с одной стороны, это место, которое она занимает в целостной картине возрастного развития, а с другой — собственно, по ее влиянию на личность. Сочетание этих подходов позволяет более адекватно строить стратегию консультационного и коррекционного воздействия. В противном случае, если планируемые изменения оказываются слишком обширными и опережающими возможности старшеклассника, он может оказаться не готовым к их принятию или же эффект воздействия окажется слишком кратковременным.

4.1. ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

4.1.1. Исследование личноссти с помощью Фрайбургского личностного опросника (FPI)

Тест начала разрабатывать в 1963 г:, группа исследователей, куда входили И.Фаренберг, Х.Зарг, Р.ГГампел. Впервые тест был издан в 1970 г., второе в 1973 г., а треетье издание — в 1978 г. В Западной Европе тест используется инаиболее часто.

Это многофакторный личностный тгест, пригодный для диагностики некоторых важных свойств л1ичности; он годится для нормальной популяции в целях анализа! свойств личности, в клинической практике используется для инддивидуальной диагностики. Это надежное средство для практичческих и научно-исследовательских целей.

Опросник построен не на отдельнозй теории личности, а на англо-саксонских психологических взгглядах, используемых в то время в опросниках. В окончательном i виде он сформулирован заново и его можно считать оригинальннои методикой. Опросник экономичен и предоставляет относите^льно много количественной информации о важных личностньых факторах. К основным относятся следующие характеристики сопросника:

предназначен для широкого круга шспытуемых;

не подходит для малоинтеллигентшых испытуемых (находящихся в пределах нижнего квантиля);

имеются параллельные формы, что необходимо для методов такого типа; существует и сокращенными вариант;

является компромиссом между аналпизом гомогенности заданий и факторным анализом;

возможно индивидуальное и группоэвое предъявление теста;

время для выполнения зависит от фоормы опросника и длится от 20 до 50 минут;

оценка производится с помощью шаблонов, полученный первичный индивидуальный результат пероеводится на производный показатель;

на оценочном бланке можно нагляддно изобразить представительство отдельных факторов.

Для исследования необходимы ощросник с инструкцией и бланк для ответов.

Опросник FPI содержит 12 шкал; фоорма В отличается от полной формы только в два раза меньшимi числом вопросов. Общее количество вопросов в опроснике — 1114. Один (первый) вопрос

ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер. Шкалы опросника I—IX являются основными, или базовыми, а шкалы X—XII — производными, интегрирующими. Производные шкалы составлены из вопросов основных шкал и обозначаются иногда не цифрами, а буквами Е, N и М соответственно.

Шкала I (невротичность) характеризует уровень невротиза-ции личности. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями. (Этот фактор, используя психологическую терминологию, можно более детально характеризовать следующим образом: нервность — нервный, болезненный, не умеющий выйти из положения, уделяет внимание собственным чувствам).

Шкала II (спонтанная агрессивность) позволяет выявить и оценить психопатизацию интротенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, создающем предпосылки для импульсивного поведения.

Спонтанная агрессивность — агрессивный, импульсивный, непосредственный, неуживчивый.

Шкала III (депрессивность) дает возможность диагностировать признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома. Высокие оценки по шкале соответствуют наличию этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношениях к себе и к социальной среде.

Депрессивность — расстроенный, робкий, неуверенный, грустный, внутренне терзается.

Шкала IV (раздражительность) позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию.

Возбудимость — нетерпимый, импульсивный, возбудимый, напряженный, непосредственный, щепетильный.

Шкала V (общительность) характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки позволяют говорить о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности.

Дружность — разговорчивый, дружеский, общительный, подвижный, предприимчивый.

Шкала VI (уравновешенность) отражает устойчивость к стрессу. Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защищенности к воздействию стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, ба-

 

зирующейся на уверенности в себе, оптиимистичности и активности.

Умеренность — хорошо настроен, устоййчивый, упорный, спокойный, самоуверенный, доверчивый, деяятельный.

Шкала VII (реактивная агрессивность)) имеет целью выявить наличие признаков психопатизации экстрратенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о высоко><м уровне психопатизации, характеризующемся агрессивным оттношением к социальному окружению и выраженным стремленнием к доминированию.

