Сделай Сам Свою Работу на 5

Матвеев Павел Евлампиевич





 

РЕЛИГИОЗНАЯ Этика

 

Курс лекций

В трёх частях

Часть 1

 

На обложке: рисунок А.П. Матвеевой

 

Подписано в печать 31.03.09

Формат 60х84/16. Усл. печ. л.6,74. Тираж 100 экз.

Заказ 115 – 2009 г.

Издательство

Владимирского государственного университета.

600000, Владимир, ул. Горького, 87.


[1] Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. – М., 1964. – Т. 3. - С. 661.

[2] Кант И. Критика практического разума // Соч.: В 6 т. – М., 1964. – Т. Ч. 1 - С. 454.

[3] Толстой Л.Н. Так что же нам делать? // Собр. соч.: В 22 т. – М., 1983. – Т. 16. – С. 209.

[4] См.: Аристотель. Большая этика // Собр. соч.: В 4 т. – М., 1983. - Т. 4; Аристотель. Никомахова этика. Там же.

[5] См.: Юркевич П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению слова Божия // Философские произведения. – М., 1990.

[6] Толстой Л.Н. Так что же нам делать? // Собр. соч.: В 22 т. – М., 1983. – Т. 16. – С. 209.

[7] Кропоткин П.А. Этика. - М., 1991. – С. 34.

[8] См.: Лоренц К. Агрессия. - М., 1994; Эфроимсон В.П. Генетика и этика. - СПб., 1995.

[9] См.: Мур Дж. Принципы этики. – М., 1984.

[10] См.: Ayer A.J., Language, Truth and Logic. Harmondsworth, Penguin, 1982.

[11] См.: Войтыла К. (папа Иоанн Павел II). Основания этики // Вопр. философии. – 1991. - № 1.



[12] Арх. Платон. Православное нравственное богословие. – Свято-Троицкая Лавра. 1994. – С. 5.

[13] Арх. Платон. Православное нравственное богословие. – Свято-Троицкая Лавра. 1994. – С. 5.

[14] Св. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения // Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: В 2 т. - М., 1994. - Т.1. - С. 7.

[15] См.: Св. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты // Творения святителя Игнатия Брянчанинова: В 7 т. - М., 1991. - Т. 1 - 2; Св. Тихон Задонский. О истинном христианстве // Творения св. Тихона Задонского: В 5 т. - Изд. Псково-Печорского монастыря. – 1994. – Т. 2 - 3; Св. Феофан Затворник. Указ. соч. - Т. 1 - 2; Арх. Платон. Православное нравственное богословие. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1994.

[16] Жильсон Э. Избранное: т.1. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского. - М. – СПб., 2000. – С. 16.

[17] Жильсон Э. Там же. – С. 16.

[18] Проф. прот. В. Зеньковский. Основы христианской философии. – М., 1992. – С. 10.

[19] Проф. прот. В. Зеньковский. Там же. – М., 1992. – С.10.

[20] Проф. прот. В. Зеньковский. Там же. – С. 11.



[21] Проф. прот. В. Зеньковский. Там же. – С. 11.

[22] Проф. прот. В. Зеньковский. Там же. – С. 11.

[23] См.: Св. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения //Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. - М., 1994; С.Н. Булгаков. Трагедия философии //Соч. в 2-х тт. – М., 1993. – Т.1.

[24] Антоний Митрополит Сурожский. Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия // Труды. – М., 2002. – С. 604.

[25] Иллюстрированный энциклопедический словарь (ИЭС). – М., 1995. – С. 447.

[26] См.: Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М., 1989. – Т. 1. – С. 7.

[27] См.: Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М., 1998. – С. 26 - 28.

[28] Ожегов С.И. и. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.,

1993. - С. 433.

[29] См.: Марксистская этика. - М., 1986. – Гл. 1, 4.

[30] Лоренц К. Указ. соч. - С. 36.

[31] Там же. С. 32.

