Сделай Сам Свою Работу на 5

ДИАГНОСТИКА НЕФОРМАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СУБКУЛЬТУРЕ





Достижение целей исполнения наказания и успешность обращения с преступниками требуют от профессиональных работников пенитенциарных учреждений ответа на вопрос: почему одни осужденные скептически относятся к программам коррекции поведения, другие - открыто противодействуют им, третьи - постоянно конфликтуют и дискриминируют окружающих, а четвертые - включаются в антисоциальные группы, неукоснительно следуют их неписаным законам? Пенитенциарная практика показывает, что даже пристальное внимание сотрудников, обращенное исключительно к внутриличностным

параметрам, затрудняет нахождение правильных ответов, объясняющих механизмы наблюдаемых действий. Дело в том, что особенности поведения и взаимоотношений индивида складываются не только во внутреннем пространстве человека, но и в системе социального взаимодействия, субъектом которого он является как личность. Отсюда возникает острая практическая необходимость в нахождении информативных, удобных для пенитенциарных психологов экспресс - диагностических способов получения текущих данных о состоянии и динамике межличностных отношений.



Серьезным препятствием на этом пути является слабая методическая оснащенность пенитенциарных учреждений, которая не позволяет психологам выявлять значимые с точки зрения ресоциализации свойства личности и характеристики ее поведения. Существующие на сегодняшний день методические процедуры диагностики, используемые в прикладной психологии, достаточно трудоемки, что сказывается на своевременности получения информации.

Обращение к опыту отечественных и зарубежных исследователей также показывает, что применение стандартизированных традиционных методов изучения личности и взаимоотношений людей в условиях изоляции, как правило, еще не гарантирует получение релевантной информации.

Таким образом, несмотря на достаточно богатый арсенал средств психодиагностического обследования, имеются существенные трудности для их практического использования в стенах пенитенциарного учреждения. Что это за ограничения и в каких формах они проявляются?

1. В условиях изоляции, благодаря действию механизмов психологической защиты, тревожности и подозрительности, осужденные маскируют мотивацию и цели своих действий, активно дистанцируются от исследователей или стремятся их дезинформировать.



2. Традиционные методы диагностики взаимоотношений, особенно социометрические процедуры и тестовые опросники семантически «привязаны» к конкретной социокультурной среде, национальным традициям, нормативным предписаниям и правильным образцам поведения. Это затрудняет их «перевод» из одной социальной ситуации в другую, даже в пределах единого пенитенциарного пространства.

3. Существующие методы не позволяют оперативно отслеживать динамику внутригрупповой жизни и межгруппового взаимодействия, вследствие чего разрушается преемственность между прошлым, настоящим и будущим функционирования сообщества осужденных.

4. Применение традиционных психодиагностических процедур предполагает, как правило, достаточно высокий уровень психологических знаний и требует разработки дополнительных программ обучения профессиональных работников. В противном случае сужается область их применения, формируются скептические установки относительно целесообразности использования методик в деле исправления преступников.

Перечисленные методические положения и практические установки принимались в расчет при разработке процедуры изучения взаимодействия осужденных. Основная цель методики заключается в установлении значимых социально -

психологических характеристик неформального сообщества осужденных в условиях пенитенциарных учреждений.



 

К ним можно отнести социальную направленность группового поведения и особенности статусно-ролевой структуры малых групп, проявление внутри- и межгрупповой активности, устойчивость взаимоотношений и эмоциональную удовлетворенность атмосферой группы, лидерство и конфликтность и т. д. В практическом плане диагностика указанных переменных имеет особое значение для контроля за социальными процессами, выбора оптимальных способов коррекции и, что весьма важно — профилактик девиантного поведения конкретных преступников или малых неформальных групп.

Общий подход к разработке методики вытекает из специфичности диагностических проблем в сфере исполнения наказаний, а также нахождения релевантных социально - психологических характеристик, которые отвечают актуальным профессиональным требованиям. Остановимся на наиболее характерных из них.

Во-первых, диагностика системы неформальных взаимоотношений не нарушала бы привычного образа жизни, трудовой деятельности и общения осужденных, а также стиля работы сотрудников пенитенциарного учреждения. С другой стороны, она обязана учитывать вполне естественное для человека нежелание раскрывать перед исследователями достаточно интимные стороны поведения.

Во-вторых, полученные сведения отражали бы мобильность состава преступников в пенитенциарном пространстве и времени, а также фиксировали бы устойчивые сети их неформального взаимодействия.

В-третьих, способы выявления первичных данных должны быть адекватны видам деятельности и обязаны исходить из распределения осужденных по отрядам, производственным звеньям или бригадам.

В-четвертых, использование методики позволяло бы профессиональным работникам в сжатый период времени с максимальной степенью надежности оценивать и контролировать развитие системы неформальных отношений. Ее основная задача — ответить на конкретный вопрос, выявить причину психологического явления, проникнуть в мир общения.

В-пятых, применяемые методы должны обладать не только диагностическим, но и коррекционным потенциалом, поскольку анализ взаимодействия может выявить и вовремя исключить деструктивные моменты в субкультуре.

Предъявляемым требованиям отвечает методика экспресс-диагностики межличностного взаимодействия, которая была разработана на основе эмпирической проверки основных идей функционирования и развития социальных общностей осужденных в условиях пенитенциарного учреждения.