Реактивная агрессивность, отстаиваниае своих взглядов — реактивно агрессивный, отстаивающий своее мнение, эгоцентрический, авторитарный, недоверчивый, домиинантный.

Шкала VIII (застенчивость) отражает ппредрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жиазненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительномчу типу. Высокие оценки по шкале отражают наличие тревожноости, скованности, неуверенности, следствием чего являются тррудности в социальных контактах.

Сдержанность — сдержанный, со сниженнной способностью контакта, неуверенный, растерянный, стыдлинвый, взволнованный.

Шкала IX (открытость) позволяет харрактеризовать отношение к социальному окружению и уровень сгамокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении i к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающим™ людьми при высоком уровне самокритичности. Оценки по даннной шкале могут в той или иной мере способствовать анализу исскренности ответов обследуемого) при работе с данным опроснииком, что соответствует шкалам лжей других опросников.

Искренность — самокритичный, откриытый, признает и собственные недостатки и ошибки.

На основании статистических операцийй были прибавлены еще три фактора:

Е — экстраверсия—интроверсия;

N — эмоциональная лабильность—устсойчивость;

М — мужественность—женственность...

При включении добавочных шкал былао отобрано 39 потенциальных Е-31аданий и 53 потенциальные N-эзадания. Статистически были элиминированы те, которые корреелировали с заданиями иного фактора (N или Е), и было полученао 24 задания для Е и N.

Следующая добавочная шкала — мужкественность — аналогична с Те:стом мужественности и женстгвенности авторов Тер-мэна и Майлза и производна от других оэпросников. Шкала со-

стоит из тех заданий (в окончательной версии их 24), которые высоко различали мужчин и женщин (Р = 0,01...0,001) и которые оправдали себя на основании перекрестной валидизации при сравнении молодых мужчин и женщин.

Шкала X (экстраверсия—интроверсия) — высокие оценки по шкале соответствуют выраженной экстравертированности личности, низкие — выраженной интровертированности.

Экстраверсия—интроверсия — общительность, уровень активности в общественной жизни, живость, поиск или, наоборот, избегание контакта с людьми (фактор связан с пятью шкалами теста, прежде всего со шкалой № 5 — дружность и шкалой № 2 — спонтанная агрессивность).

Шкала XI (эмоциональная лабильность) — высокие оценки указывают на неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Низкие оценки могут характеризовать не только высокую стабильность эмоционального состояния как такового, но и хорошее умение владеть собой.

Эмоциональная лабильность — стабильность — эмоциональная устойчивость или же неустойчивость, колебание настроений, возбудимость, напряженность, депрессивность, грусть или оптимизм, радостность (фактор связан с четырьмя шкалами, главным образом со шкалой № 3 — депрессивность и шкалой № 4 — возбудимость).

Шкала XII (маскулинизм—феминизм) — высокие оценки свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, низкие — по женскому.

Мужественность—женственность — активность, уровень ас-сертивности, самомнение, находчивость (фактор связан с семью шкалами, главным образом со шкалой № 1 — нервность и шкалой № 8 — искренность).

Сам опросник и его структура соответствуют традиционным личностным опросникам: содержит вопросы, высказывания, касающиеся способов поведения, состояний, ориентации, навыков и физических трудностей, на которые испытуемый может ответить «согласен» или «не согласен». Опросник можно использовать в четырех версиях:

Форма С (общая) содержит 212 вопросов, занимает больше всего времени, но ее достоинством является то, что на один фактор направлено больше вопросов. Ее используют в условиях неограниченного времени и при достаточном интересе со стороны испытуемого, исключающем выбор случайных ответов.

Формы А и В (альтернативные), каждая ссодержит 114 вопро-в, высказываний и годится для повторного ттестирования и груп-вого предъявления теста.

Форма К (сокращенная) состоит из 76 з вопросов. Ее пре-[ущество в ее краткости. Все версии взаиммно высоко коррели-ют и тем самым подтверждают обоснованнность их самостоя-пьности.

