Сделай Сам Свою Работу на 5

Техники, используемые при психоанализе





1. Метод свободных ассоциаций. Психолог предлага­ет клиенту высказать любые ассоциации и предположе­ния клиента, связанные с его переживаниями.

Сам обращает внимание не только на содержание высказываний, но и на их последовательность, а также на моменты, которые клиент избегает обсуждать.

2. Толкование сновидений. Фрейд считал сны самым коротким путем в подсознание. Именно во время сна ослабевают защитные механизмы "Я" и открываются скрытые от сознания желания и переживания. 3адача практического психолога – раскрыть содержание снов и помочь клиенту найти причины из его настоящего, вызвавшие именно этот сон.

Рассмотрим далее способы работы со сном в психо­логическом консультировании, придерживаясь положе­ний, принятых в психоанализе. Сон – это компромисс между сознанием и бессознательным. Сон открывает путь в бессознательное.

Толкование снов – это целое искусство. Чтобы им ов­ладеть, психологу нужно понять индивидуальные особен­ности человека и полагаться на собственную интуицию. Интуиция интуицией, но придерживаться следующих принципов при толковании снов психологу не повредит:



– нельзя начинать анализ сновидений, имея в голове значения символов сна;

– сон индивидуален, т. е. все, что происходит во сне, под­чинено только логике видящего этот сон;

– сон всегда говорит только о сегодняшних, актуаль­ных событиях, даже если они облечены в форму со­бытий десятилетней давности; – при трактовке символов сна не стоит забывать о есте­ственной функциональной нагрузке предметов, явле­ний, увиденных во сне;

– необходимо интерпретировать сюжет сна в общем, а не отдельные символы сна.

 

Выделяют следующие категории снов:

Сны – удовлетворения желаний, которые не могут быть удовлетворены в действительности.

Сны – предупреждения об опасности. Днем в на­шем сознании не задерживаются сигналы опасности, ночью бессознательное предупреждает о замеченной опасности.

Терапевтические сны, в которых несколько ночей подряд проигрывается самый худший вариант разви­тия событий. С каждым разом он становится все менее ужасным, а реальные события менее травматичными.



Сны – кошмары. Эти сны служат для обретения сил в борьбе с чем-то новым и неизвестным.

Панические сны. Это расплата за недозволенные дей­ствия и мысли.

Это далеко не полный перечень категорий снов, но он дает некоторое представление о смысле некоторых снов.

3. Анализ сопротивления. Цель применения этой тех­ники – помочь клиенту понять, какие именно механиз­мы психологической защиты являются помехой для реального осознания им своих проблем и что именно эти механизмы в данной ситуации действуют там, где защитная функция уже не нужна.

4. Анализ переноса. В классическом психоанализе пе­ренос на консультанта эмоций клиента, связанных с пси­хологическими травмами его прежней жизни, даже по­ощряется психологом. Это помогает консультанту наблю­дать и анализировать причины душевных травм и при­чины именно такой формы поведения клиента. Благода­ря анализу переноса, можно переработать и изжить нега­тив в эмоциональном мире консультируемого.

5. Интерпретация. 3начение интерпретации при кон­сультировании трудно переоценить. Этот метод ставит своей целью разъяснить консультируемому неясные или скрытые причины его переживаний и поведения. При­чем делать это следует психологу очень осторожно, объяс­няя клиенту лишь то, что он уже способен принять, го­воря с ним на языке, понятном ему.

Логотерапия

 

Многие авторы пытались систематизировать все по­ступки и переживания человека. Некоторые из авторов свели все желания и действия к двум мотивам: дости­жение максимальной любви и власти. Другие – к поис­кам смысла жизни и самоактуализации. Направление практической психологии, которое считает поиск смыс­ла жизни и его реализацию мотивом всех поступков человека, называется логотерапией. Основателем этого направления является В. Франкл.



Основные положения логотерапии:

· человек не может жить нормальной жизнью, если у него нет цели и смысла жизни;

· смысл жизни не дается человеку извне, его нельзя предложить или навязать, человек должен найти его самостоятельно.

 

Франкл рассматривает поиск смысла жизни основ­ным двигателем поведения человека. Все человеческие поступки Франкл делит на способствующие развитию, разрушающие и безразличные. Человек несет ответствен­ность за свои поступки. В принятии решения и выборе он свободен, но смысл жизни каждого реализуется толь­ко тогда, когда мы совершаем поступки, способствую­щие созиданию нашей духовности.