[32] Там же. С. 38.

[33] Там же. С. 45.

[34] См.: В.П. Эфроимсон. Генетика и этика. - СПб., 1995.

[35] Лоренц К. Указ. соч. – С. 258.

[36] Биоэтика: проблемы, трудности, перспективы // Вопр. философии. - 1992. - № 10. См., также: Огурцов А.П. Этика жизни или биоэтика: аксиологические альтернативы // Вопр. философии. - 1994. - № 3; Тищенко П.Д. К началам биоэтики // Вопр. философии. - 1994. - № 3 и др.

[37] О христианско-православной точке зрения на проблемы биоэтики см.: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII // Служба коммуникации ОВЦС МП. – М., 2000. http://www.russion-orthodox-church.org.ru

 

[38] См.: Мур Дж. Принципы этики. – М., 1984. – С. 68. В данной книге Дж. Муром даётся очень содержательный критический анализ натуралистической этики, в том числе гедонизму и эвдемонизму. – Гл. 2, 3.



[39] Мф. 10, 22.

[40] Суть этой дилеммы в следующем. Представим себе двух узников, которых допрашивает по одиночке прокурор. Они знают, что если оба сознаются в совершении преступления, то получат по 5 лет заключения. Если оба не сознаются, то по 1 году каждый. Но если кто-то один сознается, а другой – нет, то сознавшийся будет освобождён, несознавшийся осужден на 10 лет:

 

 

Первый узник Второй узник
Непризнание признание
непризнание 1 : 1 10 : 0
признание 0 : 10 5 : 5

Наиболее рациональное решение для обоих – это не признаться. Но практически всякий в такой ситуации признаётся, и оба получают по пять лет, т.е. выбирают худший для обоих результат. Это объясняется недоверием их друг другу, отсутствием гаранта их возможного договора. – См. о дилемме узника также: Ролз Дж. Теория справедливости. – Новосибирск. 1995. – С. 291 – 291; Гусейнов А.А., Апресян Р.Г.. Этика. – М., 1998. – С. 405 – 409.

[41] Соловьёв Вл. С. Оправдание добра // Соч.: В 2 т. - М., 1988. Т. 1. - С. 241.

[42] Там же. С. 244.

[43] Войтыла К. Основания этики // Вопросы философии. – 1991.- № 1. – С. 40.

[44] Архимандрит Платон. Православное нравственное богословие. – М., 1994. – С. 32.

[45] Рим. 2, 14-15.

[46] Рим. 7, 14-15.

[47] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. IV.2. // Служба коммуникации ОВЦС МП. – М., 2000. http://www.russion-orthodox-church.org.ru

 

[48] Кант И. Критика практического разума // Соч.: В 6 т. – М., 1965. – Т. 4. Ч. 1. – С. 413.

[49] См.: Фрейд З. Психология бессознательного. – М.,1990; Он же. Основной инстинкт. – М., 1997; Он же. Толкование сновидений. – М.,1998 и др.

[50] См.: Фромм Эрих. Психоанализ и этика. - М., 1993; Он же. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994 и др.

[51] Фрейд З. «Я» и «Оно» // Основной инстинкт – М., 1997. – С. 358.

[52] См.: Достоевский Ф.М.. «Записки из подполья», «Кроткая», «Братья Карамазовы», «Бесы» и др.

[53] Прот. А. Мень. История религии: В 7 т. – М., 1991. – Т. 1. – С. 139.

[54] Швейцер А. Культура и этика. – М., 1973. – С. 315.

[55] См.: Соловьёв Вл.С. Оправдание добра // Соч.: В 2 т. – М., 1988. – Т.1.

[56] Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. – М., 1991. – С. 101.

[57] Там же. С. 101.

[58] Архимандрит Платон. Православное нравственное богословие. – М., 1994. – С. 72.

[59] См.: Архимандрит Платон. Указ. соч. – С. 76 - 78.