Конструкция метода отличается обдуманнностью и поэтапной оверкой психометрических показателей; ] высока вероятность зграничения вариантов (за исключением ( трех заданий); дан-ie, касающиеся гомогенности заданий и стабильности теста во емени, положительны (наименее стабилыьна шкала № 9). Отдается высокая степень корреляции междеду формами А и В. эложительные результаты показало сравнеение метода с други-i личностными методами (личностным оппросником Айзенка, MPI, опросником Кеттелла 16 PF и т.п.).

Исследование может проводиться индивидцуально либо с груп-»й испытуемых. В последнем случае необяходимо, чтобы каж-ш из них имел не только персональный блшанк для ответов, но отдельный опросник с инструкцией. Размяещаться испытуемые лжны так, чтобы не создавать помех дрруг другу в процессе боты. Психолог-исследователь кратко изллагает цель исследо-ния и правила работы с опросником. Важкно при этом достичь •ложительного, заинтересованного отношаения исследуемых к шолнению задания. Их внимание обращаюот на недопустимость аимных консультаций по ответам в процеессе работы и каких-[6о обсуждений между собой. После этих : разъяснений психо-ir предлагает внимательно изучить инструкццию, отвечает на воп-юы, если они возникли после ее изучения, [, и предлагает перей-[ к самостоятельной работе с опросником.!.

Обработка результатов s

1. Получение первичных, или «сырых», с оценок. Необходимо щготовить матричные формы ключей кажддой шкалы на основе >щего ключа опросника: в бланках чистых оттгветных листов, иден-[чных тем, которыми пользовались испылтуемые, вырезаются пена» в клетках, соответствующих номеру/ вопроса и варианту вета. Полученные таким образом шаблонны поочередно, в со-ветствии с порядковым номером шкалы ннакладываются на за-шненный исследуемым лист ответов и подщечитывается количе-во отметок (крестиков), совпавших с «окннами» шаблона.

Протокол исследования Профиль личности

 

 

Номер шкалы Первичная оценка Стандартная оценка, баллы
I II III rv V VI VII VIII IX X XI XII                                      
                                       

2. Перевод первичных оценок в стандартные оценки 9-балльной шкалы с помощью табл. 4.1. Полученные стандартные оценки обозначаются в соответствующем столбце протокола нанесением условного знака (кружок, крестик и др.) в точке, соответствующей величине стандартной оценки по каждой шкале. Соединив прямыми обозначенные точки, получим графическое изображение профиля личности.

Таблица 4.1

 

    Перевод первичных оценок в стандартные      
Первичная оценка   Стандартная оценка по шкалам      
I II III TV V VI VII VIII IX X XI XII
 
 
 
 
 
                   
                     
                     

Анализ результатов следует начинать с г просмотра всех ответ-ых листов, заполненных исследуемыми, ; уточняя, какой ответ ан на первый вопрос. При отрицательномм ответе, означающем ежелание испытуемого отвечать откровевнно на поставленные опросы, следует считать исследование несоостоявшимся. При по-ожительном ответе на первый вопрос, поосле обработки резуль-1тов исследования, внимательно изучаетсяя графическое изобра-:ение профиля личности, вьщеляются все ввысокие и низкие оцен-и. К низким относятся оценки в 1—3 баллла, к средним — 4—6 аллов, к вьисоким — 7—9 баллов. Следует г обратить особое вни-[ание на ощенку по шкале IX, не имеющукю значения для общей арактеристмки достоверности ответов.

Интерпретация полученных результатовв, психологическое за-лючение и рекомендации должны быть дданы на основе пони-[ания сути вопросов в каждой шкале, глу(убинных связей иссле-уемых факторов между собой и с другимии психологическими и сихофизиологическими характеристикамии и их роли в поведе-ии и деятельности человека.

МНОГОФАКТОРНЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ < ОПРОСНИК FPI (МОДИФИЦИРОВАННАЯ ФООРМА В)

Инструкщия испытуемому: «На последуюощих страницах имеет-я ряд утверждений, каждое из которых подразумевает относящийся : Вам вопрос о том, соответствует или не е соответствует данное тверждение каким-то особенностям Вашеего поведения, отдель-[ых поступков, отношения к людям, взглядяам на жизнь и т.п. Ес-и Вы считаете, что такое соответствие имее-ет место, то дайте ответ Ца", в противном случае — ответ "Нет". Сввой ответ зафиксируйте имеющемся у Вас ответном листе, поставвив крестик в клеточку, оответствукощую номеру утверждения в воппроснике и виду Ваше-о ответа. Ответы необходимо дать на все всвопросы.

Успешность исследования во многом заввисит от того, насколь-:о внимателшно выполняется задание. Ни в i коем случае не следует тремиться «своими ответами произвести наа кого-то лучшее впе-атление, TaiK как ни один ответ не оцениваается как хороший или лохой. Вы ме должны долго размышлять нагад каждым вопросом, а тарайтесь как можно быстрее решить, какойй из двух ответов, пусть есьма отноюительно, но все-таки кажется я Вам ближе к истине, lac не должаю смущать, если некоторые ииз вопросов покажутся лишком личными, поскольку исследованиие не предусматривает нализа каждого вопроса и ответа, а опирасется лишь на количест-

\

во ответов одного и другого вида. Кроме того, Вы должны знать, что результаты индивидуально-психологических исследований, как и медицинских, не подлежат широкому обсуждению. Успешной вам работы!»

1. Я внимательно прочел инструкцию и готов откровенно ответить на все вопросы анкеты.

2. По вечерам я предпочитаю развлекаться в веселой компании (гости, дискотека, кафе и т.п.).

3. Моему желанию познакомиться с кем-либо всегда мешает то, что мне трудно найти подходящую тему для разговора.

4. У меня часто болит голова.

5. Иногда я ощущаю стук в висках и пульсацию в области шеи.

6. Я быстро теряю самообладание, но и также быстро беру себя в руки.

7. Бывает, что я смеюсь над неприличным анекдотом.

8. Я избегаю о чем-либо расспрашивать и предпочитаю узнавать то, что мне нужно, другим путем.

9. Я предпочитаю не входить в комнату, если не уверен, что мое появление пройдет незамеченным.

10. Могу так вспылить, что готов разбить все, что попадет под руку.

11. Чувствую себя неловко, если окружающие почему-то начинают обращать на меня внимание.

12. Я иногда чувствую, что сердце начинает работать с перебоями или начинает биться так, что, кажется, готово выскочить из груди.

13. Не думаю, что можно было бы простить обиду.

14. Не считаю, что на зло надо отвечать злом, и всегда следую этому.

15. Если я сидел, а потом резко встал, то у меня темнеет в глазах и кружится голова.

16. Я почти ежедневно думаю о том, насколько лучше была бы жизнь, если бы меня не преследовали неудачи.

17. В своих поступках я никогда не исхожу из того, что людям можно полностью доверять.

18. Могу прибегнуть к физической силе, если требуется отстоять свои интересы.

19. Легко могу развеселить самую скучную компанию.

20. Я легко смущаюсь.

21. Меня ничуть не обижает, если делаются замечания относительно моей работы или меня лично.

22. Нередко чувствую, как у меня немеют или холодеют руки и ноги.

23. Бываю неловким в общении с другимми людьми.

24. Иногда без видимой причины чувстлъую себя подавлен-IM, несчастным.

25. Иногда нет никакого желания чем-лишбо заняться.

26. Порой я чувствую, что мне не хватаетгт воздуха, будто бы я толнял очень тяжелую работу.

27. Мне кажется, что в своей жизни я i очень многое делал правильно.

28. Мне кажется, что другие нередко смегеются надо мной.

29. Люблю такие задания, когда можно действовать без долгих змышлений.

30. Я считаю, что у меня предостаточною оснований быть не гень-то довольным своей судьбой.

31. Часто у меня нет аппетита.

32. В детстве я радовался, если родители ■ или учителя наказы-ли других детей.

33. Обычно я решителен и действую быстстро.

34. Я не всегда говорю правду.

35. С интересом наблюдаю, когда кто-то d пытается выпутаться i неприятной истории.

