Сделай Сам Свою Работу на 5

Обязанности участников педагогической практики





Программа учебной практики

 

База – ДОУ, МОУ (школы и гимназии), педагогический колледж, ПМПК.

Сроки – 1 и 2 семестры.

Основной целью данного вида практики является введение студентов в педагогическую деятельность воспитания и развития ребенка раннего и дошкольного возраста.

Задачи:

1. Формировать у студентов представления о деятельности образовательных учреждений различного типа, выполняющих разные общеобразовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие функции.

2. Развивать интерес и мотивированность на педагогическую деятельность как основу формирования профессиональной направленности.

3. Дать основы педагогиче­ских умений: наблюдать и анализировать деятельность педагога и детей, рефлексировать полученный опыт, организовывать взаимодействие с детьми.

4. Знакомить с профессионально значимыми качествами личности специалиста дошкольного образования.

5. Показать значимость дошкольного детства в развитии ребенка.

 

Организация практики:

В первую неделю учебы проводится установочная конференция, на которой освещаются:

1. Задачи практики.

2. Требования к студентам– практикантам.



3. Содержание работы на период практики.

4. Организационные вопросы.

5. Необходимая отчетная документация.

До начала практики в вузе проходит установочная конференция, с участием студентов, руководителей детских учреждений и преподавателей – групповых руководителей. На конференции выступают: руководители практики, руководители ОУ, методисты-консультанты. Участников знакомят с задачами и содержанием практики, особенностями ее организации, ведением необходимой документации, раздают материалы к практике: анкеты, практические задания, планы практики и др. – определяют обязанности каждого из участников практики (см. таблицу)

Обязанности участников педагогической практики

Участник практики Содержание обязанностей
Курсовой руководитель   · Подбор базовых учреждений и подписание договоров о сотрудничестве. · Составление плана практики и отчета о его выполнении. · Распределение студентов по базовым дошкольным учреждениям. · Подготовка приказа о направлении студентов на практику. · Проведение вступительной и заключительной конференций. · Организация работы преподавателей, задействованных в практике (групповые руководители, преподаватели-консультанты, психологи и др.). · Проведение с ними совещания, координация их деятельности. · Разработка методических материалов к практике. · Контроль и оказание помощи групповым руководителям, практикантам и другим участникам практики. · Анализ и оценка деятельности каждого студента на практике совместно с групповыми руководителями
Групповой руководитель   · Организация и руководство работой практикантов непосредственно в базовом учреждении. · Проведение инструктивно-методической работы с сотрудниками базового учреждения совместно с администрацией ДОУ. · Распределение студентов по возрастным группам, утверждение их индивидуальных планов работы. · Взаимодействие с курсовым руководителем в ходе практики. · Планирование всей практики, организация методических часов. · Наблюдение и анализ педагогической деятельности студентов в течение всей практики. · Подведение итогов практики: проверка и анализ отчетной документации студентов, оценка совместно с руководителем базового учреждения их работы, подготовка выставки к заключительной конференции, составление характеристики на каждого студента и отчета практики. · Помощь старосте группы в составлении отчета к итоговой конференции в вузе. · Научно-методическая помощь базовому дошкольному учреждению (при необходимости). · Участие в проведении занятий, тренингов и консультаций для студентов. · Консультирование студентов по вопросам планирования образовательной работы, проведения обследования детей, создания конспектов занятий и других видов деятельности, организации работы с воспитателями и родителями. · Организация коллективных наблюдений и анализа педагогической деятельности практикантов
Заведующий ДОУ и старший воспитатель   · Создание условий для успешного решения задач практики. · Знакомство студентов с учреждением, сотрудниками, постановкой образовательной и административно-хозяйственной работы, интересным опытом педагогической работы. · Организация для студентов показательных занятий воспитателей детского сада. · Проведение совместно с групповым руководителем. инструктивного совещания по практике с коллективом детского сада, обеспечение расстановки студентов по группам и контроль выполнения плана практики. · Наблюдение и анализ работы практикантов. · Помощь студентам в составлении планов практики. · Наблюдение, анализ и оценка видов деятельности студентов, их профессионально-педагогических умений и качеств личности. · Участие в оценивании и подготовке характеристик педагогической деятельности студентов
Воспитатель ДОУ   · Знакомство студентов с опытом своей педагогической деятельности, планом образовательной работы, особенностями коллектива детей группы и каждого ребенка в отдельности. · Наблюдение и анализ деятельности студентов в процессе их работы в качестве воспитателя, ее коррекция. · Помощь в организации разных видов совместной деятельности, в работе с детьми. · Участие в составлении характеристики и оценки деятельности, прикрепленного к нему практиканта
Студент-практикант   · Прохождение до начала практики медосмотра и сдача анализов, необходимых для допуска к работе в дошкольном учреждении. · Пребывание на практике ежедневно в течение 6 ч по графику в соответствии с планом практики, утвержденным групповым руководителем. · Выполнение всех видов работ, предусмотренных программой практики, тщательная подготовка к ним. · Соблюдение правил внутреннего распорядка дошкольного учреждения, распоряжений администрации и руководителей практики. · Соблюдение правил охраны жизни и здоровья детей дошкольного возраста. · Примечание. На период практики один из студентов, работающих в дошкольном учреждении, назначается старостой группы, в обязанности которого входит помощь групповому руководителю и администрации базового учреждения в организации работы студентов.