[60] См.: Дробницкий О.Г. Понятие морали. – М., 1974; Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. – М., 1974.

[61] См.: Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Соч.: В 2 т. – М., 1990. – Т. 2.

[62] См.: Шопенгауэр А. Мир как воля и представления. – М.. 1993. – Т. 1 - 2.

[63] Мф. 5, 44.

[64] Мф. 22, 35 - 40.

[65] В данной схеме использованы идеи Дж. Ролза при его классификации принципов. См.: Дж. Ролз. Теория справедливости. – Новосибирск, 1995. - С. 103 - 108.

[66] См.: Христианство // Энцикл. слов. - М., 1993. - Т. 1. - С. 41.

[67] Полный православный энциклопедический словарь. - М., 1992. - Т. 1. - С. 68.

[68] См. Журнал Московской патриархии. – 1971. - № 6.- С. 5 - 7; Поместный Собор Русской Православной Церкви 30 мая - 2 июля 1971 года: Документы, материалы, хроника.- М., 1972. - С. 129-131.

[69] См. об этом, например: Синицына Н.В. К истории русского раскола XVII века // Макарий, митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 7. Приложение.

[70] Журнал Московской патриархии. – 1988. - № 8. - С. 14.

[71] Св. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. Ч. 1. // Творения иже во св. Отца нашего Феофана Затворника. Изд-во Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и изд-во Паломник. –1994. - Т. 1. – С. 90.

[72] Швейцер А. Культура и этика. - М., 1973. - С 307 - 308.

[73] Хайдеггер М. Вещь // Время и бытие. - М., 1993. - С. 319.

[74] Там же. С. 319.

[75] См.: Митрополит Антоний Сурожский. «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия». Беседы на Евангелие от Марка. Главы 1-4. – М., 2001.

[76] См.: Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Проблема человека в западной философии. - М., 1988.

[77] См.: Виндельбанд В. Прелюдии. Философские статьи и речи //Избранное. Дух и история. - М., 1995; Он же. О свободе воли, там же; Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. - СПб., 1904.

[78] Риккерт Г. Два пути познания // Новые идеи в философии. – 1913. - № 7. - С.46.

[79] Трансцендентное есть то, что существует вне материального бытия, выходит за пределы обычного чувственного опыта. Трансцендентальное есть то, что присуще нашему сознанию от природы до всякого опыта, т.е. это врождённые формы, идеи, принципы сознания.

[80] См.: Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей // М. Шелер. Избранные произведения. – М., 1994. – С. 287; его же: Ресентимент в структуре моралей. – СПб., 1999 и др.

 

 

[81]Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей // М. Шелер. Избранные произведения. – М., 1994. – С. 287.

[82] См.: Гартман Н. Этика. – СПб., 2002; Гартман Н. Эстетика. - Киев, 2004; Гартман Н. К основоположению онтологии. – СПб., 2003 и др.

[83] Гартман Н. К основоположению онтологии. – С. 202.

[84] Гартман Н. Там же. – С. 493.

[85]Гартман Н. К основоположению онтологии. – С. 339.

[86] См.: П.Е. Матвеев. Моральные ценности. – Владимир. 2004.

[87]Гартман Н. К основоположению онтологии. – С. 346.

 

[88]Гартман Н. К основоположению онтологии. – С. 349.

[89] Гартман Н. Этика. – С. 178.

[90] Гартман Н. Эстетика. – Киев. 2004. – С. 428.

[91] Гартман Н. Этика. – С. 176.

[92]Гартман Н. Там же. – С. 353.

[93] Гартман Н. Этика. – С. 179.

[94] Гартман Н. Там же. - С. 438.

[95] Гартман Н. Там же. - С. 438.

[96] Гартман Н. Этика. - С. 439.

[97] Гартман Н. Там же. – С. 268.

[98] Гартман Н. Там же. – С. 275.

[99] Гартман Н. Эстетика. – С. 447.

