Сделай Сам Свою Работу на 5

ЭТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА





Н.Н. Ежова

РАБОЧАЯ КНИГА ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

------------------------------------------------------------

Ежова Н.Н. рабочая книга практического психолога (Психологический практикум) / Н.Н. Ежова.- Изд. 4-е, - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 315 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие …………………………………………………………………….3

Часть 1

Этика практического психолога ……………………………………..............5

Часть 2

Работа психолога-диагноста ……………………………………....................10

2.1. Психодиагностика. Вводные замечания ………………………………….10

2.2. Наблюдение – первый этап психодиагностики …………………………..15

2.3. Тесты ……………………………………………………………………..…18

2.3.1. Тесты, направленные на изучение личности …………………………20

Личностные тесты …………………………………………………..……..20

Шкала самооценки (И.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина) …………………39

Методика Айзенка по определению темперамента …….……………….40

Тесты интеллекта ………………………………………………………….56

Тесты способностей ……………………………………………………….67

Проективные методики ……………………………………………………68

2.3.2. Диагностика межличностных отношений в семье ..………………….79



2.3.3. Диагностика межличностных отношений на производстве…….……………………………………………………………...99

Часть 3

Работа психолога-консультанта.

Основы психологического консультирования ..………………………….113

3.1. Оформление кабинета практического психолога

как начальный этап плодотворного консультирования ……………………..115

3.2. Создание доверительных отношений между

психологом и клиентом

(вербальные и невербальные способы) ………………………………………117

3.3. Психологическое консультирование.

Общий обзор методов и приемов ……………………………………………..122

3.4. Наиболее эффективные направления практической

психологии, используемые в процессе психологического

консультирования ……..……………………………………………………….125

Классический психоанализ ………...…………………………………….125

JIоготерапия ………………………...…………………………………….129

Трансактный анализ ………………..…………………………………….131

Гештальттерапия Ф. Перлза ……….…………………………………….134

Нейролингвистическое программирование (НЛП) …………………….137



3.5. Индивидуальное консультирование .…………………………………….142

Индивидуальное консультирование клиентов,

обратившихся с проблемой затруднений в общении…………………...143

Индивидуальное консультирование клиентов,

испытывающих стресс, связанный с потерей работы ...………………..146

Индивидуальное консультирование лиц,

страдающих фобиями …................... …………………………………..147

Индивидуальное консультирование, направленное

на преодоление и профилактику депрессивного

состояния суицидальных намерений ……………………………………156

3.6. Семейное консультирование, его особенности …………………………162

Направления и техники коррекционной работе с семьей ……………..164

Психодинамическое направление ..……………………………………..164

Системное направление семейном консультировании ………………..164

Техники коррекции семейных проблем ………………………………..165

3.7. Производственное консультирование …………………………………...181

Прием на работу …………………………………………………………..182

Консультирование руководителя ………………………………………..184

Конфликты в коллективе ………….……………………………………..188

 

Часть 4

Работа психолога-тренера ……...……………………………………………196

4.1. Социально-психологический тренинг …………………………………...196

Методические разработки тренинга самораскрытия

и личностного роста ..…………………………………………………….200

4.2. Арттерапевтические методики …….……………………………………..245

Рисуночная терапия ………………………………………………………246

Библиотерапия ……………………..……………………………………..248



Кинотерапия ………………………..……………………………………..251

Музыкотерапия …………………….……………………………………..253

4.3. Ароматерапия ……………………….……………………………………..255

4.4. Пескотерапия ……………………….……………………………………..258

4.5. Цветотерапия ……………………….……………………………………..261

 

Часть 5

Способы саморегуляции психолога ………………………………………..265

5.1. Причины возникновения психоэмоциональных

перегрузок, связанных с профессиональной

деятельностью практического психолога ………………................................265

5.2. Методы оптимизации психического

состояния практического психолога ….………………………………………270

Психофизическая гимнастика ………………………………………….. 271

Гимнастика лица ..………………………………………………………..275

Самомассаж ……………………………………………………………….278

Нервно-мышечная релаксация …………………………………………..279

Аутогенная тренировка …………………………………………………..285

Схема занятия по аутогенной тренировке ………………………………286

Саморегуляция психического состояния с помощью нейролингвистического программирования ……………………………295

Дыхательная гимнастика …………………………………………………301

Медитация ………………………………………………………………...304

Библиография……………………………………………

Введение

Сегодня практическая психология становится востре­бованной специальностью. Но, получив долгожданный диплом, многие оказываются в полной растерянности. С чего начинать? Ведь разница между теорией и практи­кой колоссальная.

Эта книга является попыткой ответить на многие вопросы, которые возникают у начинающих психологов-­практиков.

Практическая психология - необозримо широкое поле, и вряд ли все ее содержание можно охватить в одном пособии. Мы и не претендуем на то, чтобы «объять необъятное», но будем рады, если содержание этой кни­ги даст возможные направления в работе, поможет сис­тематизировать знания.