По мнению Франкла, вопрос о смысле жизни, стремле­ние его обрести закономерен для любого человека. Когда человек не видит путей к этому, у него начинаются пси­хологические трудности, негативные переживания. А смысл жизни, по Франклу, существует в любые моменты жизни, даже трагические. Психолог как раз и должен помочь клиенту осознать этот смысл, особенно в психо­травмирующих ситуациях (ситуациях гибели родных, в военных событиях). Смысл жизни, утверждает Франкл, надо искать в творчестве, в эмоциях, в смирении.

Для того чтобы помочь человеку найти смысл жизни, Франкл предлагает следующие техники:

1. Методика дерефлексии заключается в снятии из­лишнего самоконтроля, чрезмерного самокопания. Психологу важно показать клиенту, что самокопание непродуктивно, оно только отнимает время и энергию.

2. Методика парадоксальной интенции (интенция – намерение). 3аключается она в подведении клиента к осуществлению именно того, чего он стремится избежать. Вдохновить клиента на это поможет использование юмора, т. к. юмор Франкл считает формой свободы. Так, если человек боится закрытых помещений, ему предла­гают заставить себя находиться там длительное время. В результате, как правило, страх исчезает, а человек перестает бояться того, чего раньше избегал.

3. Сократовский диалог – это своего рода словесный поединок, вскрывающий противоречия в суждениях клиента. Психолог последовательно, при помощи вопро­сов, подводит клиента к запланированному выводу. Воп­росы подбираются таким образом, чтобы клиент давал как можно больше положительных ответов.

4. Персональное осмысление жизни. Эта техника по­могает найти смысл жизни, когда он потерян, путем осоз­нания своей уникальности и незаменимости. Человеку, утратившему смысл жизни, нужно показать, что он ну­жен другому человеку, что жизнь другого без него теря­ет смысл (например, женщина, потерявшая ребенка, мо­жет создать фонд помощи матерям, оказавшимся в по­добной ситуации).

 

Трансактный анализ

 

Э. Берн создал популярную концепцию, уходящую корнями в психоанализ.

Изучая общение людей, он описал три Я-состояния, которые есть в каждом человеке. В зависимости от си­туации общения одна из этих трех составляющих, а иног­да они вместе, выходит на первый план. Все эти три составляющих личности необходимы.

Родитель – это правила поведения, запреты, нормы, необходимость советовать, опекать. Эту информацию че­ловек усваивает от родителей или других авторитетных для него людей. Когда Родитель блокирован в структуре личности, человек становится аморальным, беспринципным.

Ребенок – это эго-состояние, когда проявляется до­верчивость, непосредственность, творчество, а также кап­ризность, обидчивость, упрямство, легкомыслие.

Взрослый – это состояние, когда преобладает рациона­лизм, объективность, принятие решений на основе собствен­ного опыта. Коррекция, по Берну, должна быть направле­на на закрепление постоянного взрослого поведения.

Девизы:

Ребенка – хочу, нравится.
Взрослого – целесообразно, полезно.
Родителя - должен.

 

Э. Берн описывает определенные стереотипы в обще­нии людей друг с другом.

1. Первый стереотип поведения – игра. Это неосозна­ваемая программа поведения человека, целью которой является избежать близкого общения с другим человеком или получение положительных эмоций. Каждый
участник играет определенную роль. Этапы игры содер­жат удар, ответ, ловушку, расплату, вознаграждение. Каж­дое действие сопровождается определенными чувствами.

Игра разыгрывается между состояниями одной лич­ности (Родитель, Взрослый, Ребенок) или между двумя личностями, иногда между личностью и коллективом. Исход игры всегда предсказуем. Выигрышем выступает эмоциональное состояние, к которому стремится игрок.

2. Вторым стереотипом в межличностном общении являются поглаживания и удары. Любое взаимодействие людей содержит поглаживания и удары, с их помощью люди друг другу передают положительные или отрицательные эмоции. Поглаживания бывают позитивные ("Сегодня вы чудесно выглядите") и фальшивые ("Вам очень идет этот платок, он закрывает морщины на ва­шей шее"). Положительные поглаживания необходимы каждому человеку. В случае недостатка физических поглаживаний человеку необходимо большое число пси­хологических поглаживаний. Психологические удары и поглаживания связаны между собой: чем больше че­ловек получает положительных поглаживаний, тем мень­ше производит психологических ударов.