 





После этого руководители практики, заведующий и старший воспитатель ДОУ проводят совещание в дошкольном учреждении с коллективом детского сада и назначают наиболее опытных воспитателей для руководства студентами. Их знакомят с содержанием практики, определяют место и задачи каждого члена коллектива для успешной ее организации, степень и формы включения практикантов в решение задач педагогической деятельности детского сада.

Таким образом, обеспечиваются положительный настрой на работу с практикантами и четкое представление всех членов коллектива ДОУ об их предстоящем участии в практике студентов.

На период практики студенты распределяются по детским садам по два человека на группу. Работа в паре позволяет развивать у студентов умение устанавливать контакты, договариваться с «напарником», распределять обязанности, в нужный момент оказывать друг другу поддержку и взаимовыручку.

Дети из детского сада переходят в школу, а потому важно познакомить студентов с тем, как организуется процесс адаптации ребёнка к школе. Условно назовем эту часть практики «Первые дни ребенка в школе». Студенты знакомятся с работой педагога-организатора, школьного психолога и деятельностью учителя в этом направлении.

Кроме того, студенты знакомятся с особенностями организации педагогического процесса в педколледже и с работой ПМПК.

Одним из обязательных условий проведения практики является ведение студентами Дневника, который должен включать в себя: описание деятельности за день, содержание собственной активной деятельности студента-практиканта и её рефлексивный анализ с отметкой группового руководителя. Содержание записей в Дневнике адекватно той деятельности, которую студент наблюдает и выполняет сам в данный период времени (Приложение 1).

Содержание практики:

· Посещение педагогического колледжа. Оно носит ознакомительный характер: студенты получают представление об условиях и особенностях работы педколледжа по всем направлениям его деятельности.

· Знакомство с работой ПМПК. Посещение ПМПК дает студентам представление о комплексном сопровождении развития ребенка – психологическом, педагогическом, медицинском; показывает важность и необходимость взаимодействия всех специалистов, работающих в области развития и образования детей.

· В части учебной практики «Первые дни ребенка в школе» предусматривается посещение студентами школы. Практиканты получают представление об адаптации к школьной жизни вчерашних дошкольников, посещают первые уроки первоклассников и специально организованные для них для них мероприятия. Кроме того, студенты знакомятся с работой педагога– организатора и школьного психолога.

В процессе учебной практики студенты знакомятся с работой ДОУ общеразвивающего и компенсирующего видов, реализующих различные программы («Кроха», «Радуга», «Детство» и др.), преемственные программы для обучения детей дошкольного, начального и среднего звена («2100», «Сообщество», «Рекорд-старт»), коррекционно-развивающие программы для работы с детьми с ЗПР, ОНР и др. Каждый студент знакомится с организацией работы по указанным программам в разных возрастных группах детского сада, начиная с групп раннего возраста.

В дошкольном учреждении практикант находится в течение 6 ч посменно в соответствии с графиком, утвержденным руководителем практики (примерно: 1-я смена – с 8.00 до 14.00, 2-я смена – с 11.00 до 17.00). Дни, пропущенные студентом по уважительной причине, должны быть подтверждены документально.

В первый день практики студенты знакомятся с дошкольным учреждением и педагогическим коллективом. Практиканты распределяются по возрастным группам, выбирается староста. В методическом кабинете целесообразно для студентов организовать "Уголок практиканта", где будут предоставляться информация о плане практики, методические разработки, диагностические задания, графики проведения зачетных мероприятий студентов, их график работы и др.

Руководителям и всем участникам практики необходимо помнить, что студенты еще не являются кадровыми специалистами, и их основная задача на практике – приобретение профессионально-­педагогических умений. Поэтому работу с практикантами следует организовать таким образом, чтобы сначала научить их, дать время овладеть необходимыми навыками, а затем уже предлагать выполнение педагогических задач на определенном уровне.

Первоначально студенты обучаются пассивному педагогическому наблюдению за деятельностью и взаимодействием детей и взрослых (Приложение 2). Далее они получают задания различного типа, предусматривающие активное взаимодействие с детьми: установить контакт с ребенком (индивидуальная беседа, игра и т.п.); организовать какую-либо детскую деятельность с группой детей; по возможности включаться в процесс организации деятельности детей в центрах (например, в условиях реализации программы «Сообщество»); оказывать помощь воспитателю в процессе развития у детей навыков самообслуживания (умывания, приёма пищи, сбора на прогулку, возвращения с прогулки и т.д.); принимать непосредственное участие в играх детей, используя самостоятельно изготовленные дидактические пособия, атрибуты для проведения игры; организовывать презентацию нового оформления какого-либо компонента предметно-развивающей среды и мн. др.

