Сделай Сам Свою Работу на 5

Специальные социологические теории и эмпирические исследования

Понятие конкретной социальной ситуании. Представляя собой звено в цепи общественного развития, конкретная социальная ситу­ация есть результат сложного взаимодействия различных элементов социальной структуры в данный исторический период. При изуче­нии отдельных ее сторон и тенденций необходимо:

" Федосеев П. Н. К вопросу о предмете марксистско-ленинской социологии.— Социол. исслед., 1982, № 1, с. 29.

учитывать фундаментальные цели развития социалистического" общества, его плапомериый и поступательный характер;

рассматривать ее как сложное, многостороннее явление, испыты­вающее воздействие самых различных факторов;

принимать во внимание особые жизненные обстоятельства, обра­зующие реальную основу поведения социальных групп, коллективов и классов.

Социолог, изучающий конкретпые формы человеческой деятель­ности, опираясь на общую социологическую теорию, устанавливает связь, изучаемых явлений с социальным целым, рассматривает их как результат действия определенных общественных закономер­ностей. Изучение характерных, типичных социальных ситуаций в различных областях человеческой жизнедеятельности позволяет глубже раскрыть диалектику взаимоотношения всеобщего, особен­ного и единичного в общественном развитии, выявить конкретные механизмы действия объективных общественных законов.

Социологический анализ конкретной социальной ситуации позво­ляет строго научно определить характер теоретических и практи­ческих задач, решаемых в процессе социологического исследования. К числу наиболее важных из них относятся следующие. Во-первых, социолог, опираясь на общую социологическую теорию, должен выявить всю совокупность объективных социальных факторов (эконо­мических, политических, идеологических), воздействующих на изу­чаемую конкретную ситуацию и определяющих структуру обще­ственных отношений в различных социальных группах, коллекти­вах и т. д. Выполнение этой задачи требует от социолога комплексного подхода к изучаемым явлениям. Во-вторых, получае­мая социологом с помощью особых методов (массовые опросы и т. д.) конкретная информация о субъективных аспектах человеческой деятельности (мотивах, целях, ценностных орнентациях) должна рассматриваться как субъективное отражение объективных социаль­ных закономерностей и фактов. В-третьих, важной задачей социо­лога является установление зависимостей между действием объек­тивных социальных факторов и субъективными представлениями люден, сознанием социальных групп н коллективов. Это позволяет раскрыть конкретный механизм проявления общественных законо­мерностей, определить возможные отклонения в развитии социаль­ных процессов. В-четвертых, осуществление этих исследовательских задач дает возможность сформулировать повые теоретические вы­воды п выработать практические .рекомендации по совершенствова­нию планирования и управления общественным развитием.



Изучение социальных явлений и процессов требует соотнесения получаемых в исследовании данных о субъективных аспектах чело­веческого поведения (целях, оценках, мотивах и т. п.) прежде всего с объективными условиями, в них непосредственно отображаемыми, затем с социальными ценностями и нормами. Важность изучения социальных норм и ценностей обусловлена тем фактом, что объек­тивные социальные факторы человеческой жизнедеятельности, су­ществующие независимо от воли и желания людей, воздействуют на

человеческое сознание и поведение не прямо, а опосредованно. Объективные общественные потребности и цели общественного развития отражаются в общественных идеалах, ценностях и нормах данного общества, которые реализуются в процессе деятельности различных общественных институтов и организаций. Поэтому непо­средственными регуляторами человеческого поведения выступают нормативные предписания и ценностные стандарты той социальной группы, в которую включен человеческий индивид. Специфика со­циологического подхода заключается в том, что социолог в отличие, скажем, от социального психолога не ограничивается изучением межличностных отношений в социальных группах, а доводит свой анализ до институционального уровня, т. е. определяет зависимость изучаемых социальных взаимоотношений от социальных норм и ценностей и господствующих в данном обществе объективных со­циальных закономерностей.

Проведение социологического исследования включает теоретиче­ский анализ изучаемых явлений. Общая социологическая теория позволяет определить место и роль изучаемого явления в совокуп­ной системе общественных отношений, определить его взаимосвязь с основными законами развития и функционирования данного общества. Возьмем, например, социологические исследования в сфере промышленности н производства, которым социологи уделя­ют большое внимание. Известно, что современное промышленное предприятие представляет собой сложную систему взаимодействия людей, техники и экономических факторов. Специфика исследова­тельского подхода заводского социолога заключается в том, что в качестве предмета своего изучения он рассматривает прежде всего социальную организацию предприятия, отделив ее от экономических и технических аспектов производства. Социальная организация в производственных коллективах представлена системой соответству­ющих социальных позиций и ролевых функций, задаваемых основ­ными нормативными целями производственной организации. Иссле­довательская задача социолога заключается в том, чтобы раскрыть конкретные механизмы реализации целей производственной органи­зации, выявить соответствие последних реальной системе социаль­ных связей и отношений в трудовых коллективах и субъективным представлениям и ожиданиям членов трудовых коллективов. Взаи­моотношения в данной социальной группе и способы регуляции человеческого поведения являются частью более широкой системы социальных связей и отношений, обусловленных господствующей в обществе структурой производственных отношений. Специфика со­циологического исследования далеко не всегда реализуется в чистом виде. В прикладных исследованиях, нацеленных на решение акту­альных практических проблем, задачи социологического исследова­ния могут формулироваться довольно широко, поэтому приходится Учитывать влияние и экономических факторов, и технологических, и организационных, и многих других.