36. Считаю, что все средства хороши, ес;сли надо настоять на оем.

37. То, что прошло, меня мало волнует. .

38. Не могу представить ничего такого, чтгго стоило бы доказы-ть кулаками.

39. Я не избегаю встреч с людьми, которфые, как мне кажется, цут ссоры со мной.

40. Иногда кажется, что я вообще ни на а что не годен.

41. Мне кажется, что я постоянно нахоюжусь в каком-то на-)яжении и мне трудно расслабиться.

42. Нередко у меня возникают боли «под д ложечкой» и различие неприятные ощущения в животе.

43. Если обидят моего друга, я стараюсь ь отомстить обидчику.

44. Бывало, я опаздывал к назначенному^ времени.

45. В моей жизни было так, что я почеюму-то позволил себе ^чить животное.

46. При встрече со старым знакомым от т радости я готов бро-[ться ему на шею.

47. Когда я чего-то боюсь, у меня пересюыхает во рту, дрожат тси и ноги.

48. Частенько у меня бывает такое настрфоение, что с удоволь-вием бы ничего не видел и не слышал.

\

49. Когда ложусь спать, то обычно засыпаю уже через несколько минут.

50. Мне доставляет удовольствие, как говорится, ткнуть носом других в их ошибки.

51. Иногда могу похвастаться.

52. Активно участвую в организации общественных мероприятий.

53. Нередко бывает так, что приходится смотреть в другую сторону, чтобы избежать нежелательной встречи.

54. В свое оправдание я иногда кое-что выдумывал.

55. Я почти всегда подвижен и активен.

56. Нередко сомневаюсь, действительно ли интересно моим собеседникам то, что я говорю.

57. Иногда вдруг чувствую, что весь покрываюсь потом.

58. Если сильно разозлюсь на кого-то, то могу его и ударить.

59. Меня мало волнует, что кто-то плохо ко мне относится.

60. Обычно мне трудно возражать моим знакомым.

61. Я волнуюсь и переживаю даже при мысли о возможной неудаче.

62. Я люблю не всех своих знакомых.

63. У меня бывают мысли, которых следовало бы стыдиться.

64. Не знаю почему, но иногда появляется желание испортить то, чем все восхищаются.

65. Я предпочитаю заставить любого человека сделать то, что мне нужно, чем просить его об этом.

66. Я нередко беспокойно двигаю рукой или ногой.

67. Предпочитаю провести свободный вечер, занимаясь любимым делом, а не развлекаясь в веселой компании.

68. В компании я веду себя не так, как дома.

69. Иногда, не подумав, скажу такое, о чем лучше бы помолчать.

70. Боюсь стать центром внимания даже в знакомой компании.

71. Хороших знакомых у меня очень немного.

72. Иногда бывают такие периоды, когда яркий свет, яркие краски, сильный шум вызывают у меня болезненно неприятные ощущения, хотя я вижу, что на других людей это так не действует.

73. В компании у меня нередко возникает желание кого-нибудь обидеть или разозлить.

74. Иногда думаю, что лучше бы не родиться на свет, как только представлю себе, сколько всяких неприятностей возможно придется испытать в жизни.

75. Если кто-то меня серьезно обидит, то получит свое сполна.

76. Я не стесняюсь в выражениях, если меня выведут из себя.

77. Мне нравится так задать вопрос или так ответить, чтобы собеседник растерялся.

78. Бывалсо откладывал то, что требовалосгь сделать немедленно.

79. Не люэблю рассказывать анекдоты илли забавные истории.

80. Повседцневные трудности и заботы чяасто выводят меня из 1Вновесия.

81. Не зшаю, куда деться при встрече ее человеком, который .и в компашии, где я вел себя неловко.

82. К сожкалению, отношусь к людям, козторые бурно реагиру-т даже на >жизненные мелочи.

83. Я робеею при выступлении перед болльшой аудиторией.

84. У мешя довольно часто меняется насстроение.

85. Я устакю быстрее, чем большинство окрружающих меня людей.

86. Если яя чем-то сильно взволнован илвд раздражен, то чувство это как бы всем телом.