[100] Гартман Н. Этика. – С. 382.

[101] Гартман Н. Там же. – С. 387.

[102] См.: Лосский Н. Ценность и бытие // Бог и мировое зло. - М., 1994.

[103] См.: Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. - Л., 1968; Его же. О ценностях жизни и культуры. - Л., 1960; Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. - М.,1967 и др.

[104] Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. С. 11.

[105] Тугаринов В.П. Там же, с. 83.

[106] См.: Философская энциклопедия. - М., 1970. Т.5. - С.462; ФЭС. – М.,1982. - С.65.

[107] Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. С., 344.

[108] См., например: Соколов В.И. Нравственный мир советского человека. - М., 1982.

[109] Содержательный анализ западной аксиологии XX века дан в учебном пособии С.Ф. Анисимова «Введение в аксиологию» (М., 2001).

[110] См.: Ролз Дж. Теория справедливости. - Новосибирск, 1995.

[111] См.: Пороховская Т.И. Ценности и оценки в морали. М., 1988; Кузнецова А.Г., Максимов А.В. Природа моральных абсолютов. - М., 1996; Выжлецов Г.П. Духовные ценности и судьба России // Социально-политический журнал. – 1994. - № 3-6; Его же, Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. – 1995. - № 6, 1996. - № 1; Капустин Б.Г., Клямкин И.М. Либеральные ценности в сознании россиян // Полис. – 1994. - № 1-2; Динамика ценностей населения реформируемой России / Отв. ред.: Н.И. Лапин, Л.А. Беляева. – М., 1996; Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. – 1996. - № 4; Анисимов С.Ф. Введение в теорию морали. – М., 2001. и др.

 

[112] См.: Динамика ценностей населения реформируемой России / Отв. ред.: Н.И. Лапин, Л.А. Беляева. – М., 1996.; Н.И. Лапин. Пути России: социокультурные трансформации. – М., 2000.

[113] Понятие объективности многозначно. Выделяются два важнейших значения данного понятия: 1) объективное – это существующее вне субъекта, вне человека; 2) объективное – это существующее вне субъекта и независимо от его сознания, в частности, вне человека и независимо от человеческого сознания. Мы будем использовать понятие объективного в первом из приведенных значений.

[114] Это был один из аргументов ещё Сократа против нравственного релятивизма софистов, и эта же идея использовалась неокантианцами, как отмечено выше, в подтверждение трансцендентальности моральных ценностей.

[115] Быт 1, 3-4.

[116] Рим 1, 20.

[117] Рим 8, 19-22.

[118] Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. - СПб., 1994. - С. 89.

[119] Св. Тихон Задонский. Сокровище духовное // Творения Т. Задонского. - М., 1994. Т. 4.

[120] Св. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения // Творения Ф. Затворника. - М., 1994. Т.1.

[121] Св. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. - М., 1991. Т.1.

[122] Булгаков С.Н. Соч. в двух томах. - М., 1993. Т.1. - С. 84.

[123] Булгаков С.Н., Там же. - С. 224.

[124] См.: К. Поппер. Предположения и опровержения. Рост научного знания // Логика и рост научного знания. - М., 1983. - С. 353.

[125] 2 Кор. 11, 14-15

[126] На это обратил в своё время внимание Дж. Мур, отстаивая самоценность части в том или ином целом: «Возьмём типичный пример: руку, отрезанную от живого человеческого тела, мы всё равно продолжаем называть рукой. Но рука, являющаяся частью живого тела, несомненно, отличается от мёртвой руки, и поэтому мы можем легко прийти к выводу, что рука, которая является частью живого тела, не была бы тем, чем она есть, если бы она не была именно частью тела, и при этом считать, что выраженное в данном выводе противоречие есть в действительности характерная черта данной вещи. Фактически же мёртвая рука никогда не была частью тела; она лишь частично идентична живой руке. Те части мёртвой руки, которые идентичны частям живой руки, остаются в точности теми же самыми независимо от того, принадлежит она живому телу или не принадлежит; и в этом случае мы имеем убедительный пример вещи, которая в один момент времени образует часть того, что мы назвали «органическим целым», а в другое время – не входит в его состав. С другой стороны, те свойства, которые имеет только живая рука и не имеет мёртвая, не существуют, даже в изменённой форме, в последней: здесь они просто не существуют вообще» ( Дж. Мур. Принципы этики. - М., 1984. - С. 95-96)

[127] Charles Williams. All Hallows Eve.