Макро- и микросоцнологнческие исследования. Социологические исследования могут различаться по широте охвата изучаемых явле-

иий. В микросоциологических исследованиях социолог изучает по­ведение относительно небольших социальных групп, таких, как производственный коллектив или различные малыо группы, или небольшие регионы (село, деревня, район). Задача социолога в этом случае заключается не только в том, чтобы детально описать и про­анализировать взаимоотношения людей в соответствующих соци­альных группах, их субъективные желания, цели, ориентации, но и уметь выяснить систему социальных связей и отношений, совокуп­ность объективных факторов, обусловливающих жизнедеятельность данных коллективрв, а также взаимосвязь последних с конкретны­ми ценностями и нормами, регулирующими данную систему чело­веческих взаимоотношений.

Макросоциологические исследования отличаются значительной широтой охвата изучаемых явлений. Они могут проводиться в мас­штабах крупного региона, всей страны или даже "В ряде стран одновременно. В качестве объектов изучения выступают, как пра­вило, большие коллективы людей (классы, профессиональные груп­пы, социальные слои, социальные институты) и макропроцессы (со­циальная мобильность, миграция и т, п.). При этом социолог выходит па институциональный уровень анализа, оперирует поня­тийным аппаратом как специальной, так и общей социологической теории. Главная цель такого исследования — установить устойчивые закономерности развития и функционирования изучаемых объек­тов, определить их взаимосвязи с социальными институтами и раз­личными сферами общества.

Основные функции специальных социологических теорий. Осо­бую функцию в процессе социологического исследования выполняют специальные социологические теории. Обусловлено это двумя обсто­ятельствами. Во-первых, категории и принципы общей социологи­ческой теории в силу их всеобщности и универсальности не могут быть непосредственно использованы при проведении эмпирических социологических исследований, концентрирующихся на изучении отдельных социальных явлений и процессов. Поэтому требуются определенные промежуточные теоретические звенья для перехода от общей теории к эмпирическим исследованиям. Во-вторых, раз­личные сферы социального организма обладают относительной са­мостоятельностью, их изучение с помощью социологических иссле­дований с необходимостью приводит к созданию многочисленных отраслевых социологии. Обобщение и анализ результатов соответ­ствующих социологических исследований служат предпосылкой формирования специальных теорий. Специальные теории не проти­востоят общей теории, а развиваются в органической связи с ней.

Специальные социологические теории раскрывают два основных типа социальных связей и закономерностей: 1) между обществен­ной системой в целом и данной сферой общественной жизни, 2) присущие последней внутренние взаимосвязи и взаимозависи­мости. Так, предметом социологии образования является взаимо­связь и взаимодействие системы образования и ее подсистем с

обществом, а также взаимосвязь и взаимодействие подсистем систе* иы образования как социального института.

Промежуточное положение специальной социологической теории ояределяет ее научные функции в структуре социологии. В основе формирования этой теории лежат категории и принципы общей социологической теории, которые определяют общее направленно поиска научного знания в любой специальной теории и приобретают функции типового способа получения знания. Являясь переходным «мостиком» от общей теории к понятиям эмпирических социологи­ческих исследований, специальная теория синтезирует в себе два уровня социологического знания. Первый представлен общей социо-логическрй теорией, а второй — конкретной информацией, получа­емой в ходе эмпирических исследований.

Многие известные понятия общей социологической теории под­вергаются в специальных теориях уточнению и модификации под влиянием конкретной ипформации, получаемой в социологических исследованиях. Так, если в общей социологической теории личность ойределяется как" совокупность общественных отношений, то в спе­циальной теории понятие личности уточняется с целью более де­тального изучения взаимоотношений личности и социальной среды. Личность здесь рассматривается как носитель определенных соци­альных ролей, обусловливающих ее место в конкретной системе социальных отношепий. Другой пример: понятие семьи в теории исторического материализма определяется как форма социальной общности, а в специальной теории для определения семьи исполь­зуются понятия института и группы.

Однако задача специальной социологической теории не сводится только к разработке особого понятийного аппарата, отражающего своеобразие соответствующей области социальной реальности. В процессе формирования специальных теорий должны быть уста­новлены взаимосвязи между ее собственным концептуальным аппа­ратом и понятиями общей социологической теории. Это позволит глубже и всесторонне познать изучаемые явления, определить их зависимость и взаимосвязь с социальным целым.