87. Мне дюкучают неприятные мысли, ккоторые назойливо ле-т в голову..

88. К сожкалению, меня не понимают ши в семье, ни в кругу оих знакомлых.

89. Если сегодня я посплю меньше оббычного, то завтра не /ду чувствоэвать себя отдохнувшим.

90. Старазюсь вести себя так, чтобы оккружающие опасались лзвать мое; неудовольствие.

91. Я уверрен в своем будущем.

92. Иногдаа я оказывался причиной пложого настроения кого-ибудь из оифужающих.

93. Я не гпрочь посмеяться над другими!.

94. Я отноэшусь к людям, которые «за словвом в карман не лезут».

95. Я пршнадлежу к людям, которые ксо всему относятся до-гаточно леггко.

96. Подрсостком я проявлял интерес к ззапретным темам.

97. Иногдца зачем-то причинял боль люббимым людям.

98. У мешя нередки конфликты с окружкающими из-за их уп-ямства.

99. Частоэ испытываю угрызения совестти в связи со своими оступками..

100. Я нерредко бываю рассеянным.

101. Не пюмню, чтобы меня особенно оопечалили неудачи че-эвека, котоэрого я не могу терпеть.

102. Частсо я слишком быстро начинаю | досадовать на других.

103. Иноггда неожиданно для себя начиннаю уверенно говорить таких вещдах, в которых на самом деле млало что смыслю.

104. Частсо у меня такое настроение, чтоэ я готов взорваться по юбому повсоду.

105. Нередко чувствую себя вялым и усталым.

106. Я люблю беседовать с людьми и всегда готов поговорить и с знакомыми и с незнакомыми.

107. К сожалению, я зачастую слишком поспешно оцениваю других людей.

108. Утром я обычно встаю в хорошем настроении и нередко начинаю насвистывать или напевать.

109. Не чувствую себя уверенным в решении важных вопросов даже после длительных размышлений.

НО. Получается так, что в споре я почему-то стараюсь говорить громче своего оппонента.

111. Разочарования не вызывают у меня сколь-либо сильных и длительных переживаний.

112. Бывает, что я вдруг начинаю кусать губы или грызть ногти.

113. Наиболее счастливым я чувствую себя тогда, когда бываю один.

114. Иногда одолевает такая скука, что хочется, чтобы все перессорились друг с другом.

Прошу Вас проверить, на все ли вопросы даны ответы. Благодарю Вас. Всего доброго!

Ключ

Шкала I — невротичность (17 вопросов):

«Да»: 4, 5, 12, 15, 22, 26, 31, 41, 42, 57, 66, 72, 85, 86, 89, 105.

«Нет»: 49. Шкала II — спонтанная агрессивность (13):

«Да»: 32, 35, 45, 50, 64, 73, 77, 93, 97, 99, 103, 112, 114.

«Нет»: 99. Шкала III — депрессивность (14):

«Да»: 16, 24, 27, 28, 30, 40, 48, 56, 61, 74, 84, 87, 88, 100.

«Нет»: — Шкала IV — раздражительность (11):

«Да»: 6, 10, 58, 69, 76, 80, 82, 102, 104, 107, ПО.

«Нет»: — Шкала V — общительность (15):

«Да»: 2, 19, 46, 52, 55, 94, 106.

«Нет»: 3, 8, 23, 53, 67, 71, 79, 113. Шкала VI — уравновешенность (10):

«Да»: 14, 21, 29, 37, 38, 59, 91, 95, 108, 111.

«Нет»: —

78. Бывало откладывал то, что требовалось сделать немедленно.

79. Не люблю рассказывать анекдоты или забавные истории.

80. Повседневные трудности и заботы часто выводят меня из равновесия.

81. Не знаю, куда деться при встрече с человеком, который был в компании, где я вел себя неловко.

82. К сожалению, отношусь к людям, которые бурно реагируют даже на жизненные мелочи.

83. Я робею при выступлении перед большой аудиторией.

84. У меня довольно часто меняется настроение.

85. Я устаю быстрее, чем большинство окружающих меня людей.

