|
Обязанности участников педагогической практики
Программа учебной практики
База – ДОУ, МОУ (школы и гимназии), педагогический колледж, ПМПК.
Сроки – 1 и 2 семестры.
Основной целью данного вида практики является введение студентов в педагогическую деятельность воспитания и развития ребенка раннего и дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формировать у студентов представления о деятельности образовательных учреждений различного типа, выполняющих разные общеобразовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие функции.
2. Развивать интерес и мотивированность на педагогическую деятельность как основу формирования профессиональной направленности.
3. Дать основы педагогических умений: наблюдать и анализировать деятельность педагога и детей, рефлексировать полученный опыт, организовывать взаимодействие с детьми.
4. Знакомить с профессионально значимыми качествами личности специалиста дошкольного образования.
5. Показать значимость дошкольного детства в развитии ребенка.
Организация практики:
В первую неделю учебы проводится установочная конференция, на которой освещаются:
1. Задачи практики.
2. Требования к студентам– практикантам.
3. Содержание работы на период практики.
4. Организационные вопросы.
5. Необходимая отчетная документация.
До начала практики в вузе проходит установочная конференция, с участием студентов, руководителей детских учреждений и преподавателей – групповых руководителей. На конференции выступают: руководители практики, руководители ОУ, методисты-консультанты. Участников знакомят с задачами и содержанием практики, особенностями ее организации, ведением необходимой документации, раздают материалы к практике: анкеты, практические задания, планы практики и др. – определяют обязанности каждого из участников практики (см. таблицу)
Обязанности участников педагогической практики
Участник практики
| Содержание обязанностей
| Курсовой руководитель
| · Подбор базовых учреждений и подписание договоров о сотрудничестве.
· Составление плана практики и отчета о его выполнении.
· Распределение студентов по базовым дошкольным учреждениям.
· Подготовка приказа о направлении студентов на практику.
· Проведение вступительной и заключительной конференций.
· Организация работы преподавателей, задействованных в практике (групповые руководители, преподаватели-консультанты, психологи и др.).
· Проведение с ними совещания, координация их деятельности.
· Разработка методических материалов к практике.
· Контроль и оказание помощи групповым руководителям, практикантам и другим участникам практики.
· Анализ и оценка деятельности каждого студента на практике совместно с групповыми руководителями
| Групповой руководитель
| · Организация и руководство работой практикантов непосредственно в базовом учреждении.
· Проведение инструктивно-методической работы с сотрудниками базового учреждения совместно с администрацией ДОУ.
· Распределение студентов по возрастным группам, утверждение их индивидуальных планов работы.
· Взаимодействие с курсовым руководителем в ходе практики.
· Планирование всей практики, организация методических часов.
· Наблюдение и анализ педагогической деятельности студентов в течение всей практики.
· Подведение итогов практики: проверка и анализ отчетной документации студентов, оценка совместно с руководителем базового учреждения их работы, подготовка выставки к заключительной конференции, составление характеристики на каждого студента и отчета практики.
· Помощь старосте группы в составлении отчета к итоговой конференции в вузе.
· Научно-методическая помощь базовому дошкольному учреждению (при необходимости).
· Участие в проведении занятий, тренингов и консультаций для студентов.
· Консультирование студентов по вопросам планирования образовательной работы, проведения обследования детей, создания конспектов занятий и других видов деятельности, организации работы с воспитателями и родителями.
· Организация коллективных наблюдений и анализа педагогической деятельности практикантов
| Заведующий ДОУ и старший воспитатель
| · Создание условий для успешного решения задач практики.
· Знакомство студентов с учреждением, сотрудниками, постановкой образовательной и административно-хозяйственной работы, интересным опытом педагогической работы.
· Организация для студентов показательных занятий воспитателей детского сада.
· Проведение совместно с групповым руководителем. инструктивного совещания по практике с коллективом детского сада, обеспечение расстановки студентов по группам и контроль выполнения плана практики.
· Наблюдение и анализ работы практикантов.
· Помощь студентам в составлении планов практики.
· Наблюдение, анализ и оценка видов деятельности студентов, их профессионально-педагогических умений и качеств личности.
· Участие в оценивании и подготовке характеристик педагогической деятельности студентов
| Воспитатель ДОУ
| · Знакомство студентов с опытом своей педагогической деятельности, планом образовательной работы, особенностями коллектива детей группы и каждого ребенка в отдельности.
· Наблюдение и анализ деятельности студентов в процессе их работы в качестве воспитателя, ее коррекция.
· Помощь в организации разных видов совместной деятельности, в работе с детьми.
· Участие в составлении характеристики и оценки деятельности, прикрепленного к нему практиканта
| Студент-практикант
| · Прохождение до начала практики медосмотра и сдача анализов, необходимых для допуска к работе в дошкольном учреждении.
· Пребывание на практике ежедневно в течение 6 ч по графику в соответствии с планом практики, утвержденным групповым руководителем.