Специальные социологические теории выполняют ряд методоло­гических функций по отношению к эмпирическим социологическим исследованиям, на фактический материал которых они опираются. Так, понятия и принципы специальной теории обобщают большое Количество фактических данных, получаемых в различных социоло­гических исследованиях. Обобщая эмпирический материал, специ­альная теория наряду с этим устанавливает определенные связи п зависимости между различными социальными факторами, опреде­ляет логические взаимоотношения между соответствующими теоре­тическими понятиями, формирует их и уточняет. Определение кон­кретных закономерностей данной области позволяет на основе специальной социологической теории давать объяснение вновь от­крываемым фактам, включать их в систему имеющегося теоретиче­ского знания. С объяспительпой функцией специальной теории не­разрывно связана ее прогностическая способность: раскрывая су-

щественные связи и отношения изучаемой области, теория позво­ляет предсказывать будущее направление развития социальных явлений и процессов.

Компоненты специальных социологических теорий. Закономер­ности, устанавливаемые в результате эмпирических социологиче­ских исследований, могут формулироваться в виде вероятностных утверждений, так как социолог имеет дело главным образом со статистическими обобщениями. Наиболее распространенными типа­ми вероятностных суждений являются компаративные утверждения типа «чем больше X, тем больше Y» или ковариации, т. е. суждении типа «изменение X вызывает изменение Y». Эти утверждения вы­ражают эмпирические регулярности различных масштабов, но в любом случае входящие в их состав переменные должны в принци­пе допускать эмпирическую интерпретацию.

В эмпирических социологических исследованиях устанавливают­ся обычно взаимосвязи между относительно большим числом зави­симых и независимых переменных. Переменными в социологии на­зывают такие явления и процессы, которые могут быть представле­ны в виде изменяющейся величины и описаны математическими средствами. Ядро специальной социологической теории образует определенная логически упорядоченная система небольшого числа наиболее существенных переменных, т. е. наиболее значимых фак­торов данной области исследования. В отличие от эмпирических регулярностей, обнаруживаемых в ходе эмпирического социологиче­ского исследования, вероятностные утверждения, входящие в струк­туру специальной социологической теории, являются обобщения­ми более высокого уровня, представляя собой идеализированную модель реального процесса, в которой многие несущественные фак­торы и явления не учитываются. Выявление существенных факто­ров или переменных происходит в процессе теоретического анализа изучаемого явления с учетом положений общей социологической теории и результатов предыдущих социологических исследований. Содержание специальной социологической теории не исчерпыва­ется формированием системы взаимосвязанных переменных. В со­став теории входит определенное число так называемых теоретиче­ских терминов (вводимых посредством номинальных определений^, которые могут не иметь прямых эмпирических значений. Такого рода теоретические термины раскрывают свое значение лишь в контексте всей системы теоретического знания и определяются в соответствии с ее исходными предпосылками. Так, например, в со­циологической теории семьи в качестве исходных теоретических терминов рассматриваются следующие понятия: «социальная груп­па», «социальная потребность», «социальный институт», «норма», «ролевое поведение» и другие, которые дают возможность выясне­ния взаимосвязей семьи с общественным целым, позволяют прово­дить теоретический анализ и описание структуры семьи, ее функ­ций, типов и т. д. В качестве наблюдаемых и измеряемых перемен­ных (вводимых посредством операциональных определений) в социо­логии семьи выделяются: «конкретные типы поведения внутрисе-

мейиой структуры» («супружеские роли»), «репродуктивное поведе­ние», «лидерство в семье», «конкретные функции семьи» и т. д.

В логической структуре специальной теории обязательно при­сутствует ряд категорий а принципов общей социологической тео­рии, посредством которых определяется зависимость изучаемых явлений от экономических, социальных, политических и идеологи­ческих факторов. Специальные теории могут формироваться на базе эмпирических социологических исследований отдельной области об­щественных отношений (семья, наука, образование), а также отно­ситься к широкому кругу явлений комплексного характера, как, па-пример, образ жизни, социальная структура. Они делятся на два основных вида: объяснительные и описательные. В первых раскры­ваются причинно-следственные связи, во вторых — структурно-функ­циональные. В объяснительных теориях главпой задачей выступает объяснение конкретных явлений, осуществляемое посредством обоб­щения эмпирического материала и установления основных законов, на базе которых и'проводится объяснение. Описательные теории ба­зируются на ценностно-нормативном подходе. Сюда можно отнести ролевую теорию личности, теорию социальных институтов, теорию организаций, социального контроля и т. п.

Значение ценностно-пормативного описания человеческой дея­тельности заключается в том, что оно позволяет связать воедино действие внешних факторов, определяющих человеческое поведение (ценности и нормы), с внутренними (ценностные ориентации, моти­вы, цели и т. д-.), ибо внешние интернализуются человеком в про­цессе его социализации, выступая в качестве внутренних побуди­тельных сил поведепия. Поскольку общественные ценности и нормы реализуются в деятельности социальных институтов и организаций, то ценностно-нормативный подход позволяет анализировать поведе­ние различных социальных групп с точки зрения определенного социального института или социальной системы.

Литература для дополнительного чтения

Основы марксистско-ленинской социологии. М.: Прогресс, 1980. 343 с. Теоретическое и эмпирическое познание в социологии. София: Изд-во Болг.

акад. наук, 1982. 150 с. Хаан Э. Исторический материализм и марксистская социология. М.| Прогресс,

1971. 243 с. Швырев В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. M.I Наука,

1978. Гл. 3. См. также литературу к гл. 1.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.