[128] Митр. Антоний Сурожский. О слышании и делании. – М., 1999.

[129] См.: Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей // М. Шелер. Избранные произведения. – М., 1994. – С. 300.

 

[130] Войтыла К. Основания этики // Вопросы философии. - 1991. № 1. - С. 52.

[131] Достоевский Ф.М., Дневник писателя за 1876 год. Ноябрь – декабрь // Полн. собр. соч.: В 33 т., - М., 1982. Т. 24. - С.48.

[132] «На вопрос: «Что такое добро?» я скажу, что добро – это добро, и это весь мой ответ. На вопрос же: «Как следует определить добро?» я отвечаю, что это понятие не может быть определено, и это всё, что я могу сказать о нём» (Дж. Мур. Принципы этики. - М., 1984. - С. 63.).

[133] Дж. Мур. Указ. соч. - С. 63.

[134] Дж. Мур. Там же. - С. 66-67.

[135] См.: Скрипник А. П. Моральное зло в истории этики и культуры. – М., 1992; его же: Моральное зло как проблема истории этики и культуры. Автореф. докт. дис. – М., 1990; его же: Зло // Этика: Энцикл. слов. – М., 2001.

[136] Этика: Энцикл. слов. – М., 2001. – С. 154.

[137] Там же. - С. 154.

[138] См.: Добротолюбие. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра. - 1992. Т.1-5.

[139] Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. - М., 1986. Т.1. - С.456.

[140] Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. - М., 1994. - С. 183.

[141] Берман Г.Дж. - Там же. - С. 183.

[142] См., например: Дж. Ролз. Теория справедливости. - С.140.

[143] Быт. 3,5.

[144] Ис. 14, 12-15.

[145] Мф. 21, 18-22, Мк. 11, 12-14, 20-26.

[146] Мф. 21, 19.

[147] Лосский Н.О. Обоснование интуитивизма. С. 288.

[148] Лосский Н. Ценность и бытие. - С. 288.

[149] Лосский Н. Там же. - С. 290.

[150] Лосский Н. Там же. - С. 291.

[151] Лосский Н. Ценность и бытие. - С. 293.

[152] Лосский Н. Там же. - С. 298.

[153] См.: Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию – С. 71- 84.

[154] Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию. – С. 82.

[155] Анисимов С.Ф. Там же. – С. 82.

[156] См.: Анисимов С.Ф. Там же. – С. 82.

[157] См.: Анисимов С.Ф. Там же. - С. 83.

[158] Анисимов С.Ф. Там же. - С. 74.

[159] Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию. - С. 74.

[160] Анисимов С.Ф. Там же. - С. 79.

[161] См.: Нибур К.Х. Средоточие ценностей / Культурология, XX в. Антология. – М., 1996. – С. 124-144.

[162] Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию. – С. 82.

[163] Анисимов С.Ф. Там же. – С. 76.

[164] Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию. – С. 84.

[165] Соловьёв В.С. Философские начала цельного знания // Соч.: В 2 т. - М.,1988. Т.2. - С.231

[166] Хомяков А.С. О старом и новом. - М., 1988. - С.70.

[167] См.: Оссовская М. Рыцарь и буржуа. - М., 1987.

[168] См.: Гусейнов А.А. Социальная природа морали. – М., 1973.

[169] Делёз Ж. Различие и повторение. – СПб., 1998. – С. 9.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.