· Выполнение всех видов работ, предусмотренных программой практики, тщательная подготовка к ним.
· Соблюдение правил внутреннего распорядка дошкольного учреждения, распоряжений администрации и руководителей практики.
· Соблюдение правил охраны жизни и здоровья детей дошкольного возраста.
· Примечание. На период практики один из студентов, работающих в дошкольном учреждении, назначается старостой группы, в обязанности которого входит помощь групповому руководителю и администрации базового учреждения в организации работы студентов.
|
После этого руководители практики, заведующий и старший воспитатель ДОУ проводят совещание в дошкольном учреждении с коллективом детского сада и назначают наиболее опытных воспитателей для руководства студентами. Их знакомят с содержанием практики, определяют место и задачи каждого члена коллектива для успешной ее организации, степень и формы включения практикантов в решение задач педагогической деятельности детского сада.
Таким образом, обеспечиваются положительный настрой на работу с практикантами и четкое представление всех членов коллектива ДОУ об их предстоящем участии в практике студентов.
На период практики студенты распределяются по детским садам по два человека на группу. Работа в паре позволяет развивать у студентов умение устанавливать контакты, договариваться с «напарником», распределять обязанности, в нужный момент оказывать друг другу поддержку и взаимовыручку.
Дети из детского сада переходят в школу, а потому важно познакомить студентов с тем, как организуется процесс адаптации ребёнка к школе. Условно назовем эту часть практики «Первые дни ребенка в школе». Студенты знакомятся с работой педагога-организатора, школьного психолога и деятельностью учителя в этом направлении.
Кроме того, студенты знакомятся с особенностями организации педагогического процесса в педколледже и с работой ПМПК.
Одним из обязательных условий проведения практики является ведение студентами Дневника, который должен включать в себя: описание деятельности за день, содержание собственной активной деятельности студента-практиканта и её рефлексивный анализ с отметкой группового руководителя. Содержание записей в Дневнике адекватно той деятельности, которую студент наблюдает и выполняет сам в данный период времени (Приложение 1).
Содержание практики:
· Посещение педагогического колледжа. Оно носит ознакомительный характер: студенты получают представление об условиях и особенностях работы педколледжа по всем направлениям его деятельности.
· Знакомство с работой ПМПК. Посещение ПМПК дает студентам представление о комплексном сопровождении развития ребенка – психологическом, педагогическом, медицинском; показывает важность и необходимость взаимодействия всех специалистов, работающих в области развития и образования детей.
· В части учебной практики «Первые дни ребенка в школе» предусматривается посещение студентами школы. Практиканты получают представление об адаптации к школьной жизни вчерашних дошкольников, посещают первые уроки первоклассников и специально организованные для них для них мероприятия. Кроме того, студенты знакомятся с работой педагога– организатора и школьного психолога.
В процессе учебной практики студенты знакомятся с работой ДОУ общеразвивающего и компенсирующего видов, реализующих различные программы («Кроха», «Радуга», «Детство» и др.), преемственные программы для обучения детей дошкольного, начального и среднего звена («2100», «Сообщество», «Рекорд-старт»), коррекционно-развивающие программы для работы с детьми с ЗПР, ОНР и др. Каждый студент знакомится с организацией работы по указанным программам в разных возрастных группах детского сада, начиная с групп раннего возраста.
В дошкольном учреждении практикант находится в течение 6 ч посменно в соответствии с графиком, утвержденным руководителем практики (примерно: 1-я смена – с 8.00 до 14.00, 2-я смена – с 11.00 до 17.00). Дни, пропущенные студентом по уважительной причине, должны быть подтверждены документально.
В первый день практики студенты знакомятся с дошкольным учреждением и педагогическим коллективом. Практиканты распределяются по возрастным группам, выбирается староста. В методическом кабинете целесообразно для студентов организовать "Уголок практиканта", где будут предоставляться информация о плане практики, методические разработки, диагностические задания, графики проведения зачетных мероприятий студентов, их график работы и др.
Руководителям и всем участникам практики необходимо помнить, что студенты еще не являются кадровыми специалистами, и их основная задача на практике – приобретение профессионально-педагогических умений. Поэтому работу с практикантами следует организовать таким образом, чтобы сначала научить их, дать время овладеть необходимыми навыками, а затем уже предлагать выполнение педагогических задач на определенном уровне.
Первоначально студенты обучаются пассивному педагогическому наблюдению за деятельностью и взаимодействием детей и взрослых (Приложение 2). Далее они получают задания различного типа, предусматривающие активное взаимодействие с детьми: установить контакт с ребенком (индивидуальная беседа, игра и т.п.); организовать какую-либо детскую деятельность с группой детей; по возможности включаться в процесс организации деятельности детей в центрах (например, в условиях реализации программы «Сообщество»); оказывать помощь воспитателю в процессе развития у детей навыков самообслуживания (умывания, приёма пищи, сбора на прогулку, возвращения с прогулки и т.д.); принимать непосредственное участие в играх детей, используя самостоятельно изготовленные дидактические пособия, атрибуты для проведения игры; организовывать презентацию нового оформления какого-либо компонента предметно-развивающей среды и мн. др.