При построении методики основное внимание сосредоточено на возможностях получения социально-психологических характеристик, в наибольшей мере отражающих состояние неформальных взаимоотношений. Другими словами — определении реальных взаимосвязей преступников и положения личности в социальной структуре сообщества. В расчет принималось немаловажное обстоятельство, согласно которому технологическая сторона применения методики не требовала бы от профессиональных работников специальной компетенции и значительного ресурсного обеспечения.

Наряду с этим, решалась задача по созданию стандартизированной схемы анализа групповых структур, позволяющей получать надежную информацию об их динамике чтобы принимать на ее основе оптимальные решения по выбору конкретных способов коррекции индивидуального и группового поведения.

Исходной идеей служило подкрепленное данными криминологических, психологических исследований утверждение о значительной роли неформальных групп в регуляции поведения личности и влиянии их на эффективность исправления преступника.

Процедура диагностики была ориентирована на конкретные требования и цели ресоциализации. Сущность ее заключается в изучении личности в разных видах деятельности, связанных с исполнением наказания, а также анализе общения с окружающими людьми. В этом контексте раскрытие существенных взаимосвязей и динамики межличностных отношений выступает в качестве значимого фактора успешной работы персонала пенитенциарного учреждения.

Например, получение актуальной информации о напряженных эмоциональных отношениях, источниках конфликтных ситуаций или факторах, влияющих на поведение личности, дает персоналу и психологам пенитенциарного учреждения неплохие шансы для выбора адекватных мер социального контроля.

Прежде чем приступить к изложению конкретных методических процедур, определим круг операциональных понятий, которые, во-первых, помогут профессиональным работникам лучше сориентироваться в изучаемых явлениях; во-вторых, будут способствовать формированию психологической активности к использованию предлагаемых методических приемов в повседневной деятельности.

Личностное (психологическое) или групповое взаимодействие — взаимозависимость осужденного А (группы X) от другого осужденного Б (группы Y) и наоборот, проявляющаяся в систематических контактах (связях), необходимых для успешного решения задач, входящих в сферу взаимных интересов.

Личностное (групповое) взаимодействие является неформальным, если осужденные или группы непосредственно устанавливают и поддерживают контакты, базируясь на принципах совместимости, согласия, общности взглядов, землячества и т. п. Как правило, оно осуществляется в скрытых (интимных) формах и регламентируется неписаными нормами (кодексом) поведения.

Взаимодействие является формальным, если отношения между осужденными или малыми группами детерминируются условиями и характером совместной деятельности, опосредуются действующими нормативно-правовыми требованиями и реализуются в рамках специально сформированных структур.

Межличностная (межгрунповая) система взаимодействия - достаточно стабильная и плотная сеть непосредственных личностных (групповых) взаимосвязи, которая объективируется в поведенческих актах, способах взаимовлияния, особенностях внутри- и межгруппового общения.

Малая группа — относительно немногочисленная общность непосредственно взаимодействующих между собой осужденных, которые, как правило, объединены на основании одного или нескольких социально- психологических

признаков для достижения совместной цели. С точки зрения ресоциализации группа может рассматриваться не только в качестве объекта, но и субъекта действия. Группа является формальной, если она имеет фиксированный нормативно-правовой статус. Взаимодействие ее членов регламентируется официальными нормами и социально задаваемыми целями деятельности.

К типичным формальным образованиям относятся производственные бригады, органы самоуправления осужденных, ученические группы и др.

Неформальная группа — не имеющая юридического статуса общность осужденных, характеризующихся чувством идентичности (сопринадлежности) и разделяющих единую систему взглядов, интересов, ценностных ориентации.

Для таких групп свойственны жесткая дифференциация межличностных статусов и следование неписаному кодексу поведения.

Статус — положение личности (группы) в системе межличностных и межгрупповых отношений, определяющее права, обязанности и меру психологического влияния на других.

Межличностная роль, ролевое поведение — нормативно одобряемые способы действия, стандарты поведения, убеждения, социальные установки и ценностные ориентации личности, которая занимает определенную позицию в структуре группы.

Процесс диагностики исходит из того, что своевременная фиксация реальной сети активных межличностных и групповых контактов, определение их частоты и плотности позволяют построить, образно говоря, «портрет» неформального сообщества осужденных. При таком подходе постулируется, что межперсональная (непосредственная, « лицом к лицу») связь между осужденными реализуется в форме контактов, встреч, необходимых для решения жизненных ситуаций и проблем, входящих в круг их личных интересов или целей совместной деятельности.

В свою очередь, развитие межличностных (в том числе диадических) взаимосвязей как форм значимого общения одного осужденного с другим неизбежно приводит к образованию относительно автономных, различных по конфигурации, численности и характеру сплоченности неформальных групп. Таким образом, сплоченные общности будут отличать максимальное число связей, замкнутых на отдельных осужденных или группах, а диффузные - поверхностные, неустойчивые диадические взаимосвязи с редкими межличностными и групповыми контактами.

В данном случае за минимальную степень зависимости условно принимается непосредственная личностная связь двух человек одной группы с двумя осужденными из другой. Если наблюдается единичная связь члена одной группы с осужденным из другой, то такое взаимодействие относится к случайным или «фоновым». При классификации неформальных групп в каждом конкретном случае желательно исходить из плотности внутригрупповых связей осужденных, характера доминирующих интересов, общих ценностей, наличия неписаного кодекса поведения, длительности устойчивых взаимоконтактов и иных факторов, мотивирующих совместную деятельность и общение.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.