Справочник состоит из 5-ти частей.

1-я часть рассказывает о тех качествах, которые не­обходимы психологу-практику в его профессиональной деятельности. Кроме того, в этой главе приведены запо­веди практического психолога.

2-4-я части посвящены работе психолога-практика, которая ведется в трех направлениях: диагностика, кон­сультирование, тренинги.

Итак, 2-я часть содержит сведения об основах психо­диагностики. А для экономии вашего времени, дорогие читатели, в этой части помещены наиболее часто исполь­зуемые в работе тесты.

3-я часть посвящена психологическому консультированию (индивидуальному, семейному, производственному). В ней раскрывается сущность самых популяр­ных технологий психокоррекции и возможность их использования в консультировании.

4-я часть посвящена групповой тренинговой психо­терапии.

В 5-й части речь идет о преодолении последствий психоэмоциональных нагрузок, связанных с работой психо­логом. Сделана попытка найти причины возникновения таких перегрузок. И одна из этих причин - низкий профессионализм. Поэтому давайте двигаться вперед, чтобы не остаться сзади. Начнем?

 

ЭТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

(профессиональная деонтология)

К про­фессиональным качествам, необходимым психологу-практику относят:

· общительность;

· эмоциональная сдержанность;

· гибкость поведения;

· деликатность;

· умение выдержать до конца свою линию поведения;

· обладание общекультурными знаниями.

1.Общительность и контактность проявляются во внимательном отношении к собеседнику, способности следить за каждым его словом, жестом, мимикой. Это своеобразное «видение мыслей» и чувств клиента. При­чем состояние собеседника нужно воспринимать без су­етливости, даже если он нервничает, плачет, проявляет застенчивость.

2. Эмоциональная сдержанность психолога успокоит клиента, поможет избежать резких оценок поведения и качеств клиента. Человек, обращаясь к психологу, рас­считывает на понимание, сам же может позволить себе хотя бы с психологом несдержанность в оценках, кото­рую он, возможно, скрывает дома, на работе. Психолог должен быть готов практически к любому поведению собеседника. Для профессионала не может быть хороших и плохих клиентов, нет добрых и злых, глупых и умных. Нет, конечно же, они, что называется, не на одно лицо. Но при таких установках проще сохранять сдержанность.

3. Очень важно уметь выдержать до конца свою линию поведения, это качество необходимо в случаях, когда собеседник нервничает, переключается с одной темы на другую. Психологу важно вовремя возвра­щать беседу к главной проблеме, заявленной клиен­том или выявленной самим психологом. Следование же за потоком мыслей и чувств собеседника может завести в тупик.

4. Гибкость поведения психолога состоит в том, что он легко переключается с одной темы на другую, выхо­дит из возможных затруднений в ходе беседы. Очень хорошо работает прием противоречий, когда консуль­тант высказывает мнение, прямо противоположное мне­нию клиента или даже тому, которое он сам недавно высказал. Это помогает собеседнику увидеть ситуацию в другом свете, сдвинуться с мертвой точки.

5. Деликатность в работе психолога-практика просто необходима. Деликатность - это, прежде всего, уваже­ние к собеседнику, признание его прав на свободу мыс­лей, поведения. А.П. Чехов особо подчеркивал значение этого качества для врачей и вообще для интеллигентно­го человека. Иногда, чувствуя, что излияние может по­вредить клиенту, необходимо тактично прекратить бесе­ду на эту тему.

Случается так, что разговора на некоторые темы сле­дует избегать до тех пор, пока собеседник сам не начнет открытое обсуждение (например, если дело касается та­буированных тем). 3адача психолога - расположить к себе клиента так, чтобы он стремился к доверительному общению, постепенно затрагивая новые и новые темы.

6. Психологу-практику необходимо обладать обще­культурными знаниями.

Он должен знать лучшие образцы культурного наследия (классическую и современную литературу, фило­софию, музыку, изобразительное искусство и многое дру­гое). Эти знания дают возможность найти общую тему для разговора, а многие психотерапевтические методисты прямо опираются на эти области человеческой куль­туры (кинотерапия, библиотерапия и др.).

3начительно расширяет кругозор и позволяет под­держивать многочисленные и разнообразные контакты с людьми чтение периодической печати.

А теперь поговорим о ряде правил, которых важно придерживаться практическому психологу (правила эти основаны на социально-правовых и этических нормах). Назовем их «заповедями»:

1. В основе работы психолога должен лежать прин­цип «Не навреди!»

Помимо сознания психолог проникает в подсознание клиента, а там могут обнаружиться страхи, пороки, стра­сти. Непрофессиональное использование подобной инфор­мации может привести к еще большему психологическо­му кризису. Вот почему психолог-практик, как и свя­щенник, несет большую ответственность. Всякое неосто­рожное использование диагностических данных, поспеш­ные выводы и рекомендации, необдуманное применение методик может нанести вред психическому состоянию и даже жизни конкретного человека, семьи, коллектива.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.