В конце каждого дня практики студенты рефлексируют ее процесс. В ходе рефлексии особое внимание уделяется позитивным моментам в работе педагогов, взаимоотношениям детей друг с другом. Проводится самооценка действий с напарником, что получилось или не получилось во взаимодействии и самоорганизации и почему. Студенты анализируют свои действия или организованную ими деятельность. В ходе рефлексии групповые руководители вводят термины из дошкольной педагогики, психологии, поясняют непонятные моменты, выделяют и объясняют приемы, использованные воспитателями в работе с детьми.

Ежедневно работу студентов наблюдают воспитатели групп. Педагогическую деятельность практикантов изучают старший воспитатель, заведующий дошкольным учреждением, отражая результаты в "Дневнике студента-практиканта". Для учета выполнения студентами всех задач практики и видов деятельности, предусмотренных планом, можно использовать таблицу учета выполнения студентами задач практики».

Учет выполнения студентами задач педагогической практики.

Ф.И.О. студента Подбор игр для детей Проведение игр с детьми своей возрастной группы Участие в методических мероприятиях Оказание помощи в группе Участие в мастер- классе Орган совместной деятельности с детьми Рекомендации для родителей Участие в праздничных мероприятиях Участие в педагогическом конкурсе
                   

 

Весь период практики условно делится на несколько этапов: ознакомительно-адаптационный, конструктивно-исполнительский, итоговый.

Ознакомительно-адаптационный этап длится приблизительно 2-3 посещения в зависимости от готовности студента к профессионально-педагогической деятельности и его индивидуально-психологических особенностей. В этот период студенты знакомятся с содержанием работы ДОУ (цели, задачи на учебный год, реализуемая образовательная программа), знакомятся с детьми возрастной группы, режимом и сеткой занятий для данной группы, с педагогом группы. К концу ознакомительно-адаптационного этапа со студентами составляется индивидуальный план практики:

Индивидуальный план студента-практиканта

Ф. И. О. студента

Виды деятельности Сроки Отметка о выполнении
Вступительная конференция    
Наблюдения за ребенком в разные режимные моменты    
Подбор подвижных игр по возрасту    
Наблюдение за деятельностью педагога на занятии    
Ознакомление с нормативно-правовой документацией по правам ребенка    
Участие в деловой игре    
Составление схемы «Среда ребенка»    
Оформление тематических альбомом на группе    
Наблюдение за проведением диагностического обследования детей    
Участие в общественной жизни дошкольного учреждения (конкурсы, спектакли, праздники, субботники и др.)    
Изготовление пособий для группы    
Организация подвижных игр с детьми    
Участие в конкурсе педагогического мастерства    
Итоговое совещание в дошкольном учреждении    
Заключительная конференция по практике    
Сдача отчетной документации    

 

На конструктивно-исполнительском этапе студенты постепенно переходят к наблюдениям за детской деятельностью и совместной деятельностью педагога с детьми в различные режимные моменты, рефлексии просмотренного. Например, сначала практикант наблюдает за деятельностью ребенка в разные режимные моменты, фиксирует в листе наблюдений, в конце дня проводится обсуждение проведенного наблюдения, дается задание для самостоятельной работы (подбор подвижных игр по возрасту и т.д.), в конце месяца проводится семинарское занятие.

Одна из функций педагога – осуществление преемственности в образовательной работе с семьей. С этой целью студенты предлагается подготовить некоторый материал для родителей по темам воспитателя для папок-передвижек.

На последней неделе со студентами проводится конкурс педагогического мастерства, где каждый студент награждается грамотой за определенно достигнутые успехи в педагогической деятельности воспитателя.

В течение всей практики студенты, по возможности, активно участвуют в общественной и культурной жизни коллектива: педчасах, коллективных мероприятиях, концертах, спектаклях для детей и сотрудников и др.

Каждый практикант помогает воспитателям группы в оснащении педагогического процесса: изготавливает учебные пособия, атрибуты к играм, игрушки, костюмы к спектаклям и др.

Итоговый этап охватывает последний месяц практики. В это время студенты осуществляют итоговую рефлексию практических и теоретических мероприятий и провидится конкурс педагогического мастерства, цель этих мероприятий – выявить эффективность разработанного плана работы со студентами на период практики, проанализировать результаты практики.

Составляют отчетную документацию, в т. ч. самоанализ результатов прохождения практики, для чего используется "Лист самооценки педагогической деятельности практиканта":

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.