3. Существует такой способ поведения, как вымога­тельство. Это способ общения, при котором личность вызывает у самого себя отрицательные эмоции, требуя от других, чтобы его успокаивали. Например, человек постоянно жалуется. Делает он это для того, чтобы по­лучить от партнера по общению эмоциональную и пси­хологическую поддержку.

4. Трансакции. Единицей общения является трансак­ция, состоящая из стимула и ответа. А обращается к Б, посылая коммуникативный стимул, Б ему отвечает. Цель трансактного анализа состоит в том, чтобы выяснить, ка­кое Я-состояние А послало стимул Б и какое Я-состоя­ние Б ответило. Когда Взрослый одного человека посы­лает сигнал Взрослому другого человека, Родитель – Родителю, Ребенок – Ребенку – это вид параллельных трансакций. При такой трансакции развиваются некон­фликтные отношения, которые могут длиться довольно долго. Конфликт же начинает развиваться при перекре­стных трансакциях. Эти трансакции осуществляются между неравноценными составляющими структуры лич­ности (Родитель – Ребенок, Родитель – Взрослый, Ре­бенок – Взрослый, Ребенок – Родитель). Результатом этой трансакции будут упреки, конфликты. Скрытые трансакции включают более двух эго-состояний. Сти­мул при такой трансакции маскируется под социально приемлемый, а реакция на него ожидается реальная.. Например, молодой человек приглашает понравившую­ся ему девушку выпить кофе. Она благодарит его и со­глашается. На осознаваемом уровне беседа идет по ли­нии Взрослый – Взрослый, а на психологическом уров­не по линии Ребенок – Ребенок («Вы мне нравитесь» – «Вы мне тоже»).

5. Психологическая позиция и установки личности. У каждого человека существуют базовые представления о себе, о других и об окружающем мире. Именно эти базовые установки влияют на его поведение и принятие им решений. Если человек удачлив, принят другими людьми, уверен в себе, нет сомнений, что его жизненная позиция: "Я благополучен – ты благополучен". Чело­век с такой позицией считает, что жизнь его и каждого человека – это огромная ценность. Поэтому он поддер­живает добрые отношения с окружающими, избегает кон­фликтов, не тратит время и энергию на борьбу с самим собой и с окружающими.

Тот, кто считает, что его жизнь и жизнь других лю­дей ничего не стоит, кто злоупотребляет алкоголем, ку­рением, наркотиками, ведет асоциальный образ жизни, имеет жизненную установку: "Я неблагополучен – ты неблагополучен". Это позиция отчаяния и разочарова­ния. Формируется она у человека, избалованного вни­манием и заботой, а потом по каким-либо причинам лишенного такого отношения.

Человек, который себя и свою жизнь ценит очень низ­ко, а других – высоко, стоит на позиции "Я неблагополу­чен – ты благополучен". Этот человек неуверен в себе, не берет на себя никакой инициативы, низко оценивает свой труд, за все происходящее берет вину на себя.

"Я благополучен – ты неблагополучен" – эта уста­новка надменного превосходства. Человек с такой уста­новкой весьма высоко ценит свою жизнь и свое "Я", но не ценит другого человека. Такая установка формиру­ется либо у детей, взращенных в атмосфере почитания и всепрощения, либо у детей, которые пребывают в усло­виях, угрожающих жизни и их достоинству.

Все эти установки, родительские программы, соци­альные роли, которые играют люди, серии трансакций предопределяют жизнь каждого человека. Проанализи­ровав их, можно предугадать следующий этап жизни че­ловека, а иногда и чем закончится пьеса жизни. Поэтому Э. Берн говорит о жизненном сценарии, которому чело­век неуклонно следует или яростно сопротивляется ему.

Так вот, трансактный анализ включает в себя анализ структуры личности, анализ трансакций, анализ психоло­гических игр, анализ индивидуального жизненного сцена­рия. Трансактный анализ проводится для того, чтобы по­мочь клиенту осознать свои игры, свой жизненный сцена­рий. В случае непродуктивности поведения и жизни кли­ента – помочь ему освободиться от навязанных программ поведения и психологических игр, стать независимым, спон­танным, ответственным за свои поступки и чувства.

При трансактном анализе психолог для клиента – это партнер, учитель и эксперт. А общение между психоло­гом и клиентом идет по линии Взрослый – Взрослый.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.