86. Если я чем-то сильно взволнован или раздражен, то чувствую это как бы всем телом.

87. Мне докучают неприятные мысли, которые назойливо лезут в голову.

88. К сожалению, меня не понимают ни в семье, ни в кругу моих знакомых.

89. Если сегодня я посплю меньше обычного, то завтра не буду чувствовать себя отдохнувшим.

90. Стараюсь вести себя так, чтобы окружающие опасались вызвать мое неудовольствие.

91. Я уверен в своем будущем.

92. Иногда я оказывался причиной плохого настроения кого-нибудь из окружающих.

93. Я не прочь посмеяться над другими.

94. Я отношусь к людям, которые «за словом в карман не лезут».

95. Я принадлежу к людям, которые ко всему относятся достаточно легко.

96. Подростком я проявлял интерес к запретным темам.

97. Иногда зачем-то причинял боль любимым людям.

98. У меня нередки конфликты с окружающими из-за их упрямства.

99. Часто испытываю угрызения совести в связи со своими поступками.

100. Я нередко бываю рассеянным.

101. Не помню, чтобы меня особенно опечалили неудачи человека, которого я не могу терпеть.

102. Часто я слишком быстро начинаю досадовать на других.

103. Иногда неожиданно для себя начинаю уверенно говорить о таких вещах, в которых на самом деле мало что смыслю.

104. Часто у меня такое настроение, что я готов взорваться по любому поводу.

105. Нередко чувствую себя вялым и усталым.

106. Я люблю беседовать с людьми и всегда готов поговорить и с знакомыми и с незнакомыми.

107. К сожалению, я зачастую слишком поспешно оцениваю других людей.

108. Утром я обычно встаю в хорошем настроении и нередко начинаю насвистывать или напевать.

109. Не чувствую себя уверенным в решении важных вопросов даже после длительных размышлений.

НО. Получается так, что в споре я почему-то стараюсь говорить громче своего оппонента.

111. Разочарования не вызывают у меня сколь-либо сильных и длительных переживаний.

112. Бывает, что я вдруг начинаю кусать губы или грызть ногти.

113. Наиболее счастливым я чувствую себя тогда, когда бываю один.

114. Иногда одолевает такая скука, что хочется, чтобы все перессорились друг с другом.

Прошу Вас проверить, на все ли вопросы даны ответы. Благодарю Вас. Всего доброго!

Ключ

Шкала I — невротичность (17 вопросов):

«Да»: 4, 5, 12, 15, 22, 26, 31, 41, 42, 57, 66, 72, 85, 86, 89, 105.

«Нет»: 49. Шкала II — спонтанная агрессивность (13):

«Да»: 32, 35, 45, 50, 64, 73, 77, 93, 97, 99, 103, 112, 114.

«Нет»: 99. Шкала III — депрессивность (14):

«Да»: 16, 24, 27, 28, 30, 40, 48, 56, 61, 74, 84, 87, 88, 100.

«Нет»: — Шкала ГУ — раздражительность (11):

«Да»: 6, 10, 58, 69, 76, 80, 82, 102, 104, 107, ПО.

«Нет»: — Шкала V — общительность (15):

«Да»: 2, 19, 46, 52, 55, 94, 106.

«Нет»: 3, 8, 23, 53, 67, 71, 79, 113. Шкала VI — уравновешенность (10):

«Да»: 14, 21, 29, 37, 38, 59, 91, 95, 108, 111.

«Нет»: —

Шкала VII — реактивная агрессивность (10):

«Да»: 13, 17, 18, 36, 39, 43, 65, 75, 90, 98.

«Нет»: — Шкала VIII— застенчивость (10):

«Да»: 9, 11, 20, 47, 60, 70, 81, 83, 109.

«Нет»: 33. Шкала IX— открытость (13):

«Да»: 7, 25, 34, 44, 51, 54, 62, 63, 68, 78, 92, 96, 101.

«Нет»: — Шкала X — экстраверсия-интроверсия (12):

«Да»: 2, 29, 46, 51, 55, 76, 93, 95, 106, ПО.

«Нет»: 20, 87. Шкала XI— эмоциональная лабильность (14):



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.