В конце каждого дня практики студенты рефлексируют ее процесс. В ходе рефлексии особое внимание уделяется позитивным моментам в работе педагогов, взаимоотношениям детей друг с другом. Проводится самооценка действий с напарником, что получилось или не получилось во взаимодействии и самоорганизации и почему. Студенты анализируют свои действия или организованную ими деятельность. В ходе рефлексии групповые руководители вводят термины из дошкольной педагогики, психологии, поясняют непонятные моменты, выделяют и объясняют приемы, использованные воспитателями в работе с детьми.
Ежедневно работу студентов наблюдают воспитатели групп. Педагогическую деятельность практикантов изучают старший воспитатель, заведующий дошкольным учреждением, отражая результаты в "Дневнике студента-практиканта". Для учета выполнения студентами всех задач практики и видов деятельности, предусмотренных планом, можно использовать таблицу учета выполнения студентами задач практики».
Учет выполнения студентами задач педагогической практики.
Ф.И.О. студента
| Подбор игр для детей
| Проведение игр с детьми своей возрастной группы
| Участие в методических
мероприятиях
| Оказание помощи в группе
| Участие в
мастер-
классе
| Орган
совместной деятельности с
детьми
| Рекомендации
для
родителей
| Участие в праздничных мероприятиях
| Участие
в педагогическом конкурсе
| | | | | | | | | | |
Весь период практики условно делится на несколько этапов: ознакомительно-адаптационный, конструктивно-исполнительский, итоговый.
Ознакомительно-адаптационный этап длится приблизительно 2-3 посещения в зависимости от готовности студента к профессионально-педагогической деятельности и его индивидуально-психологических особенностей. В этот период студенты знакомятся с содержанием работы ДОУ (цели, задачи на учебный год, реализуемая образовательная программа), знакомятся с детьми возрастной группы, режимом и сеткой занятий для данной группы, с педагогом группы. К концу ознакомительно-адаптационного этапа со студентами составляется индивидуальный план практики:
Индивидуальный план студента-практиканта
Ф. И. О. студента
Виды деятельности
| Сроки
| Отметка о выполнении
| Вступительная конференция
|
|
| Наблюдения за ребенком в разные режимные моменты
|
|
| Подбор подвижных игр по возрасту
|
|
| Наблюдение за деятельностью педагога на занятии
|
|
| Ознакомление с нормативно-правовой документацией по правам ребенка
|
|
| Участие в деловой игре
|
|
| Составление схемы «Среда ребенка»
|
|
| Оформление тематических альбомом на группе
|
|
| Наблюдение за проведением диагностического обследования детей
|
|
| Участие в общественной жизни дошкольного учреждения (конкурсы, спектакли, праздники, субботники и др.)
|
|
| Изготовление пособий для группы
|
|
| Организация подвижных игр с детьми
|
|
| Участие в конкурсе педагогического мастерства
|
|
| Итоговое совещание в дошкольном учреждении
|
|
| Заключительная конференция по практике
|
|
| Сдача отчетной документации
|
|
|
На конструктивно-исполнительском этапе студенты постепенно переходят к наблюдениям за детской деятельностью и совместной деятельностью педагога с детьми в различные режимные моменты, рефлексии просмотренного. Например, сначала практикант наблюдает за деятельностью ребенка в разные режимные моменты, фиксирует в листе наблюдений, в конце дня проводится обсуждение проведенного наблюдения, дается задание для самостоятельной работы (подбор подвижных игр по возрасту и т.д.), в конце месяца проводится семинарское занятие.
Одна из функций педагога – осуществление преемственности в образовательной работе с семьей. С этой целью студенты предлагается подготовить некоторый материал для родителей по темам воспитателя для папок-передвижек.
На последней неделе со студентами проводится конкурс педагогического мастерства, где каждый студент награждается грамотой за определенно достигнутые успехи в педагогической деятельности воспитателя.
В течение всей практики студенты, по возможности, активно участвуют в общественной и культурной жизни коллектива: педчасах, коллективных мероприятиях, концертах, спектаклях для детей и сотрудников и др.
Каждый практикант помогает воспитателям группы в оснащении педагогического процесса: изготавливает учебные пособия, атрибуты к играм, игрушки, костюмы к спектаклям и др.
Итоговый этап охватывает последний месяц практики. В это время студенты осуществляют итоговую рефлексию практических и теоретических мероприятий и провидится конкурс педагогического мастерства, цель этих мероприятий – выявить эффективность разработанного плана работы со студентами на период практики, проанализировать результаты практики.
Составляют отчетную документацию, в т. ч. самоанализ результатов прохождения практики, для чего используется "Лист самооценки педагогической деятельности практиканта":
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|